Русская линия
Московский журнал Л. Савельева01.10.1998 

Учредители, пайщики и вкладчики МХАТа
Очерк в портретах в тех, кому обязан МХАТ своим созданием.

Пути, пройденные двумя основателями и корифеями Московского Художественного театра, в целом известны. В 1888 году актер-любитель К.С.Станиславский после успешного выступления в спектакле режиссера А.Ф.Федотова «Игроки» приходит к мысли о «создании большого Общества, которое соединило бы с одной стороны всех любителей в драматический кружок, а всех артистов и деятелей других театров и искусств — в артистический клуб без карт"1.
Опыт К.С.Станиславского по ведению дел семейного предприятия Алексеевых, должность директора и казначея Московского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества, изучение принципов организации Комеди Франсез и Парижской консерватории в специально предпринятой им заграничной поездке придают ему уверенность в успехе задуманного дела.
7 августа 1888 года утвержден устав Московского общества искусства и литературы, «имеющего целью способствовать распространению познаний среди своих членов в области искусства и литературы, содействовать развитию изящных вкусов, а также давать возможность проявлению и способствовать развитию сценических, музыкальных, литературных и художественных талантов"2. Станиславский берет на себя расходы по найму помещения Пушкинского театра в доме Гинцбурга на Тверской и его благоустройству, дает самые необходимые Обществу на первое время средства; со своей стороны Общество обязуется выплачивать долг Станиславскому по мере возможности и без процентов.
Но уже к весне 1890 года Общество вынуждено отказаться от дорогостоящего помещения и снять более скромное на Поварской в доме Казакова. После второго сезона Правление уже было готово распустить Общество, спектакли которого продолжали оставлять москвичей равнодушными, а сборы не покрывали расходов. «В момент, когда протокол о полной ликвидации дела обходил стол для подписи его собравшимися членами Общества, по необъяснимой случайности явился на собрание никогда на них не бывавший П.И.Бларамберг (член Правления Общества по музыкальному отделению. — Прим.авт.). Произнесенная им блестящая речь сделала то, что протокол был разорван и на этом заседании собрана сумма между присутствовавшими, достаточная для продолжения дела в скромных размерах"3, — вспоминал Станиславский позже, в канун десятилетнего юбилея Художественного театра, прослеживая в своей речи перед труппой преемственную связь театра с Обществом искусства и литературы.
«При новом упадке заинтересовалась делом модная в то время в Москве Великая княгиня Елизавета Федоровна. Ее имя дало популярность падающему делу и средства на его продолжение"4. Кризис Общества был связан на этот раз с уходом из него А.Ф.Федотова, а затем, в апреле 1891 года, — Ф.П.Комиссаржевского. Новое правление (апрель 1891 года) в составе: К.С.Станиславский, Иван Александрович Прокофьев, Трофим Вуколович Митюшин, Иван Николаевич Греков, Николай Александрович Лукутин, Павел Иванович Голубков, Александр Михайлович Левитский, Николай Михайлович Кожин — было сформировано при содействии и помощи Великой княгини. Впрочем, и Вл.И.Немирович-Данченко оказался в орбите многогранной благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны5.
Частная музыкальная школа Петра Адамовича Шостаковского была открыта в Москве в 1878 году. В 1883 году Общество любителей музыки и драматического искусства, директором которого являлся П.А.Шостаковский, удостаивается чести быть покровительствуемым Великим князем Николаем Николаевичем-старшим, при котором изменяется название Общества на Московское Филармоническое Общество (МФО). Музыкальная школа была преобразована в Музыкально-драматическое училище, равное по правам консерваториям Императорского Русского Музыкального Общества, и передано в ведение МФО.
Владимир Иванович Немирович-Данченко, известный драматург и театральный критик, близкий к кругам Императорского Малого театра, с 1891 года ведет в училище преподавательскую работу в качестве профессора класса драматического искусства. Со свойственной ему добросовестностью и увлеченностью он относился к этому делу, отдавая школе все свободное время. Его личный вкус и знание современной и классической драматургии проявились в выборе репертуара ученических спектаклей, а его талант режиссера-педагога позволил Училищу конкурировать с императорской школой.
13 февраля 1892 года Великая княгиня Елизавета Федоровна приняла под свое покровительство МФО и его Музыкально-драматическое училище. Она посещала занятия, вручала аттестаты об окончании Училища, приравненного по правам к высшим учебным заведениям, выпускники получали возможность работать на императорских сценах (оперной и драматической), в частных и провинциальных театрах.
Проценты с личного вклада Великой княгини шли на стипендии малоимущим ученикам. С 1 января 1898 года благодаря заботам своей покровительницы Общество и Училище получают ежегодную правительственную субсидию. Однако в основном средства пополнялись за счет частных пожертвований директоров и членов попечительского совета. К 1897−1898 учебному году ими являлись: К.В.Осипов, А.Д.Столыпин, Н.А.Лукутин, А.И.Геннерт, Д.Р.Востряков, В.К.Фирганг, К.К.Ушков, К.А.Гутхейль, Р.Р.Ферстер и другие. Членами попечительского совета состояли также С.Н.Малютина, В.А.Хлудова, камергер Н.А.Жедринский, А.И.Рябушинская, князь Григорий Дмитриевич Волконский и другие. Список господ действительных членов составлял 178 человек, в него входили представители семей Аренсов, Боткиных, Вогау, Гиршманов, Грачевых, Карзинкиных, Коншиных, Морозовых, Ценкеров и других именитых московских людей. Почетными членами являлись Великий князь Сергей Александрович, Великий князь Петр Николаевич, Великая княгиня Милица Николаевна, гофмейстер Двора Владимир Константинович Истомин, граф Герман Германович Стенбок, директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский, многие другие.
Со своей стороны Общество ежегодно давало благотворительные вечера и концерты, в том числе и для Общества попечения о неимущих и нуждающихся детях в Москве, также находившегося в ведении Великой княгини6.
Пост генерал-губернатора Москвы Великий князь Сергей Александрович принял в 1891 году. При нем привычно патриархальный уклад московского общества заметно оживился жизнью великокняжеского двора, похожего на большой Императорский, при котором театр любили и поддерживали. К 80-м годам относится начало увлечения любительскими спектаклями в придворных и великосветских кругах. В сезоне 1889−1890 годов на сцене Императорского Эрмитажного театра шла трагедия А.К.Толстого «Царь Борис» с участием шталмейстера Двора Александра Александровича Стаховича в роли царя Бориса, Великого князя Сергея Александровича в роли царевича Федора, Великого князя Павла Александровича в роли Христиана Датского.
«При московском дворе Великого князя были настоящие любители театра, посещавшие его не только в дни присутствия в театре великих князей. Самым ярым театралом был адъютант Сергея Александровича Алексей Стахович… Театр любили и посещали и два других адъютанта князя — Л.Н.Игнатьев и В.Ф.Джунковский, впоследствии московский губернатор.
…Ко всему новому, вводимому в театрах, эти придворные московские театралы относились доброжелательно, старались приглядеться и очень ценили вновь приглашенных молодых новаторов и художников — К. Коровина, А. Головина, балетмейстера Горского"7, — вспоминал директор Императорских театров В.А.Теляковский.
22 июня 1897 года состоялась знаменитая встреча К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, ставшая «первым моментом основания» ими своего театра. Были детально оговорены и разработаны принципы «первого разумного, нравственного, общедоступного театра», позволившие незамедлительно приступить к формированию труппы и репертуара. Но идея создания частного театра требовала материальных средств и определения статуса предприятия. В декабре К.С.Станиславский безуспешно обращается к председателю Городской управы князю В.М.Голицыну с просьбой о субсидии. Обращение в Государственную думу «о принятии проектируемого театра в ведение города или назначении ему по крайней мере некоторой субсидии» тоже осталось без отклика.
Тогда основатели решают искать пайщиков из числа директоров МФО и Правления Общества искусства и литературы. Так как Общество сильно подорвало финансовое положение Станиславского, он не мог полностью финансировать театр. Немалое значение в том, что семеро директоров и членов попечительского совета МФО согласились финансировать будущий театр, имел успех великосветского спектакля в доме генерал-губернатора, поставить который Елизавета Федоровна пригласила Станиславского и Немировича-Данченко.
Спектакль состоялся 11 февраля 1898 года. В нем приняли участие: княгиня З.Н.Юсупова, князья В.Н.Голицын и П.М.Волконский, секретарь Великого князя камергер Н.А.Жедринский, фрейлина Е.Н.Козлянинова, камергер А.П.Корнилов, товарищ прокурора Московской Судебной Палаты И.Л.Томашевский и М.В.Томашевская (урожденная Мятлева), жена Московского обер-полицмейстера полковника Д.Ф.Трепова С.С.Трепова (урожденная Блохина), сын командира 1-го Донского Казачьего полка Московского Военного округа И.Н.Иловайский, а также солист Большого театра В.Ф.Гельцер, оркестр под управлением И.К.Альтани, ученики Музыкально-драматического училища и артисты-любители из Общества искусства и литературы.
Были представлены сцены из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, комедия А. Доде «Лилия», две картины из оперы А.Ю.Симона «Песнь торжествующей любви» (либретто по новелле И.С.Тургенева, премьера в Большом театре — 2 декабря 1897 года), 1-й акт пьесы Э. Ростана «Романтики» (москвичи знали пьесу по спектаклю в театре Корша, премьера в 1894 году).
Все эти отрывки объединяет единая романтическая окраска сюжетов, в каждом из них главная роль — женская, дающая возможность блеснуть красотой и богатством костюмов. Продуманность в выборе пьес, тщательность в отборе костюмов (их утверждала сама Елизавета Федоровна) свидетельствуют о ее заинтересованном участии в постановке. «Американцы говорят: «Трудно сказать, где и когда что начинается и откуда придет развязка». Спектакль вышел очень удачным и оказался первой зарницей нашего будущего театра"8, — вспоминал Вл.И.Немирович-Данченко.
В честь участников спектакля был дан великокняжеский ужин. Вл.И.Немирович-Данченко сохранил альбом в виде складня с фотографиями великосветских любителей и их автографами. К.С.Станиславский получил приглашение посетить Великую княгиню в генерал-губернаторском доме в удобное для него время 21 или 23 февраля.
Уже в марте было положено начало негласному Товариществу для учреждения Общедоступного театра в Москве, а 10 апреля подписан официальный договор Товарищества, в который в качестве пайщиков вошли: от МФО — К.К.Ушков, Д.Р.Востряков, К.А.Гутхейль, К.В.Осипов, Н.А.Лукутин, от Общества искусства и литературы — участник Общества и член его Правления И.А.Прокофьев, братья Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы и пайщики-учредители — К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко, В.К.Фирганг, П.П.Кознов и А.И.Геннерт внесли свои паи, не входя в официальный договор Товарищества.
Связь будущего театра с МФО закреплялась в 14-м пункте договора: «Независимо от ведения театрального предприятия в тесном смысле, распорядители должны войти в соглашение на условиях, которые должны быть одобрены Общим собранием Товарищей с МФО о предоставлении ученикам драматических классов этого Общества упражнений, а по окончании ими курса — занятий в Общедоступном театре. В случае невозможности достижения такого соглашения распорядители должны предоставить Общему собранию товарищей доклад об условиях открытия при Общедоступном театре самостоятельной школы"9.
В труппу Художественно-Общедоступного театра вошли лучшие ученики Немировича-Данченко: О.Л.Книппер, Е.М.Мунт, М.Л.Роксанова, М.Г.Савицкая, Н.С.Самойлова, А.Л.Загаров, А.С.Кошеверов, Вс.Э.Мейерхольд, И.М.Москвин, Б.М.Снежин, С.М.Тарасов, И.А.Тихомиров, С.В.Чупров, а также на правах учеников 49 человек, продолжавших обучение на 1, 2 и 3 курсах Училища. Ученики МФО вошли в состав оркестра театра, наряду с опытными музыкантами. Дирижером оркестра стал преподаватель училища, композитор С.В.Калинников. Ученики МФО принимали участие и в хоре театра.
К моменту открытия в труппу влились любители из Общества искусства и литературы, не захотевшие расстаться со Станиславским, сложившим с себя обязанности по Обществу: М.Ф.Андреева, Н.А.Левина, М.П.Лилина, М.Н.Львинская, М.П.Николаева, Е.М.Раевская, М.А.Самарова, Н.Г.Александров, А.Р.Артем, Г. С.Бурджалов, И.Ф.Кровский, В.В.Лужский, А.А.Санин.
В день открытия театра 14 октября на имя Их Императорских Высочеств были посланы телеграммы, театр также считал своим долгом поздравить Великую княгиню в день ее тезоименитства. В отчете за первый год среди особо важных событий отмечено, что «1 декабря театр был удостоен чести посещения Их Императорских Высочеств, присутствовавших на представлении трагедии «Царь Федор Иоаннович». Вторично Великая княгиня посетила театр 22 декабря, когда шел спектакль в пользу нуждающихся учеников Музыкально-драматического училища Филармонического Общества"10.
Несмотря на то, что пайщики дали возможность театру уже 17 апреля заключить контракт с Я.В.Щукиным на наем здания в Каретном ряду, финансовые затруднения возникают уже летом, когда учредители вынуждены были войти в долги. В 1901 году, оказавшись перед финансовым кризисом, театр обратился к пайщикам с просьбой повторить взносы. «К сожалению, большинству это оказалось не по средствам, и они, несмотря на горячее желание помочь театру, принуждены были отказаться. Момент был почти катастрофический для дела"11. Выручил Савва Тимофеевич Морозов, к этому времени уже субсидировавший благоустройство театра в Каретном ряду и построивший дом на Божедомке для репетиций, предложив пайщикам продать ему их паи. Соглашение состоялось, и владельцами дела стали Станиславский, Немирович-Данченко, С.Т.Морозов.
С.Т.Морозов с готовностью поддержал и идею создания новой, более демократичной организационно-финансовой структуры — Товарищества на вере — паевого Товарищества «Московский Художественный театр», куда впервые вошли ведущие актеры труппы, а также А.П.Чехов, художник В.А.Симов, А.А.Стахович.
А.А.Стахович, кавалергард, адъютант свиты Великого князя Сергея Александровича, познакомился со Станиславским на одном из благотворительных спектаклей Общества искусства и литературы. Дальнейшие встречи происходили на приемах у генерал-губернатора и на репетициях великосветского спектакля, в котором он исполнял баритонную партию Муция в «Песни торжествующей любви» и вел переговоры по его устройству. С 1902 года он пайщик, затем вкладчик, член Правления Товарищества «Московский Художественный Театр» и один из его директоров.
В 1904 году, когда Савва Тимофеевич Морозов приостановил финансирование театра, оставшись его пайщиком, Стахович вносит максимальный пай, наравне с Морозовым. В 1906—1907 не без его помощи среди пайщиков Товарищества появляются имена графа А.А.Орлова-Давыдова, князя П.Д.Долгорукова, графини С.В.Паниной, а договор на 1911−1914 годы заключен в том числе и с вкладчиками (еще одна форма финансирования театра): М.А.Конюс (урожденной светлейшей княжной Ливен), светлейшим князем П.А.Ливеном, князьями В.Л.Вяземским и С.М.Волконским и братьями князьями Петром и Павлом Дмитриевичами П.Д.Долгоруковыми; в 1912 — с княжной Е.П.Васильчиковой и с княгиней Е.П.Волконской (урожденной княжной Васильчиковой). Общая сумма их вкладов превышает собственно паевой капитал Товарищества, а А.А.Стахович вносит вклад, в пять раз превышающий сумму минимального вклада.
В связи с десятилетним юбилеем театра Станиславский вспоминае тлюдей, которые помогали театру в его кризисные моменты: во время первых заграничных гастролей (1906 год) выручили театр Н.Л.Тарасов и Н.Ф.Балиев. «Кроме того, в то время, когда театр материально пошатнулся, в него вошли пайщики-меценаты: графиня Софья Владимировна Панина, граф Алексей Анатольевич Орлов-Давыдов, князь Петр Дмитриевич Долгоруков. Они охотно откликнулись и поверили в будущность театра, подобно тому, как в свое время это сделали первые его пайщики…"12
__________________________________________________
1. Станиславский К.С. Соб.соч.: В 8 т. М., 1954. Т.1. С. 102.
2. Виноградская И. Жизнь и творчество К.С.Станиславского. М., 1971. Т.1. С. 96.
3. Станиславский К.С. Указ. соч. Т.5. С. 384.
4. Там же. С. 385.
5. Сведения о благотворительности в г. Москве. М., 1901.
6. Отчеты Музыкально-драматического училища МФО за 1892−1902 гг. Музей МХАТ. Ф.4.
7. Теляковский В.А. Воспоминания Л.-М., 1965. С. 70.
8. Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. М., 1936. С. 131.
9. Музей МХАТ. Ф.1, ед.хр.29.
10. Художественно-Общедоступный театр. Отчет о деятельности за 1-й год. М., 1899. С. 46.
11. Станиславский К.С. Указ.соч. Т.1. С. 244.
12. Станиславский К.С. Указ.соч. Т.5. С. 413.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика