Московский журнал | А. Петушков | 01.07.1999 |
Путь мой к древнему Торопцу начинался в Великих Луках. Автобус ехал равнинной местностью через долгие леса. Нависший дождь прерывался ослепительными прорывами солнца, и тогда мир сверкал первозданной красотой. Мы проезжали мимо маленькой деревеньки, и в момент, когда солнце в очередной раз вспыхнуло, на улицу вышла женщина в старинном русском наряде. Это было немного странно. Неужели так обносился деревенский житель, что за последним полез в бабушкин сундук?
В Торопце напротив гостиницы за небольшой площадью возвышались две церкви. С них и начался цикл моих торопецких пастелей. Церкви эти — Никольская и Покровская. Никольская, 1669 года, — первое здешнее каменное сооружение. До времен Екатерины II это был монастырский храм. Грузный, какой-то осевший… А рядом с ним взлетает Покровская церковь, поставленная местным купцом Яковом Труфановым в 1776 году. Парящее барокко, удивительная игра устремленных ввысь форм. Безвестный архитектор создал храм, способный украсить любую из древних столиц России. Колокольню, соединяющую ансамбль этих храмов, взорвали в 30-х годах, и ныне Покровская церковь стала архитектурной доминантой северной части Торопца.
Древнейшая часть города расположена на озерах Соломено и Небено, соединенных двумя протоками реки Торопы. Сама природа создала остров, где возник в XVI веке торопецкий Кремль, называемый Новым городом, или городищем Красный вал. От него сохранились только остатки валов. В XVIII веке на территории бывшего Кремля возведены дошедшие до нас Богоявленская церковь 1764 года и Корсунский собор 1798−1804 годов. Поразительно совершенна Богоявленская церковь. На двух совмещенных четвериках, гармонично поддерживая друг друга, стоят собственно церковь и небольшая колокольня. Корсунский собор построен на месте древней Одигитриевской церкви архитектором из Смоленска Осипом Спиркиным на деньги, пожертвованные Павлом I. Рядом с собором до войны возвышалась огромная колокольня, которая собирала и держала всю панораму южной части города. Главной святыней собора была икона Корсунской Богоматери, привезенная из Византии через Корсунь в Полоцк в XII веке княгиней Евфросинией. В 1239 году икону привезла в Торопец невеста Александра Невского — дочь полоцкого князя Брячеслава Александра. В Торопце и состоялась свадьба Александра Невского.
Через мост, к югу от Нового города на берегу озера Соломено находится один из древнейших памятников славянского оборонительного зодчества — Высокое Малое городище. Его огромные валы окружают почти круглую чашу Кремля XII века, где находился княжий терем Александра Невского. Но строителем Высокого Малого городища принято считать первого торопецкого князя Мстислава Храброго — родного деда матери Александра Ярославича. Здесь, как редко где, ощущаешь древнюю Русь. Особенно если смотришь в сторону обширного озера Соломено с пустынными пространствами за ним. Еще одна древность, подобной которой, может быть, не встретишь больше ни в одном из древнерусских городов, — валы Старого Большого городища, обходящие укрепления Высокого Малого. Большое городище ряд историков связывает со столицей славянского племени кривичей — Кривитеском (Кривит, Кривечь). Но планомерных раскопок здесь не было. Местное название этого древнейшего поселения славян — Привалье.
Нынешний Торопец раскинулся на северном берегу Торопы, отступив от своих городищ за реку. Его живописными форпостами были храмы торгового посада XVIII века. Особенно выделялась Воскресенская церковь. К великому сожалению, все они исчезли в предвоенные годы. В краеведческом музее я увидел фотографию посада, она стала толчком к созданию пастели «Посадские храмы Торопца». От сохранившихся торговых рядов хорошо видна Успенская церковь 1768 года. Ее колокольня, также уничтоженная, организовывает пространство восточной стороны Торопца. Гибель торопецких колоколен привела к тому, что город распался, приходится мысленно собирать его первозданный образ. Но это трагедия многих русских городов.
Несмотря на утраты, Торопец сохранил свою милую живописность. Прогулки по нему не утомляют, они полны неожиданностями. На его улицах нередко останавливаешься перед каменными домами елизаветинского барокко. Торопецкие купцы середины XVIII века строили много и добротно. Это время расцвета городской архитектуры.
Здесь нет значительных памятников прошлого века. Разве что усадьба Подгородняя в двух километрах от города, построенная уездным предводителем дворянства А.М.Челищевым. Барский дом усадьбы — редкий и благородный памятник александровского классицизма. Отсюда видна панорама Торопца, которую пытается удержать взлетающая свеча церкви Покрова.