Московский журнал | А. Горшков | 01.04.1999 |
С 1992 года в Москве существует филармоническая организация «Светоч», включающая несколько музыкальных коллективов. Среди них — одноименный ансамбль гусляров, который недавно с блеском выступил на Вторнике «Московского журнала» (см. отчет в № 3 за 1999 год). Для многих это явилось настоящим откровением, ведь гусли обычно представляются инструментом скоморошьим, а тут — весь спектр русской музыки: от былинной до классической и современной.
У истоков «Светоча» стоял Андрей Петрович Горшков, который и рассказал об ансамбле.
Сегодня всем ясно, что наша страна очутилась в заранее вырытой для нее яме. Обстоятельства требуют от каждого проявить свою позицию. Для меня формой проявления позиции стала организация ансамбля гусляров «Светоч». Почему? Я считаю, что все дело — в ответе на вопрос: что мы за народ? В значительной степени ответ этот дает русская музыка. Потому что музыка создается душой народной. Я не говорю об отдельных людях, но народ если иной раз и можно заставить петь из-под палки, то песню сложить из-под палки его не заставишь.
Даже и в России многие считают, что русская музыка начинается в X1X веке с Глинки, а до этого были лишь бледные эпизоды. При сем ухитряются не видеть очевидного. Карамзин приводит свидетельство византийских историков Феофилакта, Анастасия и Феофана: «Не зная выгод роскоши… древние Славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием так называемых Искусств Изящных… Северные Венеды в шестом веке сказывали Греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли, ими выдуманные… Не только в мирное время и в отчизне, но и в набегах своих, в виду многочисленных врагов, Славяне веселились, пели и забывали опасность…» И в самом деле: издревле на Руси существовала мощная музыка. Я бы даже сказал: чем древнее — тем мощнее! Другое дело, что древних произведений дошло до нас мало. Но что дошло, свидетельствует о богатейшей музыкальной культуре предков.
Возьмем русские былины. И возьмем английскую балладу «Зеленые рукава», которую на весь мир раскрутили как балладу о Робин Гуде. Так ведь русская былина несравнимо сильнее! Отчего она не исполняется? не бытует широко?.. С перестройкой на Запад хлынул поток так называемого «русского фольклора» — балалайки, гармошки, казаки, шашки, водка, селедка. Между тем русская культура — высокая культура. Что касается музыки — это хотя бы те же самые былины. Они исполнялись на княжеских пирах, а не на ярмарках! А на чем игрались? Гармошка появилась у нас только в XVII веке. Балалайка — и вовсе недавно — к XVIII веку. Что же было раньше? А раньше были гусли! Карамзин цитирует Нестора: «Сии волхвы… играли на гуслях и для того именовались в некоторых землях Славянских Гуслярами». У древних славян гусли были культовым музыкальным инструментом. Под них пелось «Слово о полку Игореве». На них играли, по преданию, все былинные богатыри, кроме почему-то Ильи Муромца. А Садко? Звучание гуслей считалось целебным и обладало свойством примирять самых лютых врагов. Гусли были, между прочим, атрибутом послов. У тех же Феофилакта, Анастасия и Феофана (Карамзин) приводится речь славянских послов к императору Византии: «С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране нашей: не зная войны и любя музыку, мы ведем жизнь мирную и спокойную».
Потом гусли были оттеснены и забыты. Этому способствовала реформа патриарха Никона, когда искоренялись остатки языческой культуры: гусли пошли в костер. Сохранился упрощенный вариант домры — балалайка, а гусли уцелели как реликт благодаря традиции княжеских пиров, которая продолжалась до XVII века. Да и то сохранились не первоначальные гусли, а элементарные, треугольные.
Из вышесказанного ясно, что древняя музыка, сыгранная на настоящих древних гуслях, должна звучать чрезвычайно богато. Да и современная тоже! «Светоч» задумывался как уникальный коллектив, играющий гусельную музыку в чистом виде. Нельзя сказать, что на гуслях сегодня не играют, но в оркестрах русских народных инструментов гусли — инструмент эпизодический. Даже в ансамблях, которые носят название ансамблей гусляров, гусли составляют только первый ряд, а дальше — опять же домры, балалайки, гармошки, баяны, духовые… Причем гусли-то какие? Те самые элементарные, треугольной формы: на них играли, скорее всего, уже скоморохи, на них, скажем, русской былины не сыграешь…
Надо было искать настоящие инструменты и настоящих исполнителей. Дмитрий Локшин, ныне покойный, много лет жизни отдал гуслям, сам был блестящим солистом-исполнителем на гуслях, — по сию пору он почти никем не оценен… Вот он по старым чертежам и описаниям возродил гусли в их первоначальном виде — гусли звончатые, трапециевидные. После смерти у него осталось несколько учеников, среди них — Любовь Басурманова. (Отец ее, кстати, теоретик игры на баяне: по его самоучителю вся Россия баян осваивает.) Она подхватила идеи Локшина, и, поскольку мы были знакомы, эти идеи воплотились в «Светоче"…
Не могу не сказать о Вере Николаевне Городовской, также много сделавшей и делающей для «Светоча». Вера Николаевна — пианистка, окончила Московскую консерваторию и в 40-х годах пришла работать в оркестр Осипова. Когда ей встретился этот замечательный инструмент — гусли, она его очень быстро освоила: клавишник — щипковый инструмент! Не зная даже сначала, как за них приняться, она каким-то наитием открыла для себя и для нас звучание звончатых гуслей, уже давно забытое. Она создала школу игры на гуслях. Короче говоря, именно Вера Николаевна заложила основу основ…
«Светоч» имеет три вида гуслей. Трапециевидные, или шлемовидные, — конструкции Локшина. Это древнейшие. Более поздние — щипковые (в простонародье они назывались поповскими, потому что слушать их любили священники). И самые поздние — это уже конец XIX — начало XX века — гусли клавишные. Когда был создан Андреевский оркестр русских народных инструментов, на щипковые гусли просто поставили клавиатуру — так они появились…
Повторяю: все три вида гуслей впервые зазвучали вместе именно у «Светоча». Далее мы ввели в состав и ударные — прежде всего билы — плоские колокола, что создало совершенно особый колорит. Да ведь не все и сыграешь без ударных. «Светоч» вовсе не собирался перебиваться архаикой, мы были нацелены на всю русскую музыку — и древнюю, и классическую, и современную. Конечно, можно прощипать любую мелодию и без ударных, но классика, современная музыка в таком случае не прозвучат полнокровно.
Теперь о музыкантах, исполнителях. О тех, благодаря которым гусли, собственно, и живут, и поют. Первый состав ансамбля быстро распался: «спор славян между собою», как водится. Не отстоялась идея, не было настоящей страсти… Я чувствовал, что нельзя бросать такое дело, и искал других людей. К 1995 году состав стабилизировался. Тогда же художественным руководителем в коллектив пришла композитор Алиса Александровна Дунаевская.
Все пятеро исполнителей «Светоча» — профессиональные музыканты. Концертмейстер — Марина Афанасьева (гусли звончатые). На звончатых гуслях играет и Эдуард Козырев. Полина Еремина — гусли клавишные. И, наконец, Елизавета Синодская (гусли щипковые) — она же и композитор: пишет превосходные баллады и делает для коллектива обработки. Вообще у нас почти все сочиняют, обрабатывают. Все — молоды. Все — горячие энтузиасты гусельной музыки. Почти никто специально на гуслях не учился. Гусли оказались зовом души. Марина Афанасьева окончила музыкальное училище и Университет культуры как домристка, Эдуард Козырев всю жизнь был балалаечником. Оба долго работали в оркестре «Садко». Однажды увидели и услышали большие шлемовидные гусли — у первого состава «Светоча». Надо было решиться бросить то, чем занимался долгие годы. Это оказалось непросто, даже страшновато… Нечто подобное в той или иной степени испытали и остальные.
Особо следует сказать об ударных инструментах ансамбля. На них у нас играет Сергей Левандовский. Он заведует всем гремящим, шуршащим, трещащим и тому подобное (ксилофон, дудочки, свисточки). Но главное, как уже сказано, — билы — плоские колокола. На Руси древнейшие колокола были плоскими. Теперь их можно встретить в считанных храмах. На билах Сергей Левандовский исполняет уникальные колокольные звоны в обработке Александра Маркелова. Кстати, музыканты «Светоча» владеют всеми русскими народными инструментами — балалайками, дудочками, свирелями, окаринами, трещотками, гармошками, но это не составляет главного, используется по необходимости как фон.
С ансамблем выступает солистка Ольга Козлова, учащаяся Гнесинского училища, очень сильная и яркая певица, которой прочат большое будущее. У нее мощнейший вокал с ярко выраженным, прирожденным фольклорным оттенком.
На древнем русском инструменте — гуслях — можно, как я уже неоднократно говорил, полноценно исполнять всю русскую — да и мировую — музыку. «Светоч» это доказал. Ансамбль играет плясовые мелодии, русские народные песни, романсы, в его репертуаре есть яркие фольклорные номера, а также русская классика — Бородин, Чайковский, Лядов… В репертуаре — произведения, редко исполняемые или исполняемые только «Светочем». Визитной карточкой ансамбля является «Венок былин» — русские былины, собранные и обработанные Римским-Корсаковым. Уникальна рождественская колядка XII века, расшифрованная со старинной нотной записи — «крюков» — Львом Игошевым. Многие вещи написаны специально для ансамбля Верой Николаевной Городовской и Алисой Александровной Дунаевской. В частности, А.А.Дунаевская написала романс в память не вернувшихся с афганской войны. Он исполняется в сопровождении соло на трубе. Трубач — Олег Дориков, бывший солист Эстрадного оркестра Всесоюзного радио и телевидения, сам, кстати, афганец.
Интересный и плодотворный альянс сложился у нас с заслуженной артисткой России, актрисой театра имени М.Н.Ермоловой Ольгой Георгиевной Фомичевой. С ней мы сделали литературно-музыкальную композицию «Слово о полку Игореве». Древнее «Слово» звучит в сопровождении древних инструментов, и это производит, по признаниям слушателей, необычайно сильное впечатление. «Слово» воспринимается сразу и во всей полноте, что не так-то просто достигается при чтении. Тем более, как жаловались нам многие учителя, сейчас в школах «Слово о полку Игореве» изучается вскользь и фрагментарно: «Плач Ярославны», еще что-то… Целиком произведение до учащихся не доносится. Готовясь к выступлениям в Ярославле, мы, честно говоря, побаивались: как поймут и примут «Слово», да еще в гусельном сопровождении? А его приняли «на ура». В зале же были в основном подростки.
Вообще наша аудитория — тема отдельная. Коллектив существует в значительной степени благодаря поддержке Комитета социальной защиты населения Москвы. Мы очень много выступаем на благотворительных вечерах, на елках, утренниках. Выступаем также перед инвалидами афганской и чеченской войн. Дети, старики, раненые бойцы… люди во многом обездоленные, малообеспеченные, неблагополучные. Казалось бы, что им какие-то гусли? И мы не просто играем, — мы рассказываем о нашей музыке, об инструментах, даем посмотреть, потрогать гусли, билы… Не так давно был концерт в школе милиции. Аудитория сложная — подростки, выросшие на рок-музыке, боевиках… а тут — гусли, «Слово о полку Игореве»! Начнутся смешки, вставания, хождения… Но надо было видеть, как они слушали! В который раз мы убедились, что молодежь, при всей обработке масс-культурой, имеет в душе родовую память — только пробуди ее! А бабушки и дедушки — те так вообще ходят к нам подлечиться: утверждают, что от гусельной музыки у них улучшается работа сердца…
Наши концертные выступления проходят в основном в небольших залах. Все же «Светоч» — ансамбль камерный. Это — ограничение, так сказать, естественное. Другое — как нам ездить на выступления, когда нас приглашают? Гусли столовые — не скрипка, которую взял под мышку и пошел, они весят 75 килограммов. Необходим транспорт. Потом, гусли очень зависят от погоды, и, придя с мороза, нужно час-полтора ждать, пока они оттают, а потом столько же настраиваться…
Теперь об ограничениях прискорбных. Нашим звучанием восхищаются Татьяна Петрова, Людмила Зыкина, Александра Стрельченко. И пели бы с нами, но у них свои коллективы. Все в один голос: да, хорошо, да, блистательно, но крупных приглашений нет. Только вставные номера в больших концертах. Целиком отдать концерт не решаются: гусляры для организаторов — все еще нечто сомнительное. О телевидении и говорить не приходится. Раньше там была редакция народного творчества, которая настойчиво искала именно такие коллективы, как «Светоч». Сейчас царит шоу-бизнес, а он ищет только прибыль. Для нас, собственно, на нынешнем телевидении и программы-то подходящей нет — по тону, по настрою, по характеру музыки.
Однако мы не сдаемся, выступаем много и везде встречаем теплый прием. Вспомните хотя бы мартовский Вторник «Московского журнала» в Центральном Доме работников искусств.
И в заключение — такой штрих. Сегодня в России настоящих гусляров все еще можно по пальцам пересчитать. В частности, в Москве, кроме музыкантов «Светоча», их человек пять-шесть. В этом году в Доме композиторов впервые прошло что-то вроде съезда гусляров России: людей посмотреть, себя показать. Не хвалясь скажу: «Светоч» был там признан самым сильным и оригинальным коллективом.