Московский журнал | Г. Гуськов | 01.04.1999 |
В начале XVI века московские цари, налаживая ямскую почтовую гоньбу (быструю езду), поселили на окраинах города государевых служащих — ямских охотников. В одно время появились Тверская-Ямская, Дорогомиловская, Переяславская, Рогожская и Коломенская ямские слободы. Все они получили названия по направлениям московских трактов.
Слобода у тракта, ведущего на Тверь, стала именоваться соответственно Тверская-Ямская. Через Тверь путь пролегал к Пскову, Новгороду Великому и далее в Западную Европу. Кто были первые поселенцы Тверской-Ямской слободы? Исследователи полагают, что все или большинство их были вызваны из тех городов, куда предстояла ямская гоньба. Ибо ямщик должен знать места, по которым будет проезжать. Итак, скорее всего, тверяки, псковичи и новгородцы и были первыми поселенцами Тверской-Ямской слободы. Застраивалась она улицами, параллельными тракту (впоследствии Большая Тверская-Ямская). До сего дня сохранилась эта строгость планировки слободы.
В наших семейных архивах хранятся редкие документы, относящиеся к первой половине XVIII века. Из них следует, что наш род вместе с Кокориными и Подъездковыми нес ямскую службу на Тверской-Ямской уже во времена Петра Великого. На рубеже XVIII—XIX вв.еков в Тверской-Ямской слободе проживало три колена потомственных ямщиков Гуськовых, возглавляемых Василием Никитичем, моим предком, его братьями Иваном Никитичем и Петром Никитичем. В первой половине XIX века их сыновья, а у Василия Никитича внуки — Иван и Егор Васильевичи — несли государеву службу на ямских трактах, соединивших Москву и Петербург.
На их долю выпали испытания войны 1812 года. По одним источникам, вступление французов в город осуществлялось через заставы: Калужскую, Дорогомиловскую, Пресненскую и Тверскую. По другим — иначе, но Тверская застава упоминается и в этом случае. Население Тверской-Ямской слободы, основной магистралью которой была Большая Тверская-Ямская улица, ведущая от Тверской заставы к Кремлю, первым подверглось грабежу и унижению. Как и большинство москвичей, они покинули родные дома, разошлись по деревням Подмосковья, где начинало создаваться ополчение.
Ополченцами стали и ямщики Гуськовы. На своих борзых конях они всюду были желанной подмогой: верховыми ли в отрядах, нападавших на врага при его отступлении, в обозах ли, обеспечивавших подвоз для армии снаряжения и боеприпасов. Да и раненых не однажды вывозили в тыл. Вскоре после окончания этой подлинно народной войны Иван Никитич Гуськов, потомственный ямщик Тверской-Ямской слободы, был удостоен особой чести — один из переулков слободы был назван его именем. Без малого век нынешний 1-й Тверской-Ямской переулок назывался — Гуськов.
Вернувшиеся домой ямщики нашли слободу опустошенной и сожженной, а храм святого Василия Кесарийского разоренным. Возродив и отстроив слободу, они вновь приступили к ямской службе. Именно в эти годы, согласно нашим семейным преданиям, одному из ямщиков Гуськовых довелось везти на своей тройке Александра Сергеевича Пушкина. Вот тройка с кибиткой выезжает через Тверскую заставу в сторону Твери и Санкт-Петербурга…
Как писал Пушкин в статье «Путешествие из Москвы в Петербург»: «Узнав, что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург… и 15 октября в десять часов утра выехал из Тверской заставы…»
Доброго пути!