Московский журнал | В. Куликов | 01.12.1998 |
В 1893 году был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи и министр финансов был назначен его шефом. В 1901 году для его гражданского генеральского мундира была введена папаха со светло-зеленым верхом и крестообразно нашитым золотистым галуном. Светло-зеленым верх папахи стал и у офицеров, и у рядовых пограничной стражи. Тогда же, в 1902 году, тулья (верх) фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала светло-зеленой.
Следовательно, 1902 год можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки.
Единая форма одежды советской погранохраны появилась в 1923 году. В 1924 году была определена расцветка фуражек. Цвет околыша для внутренней и пограничной охраны был выбран темно-синий, а для тульи фуражек бойцов внутренней охраны — краповый (темно-красный); для пограничной — светло-зеленый с малиновым кантом. Обмундирование погранохраны отличалось от армейского также цветом петлиц и светло-зеленой окантовкой.
Эту форму пограничники носили до 1938 года, когда ее сменили общевойсковая форма одежды и знаки различия — при сохранении традиционного зеленого цвета в петлицах и окантовке.
Знаменательный 1943 год вернул многие атрибуты дореволюционной русской армии: слово «офицеры», приветствие «здравия желаю (желаем)» и пр. И, конечно, погоны. Пограничники имели на них зеленые просветы и окантовку, а у генералов даже были до июня 1945 года зеленые лампасы.
После Парада Победы И.В.Сталин заметил наркому внутренних дел: «Лаврентий, Верховным Советом СССР введена единая форма для всех генералов. А что, разве предусмотрены генералы НКВД?» Пришлось после этой реплики Сталина генералам погранвойск отпарывать лампасы и канты.
В первые годы после смерти Сталина была введена общеармейская форма одежды «мирного времени». Но пограничные фуражки устояли и на этот раз.
В 1957 году — очередная «реформа» формы. Она стала европейского, англизированного типа. Темно-синие брюки были заменены брюками защитного цвета. Для повседневного ношения появились рубашки с галстуками и открытые френчи с карманами, повседневные погоны в виде хлястиков защитного цвета.
Но известный октябрьский пленум ЦК КПСС 1957 года осудил деятельность министра обороны маршала Жукова. В связи с этим приказ о новой форме одежды был «положен под сукно» и нарочито забыт, хотя никакими документами его не отменяли.
Приказ № 70 министра обороны маршала Малиновского о новой форме одежды от 28 марта 1958 года в очередной раз сократил «форменный» набор. Пограничники утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей рядового состава. Но зеленые фуражки остались.
Пожалуй, самые серьезные испытания для пограничной формы были в 1993—1994 годах, когда в масштабе России решалась задача удешевления и унификации военного обмундирования. Указом президента Российской Федерации 23 мая 1994 года рядовому составу погранвойск предписаны погоны защитного цвета со светло-зелеными продольными полосками по краям. И если одноцветные фуражки офицеров Министерства обороны стали «украшать» излишними, на наш взгляд, «орнаментами» вокруг кокарды, золотистым подбородным шнуром и орлом на тулье, то на пограничной фуражке осталась кокарда прежних скромных размеров.
Однако, сохранив цвет, пограничная фуражка изменила теперь форму.
С дореволюционных времен высота четвертинок тульи фуражек была 43−55 мм, в 20-е — 30-е годы даже меньше. К 1993 году высота четвертинки достигла 85 мм, значительно увеличился и диаметр донышка. Зачем? Сейчас ответить никто не сможет.
Не функциональной необходимостью или тенденциями современной военной моды, а только отечественными «оригинальными» взглядами объясняется это увлечение «фуражечной» гигантоманией. Кстати, в армиях НАТО и у наших западных соседей в большой моде берет и фуражки с уменьшенной тульей!
Каждый офицер испытал на себе неудобство фуражки с большой тульей при посадке в транспорт и при выходе из него. Даже несильный ветерок может сорвать ее с головы. Но по ветру летят не только фуражки, но и деньги из госбюджета, которых и без того не хватает. Ведь на каждую фуражку расходуется 0,079 квадратного метра сукна приличной стоимости. Во что обходится чей-то «улучшенный вкус» при изготовлении, скажем, партии в 10 000 фуражек?
Можно отметить, что мода на увеличенные тульи уже была в 40-е годы. Но где? В румынской и португальской, в южноамериканских армиях. Ни в одной из армий передовых стран!
Так вопрос о тулье и площади донышка фуражки обретает не только эстетическое и экономическое, но и по большому счету политическое значение. Скажи, какая у тебя площадь донышка фуражки — и будет ясно, служил ты в передовом, развитом государстве или…
Формальный подход? Возможно. Но ведь речь и идет о форме.