Русская линия
Московский журнал01.12.1998 

Тысячелетний дозор
Очерк пограничной охраны России от Московского Государства до наших дней

Первые сведения об охране рубежей древнерусского государства

В Среднем Поднепровье и поныне существуют остатки Змиевых валов. Точное время их возникновения неизвестно. Однако, по мнению В.Г.Ляскоронского, в период противоборства наших предков с сарматской конницей в начале I тысячелетия новой эры Змиевы валы уже существовали. Главное предназначение их состояло в том, чтобы задержать сарматскую конницу и выиграть время, в течение которого приходила помощь.
Сам факт существования в начале христианской эры единой оборонительной линии свидетельствует о том, что уже во II—IV вв.еках нашей эры славянские племена стояли на пороге создания собственной государственности. Ее окончательное оформление было прервано небывало мощным нашествием гуннов.
Позднее, используя опыт пращуров, жители древнерусского государства создали хорошо продуманные оборонительные системы, которые состояли из мелких и крупных крепостей, соединенных в укрепленные линии: Посульскую, Трубежскую, Поросскую и Днепровскую. Кстати, в то время еще не существовало понятия «граница», а слово «рубеж» означало окраину государства, предел распространения его власти.
Первая линия (Посульская) тянулась от верховьев до устья Сулы (приток Днепра). Здесь, с промежутками 10−18 верст, стояли 18 городков-крепостей и других более мелких укреплений. Все они располагались на господствующих высотах правого берега Сулы и прикрывались рекой. На основных дорогах в разрывах линии валов строили «проезжие ворота». Сверху они обычно увенчивались дозорной вышкой. Местность справа и слева от ворот, как правило, усиливалась надолбами и рогатками. У речных переправ возводились забои. В случае необходимости из-за этой системы заграждений велся «лучный и копейный бой».
Вторая линия проходила по реке Трубеж с центром-крепостью Переяславлем-Русским.
При Владимире Святом Русь продвинулась в степи и построила пограничные укрепления на линии реки Рось, где в 30-х годах XI века была возведена третья линия в составе 13 городов-крепостей, получившая название Поросской. Из-за непрекращающихся набегов половцев на южные окраины Руси во второй половине XI века была создана Днепровская линия из 11 городков-крепостей по правому берегу Днепра от Киева до реки Рось.
Итак, к концу XI века на южных рубежах Киевской Руси возникла единая эшелонированная сторожевая и оборонительная система, протянувшаяся на сотни километров.
Западные и северо-западные границы Древней Руси долгое время были менее опасны, чем южные. Поэтому здесь отсутствовала линия укреплений, а погранично-оборонительную службу несли города-крепости Псков, Порхов, Полоцк, Старая Ладога, Юрьев, Приморское Копорье.
На востоке Русь вела взвешенную политику освоения новых земель, где долгое время также не возникало сплошных пограничных сооружений. Роль же пограничных сторож выполняли города (на начальном этапе — укрепленные острожки).
Все эти богатырские заставы, крепости, укрепленные линии, засеки строили и обживали порубежники, несшие службу по охране границ древнерусского государства. На богатырских заставах и в малых городцах-крепостях службу несли небольшие, периодически сменявшиеся группы воинов-сторожей. В городах-крепостях стояли гарнизоны, представлявшие собой более мощную пограничную силу. Они выставляли наблюдательные посты, высылали конные дозоры и разъезды, которые, обнаружив противника, предупреждали гарнизоны и стражу на укрепленных линиях.
На засеках вооруженным отрядам вменялось в обязанность при обнаружении «воинственных людей» встретить их «со всяким боем». Засечная стража возглавлялась засечными головами, которые подчинялись местным воеводам.
В приморских землях пограничную службу несла морская стража (обычно в устьях рек), которая выставляла дозоры с теми же обязанностями, что и у всех пограничных сторожей.

Охрана границ русских княжеств

С распадом древнерусского государства на отдельные феодальные княжества распалась и единая система охраны границ. Приходили в запустение созданные с огромным трудом укрепленные засечные линии, удельным князьям не хватало людей для порубежной службы. Окраинные русские княжества стали предметом пристального внимания соседей.
Оказать должного сопротивления нахлынувшей татаро-монгольской орде Руси не удалось. Не стали препятствием на пути ордынцев и пограничные укрепленные линии на реках Рось, Стугна и Днепр. Главная линия на Роси была прорвана одновременно в шести местах. Не выдержал и дальний оборонительный пояс укреплений на реках Случь, Горынь и Верхний Тетерев. Погибли защитники Райховецкого городища и города Колодяжина. К 1240 году большая часть юго-западной, южной, северо-восточной Руси была завоевана татаро-монголами.
Постоянно менялись и внутренние границы Руси: линия их проходила в зависимости от успехов или неудач князей в междоусобных войнах, воли того или иного хана. Положение на границах самой Золотой Орды тоже было непростым. Ханы постоянно ссорились, боролись за власть. К тому же многие русские князья уже тогда пытались освободить от татаро-монголов свои земли. По мнению доктора исторических наук А.М.Плеханова, в начале XIII века общей границей русских княжеств на западе являлась граница Новгорода с Ливонским орденом: от Балтийского моря, через Чудское озеро до Западной Двины; Полоцкое княжество граничило с Литвой, Волынское — с Тевтонским орденом и Польшей, Галицкое — с Венгрией и Польшей. Существовали и так называемые совместные владения с Литовским княжеством.
Южная общерусская граница проходила по южным окраинам Галицкого, Киевского и Переяславского княжеств. На юго-востоке окраинами русских земель были земли Переяславского, Новгород-Северского, Черниговского и Муромо-Рязанского княжеств.
Восточные границы Руси прикрывались Муромо-Рязанским и Владимиро-Суздальским княжествами. Еще во времена могущества Золотой Орды Москва постепенно налаживала разведку и постоянное наблюдение за степью. С подчинением Московскому княжеству Нижегородского, Рязанского, Муромского и других княжеств количество сторож увеличивается, и граница постепенно принимает вид линии. Идея воссоздания единого государства все более овладевала сознанием русского народа, особенно после победы на Куликовом поле в 1380 году. «Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, -констатировал Л. Гумилев, — но вернулись оттуда русскими…»

Защита границ Московского государства

В княжение Ивана III Васильевича самой опасной остается южная граница. Для защиты подступов к столице в 60−70-х годах XV века начинается создание оборонительного рубежа на левом берегу Оки, являвшейся в конце XV—XVI вв.ека пограничной рекой между русскими землями и «Диким полем» (так называли местность к югу от Оки). Оборонительный рубеж включал крупные крепости — города Переяславль-Рязанский, Коломну, Серпухов, Тарусу, Калугу. Позднее появились еще крепости Кашира, Алексин, Воротынск, Перемышль, Зарайск.
Постепенно оборонительный рубеж по Оке превращается в государственный, с ежегодным выходом войска на его защиту и с привлечением местного населения для обустройства пограничной линии. Составной частью этого рубежа была и река Угра, на которой в октябре-ноябре 1480 года произошло «великое стояние», приведшее к окончательной победе над Ордой. С политических карт Европы исчезли монгольские государства, Золотая Орда и Большая Орда. Но набеги татарских отрядов, походы войск Крымского ханства, Ногайской Орды, Казанского ханства продолжались.
Порубежные земли отдавались теперь в управление наместникам, назначаемым лично государем, а в крепости назначались воеводы. Они высылали сторожи в Дикое поле, собирали вести о противнике, смотрели за исправностью службы и состоянием крепостных сооружений, организовывали «десятинную запашку» для пополнения казенных хлебных запасов.
В конце XV — начале XVI века задачи, выполняемые порубежными разъездами и сторожами, расширяются. Повышается значение разведки. Для охраны границ все чаще привлекаются казачьи отряды, которые не только ходили за сотни верст для наблюдения за крымцами и ногайцами, но и часто нападали на татар в местах их проживания на Дону, Азове и в Крыму.
С началом Казанских походов Ивана IV началось строительство Большой засечной черты — грандиозной оборонительной линии на тысячу километров от Переяславля-Рязанского на Тулу и далее на Крапивну, Одоев, к Оке на Белев. В некоторых наиболее уязвимых местах она состояла из нескольких линий укреплений. В 1566 году Большая засечная черта Русского государства была построена. Иван IV в течение месяца объезжал новые укрепления и крепости на «татарской украйне»: Козельск, Белев, Болхов, Алексин и другие. Черта включала следующие элементы: пограничные города-крепости, насыпные валы, сухие и заполненные водой рвы, лесные засеки, речные перебои, волчьи ямы. Кроме этого, в систему заграждений входило устройство частика и надолбов. Леса, по которым проходила засечная черта, объявлялись заповедными. Для присмотра за сооружениями черты создавались поселения служивых людей и образовывалась засечная стража, находящаяся в подчинении засечных голов, назначаемых из бояр, а затем из «детей боярских».
По-другому складывалась обстановка на западных границах. Границы Московского государства (Русского царства с 1547 года) здесь изменялись менее динамично. В январе 1558 года началась война с Ливонским орденом меченосцев, которая длилась 25 лет. В этот период очень тревожной оставалась обстановка на южной и юго-восточной границах. Только в течение трех лет не было вторжений татарских ратей в русские пределы.
Со второй половины 60-х годов XVI века набеги крымцев становятся более дерзкими, нередко их возглавлял сам хан. Русские сторожи сообщали, что татары до снегов кочуют вблизи южных границ, в верховьях Дона и Оскола. Иван IV своим указом от 1 января 1571 года повелел большому воеводе князю Михаилу Ивановичу Воротынскому «ведать станицы, сторожи и всякие свои государевы польские (степные) службы» и при этом «предписал дать ей (пограничной службе) лучшее устройство».
Воротынский начал с того, что велел «доискатись станичных прежних списков» и созвать в Москву всех лиц, имевших отношение к этой службе. Были вызваны и старые, и увечные — лишь бы они имели опыт службы «на поле». Особый интерес проявил Воротынский к тем станичникам и сторожам, которые «в полону были, а ныне из полону вышли». После полуторамесячной работы был составлен, а 16 февраля 1571 года принят «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Данный документ, по существу, был первым известным законодательным актом Российского государства, регламентирующим ратную порубежную службу.
«Приговор» устанавливал порядок действий станичников и сторожей при обнаружении неприятеля: во-первых, посылать весть об этом в ближайшие украинные города; во-вторых, разведать путем личного наблюдения, каковы численность и состав, направление движения противника. Особое значение придавалось достоверности сведений. Одинаково плохо считалось как поторопиться с вестью об опасности, так и задержаться с оповещением воевод. Во всяком случае, «Приговор» предусматривал самостоятельность и разумную инициативу сторожей и станичников.
«Приговором» строго регламентировалась продолжительность службы на границе. Она начиналась с 1 апреля и заканчивалась 1 декабря, а то и «до глубокого снега». Без смены сторожа уехать не имели права. Таким образом, фактически вводилась непрерывная пограничная служба. 15 марта 1576 года временные рамки несения службы были расширены: она начиналась с приходом весны, «как будет мало можно ехати сторожем на сторожи».
Таким образом, в XV—XVI вв.еках в Московском государстве происходит переход от порубежной охраны к станичной и сторожевой службе.
После Смутного времени в 20−30 годы XVII столетия в условиях продолжавшихся военных действий против Речи Посполитой были созданы крепости Козлов, Тамбов, Верхний и Нижний Ломов (прикрывающие Ногайский шлях). Изюмский и Калмыцкий шляхи прикрывали крепости Усерд, Яблонев, Короча, Чириавск, Ефремов. Кроме этого, были восстановлены отдельные участки засечной черты Русского государства в районе Белева, Одоева, Тулы, Венева.
Новые пограничные города-крепости стали опорными пунктами в период строительства Белгородской засечной черты. Решение о ее создании было принято царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1635 году. Строительство завершилось в 1646 году. Эта черта включала 26 пограничных крепостей. В последующем была достроена Симбирская засечная черта (1648−1654). В 1683—1684 годах создается Сызраньская засечная черта, которая на западе смыкалась с Симбирской (южнее Саранска, в районе реки Мокши) и проходила через Пензу и Сызрань до Надейно Усолья на востоке.

Пограничная служба Российского государства в XVIII веке

С перемещением границ русского государства к Тихому океану и Черному морю значение засечных черт уменьшилось, и в XVIII веке сторожевую службу заменили службой войск на пограничных укрепленных линиях, но создавались они с учетом прежнего опыта и состояли из крепостей и укрепленных городов. Между ними возводились полевые укрепления, как правило, в виде земляных валов, иногда с деревянным тыном и рвами, перед которыми устраивались засеки и ставились рогатки. Через каждые 200−600 метров вал имел выступ в виде редута, что позволяло обороняющимся вести ружейный огонь.
Протяженность пограничных укрепленных линий была разной: от 60 (Царицынская) до 550 (Колывано-Кузнецкая и Тоболо-Ишимская) километров. В XVII—XIX вв.еках их охраняли гусарские полки на Украине и в Поволжье, солдатские полки в Прибалтике и Карелии, поселенные войска (ландмилиция), украинские, терские, кубанские казаки.
Охрана пограничных укрепленных линий постоянно совершенствовалась. Например, когда Белгородская черта исчерпала свои возможности, была построена новая, так называемая Украинская линия. Для ее возведения было послано 20 тысяч казаков и 10 тысяч крестьян. Она простиралась более чем на 400 верст. На линии располагалось 17 крепостей на расстоянии 25 верст друг от друга. Линия была оснащена большим по тому времени количеством артиллерии: в ее крепостях, редутах было установлено 222 орудия. Называя эти сооружения «чудом произведения человеческого», современники сравнивали их с сооружениями Древнего Египта.
В 1723 году для пополнения казны и развития внутренних производств был издан закон, которым учреждались пошлины на ввозимые товары, а для контроля и взимания пошлины — таможни. Пограничников из Военного переводят в подчинение Таможенному ведомству и наделяют новыми обязанностями: бороться с незаконным провозом (проносом) товаров. Слова «контрабанда», «контрабандир», «таможня» постепенно входят в обиход.
Однако контрабанда не сокращалась, а принимала все большие размеры. В 1754 году был издан указ, которым предлагалось «помимо таможен никаких товаров как в Россию, так и из России не пропускать, равно как и не допускать переходов и побегов через границу». Для этого между таможнями в тех местах, где был беспрерывный лес, предписывалось сделать засеки шириной 10−15 сажен, поставить большие и низкие рогатки, укрепить их надолбами, а для разъездов с форпостов расчистить дороги шириной в три сажени. Кроме того, на форпосты вместо малороссийских казаков были командированы два драгунских полка с «крепким подтверждением», чтобы они «смотрением своим могли все тайные проходы пресечь и удержать от побегов через границу, употребляя к тому всегдашние разъезды». Чтобы драгуны не входили с купцами в сделки, в состав таможен были введены объездчики (один на десять верст).
В конце XVIII века организацией пограничной стражи ведали два ведомства, подчиненные сенату: военное министерство и департамент внешней торговли. Военное министерство имело армейские и казачьи полки. На первую линию охраны границы они высылали отряды казачьей стражи и стражу от армейских полков. Департамент внешней торговли имел 12 таможенных округов. В каждом из них были свои таможни (таможенные заставы) и стража, организованная на второй тыловой линии.
Строительство новых укрепленных линий на юге и юго-востоке, охрана границы преимущественно армейскими формированиями, создание на ее европейском участке таможенной стражи, бесспорно, были важными мероприятиями. Но при значительном увеличении протяженности границ Российской империи эти меры не могли обеспечить ни защиту государства от внезапных военных нападений, ни успешную борьбу со шпионажем и контрабандой.

Границы России в XIX веке

Инспектирование западной границы военным министром М.Б.Барклаем-де-Толли вскрыло немало изъянов в деятельности пограничных структур, о чем он и доложил императору Александру I. Взоры правительства обратились к казачеству. За многие века оно накопило богатый опыт военной службы на укрепленных линиях, имело необходимые навыки сторожевой службы.
В 1811 году последовал высочайший указ об учреждении пограничной казачьей стражи. Было составлено расписание казачьих полков по участкам границы.
К 1819 году, с принятием Таможенного устава, пограничная стража учреждается по всей сухопутной и морской границе. На контрольной черте между Российской империей и Царством Польским устанавливается «таможенный присмотр», который осуществляет контроль не только за движением товаров, но и за перемещением лиц.
В истории пограничной стражи России есть свои ключевые даты. Одна из них — 5 августа 1827 года. Именно в этот день министр финансов граф Е.Ф.Канкрин представил на утверждение императору Николаю I «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи». В нем, в частности, отмечалось: «Главные перемены в этом положении состоят в твердом воинском разделении Стражи, в назначении воинских командиров, в точном определении обмундирования и прочих снаряжений». Устанавливалось 13 военных таможенных округов, создавались 4 бригады и 7 полубригад. В них несли службу 11 бригадных и полубригадных командиров, 31 командир роты, 119 надзирателей и 156 помощников надзирателей, 37 писарей, 3282 нижних чина, в том числе 2018 конных и 1264 пеших. Протяженность охраняемого европейского участка границы составляла 8800 верст.
В то же время бригады и полубригады оставались в ведении гражданской администрации. Это фактически привело к двоевластию. Как и следовало ожидать, казаки оказались мало приспособленными к столь запутанным в правовом отношении условиям, и в 1832 году их полностью заменили пограничной таможенной стражей. Усилили подразделения первой линии, возложив на них и карантинную службу. С этого года пограничная таможенная стража стала называться пограничной стражей.
26 ноября 1832 года министр финансов выступил с ходатайством о разрешении пограничникам применять оружие. Государственный совет утвердил на этот счет правила. Суть их сводилась к тому, что все гражданские лица должны были «почитать» чинов стражи и по их требованию останавливаться. При неподчинении любого нарушителя стражники должны были, дважды окликнув, «догнать», задержать силой, а в случае сопротивления «употреблять оружие». Если они заметят скопление вооруженных или не имеющих с собой оружия, но «могущих причинить увечие» лиц, то могут по ним сделать выстрел; в случае же «действительного нападения» «могут употреблять как холодное, так и огнестрельное оружие, с возможною однако умеренностью, и если во всех сих случаях кого убьют или ранят, свободны от всякого наказания, а сопротивлявшиеся или нападавшие накажутся по всей строгости закона». Чины стражи, замеченные «в безнужном употреблении оружия», также отвечают по закону. Подписал это решение председатель Госсовета граф В.П.Кочубей, Николай I утвердил: «Быть по сему».
Правила, как нетрудно заметить, не отличались четкостью. Как, например, понимать слова: «действительное нападение», «с возможной однако умеренностью»? Инструкции, изданные в развитие правил, мало их дополняли. Неясность законов была замечена Николаем I, о чем говорят две его резолюции 1834 года на докладах министра финансов: «Наистрожайше приказать Таможенной Страже по контрабандирам действовать боевыми зарядами»; «Подтвердить Пограничной Страже действовать силою оружия всегда, когда против них чинится буйство».
Однако затруднительность доказать свою правоту при отсутствии свидетелей парализовывала волю нижних чинов. Лишь в 1897 году была принята инструкция, расширяющая права пограничников. Она допускала применение оружия по нарушителям границы после двукратного оклика «стой!» и предупредительного выстрела вверх, а также при нападении на пограничный наряд.
Постройка железных дорог во второй половине XIX века, развитие внешней торговли и увеличение таможенных пошлин привели к росту контрабандного промысла. Министерство финансов по указанию императора Александра II сначала комплектует пограничную стражу рядовыми старших возрастов, затем рекрутами и, наконец, новобранцами; надзиратели заменяются старшими офицерами. С 8 мая 1861 года комплектование стражи стало проводиться в порядке рекрутского набора, как и в армии. Был определен постоянный офицерский состав штаба пограничной бригады при ее штате (в среднем) 75 офицеров и 1200 нижних чинов.
Из отчетов департамента таможенных сборов видно, что количество задержаний контрабандных товаров на сухопутном и морском участках западной границы России постоянно увеличивалось. За период с 1876 по 1879 год число задержаний возросло почти на четыре тысячи, а сумма задержанных товаров выросла с 247 тысяч до 397 тысяч рублей серебром.
С июня 1878 года по инициативе военного министра Д.А.Милютина пограничная стража стала считаться воинским подразделением, в мирное время выполняющим свои специальные задачи, а в военное входящим в состав действующей армии. К этому времени пограничная стража имела следующую структуру: бригада — отдел — отряд — пост. Несколько ранее полубригады были преобразованы в бригады, надзиратели и их помощники стали именоваться отрядными офицерами.
К марту 1881 года в системе пограничной стражи была создана Балтийская крейсерская флотилия, позволившая улучшить надзор на морском побережье Балтики.
Таким образом, к концу XIX века утверждается статус пограничной стражи как военной структуры. Окончательно он закрепляется с образованием Отдельного корпуса пограничной стражи.
Отдельный корпус пограничной стражи России (конец XIX — начало ХХ века)

На рубеже XIX и ХХ столетий общая протяженность границ Российской империи превышала 60 тысяч километров. В 1889 году военное министерство подготовило для Государственного совета предложения о реорганизации пограничной охраны на западной границе. Суть их сводилась к тому, чтобы обеспечить на случай войны выставление 18 четырехсотенных полков полного состава, обученных и готовых к боевым действиям совместно с кавалерией.
15 октября 1893 года Александр III утвердил «Положение об управлении Отдельного корпуса пограничной стражи». Подчинялся он министру финансов, а непосредственное управление осуществлял командир корпуса. Первым шефом пограничной стражи стал статс-секретарь граф С.Ю.Витте, а первым командиром был назначен генерал от артиллерии А.Д.Свиньин. Из подчинения департамента таможенных сборов была изъята флотилия и подчинена командиру корпуса. Пограничная стража превратилась в самостоятельный род войск.
1 февраля 1899 года Николай II утвердил постановление об учреждении округов пограничной стражи с соответствующими штабами. Высочайшим указом от 7 мая 1899 года дислокация округов и бригад была определена следующим образом: 1-й округ — штаб в Санкт-Петербурге. Бригады: Санкт-Петербургская, Ревельская, Аренсбургская, а также Особый Беломорский отдел. 2-й округ — штаб в Вильно. Бригады: Рижская, Горждинская, Таурогенская, Вержболовская и Граевская. 3-й округ — штаб в Варшаве. Бригады: Ломжинская, Рыпинская, Александровская, Калишская, Велюнская, Ченстоховская и Новобржевская. 4-й округ — штаб в Бердичеве. Бригады: Сандомирская, Томашовская, Волынская, Волочиская и Хотинская. 5-й округ — штаб в Одессе. Бригады: Скулянская, Измаильская, Одесская, Крымская и Особый Керченский отдел. 6-й округ — штаб в Тифлисе. Бригады: Черноморская, Карсская, Эриванская, Елисаветпольская и Бакинская. 7-й округ — штаб в Ташкенте. Бригады: Закаспийская и Амударьинская.
Протяженность границы в округах была различной. Это зависело от географического положения, климатических условий, активности нарушителей границы. Так, в ведении 1-го округа было 2654 версты, 2-го округа — 1215 верст, 3-го округа — 1044 версты и т. д.
С 1893 года в ОКПС, помимо управления корпуса, входили 31 бригада, 2 особых отдела и флотилия корпуса. Численность личного состава достигла 36 709 человек, в том числе генералов и офицеров 1033, объездчиков 12 101, стражников 23 575. В бригадах насчитывалось от 950 до 1500 человек и от 2 до 5 отделов. Отделы подразделялись на отряды, отряды — на посты, которые возглавляли унтер-офицеры.
У ОКПС появилась новая четкая задача — охрана пограничной черты, то есть границы, о чем в прежних документах даже не упоминалось.
Революция 1917 года положила начало новому периоду в истории пограничных войск нашего государства. О нем, так же как и о нынешнем состоянии Федеральной пограничной службы России, имеет смысл рассказать отдельно.

Пограничные войска Советского Союза

28 мая 1918 года Совет Народных Комиссаров принял Декрет об учреждении пограничной охраны РСФСР. Положения Декрета почти без изменений были заимствованы из «Правил об Отдельном корпусе пограничной стражи» 1910 года и «Инструкции службы чинов ОКПС» 1912 года.
В Декрете содержалось и несколько новых положений, отражавших советские реалии. Отмечалось, что пограничная охрана создается для защиты пограничных интересов социалистического государства. Этим определялась ее новая социальная природа. Была заложена также идея руководящей роли партии большевиков в ее деятельности.
Через месяц после подписания этого документа ведомственная принадлежность пограничной охраны изменилась. Декретом СНК от 29 июня 1918 года она была подчинена Наркомторгпрому, так как основной ее задачей стала борьба с контрабандой.
19 января 1921 года Совет Труда и Обороны принял постановление, предусматривающее создание специальных войск ВЧК, на которые в числе других обязанностей возлагалась охрана границ РСФСР. Впоследствии пограничные войска входили в систему различных ведомств: ВЧК, ГПУ, ОГПУ.
10 июля 1934 года решением правительства был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), отвечавший за охрану общественного порядка, социалистической собственности, государственной границы и за обеспечение государственной безопасности СССР. Бывшее ОГПУ вошло в состав НКВД.
Дальнейшая история пограничных войск связана с этим ведомством. 2 февраля 1939 года постановлением Совнаркома изменилась структура Главного Управления внутренних войск НКВД. Одним из шести образованных на его базе Управлений стало Главное Управление пограничных войск НКВД, численность которых на 1 сентября 1939 года составила 143 172 человека. Погранвойска имели 17 округов, 82 погранотряда, 14 отдельных комендатур, другие части и подразделения. Общая протяженность охраняемой ими сухопутной границы составляла около 20 400 километров.
В 20−30-е годы Советское государство большое внимание уделяло строительству морской пограничной охраны. К 1923 году были образованы Северная, Финско-Ладожская, Черноморская и Каспийская флотилии, насчитывавшие 29 сторожевых судов, 17 паровых и сторожевых катеров, 17 моторных катеров.
Весной 1924 года из-за слабости материально-технической базы и отсутствия необходимого вооружения пограничные флотилии были расформированы, а на их основе созданы морские базы при пограничных отрядах. В 1935 году морские пограничные базы преобразовались в морские пограничные отряды, подчиненные командованию округов. Кроме судов, в своем распоряжении они имели также береговые силы и плавсредства. Управление морскими частями осуществлял морской отдел ГУПВО НКВД. К 1939 году морские части пограничных войск охраняли 33 тысячи километров морской и речной границы. Их судовой состав насчитывал 384 катера и 321 моторную шлюпку. Организационно они состояли из 13 морских погранотрядов, 12 речных дивизионов катеров, одной погранбазы, 39 береговых морских комендатур, 248 постов.
С середины 20-х годов впервые в практике охраны границы стала использоваться авиация. Вначале это были обычные авиационные подразделения, выделяемые в оперативное подчинение погранохраны. К созданию собственно авиации пограничных войск Советское правительство приступило в 1932 году. К 1935 году в составе войск погранохраны имелся 21 авиационный отряд. В 1939 году все авиационные части сводятся в отдельную авиационную бригаду ГУПВ. Бригада включала в себя десять отдельных авиаэскадрилий по 12 самолетов и два гидрозвена по 3 самолета. Накануне войны были сформированы еще две авиаэскадрильи и два гидрозвена.
Быстрыми темпами осуществлялось техническое перевооружение пограничных войск. Если до 1930 года на вооружении пограничников находились главным образом винтовки образца 1891 года, револьверы, конные повозки, то теперь они оснащались станковыми пулеметами, ручными пулеметами Дегтярева, модернизированными винтовками. В отдельных погранотрядах накануне войны были сформированы артиллерийские батареи, пулеметные и танковые эскадроны, автотранспортные роты. Большая работа велась по инженерно-техническому оборудованию границы. В 1932 году в Белорусском округе впервые проложили контрольно-следовую полосу, которую затем быстро распространили по всей сухопутной границе. С 1935 года начинают внедряться телефонно-сигнальные линии, сигнально-заградительные устройства (АСИ-1, СП-39), прожектора. Широкое применение получили наблюдательные вышки, скрытые наблюдательные пункты, проволочные заграждения.
До сентября 1925 года погранохрана комплектовалась на добровольной основе, потом — на основе всеобщей воинской повинности. Действовал принцип «классовости» — призывники должны быть выходцами из рабочих и крестьян. Основными поставщиками командных кадров являлись пограничные школы, военно-учебные заведения РККА, а также различные курсы переподготовки. В 1930 году в городе Новый Петергоф была сформирована 1-я школа погранохраны войск ОГПУ, в 1932 году в Харькове — 2-я, в Москве — 3-я, в Саратове — 4-я. В 1937 году они преобразуются в военные училища, которые в марте 1939 года переименовываются в военные училища НКВД: к пограничному профилю добавились конвойный, железнодорожный и промышленных войск. Продолжала подготовку высокопрофессиональных кадров Высшая пограничная школа, основанная в 1923 году (в 1939 году она была переименована в Высшую школу войск НКВД). В предвоенные годы функционировало 11 военно-учебных заведений НКВД, которые готовили командиров, политруков, специалистов.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Началась вторая мировая война. Советское правительство предприняло ряд неотложных мер по усилению охраны границ. В состав СССР были включены Западная Белоруссия и Западная Украина, Бессарабия и Северная Буковина, Литва, Латвия и Эстония. На 150 километров отодвинули границу от Ленинграда. Общая протяженность новых участков составила 4520 километров. Для их охраны было вновь сформировано 28 пограничных отрядов. Общая численность погранвойск на западе достигла 100 тысяч человек, увеличившись более чем в 1,5 раза.
Пограничные войска внесли весомый вклад в победу над Германией. Они первыми вступили в бой, проявляя мужество и героизм. Наряду с участием в боевых действиях пограничники выполняли ряд специальных задач. С учетом их спецподготовки, опыта борьбы со шпионами и диверсантами на них была возложена задача охраны войскового тыла действующей армии.
25 марта 1944 года 27-я армия своими передовыми отрядами вышла к государственной границе по реке Прут. Вновь встал вопрос об охране государственной границы. 28 апреля 1944 года ГКО принял специальное постановление «О восстановлении охраны государственной границы на западе». С 15 апреля под Смоленском и Харьковом началось формирование пограничных частей. К концу 1944 года была принята под охрану вся восстановленная западная граница. Обстановка на ней сложилась чрезвычайно напряженная: засоренность приграничной полосы вражеской агентурой, разгул бандитизма, неустроенность частей и подразделений.
Договоры с сопредельными странами (Финляндия, Польша, Норвегия, Чехословакия, Венгрия, Румыния) закрепили послевоенные территориальные изменения. К значительным изменениям западного участка границы привело присоединение части территории Восточной Пруссии. 7 апреля 1946 года была образована Кенигсбергская (с 4 июня 1946 года — Калининградская) область РСФСР. Документы демаркации советско-польской границы в этой области подписаны 10 сентября 1958 года. 27 февраля 1946 года между СССР и МНР подписан Договор о дружбе и взаимной помощи. Он предполагал и урегулирование пограничных вопросов. 14 февраля 1950 года в Москве подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР сроком на 30 лет. Однако с конца 50-х годов началось осложнение обстановки на советско-китайском участке границы. В 1969 году произошли и вооруженные конфликты. После войны СССР возвратил себе Курильские острова и Южный Сахалин, ранее удерживаемые Японией. В январе 1946 года указанные территории были взяты под охрану, хотя соответствующих договорных документов не было.
После второй мировой войны на мировой арене столкнулись две различные политические системы. Их противостояние привело к «холодной войне». Именно «холодная война» во многом предопределила послевоенную пограничную политику Советского Союза.
Обстановка, сложившаяся на советских границах, требовала срочных мер по воссозданию, совершенствованию, а во многом и строительству заново системы охраны. В апреле 1946 года приказом министра внутренних дел были расформированы резервные пограничные отряды на западной границе и выставлено 56 пограничных застав второй линии, что явилось естественным шагом, учитывая наличие националистических вооруженных формирований в приграничных районах. К числу коренных организационных мер этого периода относится передача ПВ в октябре 1949 года из ведения МВД в МГБ. После смерти И.В. Сталина МГБ вновь объединили с МВД. Пограничные войска автоматически вошли в состав МВД. В марте 1954 года был образован Комитет государственной безопасности (КГБ). В 1957 году Советское правительство поручило КГБ охрану государственной границы, передав ему из МВД пограничные войска.
Периодом интенсивного инженерно-технического оборудования границы стали 1946−1953 годы. На самых уязвимых участках создавались КСП. К 1953 году было оборудовано 70 процентов сухопутного участка границы. В эти же годы начали широко внедряться электросигнализационные заградительные системы разных типов.
В 1946 году принимается решение о возвращении в состав погранвойск судов и личного состава, с началом войны переданных в ВМФ. Из них формировались отдельные дивизионы сторожевых кораблей (катеров), которые вошли в пограничные войска в качестве самостоятельных морских частей. Одновременно пограничные войска пополнялись самолетами, формировались пограничные авиаполки и авиаэскадрильи.
Одной из первостепенных задач руководства Главка и пограничных округов стала подготовка квалифицированных офицеров-пограничников. В ходе аттестации 1946−1947 годов по различным причинам было уволено 2420 офицеров, 2000 прибыло из училищ МВД и Министерства обороны. Специальную подготовку офицеров пограничных войск осуществляло 8 училищ — Алма-Атинское, Московское, Махачкалинское, два Харьковских, Орджоникидзевское, Казанское и Калининградское. Начальствующий состав с высшим военным образованием готовили Военный институт и Высшее военно-морское пограничное училище. Также было образовано два суворовских училища в Ленинграде и Ташкенте, выпускники которых пополняли ряды курсантов.
Приказом МВД СССР от 19 августа 1947 года на пограничных заставах численностью свыше 41 человека вводилась штатная должность заместителя начальника заставы по политчасти. 29 апреля 1949 года вышло решение об учреждении нагрудного знака «Отличный пограничник», а в июле 1950 года была учреждена медаль «За отличие в охране Государственной границы СССР».
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1976 года пограничные войска приступили к охране рыбных богатств страны в пределах 200-мильной зоны. В 80-е годы подразделения пограничных войск привлекались к выполнению боевых и специальных задач на территории Афганистана.
Расширение круга задач погранвойск потребовало совершенствования правовой базы их деятельности. 24 ноября 1982 года был принят Закон"О Государственной границе СССР".
После распада СССР прекратили свое существование единые пограничные войска. Каждое государство, входившее в СССР, начало устанавливать свои границы, создавать свои погранвойска. 12 июня 1992 года вышел Указ Президента Российской Федерации об образовании пограничных войск России.

Современная обстановка на границах России

Конец ХХ века войдет в историю как время «заката Советского Союза» и распада военно-политического блока восточноевропейских стран. Человечество на рубеже веков вновь стало свидетелем схватки за передел мира. Сегодня открыто звучат призывы — а за призывами порой просматриваются и конкретные действия некоторых государств — к пересмотру Потсдамских и Хельсинских договоренностей. Формируются новые геополитические структуры. Усилилась конкурентная борьба за сферы влияния, рынки сырья и сбыта продукции. Не свидетельствует о миролюбии экспансия военного блока НАТО на Восток.
Значительно ухудшилось геополитическое положение России. Ее территория сократилась более чем на 20 процентов, а государственная граница на западе, в кавказском и центральноазиатском регионах отодвинута к рубежам ХVI века. Сегодня Россия, как это уже в ее истории бывало, не достигает естественных границ, к которым стремилась и за которые боролась не одно столетие. Известный русский историк В.О.Ключевский именно как борьбу за выход к естественным рубежам характеризовал внешнюю политику русских царей. Этот выход достался России дорогой ценой. Только в ХYI веке войны против Речи Посполитой, Ливонии, Швеции и татарских ханов заняли 43 года. 48 лет воевала Россия в ХVII веке, 56 — в ХVIII.
В результате распада СССР более 13,5 тысяч километров вновь образовавшихся российских границ, по сути дела, оказались неприкрытыми, что послужило причиной бесконтрольного вывоза с территории России стратегического сырья и материальных ценностей, роста контрабанды наркотиков и оружия. В ряде регионов пограничники подвергаются политическим провокациям и разным вооруженным нападениям. Разрушаются инженерные сооружения, нарастает противодействие местных властей и населения. Не спадает напряженность на таджикско-афганской границе, охрану которой, по просьбе правительства Таджикистана, продолжают осуществлять российские погранвойска совместно с воинскими контингентами из Узбекистана, Киргизии и Казахстана.
Особая проблема — защищенность морских, речных и озерных участков государственной границы. Сегодня прибрежная часть Мирового океана стала одним из приоритетных объектов экспансионистской политики ряда государств, что выражается в их попытке как можно быстрее закрепить за собой определенные права на прибрежные морские владения. В этой связи обращает на себя внимание характерная динамика. В начале ХVIII века только у трех государств существовал институт территориальных вод. Сегодня он действует в 129 государствах. Одновременно наблюдается тенденция увеличения ширины территориальных вод. Некоторые страны увеличили ее до 200 морских миль — против установленных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года 12 морских миль.
В настоящее время уже 82 государства мира приобрели исключительные экономические зоны, в которых обладают суверенными правами.
Россия справедливо относится к разряду крупных морских держав. У нее самая большая в мире протяженность морской границы. За последние несколько лет резко обострились претензии к России по поводу принадлежности ей тех или иных акваторий и островов. Так, в Баренцевом море возникли трения между нашей страной и Норвегией. Оспаривают принадлежность России острова Готланд финны. После распада СССР встал вопрос о морской границе с Литвой, Латвией и Эстонией. Нерешенными являются проблемы раздела Черного моря между Россией, Украиной и Грузией. Россия оказалась в состоянии спора с Азербайджаном, Ираном, Туркменистаном и Казахстаном по Каспийскому морю. Существуют разногласия у нас по поводу морских территорий на Тихом океане с Японией, Кореей, США. Остаются претензии к России со стороны Японии из-за островов Малой Курильской гряды. В США раздаются голоса за «возвращение» острова Врангеля в Чукотском море. Не закрыт вопрос о Соглашении между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года. Российской стороной это соглашение не ратифицировано.
Предметом полемики становятся статус и пространственные рамки так называемого Полярного (Арктического) сектора России, а также исконно российская экономическая зона. Она занимает огромную площадь, но исследована и освоена лишь незначительная ее часть. В силу своих размеров она практически не охраняется и ситуация в ней контролируется слабо. Все чаще суверенные права нашей страны в этой зоне попросту игнорируются. Так, например, часть российского шельфа в Беринговом море активно эксплуатируется Соединенными Штатами Америки. Ощущается нажим США на Россию и по поводу другого участка, расположенного севернее Берингова пролива.
Особая проблема — административные границы России с бывшими советскими республиками.
Сегодня Россией охраняются границы трех типов:
 — границы, совпадающие с границами бывшего СССР, как оформленные в международно-правовом отношении (с Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, Кореей), так и не оформленные в международно-правовом отношении (с Японией и США);
 — границы с государствами, не вошедшими в Содружество Независимых Государств, не оформленные в международно-правовом отношении (с Эстонией, Латвией, Литвой);
 — границы с государствами-участниками СНГ, не оформленные в международно-правовом отношении (с Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Туркменией и Казахстаном).
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4731−1 от 1 апреля 1993 года статус государственной был придан всей границе России. Общая ее протяженность составила 60 932,8 километров, в том числе сухопутная — 14 509,3, морская — 38 807,5, речная — 7141 и озерная — 475.
С образованием на постсоветском пространстве независимых государств существенно нарушилась целостность пограничных войск. Состав их российской части сократился на одну треть, а боевые возможности уменьшились наполовину. За пределами России оказалось 50 процентов пограничных округов, от 30 до 40 процентов сухопутных, морских и авиационных сил, инженерно-технических средств и систем управления. Около 80 процентов контрольно-пропускных пунктов международного класса отошли к странам ближнего зарубежья.
Перед Россией стоит сложнейшая задача: строительство качественно новых пограничных войск, отвечающих сегодняшним геополитическим реалиям. Но также и завтрашним, на которых, без сомнения, скажется растущая тяга народов «стран СНГ» к воссоединению.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика