Московский журнал | Е. Предеин | 01.08.1999 |
«Не учи безделью, а учи рукоделью».
В.И.Даль
О женском рукоделии говорится уже в Домострое (XVI век): «Добры жены рукодельны… в прядиве и пяличном деле». В светлицах и в курных крестьянских избах пряли пряжу, ткали полотна, шили одежду, вышивали. Значительно позже в Россию пришло вязание.
Иноземцы уже тогда отмечали умение русских женщин прекрасно вышивать шелком и золотом.
При русской царице вышивальщицами состояли жены и дочери служилых людей во главе с боярынями. У бояр и торговых людей этим занимались крестьянские жены и дочери.
Иногда искусство вышивальщиц боярыни могло сослужить службу и самому боярину. Так, по преданию, случилось с Василием Волынским, который стал во главе Посольского приказа благодаря высокому искусству… вышивальщиц своей супруги.
Первыми рукодельными «школами» были женские монастыри. Там послушниц учили вышиванию, золототкачеству, шитью жемчугом и бисером. Из рук мастериц выходили одеяния для священников, диаконов и псаломщиков, напрестольные и жертвенные пелены и «воздухи», шитые шелком и гладью. Первое в России упоминание о закупке иголок и наперстков содержится именно в приходно-расходных монастырских книгах.
В Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ) сохранился Устав Московского общежительного девичьего монастыря (середина XIX века), который строго регламентировал работу рукодельных мастерских. Она начиналась в 9 часов утра и продолжалась до 6 часов вечера с перерывами на трапезу и чай. Послушницам напоминалось, что это не светские девичьи посиделки: «Занятия рукоделием совершаются в молчании, с умной Молитвой, допускаются только относящиеся к делу необходимые вопросы и объяснения». Лишь в воскресенье и в праздничные дни мастерицы отдыхали.
Неудивительно, что во всем мире, в том числе в России, в первую очередь монастыри дали высокохудожественные образцы рукодельного творчества.
В XIX веке началось систематическое рукодельное образование в России. Рукоделие было введено в общеобразовательные программы всех школ; кроме того, существовали специальные заведения для подготовки мастериц-профессионалов в области рукоделия.
В сельских воскресных и церковноприходских школах девочек учили вязать чулки и шить белье. Постепенно эти занятия распространились на двух- и трехклассные городские школы, начальные и сельские городские училища, епархиальные женские училища и — позже — на училища ведомства императрицы Марии Федоровны. В начальных классах рукоделию отводилось два часа в неделю, обычно во второй половине дня. Ученицы старших классов могли заниматься рукоделием в перерывах между уроками. Они шили форменные платья, белье, вязали чулки. После уроков кройки по методике Теодор воспитанницы начинали шить не только форменные, но и светские платья. Окончившие училища воспитанницы часто сами становились учительницами рукоделия.
Постепенно рукодельным образованием заинтересовались общественные организации. Так, Комиссия по женским ремеслам при Политехническом музее в Москве, образованная в 1896 году, стала инициатором разработки систематических программ по рукоделию для общеобразовательных школ и училищ. Прежние опыты в этом деле разработчики считали излишне индивидуализированными. Ставилась задача создания методики обучения больших групп детей, специальных учебников, соответствующей материальной базы. Кроме главного — привить девочкам основные навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни, имелось в виду получение профессии учительниц рукоделия теми, кто этого захочет. Однако рукоделие не было самоцелью. Требовалась «выработка совокупности навыков, привычек, способностей и умений, которые должны развиваться в девочках посредством обучения рукоделию».
Программа обучения включала знакомство со стежками и швами на образцах, предварительный курс шитья, основы вышивания, элементы кройки, вязание крючком и вышивание крестом. Вышивание гладью, изготовление искусственных цветов из бумаги и шерсти, вышивание подушек, кройка и шитье платьев в общеобразовательных школах не изучались. Однако позже для старших классов в программу были введены кройка белья и платьев, ознакомление с платьенными швами.
После того как Комиссия по женским ремеслам перешла в ведение учебного отдела Московского музея прикладных знаний, решено было собрать работы учащихся различных школ России. Музей прикладных знаний пополнился образцами рукоделия Московского мещанского училища, школы княжны Львовой в селе Спасском, коллекциями штопок. Поступили сюда работы по шитью и вязанию — наволочка с прошивкой, фартук, французская рубашка (мы уже и не знаем, что это такое), детские панталоны, детская ночная кофточка… Все это позволило открыть 15 марта 1898 года выставку учебных пособий и рукоделия в здании Соляного городка. Выставка имела большой успех.
В конце XIX — начале XX века примеру общеобразовательных школ и епархиальных училищ последовали частные школы и учебные заведения. В дворянских поместьях М.Д.Путиловой, П.Д.Тенишевой, выше упомянутой княжны Львовой, а также в селах Полька Елецкого уезда Орловской губернии, Подлесном Михайловского уезда Рязанской губернии и других были открыты школы кружевниц, вышивальные и рукодельные школы. Женское профессиональное училище имени Варвары Лепешкиной организовало у себя отделение домоводства, где учили кройке, шитью на руках и на машине простейшего платья и белья, вязанию, вышиванию меток (крестом и гладью), штопке и починке белья и платья. Институт московского дворянства для девиц благородного звания имени императора Александра III имел в своем штате двух учительниц рукоделия на 225 учениц приготовительного и семи общих классов. Зарплата каждой составляла 420 рублей в год.
Для тех женщин, которые ранее не получили рукодельного образования, открывались курсы кройки, шитья и рукоделия при «Обществе распространения между образованными женщинами практических знаний, необходимых в домашнем быту» (Устав Общества был утвержден МВД России 17 декабря 1887 года). Весной 1911 года на Пасхальной неделе в здании Московской городской Думы Обществом была организована выставка рукоделий посетительниц курсов.
Все это пригодилось российским женщинам в годы революционного лихолетья, гражданской и Великой Отечественной войн. Шили, перешивали, перекраивали, перелицовывали, штопали, чинили — и умудрялись прилично одевать себя, своих мужей, братьев, детей…