Русская линия
Московский журнал И. Магер01.08.1999 

Одиссея Федора Конюхова
Кажется, на путях земных для него нет невозможного…

Федор Филиппович Конюхов (родился в 1951 году) — заслуженный мастер спорта, художник, этнограф, яхтенный капитан — в настоящее время является одним из известнейших путешественников в мире. Кажется, на путях земных для него не существует невозможного. Человека, обогнувшего земной шар, достигшего полюса, поднявшегося на Эверест, повсюду приветствуют как героя. Все это, да и многое другое, совершил Федор Конюхов! Чего стоит только программа «Семь вершин мира», в рамках которой он с 1992 по 1997 год последовательно покорил высочайшие пики всех континентов: Эльбрус (Европа), Эверест (Азия), массив Винсон (Антарктида), Аконкагуа (Южная Америка), Килиманджаро (Африка), пик Косцюшко (Австралия), пик Мак-Кинли (Северная Америка). Одного этого с лихвой хватило бы «для бессмертия».
А вот перечень основных его экспедиций помимо альпинистских:
1977 год — плавание на яхте по маршруту В. Беринга;
1981 год — поход на собаках через Чукотку;
1985 год — экспедиция по маршруту В.К.Арсеньева и Дерсу Узала;
1988 год — лыжный трансантарктический переход СССР — Северный полюс — Канада в составе международной группы;
1990 год — первым из русских путешественников в одиночку достиг Северного полюса;
1990 — 1991 годы (224 дня) — одиночное кругосветное плавание на яхте «Караана»;
1992 — 1994 годы (508 дней) — вторая «кругосветка» на яхте «Формоза» с заходом в порты пяти континентов;
1995 — 1996 годы — одиночный поход к Южному полюсу с восхождением на массив Винсон.
Для полноты картины остается добавить, что и здесь перечислено далеко не все — только «избранное"…
Профессии путешественник нет. На путешественника нигде не учат. Можно быть профессиональным моряком, лыжником, альпинистом, велосипедистом, — но лишь некий неизъяснимый зов превращает тебя в вечного паломника. В свое время А.П.Чехов, человек, казалось бы, сугубо «домашний», внезапно ощутил этот зов. Не обращая внимания на общее недоумение, а то и насмешки, сорвался с места и через всю страну отправился на далекий угрюмый Сахалин, ибо не мог больше выносить того, что «мы только сидим в четырех стенах и жалуемся, что Бог дурно создал человека». Чуть раньше в статье о Пржевальском, тоже выдающемся путешественнике, он все объяснил: «В наше больное время, когда европейские общества обуяла лень, скука жизни и неверие, когда всюду в страшной взаимной комбинации царит нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности — это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих… и лгущих ради куска хлеба, что кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели».
Именно так — подвиг, вера и ясно осознанная цель.
Последнее путешествие Федора Конюхова было исполненно драматизма. Впервые русский участвовал в кругосветной гонке яхт-одиночек «AROUND ALONE», которая по сложности стоит на втором месте в мировой классификации. Гонка стартовала в сентябре 1998 года из Чарлстона (США) и включала четыре этапа: Чарлстон — Кейптаун (ЮАР), Кейптаун — Окленд (Новая Зеландия), Окленд — Пунта дель Эста (Уругвай) и Пунта дель Эста — Чарлстон. Автором проекта и спонсором Федора Конюхова выступил Современный Гуманитарный университет, арендовавший во Франции 18-метровую яхту. В продолжение всей гонки Федор имел постоянную спутниковую связь со своим штабом в СГУ — «береговой командой», состоящей практически из одного его сына Оскара.
Телекс от Федора (16 октября 1998 года, зона Долдрам, самое узкое место между Южной Америкой и Африкой): «Привет всем… Я попадаю из штормовых условий в полный штиль. Сейчас ветер 30 узлов, через минуту — всего 5. У меня даже минуты нет для отдыха… Руки разбухли от соленой воды, и я уже не могу дождаться, когда поймаю юго-восточные пассаты и войду с ними в Южную Атлантику. Французы называют это место «черной дырой». Я с ними полностью согласен… Меня несет к берегам Бразилии, такое ощущение, что Амазонка засасывает меня…»
Телекс (20 октября 1998 года): «Здравствуйте, мои хорошие… За последние сутки прошел 190 миль. Основная моя задача на сегодняшний день — это пройти край Бразилии, не меняя галса. Учитывая, что ветер идет с юго-востока, приходится биться за каждую милю. Яхте не нравится идти встречным ветром, ее огромный плоский корпус врезается в волны, вибрирует и гремит как барабан… Земли не вижу, но чувствую ее запах — запах скошенной травы…»
20 октября яхты начали пересекать экватор. Первым это сделал француз Марк Терселин, за ним француженка Изабель Аттисье, после нее — англичанин Майк Голдинг. Четвертым к экватору подошел Федор Конюхов. Из разговора со штабом по спутниковому телефону (25 октября 1998 года):
— Здравствуй, Федор, поздравляем тебя с пересечением экватора. Чем объясняется твое отставание от лидеров?
— Сказалась нехватка гоночного опыта. Вокруг света-то я иду в третий раз, но впервые — как участник международной гонки…
— Как тебе твоя яхта? Ведь ты до этого не водил спортивные яхты.
— Моей яхте 8 лет, по сравнению с яхтами соперников она, конечно, старовата… Иногда становится страшно, когда яхта при скорости 20 узлов выходит на глиссирование… Вчера ночью встретил судно — российское, из Петербурга, разговорились с вахтенным начальником по рации. Оказалось, что мы вместе в один год заканчивали Кронштадтскую мореходку, я на механика, а он на штурмана…
Дальше события приняли неожиданный оборот. У яхты Федора Конюхова начал отрываться 4,5-метровый 4-тонный киль. Идя встречным ветром и испытывая сильнейшие сотрясения и удары, яхта «слабела», грозя переломиться пополам. В яхту стала поступать вода. Гоночный комитет предложил Федору зайти в ближайший порт, что означало бы отказ от дальнейшего участия в гонке. Конюхов продолжал спускаться в «ревущие сороковые» широты, сообщив на берег: «на борту паники нет…» После этого отказал авторулевой, нарушилась система рулевого управления. Гоночный комитет еще трижды предлагал Федору Конюхову прекратить гонку, но он все же дошел до Кейптауна — буквально за несколько минут до установленного срока, по истечении которого последовала бы дисквалификация.
На втором этапе положение с яхтой не улучшилось. Федор Конюхов не успел прибыть в Окленд к назначенному сроку. Чтобы избежать дисквалификации, ему пришлось наконец выйти из гонки, попросив и получив разрешение продолжить плавание по официальному маршруту. Покидая гонку, Федор Конюхов выразил сожаление, но заметил при этом, что его основной целью является все-таки не гонка, а кругосветное путешествие, которое он и завершил 27 мая 1999 года в Чарлстоне. Лохматого и бородатого, его встречали сын Оскар и жена Ирина. Поскольку он перестал быть участником гонки, официальной встречи не было. Конюхова это не огорчило. «Я считаю, что участвовал в гонке, — сказал он. — Я соревновался с самим собой. Это и есть гонка. Здесь выигрываешь, даже если прибываешь последним…»
Федор Конюхов не стал гонщиком. Остался путешественником…


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru