В декабре 1922 года К.С.Станиславский написал в альбоме Генриетты Леопольдовны Гиршман: «Ваша роль в русском искусстве — значительна. Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты. Вы с мужем взяли на себя эту трудную роль и несли ее много лет талантливо и умело. Спасибо вам обоим. История скажет о вас то, что не сумели сказать современники. Пусть сознание исполненного красивого дела облегчает вам посланное всем испытание. Душевно преданный и любящий Вас К. Станиславский"1.
Так высоко оценил К.С.Станиславский людей, незаслуженно забытых нашими историками.
Владимир Осипович Гиршман (1867−1936), купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин Москвы, фабрикант (монополист в изготовлении швейных иголок), был одним из виднейших московских коллекционеров, собравшим коллекцию русской мебели, «почти единственную по красоте предметов, их сохранности и вкусу выбора"2, и составившим небольшое (159 полотен3), но исключительное по представительности собрание русской живописи. Генриетта Леопольдовна Гиршман, жена Владимира Осиповича, художница, ученица О.Э.Браза, считалась одной из красивейших дам Москвы. Происходила она из семьи петербургских собирателей Леонов, которых долгая дружба связывала с семьей Бенуа. Брак с В.О.Гиршманом еще больше укрепил связи Генриетты Леопольдовны с деятелями русской культуры4. Достаточно сказать, что кроме детских портретов Риццони и Галкина, Генриетту Гиршман писали В. Серов, К. Сомов, К. Юон, Ф. Малявин, Л. Пастернак, З. Серебрякова, М.Добужинский.
Именно к этим людям Константин Сергеевич обратился со словами уважения и благодарности. Супруги В.О. и Г. Л.Гиршманы занимали видное место в русской художественной культуре начала ХХ века. Свидетельством тому служат не только слова великого актера и режиссера. В воспоминаниях многих именитых современников эти люди остались добрыми друзьями и помощниками.
Когда М.В.Добужинский в первый раз приехал в Москву в конце 1904 года, город его совершенно очаровал. Он писал: «Моему праздничному настроению, охватившему меня, помогла и приветливость, которую я встретил у всех, и радушный прием в доме у Гиршмана, куда меня привел Игорь Грабарь"5. Именно в доме В.О.Гиршмана Добужинский познакомился со многими московскими художниками — К. Юоном, С. Виноградовым, В. Переплетчиковым, Апол. Васнецовым, В.Серовым. Дом Владимира Осиповича стал в это время одним из центров художественной и артистической жизни.
Дружила семья Гиршманов и с Московским Художественным театром. Генриетта Леопольдовна с Владимиром Осиповичем устраивали для артистов МХТ вечера, ежегодно, на двунадесятый праздник — 2 февраля6, когда все были свободны. Артисты приходили группами, устраивали шуточные спевки с И.М.Москвиным, читали литературные произведения, с увлечением танцевали, — «завершался вечер веселым ужином"7. В свою очередь актеры МХТ приглашали Гиршманов во время поста на «капустник», где все артисты во главе с Константином Сергеевичем Станиславским импровизировали целую программу и «с большим увлечением веселили» их8.
Надо сказать, что именно в доме у В.О.Гиршмана К.С.Станиславский познакомился с некоторыми выдающимися художниками, постоянно жившими в Петербурге, которые стали затем работать для МХТ. Это были Александр Бенуа, М. Добужинский, Б.Кустодиев. Вскоре началось плодотворное сотрудничество театра с новым (в творческом смысле) поколением русских живописцев. В связи с этим имеет смысл привести отрывок из письма Владимира Осиповича Гиршмана к Мстиславу Добужинскому: «Уважаемый Мстислав Валерианович… Г-н Станиславский, артист и директор Московского Художественного театра, желал бы иметь с Вами переговоры, кажется, относительно постановки новой пьесы… Прошу Вас списаться с ним и сговориться, как увидеться в Художественном театре… Писать можете на основании этого письма и сослаться на меня… Жму крепко Вашу руку. Вл. Гиршман"9. Письмо помечено 22-м января 1909 года, а 9 декабря того же года впервые увидела свет постановка К.С.Станиславского «Месяц в деревне» с декорациями М.В.Добужинского. Затем последовало оформление более десятка пьес и долгая дружба театра с художником.
Но связь Владимира Осиповича и Генриетты Леопольдовны Гиршманов с деятелями МХТ не ограничивалась светским времяпрепровождением и общими знакомствами. Широкую известность в Москве получила и общественная деятельность В.О.Гиршмана. Наиболее значительной в этом смысле нам представляется его роль в организации и работе общества «Свободная эстетика"(1906−1916). Владимир Осипович непосредственно субсидировал деятельность Общества, в уставе которого говорилось: «Общество ставит целью способствовать успеху и развитию искусств и литературы и содействовать общению деятелей между собой"10. Будучи, наряду с И.И.Трояновским, В.Я.Брюсовым, В.В.Переплетчиковым, К.С.Станиславским"11 и Н.Р.Кочетовым, одним из основателей Общества, Владимир Осипович Гиршман даже предоставил свой собственный дом у Красных ворот для первых собраний, пока Общество не переехало в дом Востряковых на Малой Дмитровке. «Свободная эстетика» играла значительную роль в культурной жизни Москвы. Действительными членами Общества очень скоро стали В. Качалов, Ф. Шаляпин, Андрей Белый, В. Серов, Н. Арапов, И. Грабарь, Н. Крымов, П. Кузнецов, Е. Лансере, И. Остроухов, Н. Мещерин, Н. Милиоти, Л. Пастернак, Н. Сапунов, С. Судейкин, Н. Ульянов, К. Юон, И. Морозов, С. Щукин и многие другие.
В те годы «Свободная эстетика» объединила художников всех направлений. Сюда вошли и представители «Союза русских художников» и «Мира искусства», члены которых неоднократно собирались в доме Гиршмана. Его интересы как коллекционера не ограничивались одной школой или течением. А Константин Станиславский в эти годы искал для своего экспериментального театра-студии своеобразной подпитки в новых художественных направлениях. Театр-студия на Поварской был отправной, хотя и неудачной, точкой этих поисков. Общество же «Свободной эстетики» стало для К.С.Станиславского новой ступенью на пути художественных преобразований и синтеза искусств. В Общество, наряду со Станиславским, пришли и члены недавно ликвидированного театра-студии — молодые Н.Н.Сапунов, С.Ю. Судейкин, Н.П.Ульянов. Сам же К.С.Станиславский и В.Я.Брюсов, который был до этого заведующим литературным бюро театра-студии, пришли в Общество в качестве идейных вдохновителей и членов-учредителей. Именно В.Я.Брюсов сообщает нам, что «весной 1906 года среди нескольких лиц, поклонников искусства, возникла мысль основать Общество, которое соединяло бы в себе служителей всех родов искусства — художников, музыкантов, поэтов, драматических и балетных артистов с целью сближения их между собой…"12. В течение десяти лет члены Общества устраивали встречи с литераторами, художественные выставки, музыкальные и театральные конкурсы и вечера; здесь проходили поэтические диспуты. И если В.О.Гиршман больше способствовал деятельности литературного отдела «Свободной эстетики"13, то Генриетта Леопольдовна вместе с Жанной Матвеевной Брюсовой непосредственно занималась устройством вечеров с участием Московского Художественного театра.
Известен такой интересный факт. Петр Федорович Шаров, драматический артист и помощник режиссера в Художественном театре, не раз обсуждал с В.О.Гиршманом, человеком чрезвычайно начитанным и образованным, любительскую постановку пьесы М.А.Кузмина «Венецианские безумцы» в доме Е.П. и В.В.Носовых. Этот домашний спектакль в постановке П.Ф.Шарова, М.М.Мордкина и С.Ю.Судейкина состоялся 8 марта 1914 года. В спектакле участвовали Г. Л.Гиршман, Н.Г.Высоцкая, Е.П.Носова, О.А.Судейкина, Н.С.Поздеев и другие14. Генриетта Леопольдовна Гиршман, о которой К.С.Станиславский писал, что «она самая милая, толковая и по-настоящему преданная искусству"15, была большой поклонницей сцены. Василий Иванович Качалов не раз посвящал ей стихи16. Например, такие:
Вам, Генриетта, милый наш
КАЭС
О «меценатской» Вашей пишет
роли…
А я, давно влюбленный в Вас
балбес,
Прошу любить меня легко,
без боли,
Как буду радостно любить я
Вас,
Пока не стукнет мой последний
час17.
«КАЭС» — Качалов имеет в виду Станиславского и его слова в начале этой статьи.
Среди работ, приобретенных В.О.Гиршманом у своего друга В.А.Серова, можно вспомнить замечательный рисунок с портретом В.И.Качалова18. Причем, по признанию самого артиста, Гиршману достался лучший из трех, выполненных Серовым. Дружба четы Гиршманов с В.И.Качаловым укрепилась в годы «Свободной эстетики» и продолжалась долго. Доверительные, исключительно дружеские письма Г. Л.Гиршман к Качалову относятся к годам первой мировой войны, а приведенное нами стихотворение написано во время парижских гастролей МХАТа 1937 года.
В трудные годы гражданской войны В.О. и Г. Л.Гиршманы покинули Родину, но дружба с художниками и Театром не прерывалась. Гиршманы с детьми поселились в Париже. Не обладая прежними средствами, Владимир Осипович, как и многие его соотечественники- коллекционеры, занялся антикварной торговлей, продавал старинную или просто стильную мебель. Его магазинчик вскоре стал средоточием несколько «устаревшей» для Парижа русской публики, привыкшей к непритязательному гостеприимству хозяев19. Эти люди не были богатыми покупателями. Они приходили просто пообщаться. В Париже Гиршманов посещали К.А.Сомов (а вскоре он поселился на квартире у Владимира Осиповича), И.Э.Грабарь (наездами из России), М.В.Добужинский, З. Серебрякова, Б. Шухаев и многие другие старые друзья. Магазин Гиршмана стал своеобразным клубом русской эмиграции. В середине 20-х В.О.Гиршман организовал при магазинчике Художественный салон, где стали выставляться работы многих русских художников — именитых, давно известных в России и совсем молодых. Здесь проходили выставки Е. Лансере, Н. Гончаровой, И. Билибина, Н. Арапова, В. Терешковича, А. Глущенко, М. Добужинского, Н. Милиоти, З. Серебряковой, Б. Шухаева, Алекс. и Альб. Бенуа, К. Сомова20.
Нам известно, что артисты МХАТа, которые в эти годы дважды гастролировали в Париже (1922−1923 и 1937 годы), не забывали заходить и к старым знакомым. К гастролям 1922−1924 годов относятся слова К.С.Станиславского, открывшие наш рассказ, а также фотография из фондов Музея МХАТа, которая запечатлела встречу артистов Художественного театра с русскими эмигрантами в Париже; Владимир Осипович Гиршман — в центре снимка, на переднем плане. Даже когда у К.С.Станиславского возникла в Париже проблема сугубо личного характера, он обратился к Гиршманам: «Я избрал Генриетту Леопольдовну Гиршман (известная в Москве картинная галерея). Она …по-настоящему преданная искусству. Кроме того, она хорошо относится к брату Володе (В.С.Алексеев — брат Станиславского) и для него готова хлопотать…"21
Мы знаем, что, отправляясь на гастроли за границу, артисты МХАТа, впрочем, как и других театров, подписывали бумаги, запрещавшие им встречаться с русскими эмигрантами. Но тесные дружеские отношения и преданность искусству не позволили им отказаться от этих встреч.
На протяжении 20-х годов шла переписка К.С.Станиславского и М.П.Лилиной с Генриеттой Гиршман. Сохранилось даже письмо, в котором Генриетта Леопольдовна описывает К.С.Станиславскому театральную жизнь Парижа: «В смысле театральном, эта зима была абсолютно неинтересна, две-три пьесы переводные и «Мауа» — замечательная пьеса и исполнена блестяще…"22 Можно с уверенностью сказать, что К.С.Станиславский интересовался театральными событиями в Европе, и письма Г. Л.Гиршман были для него, возможно, единственным источником информации о современном европейском театре. Общение это продолжалось долгое время. Стихи В.И.Качалова, записанные в альбом Г. Л.Гиршман, относятся к гастролям театра 1937 года, уже после смерти В.О.Гиршмана. Теперь очевидно, что дружеские узы, пустившие корни так глубоко в душах людей, не смогли разорвать ни войны, ни годы, ни расстояния. Искусство всегда остается универсальным языком общения, а значит объединяет артиста и промышленника, парижанина и москвича.
_______________________________________________________
1. Из альбома Г. Л.Гиршман // Новый журнал (Нью-Йорк). Кн.71. 1963.
2. Лазаревский И.И. Коллекционерство и подделка // Столица и усадьба. 1914. № 7. С. 90.
3. Такую цифру называет Ю.Н.Жуков в кн."Сохраненные революцией». М., 1985. С. 68.
4. Гиршман Г. Л. Мои воспоминания о В.А.Серове // Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т.2. Л., 1971.
5. Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987. С. 410.
6. Все даты до февраля 1918 года приводятся по старому стилю.
7. Гиршман Г. Л. Указ.соч. С. 335.
8. Один из таких «капустников», где присутствовали Гиршманы, описывает К.А.Сомов в письме А.А.Михайловой от 9 марта 1910 года // См.: Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1970. С.109−110.
9. Письмо В.О.Гиршмана М.В.Добужинскому от 22 января 1909 года. Музей МХАТ, ф.18, оп.1, ед.хр.19, № 15 092.
10. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Т.2. Л., 1989. С. 169.
11. Письмо В.Я.Брюсова К.С.Станиславскому от 12 апреля 1916. Музей МХАТ, ф. КС, № 7405.
12. Валентин Серов в переписке… С. 169.
13. Гиршман Г. Л. Указ.соч. С. 327.
14. Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979.
15. Станиславский К.С. Письма. 1918−1938. Т.8. М., 1961. С. 66.
16. Письмо Г. Л.Гиршман В.И.Качалову (1915−1918). Петербург — Музей МХАТ, ф. В.И.Качалова, № 9958.
17. Из альбома Г. Л.Гиршман // Новый журнал (Нью-Йорк). Кн.71, 1963.
18. 1908 г. В наст. время находится в ГТГ.
19. Художники русской эмиграции. СПб., 1994.
20. Сомов К.А. Указ.соч. С. 169.
21. Станиславский К.С. Письма. 1918−1938. Т.8. М., 1961. С.66−67.
22. Письмо Г. Л.Гиршман К.С.Станиславскому. 22 мая 1927 г. Музей МХАТ, ф. КС, № 7801/1−2.