Русская линия
Московский журнал Инна Менькова01.03.1999 

Наше время истекло?
Зависимость человека от мира оборачивается зависимостью от времени. Доказательное размышление о том, что мы потеряли с переходом на Григорианский календарь

Дорогим «новостильникам» посвящаю

I

Бытие во времени — изначальное свойство тварной природы. С момента творения каждому мгновению времени соответствует определенное состояние мира. Время и мир неразделимы: существование одного обуславливает существование другого. Вне творения времени нет, понятие о нем лишено смысла и содержания. Не случайно А. Эйнштейн в основу математического описания Вселенной положил понятие 4-мерного пространственно-временного континуума.
Несмотря на всю абстрактность, неосязаемость времени, оно проявляется в конкретной реальности — в том, что бытие представляет собой непрерывную последовательность событий и причинно-следственных связей между ними, — как бы разворачивается во времени. Конечно, способ существования объектов (и субъектов!) в пространстве и во времени принципиально различен. В пространстве возможны перемещения во всех направлениях. Время же не просто одномерно, но и однонаправленно. Здесь и объекты, и субъекты находятся в равных условиях: все принудительно движутся в одну сторону. Если мы существуем, значит, стареем.
Можно сказать, что время обнаруживает и реализует подвластность человека законам бытия, таинственную и неотвратимую. Во времени мы подневольны — рабы Создателя. Его законы, предписания превышают нас, существуют над нами. Только забыв об этом, чувствуешь себя «царем природы». Так как царственное положение падшим человеком утрачено, стремление вернуть его — самообман. «Земля еси и в землю отидеши, аможе вси человецы пойдем…»

II

Зависимость человека от мира оборачивается зависимостью от времени. Поэтому счисление времени — естественная потребность человека. Творение целостно, и человек является одним из его звеньев. Общность его с миром, как онтологическое свойство человеческой природы непрестанно реализуется в жизни. С одной стороны, события нашей истории (и отдельной жизни) являются событиями истории мира в целом. С другой стороны, явления природы дают возможность сориентироваться во множестве событий, определить их временную последовательность.
Счет времени возможен только потому, что в природе существуют вечно повторяющиеся процессы (есть что считать). Они и являются «верстовыми столбами». Без них счета нет. Определение момента времени, в который нечто произошло, осуществляется фиксацией сопутствовавшего (то есть одновременного) ему циклического процесса. Порядковый номер в цикле этого процесса и станет временной координатой нашего события. Например, для каждого памятного события мы отмечаем его дату — порядковый номер суток в году. Мы отсчитываем сутки и годы своей жизни — цикличность земного бытия изначально присуща и ей. Счет времени осуществляется так, что он как бы вписывает нашу жизнь в бытие мира.

III

Самосознание и мироощущение личности — одно из оснований всякой культуры. Для древних восточных народов характерно представление, что человек — всего лишь малая частица огромного космоса. Это представление отразилось не только в философии, науке, но и в системах счисления времени. Не утратившееся до сих пор обаяние («обманный цвет») астрологии основано не на том, что она есть «подглядывание в замочную скважину» чертогов Божественной Премудрости и Промысла, но на том, что она отражает объективную реальность — глубокую причастность человека всему творению. Причем эта причастность мистически переживается как зависимость человека от природы, всецелая подчиненность ей. И системам счисления времени, созданным на Востоке — в Иудее, в Египте, в Китае, в Индии, — свойственна эта обращенность к миру: благоговейно наблюдались течение и смена явлений природы (что, конечно, имело сакральное значение) и, сообразуясь с ними, организовывалась хозяйственная и общественная жизнь. Примерами календарей такого типа являются египетский (солнечный) и еврейский (лунный).
Позже в Риме возник другой тип календаря. В центре системы счисления времени стоял человек, уже отделенный от окружающего мира своим «величием». Он считал время по своим событиям. Эпоху одного кесаря сменяла эпоха другого кесаря. С очередной кончиной счет времени обрывался и начинался снова: в такой-то год правления такого-то… Календарь был как бы солнечным, но игнорировал непрерывность видимого движения Солнца. Это пример системы социально-бытового счисления времени. И хотя она возникает при более высоком уровне самосознания, но воплощает и растущее заблуждение людей насчет своего истинного положения в мире.
Ясно, что такой календарь примитивнее, скажем, египетского того же времени; сфера применения его очень ограничена. Следовательно, и ценность он представляет только историческую. Он считает время, но какое-то особое — лишь опосредствованно связанное с бытием. Первые шаги цивилизации — они же первые шаги отчуждения человека от тварного мира. Дело в том, что онтологическая связь человека с миром есть реальность, и в жизни человека только то «действительно», что этой связи не теряет. В противоположном случае мы будем обнаруживать множество «подделок», «пустышек», лишенных содержания, — история знает их бесконечное множество (например, современный гражданский брак). В начале же этой вереницы «пустышек» стоит римский социально-бытовой календарь.

IV

Течение времени люди издавна связывали со сменой дня и ночи, фаз Луны и другими циклическими явлениями. Естественно, что в качестве единиц измерения («масштабов») временных интервалов были повсеместно выбраны длительности природных циклов, влияющих на жизнь человека, определяющих ее ритм: сутки, месяц и год, соответствующие периодам обращения Земли вокруг оси, Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца. Поскольку жизнь человека подчинена одновременно всем этим природным циклам, то счет времени должен быть так организован, чтобы все их включить и согласовать. Именно такую задачу призваны выполнить календари — системы счисления больших отрезков времени.
Однако задача эта не просто сложная, а принципиально неразрешимая, так как периоды годового и суточного обращения Земли и Луны вокруг Земли не просто различны, но имеют несоизмеримую длительность (лунный месяц равен 29,5306 суткам, год звездный равен 365,2564 суткам, год солнечный тропический равен 365,2422 суткам), тогда как календарный год должен содержать целое число суток и месяцев. С физической точки зрения ситуация естественна и является проявлением различной природы процессов. Именно обратное — строгая их соизмеримость — было бы чудесным совпадением. Никаким целым числом суток нельзя измерить ни длину месяца, ни длину года, и нет такого целого числа месяцев, общая длительность которых была бы равна астрономическому году. А значит, момент какого-либо события, например пересечения Солнцем на небесной сфере линии экватора (прохождение через точку весеннего равноденствия), будет с годами постепенно сдвигаться с одной даты на другую — из-за того, что цикл календарного счета не совпадает с циклом обращения Земли вокруг Солнца (год прошел, а сутки еще не кончились). Это «сползание» календарных дат — непременное свойство всякого календаря. Различны только скорости.
Например, для солнечного египетского календаря, длительность года которого равна 365 дням, месяцы, приходящиеся на летний период, смещаются на зиму приблизительно через 730 лет. Хотя этот период велик по сравнению с жизнью человека, скорость «вращения» календаря (примерно 1461 год) все же считается слишком большой и в дальнейшем ее стремились уменьшить.

V

В 46 году до Рождества Христова Юлий Цезарь решает отказаться от древней римской системы счета времени. Он приглашает александрийского астронома Созигена разработать более совершенный календарь. Созиген значительно усовершенствовал египетский календарь, ввел в него цикл лунных месяцев. Календарь получил название Юлианского. Продолжительность года в Юлианском лунно-солнечном календаре составила 365,25 суток, что лишь на 9 минут отличается от длительности астрономического звездного года — вместо 6 часов для египетского календаря. Соответственно замедлилась и скорость «вращения» календаря. Для него период смещения летних месяцев на зиму (пол-оборота) составил примерно 20 000 лет. Это знакомый нам календарь с високосными годами, употребляющийся уже около 2000 лет.
К числу несомненных достоинств Юлианского календаря нужно отнести простоту, правильную цикличность, некую гармоническую завершенность, удобство вычислений. Это немаловажно, так как календарь задает систему счета бесконечного множества событий. О достоинствах свидетельствуют долговременность и повсеместность его использования.
Основным недостатком Юлианского календаря называют его низкую точность. Это понятие требует пояснения.
Точность — критерий, часто, но не вполне правомерно применяемый для оценки систем счисления. На первый взгляд кажется, что какое-то несовершенство системы препятствует точному счислению времени. Однако это недоразумение, так как точность измерений определяется инструментальными и математическими возможностями общества и ограничена только ими. В любой системе счета времени можно работать с разной точностью.
Когда речь идет о степени точности календаря, подразумевается степень совпадения длительностей календарного и астрономического годов. Конечно, календарь призван в идеале завершать свой круг синхронно с окончанием цикла того процесса, который положен в его основу (в данном случае — обращение Земли вокруг Солнца). Но это принципиально невыполнимо. По природе своей разность длительностей календарного и астрономического годов никогда не может стать равной нулю, каковое обстоятельство, впрочем, к измерению отрезков времени не имеет ни малейшего отношения и ему нисколько не мешает. Так что основную претензию к Юлианскому календарю правильнее переформулировать в других понятиях: скорость его «вращения», составляющая около 41 000 лет, признается еще очень большой. И стремление к ее уменьшению стало идеей-фикс всех последующих усовершенствователей.
На самом же деле людям совершенно безразлично, назывался ли 10 000 лет назад теплый месяц июлем или январем, а 41 000 лет назад не существовало еще ни одного государства. «Сползание» дат по сезонам года происходит столь медленно, что выходит из масштабов жизненного опыта не только отдельных людей, но и целых поколений и, следовательно, никакого значения не имеет. Кстати, даже при самом совершенном в обсуждаемом отношении календаре для людей, живущих в разных полушариях Земли, один и тот же месяц всегда будет относиться к противоположным сезонам. Этого нельзя изменить, от этого никто не страдает, это ни на что не влияет. Таким образом, следует признать, что дальнейшие «косметические» усовершенствования календаря никакими внутренними стимулами не могли быть вызваны.

VI

Однако в XVI веке реконструкция была произведена. Основной причиной, побудившей ее осуществить, явился сдвиг дат на 10 суток (к ХХ веку он составил 13 суток) более чем за 1000 лет существования Юлианского календаря. В частности, день весеннего равноденствия, приходившийся, согласно распространенному мнению, в 325 году на 21 марта (точнее на 22 марта; на 21 марта он приходился в 340 году), в XVI веке попал на 11 марта. Поскольку 325 год — год I Вселенского Собора, то появилось благочестивое желание сконструировать ситуацию, имевшую место 1200 лет назад, и придумать такую комбинацию чередования месяцев и лет, чтобы эта дата «навечно» осталась бы на месте.
Мотивы, по которым был изменен календарь, высказаны монахом Исааком Ангирием еще в 1372 году: «Доколе не будет исправлен Юлианский календарь, невозможно составить окончательную пасхальную таблицу»; а также папой Григорием XIII: усовершенствование календаря необходимо, чтобы «равноденствие и 14-я Луна со своих мест никогда не сдвигались».
Желание получить в конечном виде то, что не может иметь такого вида по природе своей, по Промыслу Божию, — не погоня ли это за призраками? Не болезнь ли самоутверждения человека, стремящегося вернуть свое царственное положение в мире, которое он утратил с грехопадением, «создать себе имя навеки»? «…Предложим себе такой вопрос, — писал в начале века профессор Н.Н.Глубоковский, — для чего же нужно точное уравнивание гражданского года с астрономическим? Обдумавши дело внимательно, едва ли мы найдем достаточное основание для этого…»
В 1904 году, обобщая мнение православных иерархов по этому вопросу, патриарх Иоаким писал, что «для реформы Юлианского календаря нет никаких серьезных оснований, ни церковных, ни научных».
Как уже сказано, «точность» календаря не может служить мерой его совершенства. Однако календарь подлежит рассмотрению и оценке как система, то есть с точки зрения целесообразности, красоты, гармоничности устроения, взаимной согласованности элементов, меры соответствия их своему назначению, удобства в использовании. Именно эти критерии нужно в дальнейшем иметь в виду.

VII

Работа по преобразованию системы счисления была выполнена в 1582 году. Заказчиком был папа Григорий XIII, исполнителем — Аллозий Лиллий, университетский преподаватель медицины из города Перуджи. Заданным требованиям удовлетворить удалось. Разность продолжительностей календарного и астрономического годов составила уже 2,02 секунды.
Прежде чем обсуждать, за счет чего достигнута такая точность, необходимо отметить следующее обстоятельство. Аллозий Лиллий, будучи убежденным сторонником геоцентрической системы мира (то есть считавший, что Солнце вращается вокруг Земли), основной единицей счета времени избрал длительность тропического солнечного года1, подверженную изменениям, вместо неизменяемой длительности звездного (истинного) года2, используемой в Юлианском календаре: тропический год отстает от истинного (звездного) года, так что через 25 765 тропических лет разность составит целый год.
Итак, первым «усовершенствованием» была замена самой основы календаря. Более того, выбор изменяемого параметра в качестве основания конструкции, задуманной неподвижной и неизменяемой, алогичен и курьезен. По одному этому можно сказать, что «с формально научной точки зрения Григорианский календарь не имеет никаких преимуществ перед Юлианским, поскольку оба календаря различны по своим принципам"3.

VIII

Ради уменьшения скорости «вращения» календаря была создана довольно громоздкая конструкция. Отдавая должное сравнительно высокой точности Григорианского календаря, специалисты отмечают значительное число его недостатков4. Главный недостаток состоит в том, что оказалась нарушена правильная цикличность в чередовании длительности лет и столетий, так как были уничтожены три года из четырех високосных, утрачены простота и удобство вычислений и изъято 10 суток, то есть скачком изменена дата: 4 октября 1582 года стали считать 15 октября (в России 1 февраля 1918 года стали считать 14 февраля). К подобной мере, кстати, люди прибегали и ранее. Например, с целью компенсации накопившихся ошибок в 46 году до Рождества Христова в римский календарь был введен один длинный год (445 дней, или 15 месяцев), который вошел в историю под названием «года замешательства». А в 8 году до Рождества Христова дата была передвинута на 5 дней. И при этом ничего не произошло. В быту ведь все равно, какая сегодня дата.
Однако эти прецеденты не должны были служить примером для подражания в XVI и тем более в ХХ веке. И вот по каким причинам.

IX

За время существования Юлианского календаря в жизни человечества произошло много значительных изменений. В связи с предметом обсуждения нас интересует только один аспект — постепенно определившаяся рациональная, сначала естественнонаучная, затем научно-техническая направленность общественного развития. Человечество шло по пути научного осмысления и освоения мира.
Удивительные открытия принесло изучение фундаментальных основ мироздания, в частности времени. Оказалось, что эта координата, определяющая направленность естественного развития, есть столь неотъемлемый атрибут бытия, что можно говорить о некоей «сращенности» мира и времени. Теоретические исследования показали, что, вообще говоря, мыслимы такие преобразования (катастрофические, но не уничтожающие Вселенную), которые могут повлечь взаимную замену временной и одной из пространственных координат. Это означает принципиальную невозможность разрывов во времени, так как они эквивалентны разрывам бытия. И потому на какой-то стадии истории человечества стало ясно, что назначение системы счисления времени намного выше любого практического приложения. Оказалось, что по сути своей календарь есть проекция времени в сферу наших понятий, его отображение в наших умозрительных (в том числе математических) категориях. И то, что невозможно для времени, невозможно и для его отображения. В особенности это относится к разрывам.

Х

Проблема разрыва в счете времени имеет принципиальный и практический аспекты.
С точки зрения принципиальной, если «вмороженность» системы счисления во время реальна, то она не может претерпеть разрыва, оставаясь собой. В каком-то смысле отрыв от времени подобен грехопадению — отрыву от онтологических начал бытия, от собственной сущности, превращению существования в чисто внешнее, опустошенное его подобие. Может быть, тенденция к созданию таких «подобий» не случайна, так как падшая человеческая природа неизбежно реализует последствия своего отпадения, как бы создает его «проекции» в разных сферах жизни. Суть ситуации, сложившейся с внедрением Григорианской календарной системы, состоит в том, что она обнаружила сдвиг в иерархии ценностей.
Человечество переживает подъемы и спады. Оно достигает высот культуры и науки; но эпоха восхищения премудростью Творца сменяется эпохой самоупоения, иллюзии причастности к устроению мира. Подмеченные в природе закономерности называют своими именами. Общество становится потребительским и деградирует, утрачивая подлинные ценности, заменяя их суррогатами. В частности, обнаружилась нечувствительность к онтологической основе календаря, вследствие чего оказалось возможным попросту «выбросить» из счета времени «непригодившийся отрезок».
Практический аспект состоит в следующем.
Содержательной стороной времени являются события. Как сказано, они образуют с ним некий континуум. Но если сегодня 1 октября, а завтра 15-е, то что произойдет со всей совокупностью непрерывных процессов за этот промежуток? Например, с фазами Луны? Была или будет следующая четверть Луны? Мы не сможем ответить на эти вопросы, потому что время календарное отделилось от времени «естественного».
В процессе накопления сведений о мире место и роль календаря совершенно изменились. Точное счисление времени необходимо при описании наблюдений, проведении опытов, проверке правильности теорий. Календарь перестал быть принадлежностью быта и начинает исполнять свои подлинные функции — системы счисления времени бытия единого тварного мира. Можно сказать, что он достигает полноты своего предназначения. Весь колоссальный массив, совокупный «банк данных» человечества о мире оказывается пронизан временной координатой, вернее, нанизан на нее. Именно ее параметры являются основными при описании и расчетах макро- и микропроцессов — космических и земных (например, движение небесных светил — от галактик до планет, комет, двойных звезд; движение точки весеннего равноденствия; хронология развития гео- и биосфер Земли; история человечества). И эта координата задана в системе Юлианского календаря!
При колоссальном объеме научных данных, составляющих интеллектуальный багаж человечества, любая трансформация системы счисления очень проблематична: пересчет бесчисленных явлений и фактов с одной системы на другую в массовом масштабе представляет собой титаническую и, главное, бессмысленную работу.

Окончание следует


1. Длительность годичного пути Солнца по эклиптике, то есть время между его двумя последовательными прохождениями точки весеннего равноденствия (365,2422 суток).
2. Время между двумя последовательными прохождениями Солнцем одной и той же группы неподвижных звезд (365,2564 суток) — истинный период обращения Земли вокруг Солнца.
3. Лебедев Д.А. Календарь и пасхалия. М., 1924.
4. Хренов Л.С., Голуб И.Я. Время и календарь. М., 1989.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика