Московский журнал | Н. Сотникова, Е. Тихомиров | 01.01.1999 |
Сегодня мы восхищаемся и удивляемся тому, насколько крепки и прочны были храмы, дома и дворцы в России в прошлые века. Велико было мастерство русских архитекторов и строителей, но и мастера-кирпичники заслуживают должного уважения. К качеству кирпича предъявлялись огромные требования. Он должен был быть крепок, плотен, мелкослоен и при изломе стекловиден, что означало хорошую промесь глины и удачный обжиг. Положенный в воду, он не должен был размокать и увеличиваться в весе.
Рабочие, которые рыли глину и подвозили ее на тачках к шатрам, назывались «копачами». «Порядовщики» готовили глину и работали с сырцом. «Сушники» смотрели за просушкой кирпича под шатрами, правили его альками и дощечками и наблюдали за приостановкой и откидкой. Самым ценным кирпичом считался подпятный кирпич — он приминался в деревянных станках пятками рабочих и был прочнее выработанных другим способом, так как масса глины делалась круче и уминалась в формы плотнее. Столовый кирпич вырабатывался на столе, глина набивалась в форму рукою. Машинный кирпич делался в металлических формах и был менее прочен по сравнению с другими.
Мастера-«обжигалы» укладывали сырец в печь. В продолжение четырех, пяти и даже десяти суток поддерживался слабый огонь. Этот период обжига назывался «на парах», то есть в это время выгонялся пар из сырца. После чего на двое-трое суток разводился сильный, ровный огонь, который поднимался до самого верха печи. Кирпич при этом раскалялся докрасна, как железо в кузнице. Эта операция называлась «взваром». Потом печи давали остывать в течение пяти суток и начинали выгрузку кирпича. После обжига кирпич выходил нескольких сортов: железняк, полужелезняк, красный, алый, полуалый и печной. Особо ценился красный и алый кирпич.
Готовый кирпич доставлялся к месту поставки, откуда возчики на лошадях вывозили его потребителю. Было принято на заводах накладывать 1000 кирпичей на шесть лошадиных повозок.
Одним из крупнейших поставщиков кирпича в Москву был завод в Кучине на реке Пехорке (ныне в черте города Железнодорожного).
Правобережье реки издавна славилось богатыми залежами глины, которая использовалась местными жителями на хозяйственные нужды. Они выбирали подходящее место, снимали верхний слой почвы и брали необходимое количество глины. На поверхности постепенно увеличивалось количество земляных кучек, отчего местность и стала называться Кучинской пустошью. В писцовых книгах это название упоминается впервые в 1573—1574 годах.
Владельцем пустоши был князь Лев Андреевич Салтыков. Позже царь Иван Грозный жалует пустошь князю Василию Ивановичу Старому1. В 1646 году это уже деревня, входящая в село Соколово — вотчину боярина В.И.Стрешнева, и было в ней тогда 17 крестьянских дворов2.
Первые крупные разработки глины следует отнести к периоду крупного строительства кирпичных зданий в селе Троицком неподалеку от Кучина во второй половине XVIII столетия, когда владельцем села стал фельдмаршал Петр Александрович Румянцев. В течение более чем десяти лет изготовляется кирпич для возведения дворца, служебных строений, церкви, хозяйственных построек.
Но период строительства в Троицком прошел, добыча глины сократилась. Положение изменилось после войны с французами. В это время начинается интенсивная разработка залежей кучинской глины и строительство кирпичных заводов.
Одними из первых организовали изготовление красного кирпича братья Даниловы3. В это же время (1829 год) приезжий крестьянин Клим Данилович Клеонников основывает в Кучине небольшой кирпичный завод. Работали на нем поначалу десять опытных мастеров-кирпичников. В их расположении была одна напольная печь, рассчитанная на изготовление 23 тысяч штук кирпича, три сарая и шатер. За год они изготовили 500 тысяч штук кирпича.
Позже основывает кирпичное производство в Кучине купец Терентий Афанасьев, уже имевший здесь ткацкую фабрику4. Есть также сведения о заводе, который принадлежал Лябатовичу и Теряеву5.
К середине XIX века первый завод перешел во владения Николая Гавриловича Рюмина, москвича, действительного статского советника, хозяина великолепной усадьбы близ Кучина в сосновом лесу, с широкими дорогами, цветниками, оранжереями, построенной по проекту французского архитектора Тибо. В Москве сохранился дом, в котором жили Рюмины (ныне улица Волхонка, дом 9). Управляющим на его заводе был Яков Алексеевич Калашников, который несколько лет трудился над изучением кирпичного производства и впервые ввел в употребление для обжига кирпича торф вместо дров, что оказалось более выгодно.
Во второй половине XIX века кучинские предприятия переходят к более крупным промышленникам. Московский купец Д.О.Милованов приобретает здесь кустарное кирпичное производство и начинает строительство современного завода. В 1875 году, оснащенный новым оборудованием, завод дал первую продукцию6. Понимая выгодность связи с железной дорогой, Милованов заключает с железнодорожниками договор о поставке им кирпича, дорога же предоставляла платформы для перевозки кирпича в Москву. Но доставка продукции к станции продолжалась на лошадях, телеги вязли по ступицы в грязи. Только в 1884 году была проложена подъездная железная дорога в три версты от завода до станции Обираловка (ныне станция Железнодорожная). Гужевая перевозка кирпича прекратилась7.
После смерти в 1890 году Д.О.Милованова завод стал принадлежать его жене Пелагее Ивановне Миловановой8.
Рядом с миловановским вскоре появился кирпичный завод купца Куприянова, затем — небольшой завод купца Голядкина9.
Все кучинские предприятия работали главным образом на Москву, где многие здания, в частности Исторического музея, были построены из красного кучинского кирпича. Кирпич шел также на строительные нужды соседних селений — Саввина, Реутова и Балашихи. И сегодня можно с достаточной точностью определить, где, когда и из какого кирпича было построено то или иное сооружение, так как кирпичи маркировались и можно прочесть на них: «П.И.Милованова», «Куприянов» или «КРАР и ФЛ» («Красная Армия и Флот»).
Последнее наименование объясняется тем, что после революции, в 20-е годы, все кучинские заводы были объединены в один — имени Красной Армии и Флота (КРАФ)10.
После Великой Отечественной войны возросла потребность в кирпиче, и производство его на Кучинском заводе достигло 100 миллионов штук в год. Высотное здание в Москве на Смоленской площади почти полностью построено из кучинского кирпича. Поставляли кучинцы свой кирпич и на строительство нового здания МГУ. В 1945—1950 годах проводилась реставрация кремлевской стены и башен Кремля. Специальный заказ для реставрационных работ выполнили кучинские кирпичники. Изготовляли они кирпич для реставрации храма Василия Блаженного, Высоко-Петровского монастыря, Троице-Сергиевской лавры в Сергиевом Посаде.
В 1946 году создается научно-исследовательский институт строительной керамики с опытным заводом. Через два года начинается строительство завода керамических блоков на территории бывшего стадиона. В 1950 году уже начали выпускать фасадную керамику, которая пошла для строительства сельскохозяйственного комплекса ВДНХ. Светлая керамика применялась для облицовки зданий и сооружений стадиона в Лужниках, Дворца съездов, универмага «Детский мир», гостиницы «Украина», кинотеатра «Россия», Дворца пионеров на Миусской площади, высотного здания на Лермонтовской площади и так далее.
В 1956 году началось освоение облицовочной глазурованной плитки для отделки санитарных узлов, умывальных комнат, ванн. В 1957-м стали выпускать термоизоляционный материал — пеностекло. Оно нашло широкое применение при сооружении Кремлевского Дворца, здания СЭВ, телецентра в Останкино, гостиницы «Россия» (эркерные панели и т. д.).
С февраля 1964 года Кучинский кирпичный завод имени КРАФ объединился с заводом керамических блоков. Новое предприятие стало называться Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов.
_______________________________________________________________
1. Писцовые книги Московского государства XVI в. Отд.1. СПб., 1872. С. 7.
2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып.6. Вохонская десятина. М., 1888. С. 97.
3. Нистрем К.М. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852. С. 48.
4. Справочная книга о лицах. М., 1869. С. 146.
5. Там же. С. 615.
6. Нистрем К.М. Адрес — календарь. М., 1857. С. 99, 192.
7. Ныне дороги нет, ее разобрали после 1945 года, местами сохранилась насыпь и железнодорожный мост через речку Пехорку. Прозвали его «чертов мост» из-за случаев увечий и гибели местных жителей.
8. Фабрично-заводские предприятия Российской империи. Ч.1,2. Петроград, 1914. С.486−507.
9. Справочная книга о лицах. М., 1869 (по алфавиту).
10Фабрики и заводы Московской области. Ч.2. М., 1931. С.140−141.