Московский журнал | Г. Терентьева | 01.04.1999 |
Опора на духовную основу христианской культуры присуща творчеству молодого живописца Натальи Кургузовой. Она окончила детскую художественную школу в Калуге, затем московскую среднюю художественную школу. Училась у Г. Н.Герасимова, И.С.Глазунова. Выпускница, а ныне преподаватель Российской Академии живописи, ваяния, зодчества. Шесть лет была в мастерской портрета у Л.С.Хасьяновой. В работах, выполненных в стенах Академии, Наталья Кургузова заявила о себе как о художнике, способном в эмоционально напряженной форме решать сложные живописно-композиционные задачи.
Ее дипломная работа «Патриарх Тихон в 1918 году в Москве у памятника Александру III рядом с храмом Христа Спасителя» (1997) — не просто исторический портрет, но глубокая психологическая характеристика святейшего, прославленного Русской Православной Церковью. Размеры полотна (3×2 м) отвечают масштабу творческого замысла — выразить великую скорбь и силу духа патриарха Тихона перед лицом трагедии русского народа, его решимость и твердость в вере. Грозовое небо, порыв ветра, развевающий одежды, усиливают ощущение трагизма. Святейший изображен в рост, фронтально, раскрыт в своем движении, распахнут навстречу страшному миру.
Органичен для Натальи Кургузовой и интерес к личности святой мученицы Российской Великой княгини Елизаветы Федоровны. Подвижницу, создательницу Марфо-Мариинской обители Милосердия она изобразила на фоне стен обители в белом облачении настоятельницы. В колорите картины нет открытой напряженности и контрастности, как в полотне «Патриарх Тихон», но в сдержанности цвета — затаенная тревога, предчувствие неотвратимого. Мастерское изображение неба подчеркивает одухотворенность облика Елизаветы Федоровны.
Портрет, тяготеющий к исторической картине, удается Наталье Кургузовой, хотя она еще в начале творческого пути. Конкретность в ее полотнах — символична, ее картины проникновенны и искренни. У нее уже немало работ: не менее пятидесяти портретов, натюрморты, композиции, рисунки, эскизы, но жанр исторического портрета наиболее близок, что обусловлено нравственным выбором.