Русская линия
Московский журнал Н. Капылова01.11.1998 

Летописец
Н.А.Капылова рассказывает о 600-летии Ферапонтова монастыря на вологодчине

Ферапонтову монастырю — 600 лет

Историко-архитектурный комплекс Ферапонтова монастыря, которому в этом году исполнилось 600 лет, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Но страницы истории обители — это не только красота и чистота русской культуры, это основа нашего духа, национального характера, та глубинная суть, без которой немыслима вся многовековая жизнь Отечества нашего.
Перелистаем хотя бы мельком эти страницы.
Согласно рукописному списку, составленному иноком Ферапонтова монастыря Матфеем, во время так называемых Макарьевских соборов по канонизации русских святых — между 1549 и 1551 годами — были причислены к лику святых основатель монастыря Ферапонт и игумен Мартиниан.
Преподобный Ферапонт родился около 1335 года в городе Волоколамске в боярской семье Поскочиных. С ранних лет отличавшийся благочестием, окруженный общей любовью, тридцати пяти лет он пришел в Симонов монастырь, упросив архимандрита с братией тотчас постричь его в иночество, минуя послушничество. Жил Ферапонт строго, под руководством опытного старца, и здесь, в монастыре, тоже сумел приобрести всеобщую любовь. В «Житии» написано: «А еще бе святый и не хитр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа». В обители подвизался в это время и преподобный Кирилл, приходил сюда нередко преподобный Сергий Радонежский. 25 лет Кирилл и Ферапонт жили в Симоновом монастыре.
Шестидесятилетний Ферапонт как-то по монастырским делам пешком ходил в Белозерье. Дивно понравились ему эти края, словно рожденные для уединения и безмолвия. А старцу Кириллу в это время было видение Богородицы, посылавшей его на Белое озеро, где есть место для обретения покоя. Вернувшийся из путешествия Ферапонт на расспросы Кирилла ответил: «Весьма много там таких мест, отче».
Он вызвался идти с Кириллом по Белозерской стране. Там, поднявшись на гору Мауру, Кирилл увидел место, указанное ему в видении, и водрузил крест. Так было положено начало Кирилло-Белозерскому монастырю. Ферапонт около года помогал преподобному Кириллу устраивать обитель, а потом — в 1398 году — удалился от него на пятнадцать верст в места, привлекшие его своей замечательной красотой, — «весьма красно место то и угодно на жительство паче инех мест». Он искал уединения для полного безмолвия и несколько лет жил один в построенной им деревянной келье. Приходили как-то разбойники, но устыдились искать у монаха сокровищ и прогонять его из кельи не стали. Но затем пришли и те, что просили оставить их у себя. Так собралось около десяти иноков. Игуменом Ферапонт быть не согласился, называя себя «самым черным и самым грешным», на всю братию колол он дрова и носил воду.
В 1408 году была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы. Однажды посетил обитель наместник можайского князя Андрея. Его глубоко впечатлила беседа с Ферапонтом, о чем он и рассказал князю Андрею, а тот загорелся желанием основать такой монастырь возле себя «и прииде на блаженного Ферапонта…» Ферапонт не хотел идти в Можайск — «в мир, на смех людям», но князь настоял, смирился преподобный и согласился основать новый — Лужецкий монастырь.
Семидесятилетний Ферапонт в третий раз начинал все заново, глубоко тоскуя об оставленной обители в Белозерье. После основания в 1408 году Лужецкого монастыря он прожил там еще много лет, преставившись 27 мая 1426 года на 90-м году жизни. Там же и погребен у стены построенной им церкви, которую, как и в Белозерье, посвятил празднику Рождества Богородицы.
А монастырь Ферапонтов на месте «близ езера Паское зовомо, другое же езеро повыше того Бородавское…» нашел себе нового духовного наставника. Преподобный Мартиниан был уроженцем Вологодской земли. Он родился в одной из деревень Сямской волости, что на берегу Кубенского озера, в семье крестьян Стомонаховых в год основания Ферапонтова монастыря. Когда отрока Михаила привели в монастырь к Кириллу Белозерскому, он пал в ноги к старцу со словами: «Возьми меня, господине, к себе». Преподобный Кирилл, провидя будущее отрока, с радостью принял его. Сначала тот обучался грамоте у монастырского дьяка Олеши Павлова, занимался перепиской книг, затем стал основателем библиотеки Ферапонтова монастыря, одним из виднейших просветителей своего времени, оставившим нам несколько рукописных книг. В 1427 году после преставления преподобного Кирилла Мартиниан ушел из монастыря на озеро Воже за сто верст, где основал Вожеезерский Спасский монастырь, но вскоре по зову братии вернулся в Ферапонтов и стал игуменом.
Здесь с почетом, как великого князя Московского, не боясь опалы, он принимал ослепленного Шемякой Василия II. Заняв Московский престол, Василий Темный призвал Мартиниана на игуменство в Троице-Сергиеву лавру, и он «тамо, у Живоначальныя Троица много послужил и многия труды показа». После восьми лет игуменства в Лавре Мартиниан созвал в 1455 году собор, дал братии наставления и удалился в родное Белозерье.
Но игуменом быть отказался, а стал строителем Ферапонтова монастыря. При нем в 1460 году была построена новая деревянная церковь Рождества Богородицы, возле которой и похоронили преподобного в 1483 году. Через тридцать лет нетленными были обретены его мощи. Там же погребен и Иосаф, архиепископ Ростовский, при захоронении которого произошло обретение мощей преподобного Мартиниана.
Ученик преподобного, Иосаф, был из рода князей Оболенских. Как и предсказал на его свадьбе юродивый Исидор Твердислов, Иван Оболенский после смерти молодой супруги при родах дал обет монашества и ушел в Ферапонтов. Мартиниан постригал его в иноческий образ, нареча Иосафом. Он стал позднее архиепископом, но, оставя в 1488 году кафедру, вернулся в монастырь. Вскоре там случился сильный пожар, уничтоживший все. Чудом уцелели богатства Иосафа, привезенные им в монастырь. На эти средства он и построил каменный собор Рождества Богородицы, доживший до наших дней. 25 лет подвизался Иосаф в Ферапонтове, проведя последние годы в совершенном безмолвии. Скончался он в 1513 году. Под влиянием Иосафа стал монахом греческий князь Константин Макнувский, принявший постриг в Ферапонтове, основавший Учемскую пустынь в Угличе и оставшийся в русской истории под именем святого Кассиана Грека.
И наконец, незабываемая страница летописи Ферапонтова, о которой уже в нашем веке Николай Рубцов сказал ему только свойственным душевно прочувствованным стихом:

И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель…

На северной двери собора Рождества Богородицы есть надпись: «В лето 7010-е (1502) месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть подписывати церковь, а кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8, на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа при благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси и при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, Владыко Христе, всех царь, избави их, Господи, мук вечных».
Московский иконописец Дионисий был приглашен преосвященным Иоасафом сразу после окончания им работ на Успенском соборе в Москве. Фрески собора в Ферапонтове, выполненные Дионисием с сыновьями, являются единственным полностью сохранившимся ансамблем древнерусской настенной живописи. «Иконы Дионисия, — по словам искусствоведа Натальи Деминой, — отличаются не только тонкостью письма, но исключительной отделкой, качеством грунта и особой прелестью фактуры, делающей их похожими на драгоценность. Колорит их нежен и прозрачен. На фоне мягкого сияния золота выступают легкие розоватые, лиловатые, светло-желтые, зеленоватые горки и палаты. Среди них ритмично чередуются удлиненные фигуры в темно-коричневых и светлых, часто белых одеяниях. Кое-где нежно и ярко вспыхивает алая киноварь одежды. Дионисий, как и Рублев, стремился создавать иконы, как бы излучающие свет…»
В истории монастыря есть место и для патриарха Никона, и для великого князя Василия II Темного, и для государевой четы Елены Глинской и Василия III, вымоливших в монастырях Вологды, Кириллова и Ферапонтова рождение наследника, впоследствии царя Иоанна Грозного. И для игуменьи Таисии, благодаря которой упраздненный в 1798 году Ферапонтов монастырь в 1904-м был учрежден как женский и подвижнически восстанавливался ею в течение десятка лет. Могила знаменитой ферапонтовской игуменьи сегодня недоступна — она на дне Рыбинского водохранилища.
Нынче начала возрождаться православная жизнь Ферапонтовой обители, проводятся реставрационные работы, направленные на сбережение уникального шедевра древней русской культуры. Но все это связано с большим объемом и сложностью восстановительных работ и финансируется недостаточно. Жемчужину Северной Фиванды, так называют обитель в Вологодской области, надо спасать срочно, потому что она продолжает разрушаться. С целью привлечь внимание общественности к этой православной святыне и состоялся весной 1998 года благотворительный вечер. Это был пятый из учрежденных в 1996 году «Монастырских вечеров» из цикла «Небесным покровителям Земли Русской», проводимых в Свято-Даниловом монастыре.
В трудные голодные времена, после страшных, опустошительных войн последние крохи отдавали русские люди для возрождения порушенных святынь, потому что знали: возродятся они — и возродится жизнь и Отечество, снова покроет своим омофором русскую землю Пресвятая Богородица и превратится земля в цветущий сад. Ферапонтов монастырь ждет нашей помощи и усердия.
Благотворительные взносы можно перечислять: Получатель: ИНН 3 525 015 404 Ферапонтово, реквизиты банка ГРКЦ РФ ЦБ по г. Вологде, БИК 41 909 001, Р/счет 40 603 810 700 000 002 048, назначение платежа — благотворительные взносы.
Выпуск «Летописца» подготовила Н.А.Копылова


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика