Московский журнал | В. Сергеев | 01.11.1998 |
Не поймет и не заметит
Гордый ум иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В красоте твоей смиренной.
Ф.И. Тютчев
«РУСЬ МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ «, ИЛИ ГАРМОНИЯ КОНТРАСТНОСТЕЙ
П.В.Сергеев
Выставка работ скульптора Б.В.Строганова в Московском Доме скульптора не только отразила, но и разделила судьбу многострадальной России: природные нестроения, вплоть до недавно пронесшегося урагана, отсутствие какой бы то ни было рекламы, отпускной сезон оставили ее почти незамеченной. Но представленные на ней работы всколыхнули сердца немногочисленных посетителей, написавших вдохновенные строки в книгу отзывов.
На выставке все поражает простотой и в то же время яркостью и контрастностью, начиная от автопортрета скульптора и кончая композицией, изображающей русских святых — преподобного Сергия Радонежского и князя Димитрия Донского.
Программной работой автора, давшей название всей выставке, является скульптура «Русь многострадальная»: простая русская женщина несет на спине огромный крест. Кажущееся на первый взгляд несоответствие тяжести креста женской фигуре поражает простотой и силой художественного приема в сочетании с духовной глубиной замысла: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11, 29−30).
В гармонии контраста с композицией «Русь многострадальная» пребывает другая работа мастера — аллегория «Суета»: старик на колесе со слепым взором шагает куда-то вдаль, но колесо вращается, а движения вперед не происходит. Еще в глубокой древности знаменитый греческий скульптор Лисипп, стремясь изобразить бег времени, представил его в виде слепого, глухого и лысого старика на вращающемся колесе. Та скульптура, к сожалению, не сохранилась, но образ ее вновь ожил перед нами, только теперь он наполнен христианской (библейской) глубиной: «суета всяческая житие же сень, ибо всуе мятется всяк земнородный» (седален заупокойной службы); бессмысленно стремление любой ценой преуспеть только здесь на земле — «суета сует — все суета!» (Еккл.1,2).
В представленной на выставке галерее образов русских писателей (Тургенев, Достоевский, Куприн и другие) особенно хочется отметить скульптурный портрет А.С.Пушкина: в нем нетрадиционно наложение живых, одухотворенных черт поэта на форму его посмертной маски… Это наполняет образ поэта какой-то запредельной глубиной проникновения в тайну его духовного мира и возрождает древнюю традицию римского (фаюмского) портрета.
Проходящая через всю экспозицию тема гармонии контрастностей в композиции «Адам и Ева» раскрывает неслиянное единство и нерасторжимое различие двух начал: обе фигуры прародителей противоположны друг другу, но мастер нашел такое их соединение, при котором композиция перестает восприниматься фронтальной и обретает пространственное круговое движение. А круг — это символ вечности.
Антиномична и динамична композиция «Борьба добра со злом»: человек, стягивающий змия, подобно луку. Этот весьма многозначный символ творческой силы добра в его противостоянии поистине «лукавым» силам зла отражает динамизм и напряжение изначальной трагической схватки с помощью простого образа натянутого лука.
Венцом выставки «Русь многострадальная» стала скульптурная композиция двух наиболее близких русскому сердцу святых — Сергия Радонежского и Димитрия Донского, как двух основных образов служения Богу и Отечеству — подвижнического и воинского. Цель их служения — едина, и именно это автор подчеркивает пластическим решением фигур, их взаимной композиционной соотнесенностью. Преподобный Сергий благословил князя Димитрия Донского на брань с татарами. В этой работе скульптора тема благословения связывает не только одного святого с другим, но и со зрителями. Следует отметить и ту архетипичность образов, которой добился Б. Строганов: глядя на святых, сразу понимаешь, кто перед тобой, — настолько они иконописны.