В 1853 году, когда начиналась Крымская война, богатый удачливый предприниматель К.Т.Солдатенков был известен только в московской деловой среде и в старообрядческих кругах. Лишь немногие знали, что он член Московского художественного общества с десятилетним стажем, уже привез из Рима купленную там у Карла Брюллова знаменитую «Вирсавию», тем самым на несколько лет опередив П.М.Третьякова в собирательском деле. В конце 1853 года К.Т.Солдатенков пожертвовал на военные нужды 11 тысяч рублей. Эти деньги, как и все последующие, были предназначены для закупки провианта (так называемые артельные суммы), обмундирования, «госпитальных вещей», но не вооружения. В 1855 году Солдатенков стал членом комитета по принятию пожертвований. В мае следующего года он внес 80 тысяч на постройку 200-местного корпуса при Николаевской Измайловской больнице, которая должна была принять солдат-инвалидов, участников обороны Севастополя. В праздник Преображения вместе с другими московскими купцами Солдатенков организовал их торжественную встречу. Семьям защитников Севастополя Солдатенков еще в 1855 году выделил 10 тысяч рублей серебром из полученного им по завещанию капитала умершего купца Рахманова. В октябре 1856 года сделал взнос на постройку церкви в Севастополе, а через месяц подарил «лейб-гвардии второму стрелковому баталиону пять образов в резных кипарисовых рамах с серебряными с позолотой ризами стоимостью 20 тыс. рублей». За эту свою деятельность он получил немало высочайших благодарностей, которые были подкреплены двумя Станиславами, одним Владимиром и одной Анной. Через 20 с лишним лет после окончания Крымской войны Управление общественного попечения о раненых и больных воинах вспомнило о «госпитальных» заслугах Солдатенкова, и по представлению этого Управления он был награжден высочайше установленным знаком Красного Креста1.К.Т.Солдатенков был коммерции советником, гласным Московской городской думы, членом множества обществ, комитетов, советов. Но особенно он дорожил почетным членством в Румянцевском музее. До самой своей смерти, то есть в течение 40 лет, Солдатенков был благодетелем музея, которому завещал свою личную библиотеку и собрание живописи и скульптуры2. После закрытия музея в 1924 году собрание живописи былораспределено между Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств и Государственным Музейным фондом. Из этого гигантского запасника шло пополнение музеев провинции и снабжение торговых организаций. В 1924—1930 годы в Севастополь было вывезено из Москвы 30−35 картин. Среди них из собрания К.Т.Солдатенкова: «В коридоре окружного суда» Н.А.Касаткина, «Похороны ребенка» К.Е.Маковского, «На морском берегу» В.Д.Орловского, «Сосна» А.И.Мещерского, «Пейзаж с фигурой дровосека» Б.А.Линдхолма, «Сироты» А. Л.Ржевской3,4.Так Севастополь уже после смерти Солдатенкова получил еще один дар от него. В Великую Отечественную войну в музее Севастополя погибло свыше тысячи экспонатов, среди них более 200 картин5. Но солдатенковские — уцелели. По количеству картин из его собрания Севастопольский музей уступает только Третьяковской галерее, музеям Омска и Ставрополя, — и в этом отношении Севастополь прочно стоит в ряду русских городов… 1. РГАЛИ. Ф.680, оп.1, д. 631.
2. Московский Публичный и Румянцевский музей. 50-летие Румянцевского музея 1862−1912. М., 1913.
3. РГАЛИ. Ф.686, оп.1, д. 78, лл.43, 68.
4. А.Г.Корнеев. Севастопольская картинная галерея. Каталог. Симферополь, 1931.
5. РГАЛИ. Ф.962, оп.11, д. 237, лл.235−292.