Русская линия
Московский журнал01.03.1999 

Выставка работ Юрия Селиверстова
«Судьба мысли и мысль судьбы»
11 января 1999 года Галерея «Юнион»
(Смоленская улица, 6)

Выставка работ Юрия Ивановича Селиверстова (1940 — 1990) была организована Союзом писателей России, галереей «Юнион» и Комитетом спасения национальной культуры и явилась поводом еще раз соприкоснуться с личностью и творчеством замечательного русского художника, вдуматься в то, что сделано им. Название экспозиции говорит само за себя. Здесь представлены графические портреты цикла «Из русской думы»: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, П.А.Флоренский, В.С.Соловьев, А.С.Хомяков, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, о. Сергий Булгаков, Конст. Леонтьев, Н.Ф.Федоров, В.В.Розанов, А.А.Блок, С.А.Есенин, М.П.Мусоргский — столпы русской мысли, русского искусства, чьим вдохновением Россия постигала себя и свое назначение в мире. Гости выставки — писатели, музыканты, поэты, художники, журналисты — увидели также иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Говорили о значении творчества Ю.И.Селиверстова, о том, как воспринимается оно сегодня, что открывает нам спустя почти десятилетие со дня его смерти; говорили о том, что Юрий Иванович — фигура, в значительной мере объединившая московскую творческую интеллигенцию, пришедшую в этот день почтить его память. Все было скромно, без помпезности, светло и торжественно.

19 января 1999 года
Центральный Дом работников искусств
(Пушечная, 9)
Вторники «Московского журнала»
Крещенский вечер

В крещенском вечере-концерте принимали участие актриса театра имени М.Н.Ермоловой, заслуженная артистка России О.Г.Фомичева, ансамбль гусляров «Светоч» (художественный руководитель А.А.Дунаевская), артист Московской Государственной филармонии, лауреат Всероссийского конкурса чтецов Е.Н.Корнишин. Звучали стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, В.В.Набокова, И.А.Бунина, главы из романа И.С.Шмелева «Лето Господне».
Особо хочется сказать об ансамбле «Светоч». «Светоч» — значит горящий факел, изгоняющий мрак. Это единственный музыкальный коллектив в стране, имеющий гусельную группу. Музыканты блистательны: Марина Афанасьева и Эдуард Козырев (гусли звончатые), Полина Еремина (гусли столовые клавишные), Елизавета Синодская (гусли щипковые), Сергей Левандовский (ударные). Кроме гуслей, они играют практически на всех русских народных инструментах — балалайки, свирели, окарины, используют трещотки; особый колорит создают билы — плоские колокола. Исполнялись «Полька» А.П.Бородина, «Дума о Ярославе» в обработке Дмитрия Локшина, «Танец фей» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», русская плясовая «Комаринская» в обработке Веры Городовской, колядка ХII века, расшифрованная с «крюков» Львом Игошевым, русская народная песня «Ах вы, сени», «Краса-девица» и «Зимняя дорога» А.А. Дунаевской, а также уникальные колокольные звоны в обработке Александра Маркелова. По отзывам зрителей, ничего подобного они еще не слышали.
Удивительно созвучно ансамблю было чтение стихов О.Г.Фомичевой. С детства знакомые строки, воспевающие красоту русской природы, сменялись гусельной музыкой, звучавшей то звоном колоколов, то хрустом снега, то плясовыми ритмами. Это не первая литературно-музыкальная композиция, созданная Фомичевой в содружестве с ансамблем «Светоч». Ей особенно запомнилась еще одна, посвященная «Слову о полку Игореве».
И.С.Шмелева в наше время многие знают и любят, но такое прочувствованное чтение, такое глубокое понимание сути его прозы, когда значима становится каждая крупица воспоминаний, воссоздающих детское восприятие рождественских и крещенских праздников, всей ткани той естественной русской жизни, которая нами утрачена, которой мы уже не застали, но которую храним в глубинах родовой памяти, встречается, пожалуй, впервые.

3 февраля 1999 года
Центральный Дом работников искусств
(Пушечная, 9)
Творческий вечер заслуженного артиста
России, лауреата премии Алексея Фатьянова «Соловьи-соловьи» Геннадия Каменного

Геннадий Аркадьевич Каменный пел в Большом зале ЦДРИ, оказавшемся крошечным при огромном наплыве публики. Концерт был юбилейный: певцу, которого называют волшебным соловьем России, одному из красивейших русских теноров исполнилось 50 лет. Вечер вела секретарь Союза писателей РФ Лариса Баранова-Гонченко. Вспомнив ахматовское «Блок — трагический тенор эпохи», она назвала Геннадия Каменного самым оптимистическим тенором уходящего века. И правда, голос певца животворит все, чего касается. Все первозданно искрится в его исполнении: русская песня, старинная и современная, романсы, арии из опер. Особое впечатление производят «Христос воскрес» (слова Дмитрия Мережковского, музыка Сергея Рахманинова) и ставшая визитной карточкой Г. Каменного песня-плач «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве» (слова и музыка Николая Мельникова).
Геннадию Каменному аккомпанировали настоящие виртуозы лауреаты международных конкурсов Георгий Демченко (фортепиано) и Станислав Новоселов (баян). Почетного гражданина орденоносного древнего Брянска Геннадия Каменного приветствовали брянское землячество Москвы и губернатор Брянской области Юрий Евгеньевич Лодкин. Также земляк певца художник Игорь Сушенок преподнес юбиляру его портрет, еще недавно экспонировавшийся в Малом Манеже. В адрес Геннадия Каменного было сказано много теплых и высоких слов: о его гражданственности, о том, что на фоне чудовищных гримас сегодняшнего искусства он — подлинный продолжатель замечательной вокальной русской традиции. Певец Леонид Шумский посвятил коллеге экспромт:

В наш век, в бетон и сталь оправленный,
Назло врагам России древней,
Ты в самом сердце Белокаменной
Поставил памятник деревне.

Редакция «Московского журнала» присоединяется ко всем этим поздравлениям. Многая лета!
Выпуск «Летописца» подготовил А.А.Белай


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru