Московский журнал | С. Дудлик | 01.12.1998 |
Иван Грозный и донские казаки
16 февраля 1998 года пограничной службе Российской державы исполнилось 427 лет. В этот день четыре века назад царь Иван Грозный подписал ее устав — «Приговор о станичной и сторожевой службе». Впервые охрана границы становится функцией государства и проводится централизованно.
Но минуло сто с лишним лет, пока государство официально не высказало необходимость еще одного вида пограничной службы — морской. В середине 40-х годов XVIII столетия в России начали строительство первого таможенного судна, по существу — и первого пограничного. Архивные источники свидетельствуют об издании в 1746 году по этому поводу специального Сенатского указа.
Впрочем, еще в допетровскую эпоху Московское государство укрепляло свои морские рубежи. Особенно южные, откуда ей постоянно досаждала Крымская орда. В 1556 году, после покорения Казани и Астрахани, Иван Грозный начал борьбу с Крымским ханством. И полностью возложил проведение морских операций на донских казаков. Более того, Москва выплачивала им жалованье, хотя и не постоянно. Регулярным оно стало с 1615 года. Выступали союзниками Москвы и казаки-запорожцы. «Эта голь, — писал средневековый турецкий историк Тарихи Найма, — своим умением и храбростью в морских битвах превосходит все другие народы». Даже персидский шах напоминал своим верноподданным о том, что не турки, а казаки — подлинные повелители Черного моря. Крымский хан Менгели-Гирей писал о казаках в 1501 году Великому князю Московскому Ивану III: «Люди многие своим умом Доном в судах ходят. Противу них недругам стоять немочно».
Удаль, мастерство защитников морских рубежей подтверждались победами. Весной 1556 года отряд московских ратников совершил упреждающий поход на Очаков, помешав крымскому хану начать очередное вторжение в глубь России. В шестидневном сражении под Ислам-Керменом ратники и казаки разгромили неприятеля.
Роль казаков как надежного пограничного бастиона России — велика. Не случайно 1 мая 1696 года первый победный салют в ознаменование взятия турецкой крепости Азов прогремел в честь доблести донских казаков на суше и на море. Их потомки продолжили эту традицию не только на южных границах России, но и на восточных.
В 1897 году была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия. Состояла она первоначально из пароходов «Казак Уссурийский», «Атаман», парового катера «Дозорный» и двух барж. В экипажах числились забайкальские, амурские, уссурийские казаки. За годы русско-японской и советско-японской войн, в послевоенный период флотилией был накоплен большой опыт прикрытия границы. В марте 1995 года она закономерно стала Амурской пограничной речной флотилией. Лишь недавно из-за недофинансирования соединение разделено на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров.
Пограничный десант на Курильские острова
О том, как воевали пограничники, защищая Отечество в боях с фашистами, хорошо известно. Куда меньше мы знаем о специфике задач морских пограничников в годы второй мировой войны. Совместно с войсками прикрытия они первыми приняли на себя удар. От Баренцева до Черного моря моряки-пограничники сражались, находясь в оперативном подчинении флотских и армейских командующих. А 8 августа 1945 года корабли, дивизионы и группы пограничных катеров вошли в оперативное подчинение командованию Тихоокеанского флота и Амурской флотилии. В боях они действовали самостоятельно или совместно с кораблями флота.
На речной границе первой боевой задачей стала переправа через реки на сопредельную территорию отрядов нападения, захват плавсредств противника. Дивизионы 59-го и 62-го пограничных отрядов использовались для разведки портов противника, береговых укреплений.
Отличились корабли и катера в Курильской десантной операции (18 августа — 1 сентября 1945 года). Войскам Камчатского оборонительного района и Петропавловской военно-морской базы предстояло высадить десант и овладеть самым укрепленным островом Курильской гряды — Шумшу, потом захватить остальные, что были южнее. К операции привлекли ПСКР (пограничные сторожевые корабли) «Киров» и «Дзержинский», восемь катеров 60-го погранотряда.
Началась высадка десанта рано утром 18 августа. Сильное сопротивление противник оказал в районе двух укрепленных высот. Рота пограничников под командованием капитана Кожевникова захватила высоты и удержала до подхода главных сил десанта. Корабли «Киров» и «Дзержинский» поддерживали десант огнем, отражали налеты авиации, уничтожали танки. Указом Президиума Верховного Совета СССР за доблесть и мужество, проявленные в боях с японскими захватчиками, более 3000 пограничников были награждены орденами и медалями. Вклад сторожевых кораблей «Киров» и «Дзержинский» в разгром Квантунской армии отмечен орденами Красного Знамени.
Пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» по-прежнему охраняет морскую границу на северо-востоке страны. Имя фронтового корабля перешло по наследству более современному.
Морские пограничники в новых условиях
С распадом СССР морские границы России претерпели значительные изменения. На Балтике у нас остались лишь два участка — Петербургский и Калининградский. Последний прикрывает Балтийская отдельная бригада ПСКР — всего 74 мили по фронту. В советские времена участок контролировал лишь один корабль — от Лиепайской бригады. Тогда было мало нарушителей, контрабандистов, браконьеров. Теперь их хватает — из сопредельных стран. Предостаточно их не только на Балтике, но и у северных берегов, а также в Черном море, где Россию тоже потеснили вчерашние собратья по СССР. И даже в нашей исключительной экономической зоне восточных морских акваторий, которую Россия не собиралась ни с кем делить, браконьеров пруд пруди.
Сегодня морскую границу России патрулируют корабли и катера Морской охраны (МОХР) Федеральной погранслужбы. Первый рубеж проходит в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны, а второй — в территориальном море с целью борьбы с браконьерством.
МОХР ФПС начала формироваться после указа президента от 29 августа 1997 года «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере». Почему именно пограничникам доверили полномасштабный государственный контроль за отечественными морскими биоресурсами? Шло невиданное разграбление морских богатств страны. На Дальнем Востоке в исключительной российской экономической зоне ежегодно «выгребали» около 4 миллионов тонн биоресурсов. Легально экспортировали менее миллиона, почти все остальное — контрабандно. У россиян оставалось только около 10 процентов рыбопродукции. Каждые сутки из региона в среднем уплывало за границу рыбы, крабов, прочих деликатесных морских продуктов более чем на 30 миллионов деноминированных рублей. Под угрозой изчезновения оказался камчатский краб, резко снизились запасы лососевых, осетровых.
Пограничники все это фиксировали, но полномочий, чтобы вмешаться, не хватало. К тому же хищения биоресурсов приобретали все более изощренные формы. Если раньше пограничные сторожевики гонялись в основном за иностранными судами (при этом весьма успешно: в 1991 году на Южно-Курильском направлении было зафиксировано 2500 случаев захода японских браконьеров в терводы России, в 1996 году — 30, в 1997 — более 10), то вскоре обнаружили, что суда под российским флагом, работающие на заграницу, сбывают морепродукты за валюту в огромных количествах и по бросовым ценам. В последние 6 лет практиковалось выделение квот различным предприятиям, которые выгодно для себя перепродавали их иностранцам. При этом цены на промысел нерки, к примеру, занижались во много раз по сравнению с мировыми. И даже под видом квот для научных исследований выдавались разрешения на вылов… десятка тысяч (!) тонн крабов. В бюджет не поступали налоги, биоресурсы катастрофически истощались, рыбный промысел все больше криминализировался.
ФПС еще в 1993 году предприняла попытку остановить браконьерский беспредел. В 1994 году впервые была проведена пограничная морская операция «Путина-94», потом они стали организовываться ежегодно. Несмотря на скудное финансирование, каждый вложенный в «Путину» рубль давал государству почти 40 рублей прибыли! И тем не менее морепродукты продолжали «выкачивать». Основной проблемой оказался иррациональный механизм государственного управления водными биоресурсами. В советское время функции хозяйственные (эксплуатационные) и контрольные (природоохранительные) были сосредоточены в одном ведомстве — федеральном органе по рыболовству. Монополия одного ведомства и на промысел, и на контроль за промыслом перестала себя оправдывать. Контроль за морскими биоресурсами должен был взять на себя особый государственный орган.
Обеспокоились масштабом хищничества не только наши власти, но и спецслужбы сопредельной Японии, куда за наличную валюту уходила львиная доля контрабандных морепродуктов. Казалось, им бы радоваться, но японцы поняли, что еще несколько лет подобного «промысла» — и их морские запасы тоже сойдут на нет. Они заявили о готовности вести дело цивилизованно.
По решению бывшего директора ФПС России генерал-полковника Николая Бордюжи все структурные подразделения ведомства сосредоточивают усилия в помощь Морской охране. Используются разведывательные, оперативные, радиотехнические и другие возможности, привлекается авиация. Но основная нагрузка — у корабельного состава. С 1 июля организован департамент, в нем три управления, 9 региональных и 5 территориальных инспекций МОХР с общей численностью более 1600 человек. Вместе с ними поступили на баланс пограничной службы более 40 кораблей и катеров. С этого дня у ФПС появились, кроме кораблей, патрульные суда. На охрану государственной границы в море ежесуточно выходят более 80 «вымпелов», из них около 30 — на охрану биоресурсов. Только на участке ответственности Северо-Восточного регионального управления (так сегодня именуются пограничные округа) находятся 4 патрульных судна. Всего у Морской охраны около тысячи кораблей, судов, катеров.
«Зеленые фуражки» не взять на испуг
В основном, по мнению начальника Департамента морской охраны ФПС адмирала Иннокентия Налетова, передача функций, людей и судов рыбвода под флаги ФПС проходила планово. Капитаны и экипажи, пожелавшие остаться гражданскими, продолжают работать в прежнем качестве. Именно их суда стали патрульными судами Морской охраны. Однако в отдельных регионах, как сказал Налетов, чиновники противились взаимодействию с погранслужбой под различными предлогами. К примеру, ссылаясь на то, что региональных структур Указ № 950 или постановление правительства не касаются. Особенно тяжело шла передача на Таганрогском направлении. Основной довод, которым защищались местные рыбоохранники, — неопределенность правового статуса Азовского моря, хотя в постановлении правительства № 90 предписывалось передать матбазу и согласовать другие вопросы до определения статуса Каспийского и Азовского морей. В Ростов-на-Дону к руководству Азоврыбвода пришлось выезжать начальнику Управления охраны биоресурсов ФПС России контр-адмиралу Валерию Лобашкину. Откровенно противились в руководстве Запкаспрыбвода. Впрочем, на Каспии обстановка и раньше была сложней, ведь пограничники Кавказского особого пограничного округа с местными браконьерами много раз сталкивались на грани применения оружия. О том, что угрозы браконьеров реальны, говорит взрыв жилого дома пограничников в Каспийске… Но «зеленые фуражки» на испуг не возьмешь.
Не дожидаясь окончания реформы морских пограничных сил, с 25 апреля по 30 июня 1998 года на Азовском и Каспийском морях во взаимодействии с органами МВД, рыбинспекцией, представителями казачества ФПС России провела специальную операцию «БИО-98». Оказалось, что на Азовском море браконьерский промысел не уменьшился, много случаев хищения из стационарных сетей рыболовецких хозяйств, существует и покрывательство браконьеров чиновниками. Основными районами контрабандного промысла на Азовском море остаются Таганрогский залив и Керченский пролив, направление Приморск — Ахтарск — Темрюк, на Каспии — Дербент — Астрахань. В основном в 10-мильной зоне промышляют местные жители. Пограничники Кавказского особого округа действовали в очень сложных условиях. По-прежнему были попытки подкупа, шантажа, угроз. Между прочим, впервые браконьеры стали передвигаться на маломерных быстроходных средствах, имея переносные спутниковые системы навигации, уходить на удаление 25−30 миль от побережья. Что свидетельствует о дополнительном финансировании преступными кланами браконьерского бизнеса. Не случайно общий ущерб, нанесенный Каспию в этом году, исчисляется минимум в 5 миллионов рублей.
Проверка возможностей новой структуры ФПС операцией на Каспии не ограничилась. На счету департамента морской охраны — успешно проведенная операция «БИО-98», прошедшая в мае в зонах ответственности Северо-Восточного и Тихоокеанского региональных управлений. По итогам операции взыскано штрафов на сумму свыше 130 тысяч рублей, 15 тысяч долларов США, конфисковано более 75 тонн рыбопродукции.
В ночь с 24 на 25 мая с помощью корабля береговой охраны США «Полар Си» пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» настиг в районе мыса Лопатка полуострова Камчатка китайское судно «Зонг Лонг-37». Удалось остановить браконьеров только после стрельбы на поражение. Оказалось, им было чего бояться. На борту обнаружили 55 тонн рыбы лососевых пород, 672 сети, в том числе запрещенные дрифтерные. Это задержание — очередной серьезный успех «Дзержинского». Очень трудно поймать браконьера с поличным. Мощные двигатели, современное навигационное и радиотехническое оборудование делают судно-браконьер маневренным и чутким. Приблизиться к нему могут лишь командиры сторожевых кораблей — Мастера погранслужбы. А таких — все меньше. Уходят «на берег», где более стабильная жизнь и, что скрывать, приличный заработок.
Пока у моряков-пограничников еще хватает асов-командиров. В их числе — капитаны 2-го ранга Андрей Ишутин (командир «Дзержинского»), Леонид Мирошниченко («Мурманск»), Андрей Черкасов («Новороссийск»). Стоит появиться названным кораблям и другим ПСКРам в море, как весть об этом быстро расходится от промыслового судна к судну, от шхуны к траулеру…
Кстати, в последние годы российские пограничники все теснее взаимодействуют с моряками береговой охраны США, а также управлением безопасности на море Японии. Совместная охрана Конвенционной зоны в Тихом океане с американцами постепенно сужает простор браконьерам.
То, что государство решилось наконец разрубить гордиев узел, поручив охрану биоресурсов ФПС России, конечно, обнадеживает. Но, с другой стороны, морские операции стали слишком скоротечны и фрагментарны в отличие, например, от полномасштабной операции «Путина». Никогда раньше ФПС России не испытывала столь острой нужды в деньгах и топливе, как сегодня. Все понимают, что страна в кризисе. Но экономить на охране биоресурсов — значит терять неизмеримо больше сегодня и, возможно, потерять все — завтра!