Русская линия
Московский журналИнокиня Анна (Цалите-Нестерова)01.02.1999 

Анна Кашинская
О праздновании 720-летия со дня рождения святой благоверной Великой княгини Анны Кашинской на Смоленщине.

В 1998—1999 годах исполняется 720 лет со дня рождения, 630 лет со дня смерти и 350 лет со дня обретения мощей святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. Родилась она в городе Кашине, входившем в то время в состав Ростово-Суздальского княжества, родом была княжной Ростовской — дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича.
Детство и юность ее прошли в Ростове Великом. Князья Ростовские отличались благочестием и христолюбием, были усердные храмостроители, почитатели иноческого и иерейского чина, по натуре мягкие, незлобивые, щедрые и милосердные. Дед Анны Борис и его родной брат Глеб княжили 40 лет на Ростовской земле совместно, без междоусобиц. Духовным наставником княжны Анны был святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288), прославившийся строгим подвижничеством и миролюбием. Все добродетели своего рода, унаследованные княжной, были укреплены и развиты духовным ее покровителем. Как писала Татьяна Манухина, происходившая из известного рода кашинских купцов: «Вере твердой, непримиримо непреклонной, готовой на исповедничество, учил Анну пример подвижнической жизни епископа Игнатия».
Княжна Анна, как и все княжеские дочери того времени, была искусна в разных видах рукоделия, а когда подросла, то стала известна своим умом, кротостью, красотой и в других землях. Княгиня Тверская Ксения, несмотря на то, что у Твери с Ростовом Великим в те времена были взаимные претензии, посылает к князю Димитрию послов с наказом: «Есть бо у него дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради».
В 1294 году княжна Анна была выдана замуж за великого князя Тверского и Владимирского Михаила — внука святого благоверного князя Александра Невского. Венчание состоялось 21 (8 с.ст.) ноября — в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Жених и невеста увидели друг друга в первый раз, стоя в храме под венчальными венцами. Таинство брака совершал епископ Тверской Андрей. Взаимную любовь и уважение, преданность и понимание пронесли супруги на протяжении 24-х лет жизни в браке, несмотря на все тяготы, выпавшие им.
Трагична судьба Тверского княжества в XIV веке, как и судьба святого благоверного князя Михаила, убиенного в Орде по предательству двоюродного брата князя Московского Юрия 22 ноября 1319 года. В Орде погибли и два их старших сына — Димитрий и Александр и внук Феодор. Великая княгиня Анна прошла через самые страшные испытания — насильственную смерть мужа, сыновей, внука; междоусобицы младших сыновей и внуков, неоднократное разорение Тверского княжества. Анна Кашинская, совершившая яркий подвиг любви и верности, олицетворяла особый тип женской святости, который всегда любили на Руси. «В женском естестве мужескую крепость имела еси», — читаем мы в акафисте слова, на протяжении многих веков характеризующие русскую женщину. В 40-е годы XIV века княгиня Анна принимает иноческий постриг в Тверском Софийском девичьем монастыре с именем Евфросиния. В 1364 году сын Василий перевозит ее из Твери в Кашинский Успенский монастырь. Преставилась благоверная княгиня Анна 2 (15) октября 1368 года, приняв в схиме имя Анна. Погребена была в Кашинском Успенском монастыре.
Ее нетленные мощи были обретены 21 июля (3 августа) 1649 года. В 1650 году 12 (25) июня состоялось перенесение мощей святой Анны Кашинской из Успенского в Воскресенский собор. В перенесении мощей участвовали царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и всей царской семьей. В 1650 году архиерейский Собор в Москве установил празднование святой благоверной великой княгине инокине Анне два раза в год: 12(25) июня и 2(15) октября.
Исключительна судьба Анны Кашинской и в лике святых. В 1678 году Великий Собор во главе с Патриархом Иоакимом своими постановлениями деканонизировал (уничтожил) причисление к лику святых Анны Кашинской. Однако существует предположение, что отцы Соборов 1678—1679 годов все-таки верили в святость Анны Кашинской, так как запрещались молебны и службы до времени, «аще чем Бог впредь объявит и утвердит». Церковное развенчание княгини Анны — единственный случай в Православной Церкви.
Первая попытка второй канонизации Анны Кашинской, не увенчавшаяся успехом, была предпринята митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1818 году, после канонизации в 1815 году святой благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской. В Кашине велись работы по благоустройству Успенского и Воскресенского соборов. Была построена колокольня при Воскресенском соборе, 17(30) ноября 1817 года состоялось перенесение мощей из Успенского собора в Воскресенский, но прославление не состоялось.
Сейчас в краеведческом музее Кашина хранятся документы, засвидетельствовавшие обращения жителей города к Правительствующему Синоду с просьбами восстановить почитание благоверной княгини Анны Кашинской в лике святых. 19 июня 1908 года из Кашина и Твери была направлена депутация в Петербург с прошением к Государю Николаю II о восстановлении прославления. 21 октября 1908 года Синод вынес определение о восстановлении почитания святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской, как это было до Собора 1678 года. Торжественное богослужение, посвященное второму прославлению святой княгини инокини Анны Кашинской, состоялось 12 (25) июня 1909 года в Кашине. В нем приняли участие 12 архиереев, 30 архимандритов, 100 священников. По сохранившемуся преданию, великая княгиня Елизавета Федоровна одна ночью долго пребывала у гробницы, никем не узнанная.
Покровительство святой княгини Анны простирается над городом Кашином более шести веков — город не знал «нашествия иноплеменных», от чумы здесь в XVII веке спасалась царская семья. Даже в суровые годы нашего века мощи молитвенницы за землю Русскую не были утрачены. Вот уже четыре года 25 июня в Кашин съезжается православный люд со всей России. Крестным ходом, который неизменно возглавляет архиепископ Виктор Тверской и Кашинский, с непрерывным чтением акафиста святой Анне Кашинской, проходит народ через весь город, неся раку с мощами своей небесной заступницы и покровительницы. В прошлом году день празднования памяти святой Анны Кашинской был объявлен Днем города, поэтому праздник был особенно многолюден и торжествен. Храм Вознесения Христова, где сейчас пребывают мощи святой, преображается. Силами петербургских благотворителей и жертвователей, особенно Валерия Гусева, уроженца здешних мест, проводятся работы по реставрации Воскресенского и Вознесенского храмов, им подготовлен и издан замечательный альбом «Кашин- православный русский город».
На этих торжествах в своем обращении к пастве архиепископ Виктор сказал: «Наше служение будет весомо, если мы будем проявлять образ любви и служения Отечеству подобно тому, как являли это святые угодники Божии Анна Кашинская и ее супруг Михаил Тверской». Хочется завершить рассказ словами Татьяны Манухиной: «Преобладание в древнерусском церковном прошлом имен святых княгинь (и княжен) не объясняется одною социальною привилегированностью. Чтили не знатность, а нечто в этих знатных женах и жизнях важное и значительное, с первых же веков христианства на Руси история возложила на представительниц высшего круга древнерусского общества подвиг строгий — аристократическую ответственность за судьбу идеала христианской женственности; …стоять свечою на подсвечнике и светить всем в доме».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика