Русская линия
Московский журнал01.04.1999 

Летописец
Семь информационных сообщений о наиболее интересных событиях в культурной жизни Москвы

4−5 декабря 1998 года
Московский архитектурный институт
Город Электроугли Московской области
Столетие Н.И.Брунова

В конце прошлого года было торжественно отмечено 100-летие со дня рождения выдающегося русского ученого и педагога Н.И.Брунова (1898−1971), посвятившего свою жизнь изучению архитектуры и открывшего миру восхитительную красоту древнерусского зодчества. В Московском архитектурном институте, где преподавал Николай Иванович, состоялась научная конференция, а в городе Электроугли (бывшее село Каменка, где жили его предки) — вечер памяти. Коллеги, ученики и почитатели Н.И.Брунова прочитали интересные доклады, поделились воспоминаниями о его жизни и творчестве, родителях и предках.
Его отец — Иван Петрович Брунов — был одним из трех сыновей богородского купца 2-й гильдии, потомственного почетного гражданина Петра Григорьевича Брунова (1840−1902). Обуховские ковры принесли заслуженную славу основателю ковроткачества в России Михаилу Матвеевичу Брунову, двоюродному брату Петра Григорьевича.
Несколько фабрик П.Г.Брунова по производству сукна, парусины, мешковины, клеенки и ковров располагалось в небольшом сельце Каменка-Любимовское Богородского уезда Московской губернии. Здесь и жили Бруновы в трехэтажном каменном доме, дошедшем до нас в сильно измененном виде. Петр Григорьевич делал большие вклады в церковь великомученика Никиты погоста Лужки, где много лет был церковным старостой. «За учреждение в 1899 г. на собственные средства в погосте Лужках Бронницкого уезда церковноприходской школы и содержание оной» в 1901 году по указу Государя Императора Николая Александровича он был награжден орденом святой Анны 3-й степени.
По инициативе П.Г.Брунова было составлено прошение и построен в 1900 году в селе Каменка пятикупольный трехпрестольный храм из красного кирпича в византийско-новорусском стиле во имя Святой Живоначальной Троицы. Половина суммы на возведение храма была пожертвована Петром Григорьевичем. 24 апреля 1902 года по указу Государя была вручена грамота Правительствующего сената на присвоение звания потомственных почетных граждан ему и всему его роду. Умер Петр Григорьевич 21 июня 1902 года, вскоре умерла и его жена Мария Гавриловна, всю жизнь помогавшая ему. Они были похоронены в фамильном склепе возле церкви Святой Троицы в Каменке. И поныне там стоит красивый памятник из черного мрамора.
Двое из трех сыновей, Владимир и Иван, стали наследниками и владений отца, и его долгов. Каменный усадебный дом с флигелями достался Владимиру, Ивану отошел более скромный одноэтажный деревянный дом в соседнем регулярном липовом парке, сохранившемся до настоящего времени. Братья делали богатые вклады в строкинскую церковь великомученика Никиты. В 1901 году Иван Петрович был избран первым старостой Троицкой церкви в Каменке.
В Москве И.П.Брунов снимал зимнюю квартиру в Басманной части. Здесь, на улице Красносельской, 6, у него и его жены Анны Павловны 13 ноября 1898 года родился единственный сын — Николай Иванович. Младенца окрестили в церкви святого великомученика Никиты на Старой Басманной. В 1908 году 10-летний Николай Брунов поступил на гимназическое отделение московского Петропавловского училища, где обучался до 1917 года, затем учился в Московском университете на отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета. Здесь Николай Брунов познакомился с будущим доктором искусствоведения Михаилом Алпатовым, дружба с которым никогда не прекращалась. Алпатов отмечал недюжинные способности Брунова. Экстерном окончив университет в 1920 году, Николай Иванович стал помощником хранителя христианского отдела музея изящных искусств при университете и готовился к профессорскому званию. Тогда и началась его научная деятельность.
За большие заслуги и многолетнюю работу в высшей школе и в связи с 55-летием Николай Иванович Брунов был награжден высшей наградой страны — орденом Ленина. 46 лет он отдал педагогической деятельности, в частности в Московском архитектурном институте, где читал лекции по всеобщей истории архитектуры. По воспоминаниям его ученицы Я.В.Татаржинской, «студенты настолько были влюблены в его лекции, что не пропускали их и даже посещали аспирантские… Упоительно красивая русская речь, духовная насыщенность повествования, необычный показ слайдов с тщательно подобранным музыкальным сопровождением…»
Он неустанно пропагандировал памятники мировой и отечественной культуры. Его работы по древнерусскому зодчеству XI—XIV вв.еков имеют всемирное значение. Научное наследие Н.И.Брунова велико и еще недостаточно изучено. Приблизительное число печатных трудов достигает 100 наименований. «Н.И.Брунов представлял собой тип ученого, которого еще не было у нас», — утверждал М.В.Алпатов.

28 января 1999 года
Выставочный зал «Творчество»
(Таганская улица, 31/22)
Три молодых художника

Эта выставка собрала вместе трех молодых живописцев — Надежду и Сергея Борисовых и Андрея Лысенко. Потомственные художники, они, как и родители их, продолжают традиции классической русской живописи. Полотна Сергея Борисова оптимистичны, проникнуты свежими впечатлениями («В деревне», «Солнечный день. Зима»). Необычна картина «Мозаика моря»: морское дно с причудливыми морскими обитателями действительно смотрится как мозаика. Работы Надежды Борисовой — светлые, романтичные, немного загадочные («После сенокоса», «Юность», «Золотая осень»).
Андрея Лысенко, о котором наш журнал уже писал, привлекают темы русской жизни, истории. «Интерьер деревянного храма» — работа из серии подобных картин. Энергичными мазками изображен свет, мягко разливающийся по бревенчатым стенам, холодный свет улицы контрастирует с теплым мерцанием свечей. В картине есть свежесть ощущений человека, впервые перешагнувшего порог деревянного храма. Замысел работы «Святые жены Руси» родился из наблюдений за жизнью монахинь Хотьковского монастыря.
Наряду с историческими композициями на выставке немало произведений А. Лысенко, изображающих современность. Например, картина «Мотоциклист едет отдыхать на природу». Интересен в ней свето-теневой контраст: мягкий — свет заката, яркий электрический — фары и средний, уравновешивающий их, — горящий вдалеке костер. В картине отражено стремление к естественности, целостности. Выставка показала, что молодые художники достойно продолжают традиции русской живописи.

23−24 января 1999 года
Усадьба Голицыных
(Большие Вяземы Московской области)
VI Голицынские чтения

Гостеприимный Голицынский дворец шестой раз собрал ученых, музейных работников, краеведов, любителей русской истории. Программа Чтений была обширной, секция «Род Голицыных в истории Отечества» работала в каминном зале, «Пушкин и его время. Пушкин и Голицыны» — в соседней Круглой гостиной.
К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина музей готовит выставку в Голицынском дворце, должен завершить реставрацию флигеля, в котором будут проводиться конференции, восстановит по сохранившимся документам дом М.А.Ганнибал в Захарове, где планируется открыть экспозицию, посвященную детским годам поэта. Для участников и гостей Чтений в конце первого дня состоялся концерт солистки Москонцерта Людмилы Ковалевой «Романсы пушкинской поры».

6 февраля 1999 года
Союз писателей России
(Комсомольский проспект, 13)
Вечер-встреча творческой интеллигенции
России и Югославии, посвященный
созданию в России Сербской
культурной автономии

Конечно, Россия для живущих в ней сербов — не чужбина. Создание Сербской культурной автономии продиктовано потребностью еще большего сплочения нации. Сегодня Югославия подвергается неслыханно грубому и бесцеремонному международному шантажу, ее буквально разрывают на части. Но сербы не из тех, кто сдается на милость захватчику и разорителю. Сербов не превратить в разбредшееся без пастыря стадо. Беда объединяет их.
В актовом зале Союза писателей России собрались общественные деятели, деятели культуры и науки, политики, сербские гости: поэт Зоран Костич, посол Союзной Республики Югославия в России Борислав Милошевич, Союзный министр информации Республики Югославия Горан Матич и многие другие. Выступали артисты Московского Художественного театра имени А.М.Горького; в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Ждановой звучали русские романсы; лауреат международных конкурсов Леонид Шумский пел сербские песни. Сербы сердечно приветствовали главного редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева, главного редактора газеты «Русский вестник» Алексея Сенина, главного редактора «Московского журнала» Анну Грушину.
Говорили о Сербии, говорили о России — сегодня оба братских народа переживают одни и те же тяготы: сепаратизм, предательство «пятой колонны», натиск «нового мирового порядка» и его международного жандарма — США, стремящегося стереть с лица земли нашу веру и нашу культуру. Последнее тому подтверждение — оголтело неправедный, воистину окаянный по своей бесчеловечности демарш США и НАТО в поддержку косовских сепаратистов-албанцев, изгоняющих сербов с их исконных земель, пытающихся завладеть ни много, ни мало колыбелью сербской государственности. О злодеяниях так называемой «Освободительной армии Косово», о ее терроре прекрасно знают натовские «миротворцы», — однако именно сербов готовится бомбить их авиация, именно сербы, отстаивающие правое дело, для «мирового сообщества» — преступники! Тот же тон «мировое сообщество» все больше усваивает и в отношении России. Вновь подтверждается старая истина: домостроительство Божие возложило на русский и сербский народы одну задачу, одну миссию и исполнением этой миссии неразрывно связало нас.

19 февраля 1999 года
Московский гуманитарный университет
(Никольская, 15)
Книга «Бутовский полигон»

Состоялась презентация книги «Бутовский полигон». С 8 августа 1937 по 19 октября 1938 года здесь было расстреляно 20 765 человек. Книга стала своеобразным справочником-каталогом для людей, потерявших своих родственников в то время. В трех выпусках книги содержатся сведения о реабилитированных и нереабилитированных людях, биографические данные из архивов следственных дел, статьи, документы, литографии. В одной из статей рассказывается об истории усадьбы Дрожжино в Бутове, которую в 1935 году превратили в полигон. Большинство расстрелянных — священнослужители, а также крестьяне, которым вменялись в вину «постоянные высказывания о недовольстве существующим строем». На бутовском полигоне также производились захоронения, но количество погребенных людей определить трудно, так как трупы сюда свозили и из других тюрем. Многие были потрясены, впервые узнав из этой книги о судьбе своих безвестно пропавших близких.
Выступившие на вечере составители книги — Л.А.Главкова, К.Ф.Любимова, отец Кирилл Коляда из храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских — рассказали о том, как трудно было добыть нужные сведения и документы, часто первоначально знали только фамилию, имя, отчество человека, даты рождения и смерти. Но все, трудившиеся над этой книгой и считали своим долгом сохранить память о пострадавших за веру.

23 февраля 1999 года
Центральный Дом работников искусств
(Пушечная, 9)
Вторники «Московского журнала»
Вечер, посвященный
Валентине Степановне Гризодубовой

Рассказом о ее жизни и судьбе был открыт третий номер «Московского журнала». «Вторник» еще раз показал, что Валентина Степановна Гризодубова была не только Героем войны и труда, заступницей и спасительницей всех попавших в беду и несправедливо обиженных, но и широко образованным человеком, прекрасной пианисткой, тонкой ценительницей классического искусства, наконец, одной из обаятельнейших женщин своего времени. Ее дом всегда полнился гостями — поэтами и писателями, артистами, музыкантами: читали стихи, пели, музицировали. Атмосфера тех встреч, казалось, перенеслась в Выставочный зал ЦДРИ, где проходил вечер. На сцену поднимались артисты, которых помнят стены квартиры Гризодубовой. В зале сидели люди, близко знавшие Валентину Степановну при жизни, с ней воевавшие и работавшие. Была внучка С.П.Королева, спасенного Гризодубовой от гибели. Демонстрировался документальный фильм, запечатлевший Валентину Степановну на фоне ее прекрасной и трагической эпохи. Читались ее письма, звучала ее любимая музыка… Все это создавало образ человека, жившего не ради почета и славы, хотя и почет, и славу имела она огромную, — но ради Отечества и ради ближнего: по-русски — «За други своя».
Вечер, состоявшийся во многом благодаря его усилиям, вел председатель общественной Комиссии по увековечиванию имени В.С.Гризодубовой Мстислав Листов — человек, долгие годы живший рядом с Валентиной Степановной, бережно хранящий все гризодубовские реликвии и беззаветно преданный ее памяти. Горькое чувство оставил обнародованный им факт, что до сих пор (Гризодубова умерла в 1993 году), несмотря на Распоряжение Правительства России, нет в Москве памятника Гризодубовой, не названа ее именем улица или площадь, не создан мемориальный музей-квартира…

26 февраля 1999 года
Государственная Третьяковская галерея
(Лаврушинский переулок, 12)
«Золотая карта России»
Калужский художественный музей

Проект, получивший название «Золотая карта России», предполагает регулярное проведение в Инженерном корпусе Третьяковской галереи выставок лучших произведений из собраний региональных музеев.
— Продолжить традиции Павла Михайловича Третьякова, всегда заботившегося о том, чтобы люди знали свое национальное искусство, а художники чувствовали себя необходимыми народу, — так объяснил главную цель задуманной программы генеральный директор Третьяковской галереи В.А.Родионов.
— Мы надеемся, — сказал он, — что общественность и руководство городов и областей с пониманием отнесутся к идее выставок в столице, да и обратят внимание на свои музеи, на их положение, часто бедственное.
О воссоздании единого культурного пространства России многие говорили на пресс-конференции по поводу открытия первой выставки проекта. Москва вновь выступает как собирательница, предлагая своим жителям и гостям познакомиться с сокровищами отечественного и мирового наследия, которыми так богат каждый, даже не очень большой русский город. Коллекции, хранящиеся в провинциальных музеях, уникальны. И сейчас, в наше жесткое время, когда так мало возможностей для поездок по стране и осмотра шедевров, главная галерея Москвы предлагает нам программу «Золотая карта России», первый пункт которой — Калуга.
— Конец прошлого и начало нашего века, — добавила директор Калужского музея Т.В.Морозова, — ознаменовались тем, что многие благотворители, люди широкой души и щедрого сердца, создавали музеи, дарили тщательно собранные бесценные коллекции произведений искусства городам, в которых они жили. Завершая это столетие, мы должны так же щедро, как они, поделиться этим богатством. Хочется, чтобы на выставке побывало как можно больше людей, особенно детей.
Калуга, старинный (впервые упоминается в документах в 1371 году) и красивейший город, расположенный на берегу Оки, может по праву гордиться музеем. Он создан в 1918 году, как и Третьяковская галерея, благотворительностью местного уроженца врача Никанора Ивановича Васильева (1832−1917). Его портрет работы А.О.Карелина тоже был на выставке. Васильев завещал родному городу тщательно собранную коллекцию, содержащую более 90 произведений живописи, скульптуры, графических работ известных русских и западноевропейских художников: Брюллова, Айвазовского, Боголюбова, Лагорио, Шишкина, Виллевальде, Прянишникова, Чиньяни, Коста, Делакруа и других.
Была у Н.И.Васильева, этого радетеля об отечественной культуре, еще одна идея, к сожалению, не осуществленная: создать в доме, который он завещал Калуге, на оставленные им для этого средства школу-интернат с художественно-промышленными классами, собрать туда одаренных детей и отдать им все, что он имел.
Калужский музей разросся благодаря поступлениям из окрестных усадеб и особняков, Государственного музейного фонда, Третьяковской галереи, Эрмитажа, от частных лиц и из Центральной закупочной комиссии. Сейчас его коллекция составляет около семи тысяч экспонатов. Совсем недавно — почти тогда же, когда и Третьяковская галерея, — Калужский музей вновь распахнул свои двери для любителей искусства. Он располагается в отреставрированном здании бывшей усадьбы купца И.Х.Билибина, построенной в 1809—1810 годах.
Лучшие произведения искусства — 80 живописных и графических работ — хотя трудно, наверное, выбрать лучшее из богатства, хранящегося в Калужском музее, были привезены в Москву. Русская школа живописи представлена жанром портрета («Портрет неизвестного в шубе» В.А.Тропинина, «Итальянка» К.Д.Флавицкого, «Курсистка» и «Портрет няни» Н.Я.Ярошенко), пейзажа («Волшебный пейзаж» А.К.Саврасова, «Прибой» И.К.Айвазовского, «Горное озеро» Л.Ф.Лагорио, морской пейзаж И.И.Шишкина, «Зимние сумерки» К.А.Коровина, «Пейзаж» рано умершего художника Михаила Лебедева, за несколько лет до французских импрессионистов открывшего метод передачи света мозаикой из разноцветных мазков).
На выставке были произведения В.Д.Поленова, В.И.Сурикова, В.В.Верещагина, художников начала XIX века, входивших в творческие объединения «Мир искусства», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», — З.Е.Серебряковой, Н.К.Рериха, Б.М.Кустодиева, А.В.Лентулова, И.И.Машкова, П.П.Кончаловского. В западноевропейском разделе показано несколько великолепных полотен итальянской и голландской школ и около двух десятков гравюр, объединенных темой евангельских и библейских сюжетов.
Большую помощь в создании этой выставки оказал калужский губернатор В.А.Сударенков. Был издан качественно проиллюстрированный каталог, создан получасовой фильм «Калужский художественный музей» и видеофильм для популярного телевизионного цикла «История одного шедевра» о картине Н.А.Ярошенко «Курсистка».
В Третьяковскую галерею уже поступило более двадцати заявок на проведение подобных выставок — из музеев Орла, Самары, Рязани, Тулы, Вологды, Костромы, Пскова, Челябинска, Твери. Планируется каждый год представлять 5−6 музеев страны.
— Пока не охватим все Отечество, — заявил директор галереи В.А.Родионов, — программа «Золотая карта России» будет продолжаться.

Выпуск «Летописца» подготовили А.А.Белай, Н.С.Иванченко, Н.А.Копылова,
А.Н.Любавин, А.А.Сахаров


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru