Эксперты говорят о буме развлечений среди наших соотечественников
Согласно докладу консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в 2004 г. российская индустрия «денег на ветер» продемонстрировала самые высокие темпы роста и стала одним из самых высокодоходных рынков мира. Рост отрасли по сравнению с 2003 г. составил 27,4%; совокупный доход достиг 12,446 млрд долл. Для сравнения, в туристических регионах Юго-Восточной Азии и Средиземноморья расширение рынка составило 12%. Если подобные показатели сохранятся, для нас наверняка не составит труда не только удвоить ВВП, но и превратиться в единый сплошной Голливуд. Ибо рецепт экономического чуда, который страна напряженно ищет в течение всех лет реформ оказывается прост: торговать нефтью, поменьше работать и больше сорить деньгами направо-налево. Всего музыкальных и видеозаписей на компакт-дисках, кассетах, видеокассетах, виниловых пластинках в 2004 г. было продано 115 млн. единиц. Совокупный тираж ежедневных газет в России достиг 3,3 млрд. экземпляров, при этом на приобретение их за 2004 г. гражданами было потрачено около 401 млн долл. Продажи журнальной продукции составили соответственно 244 млн долл. За площади в журналах рекламодатели заплатили около 470 млн долл. Наиболее же быстрыми темпами на рынке развлечений росли сегменты видеоигр, расходов на доступ в Интернет и мелодий для мобильных телефонов. Свою лепту в фантастический взлет развлекательной индустрии внесла и охватившая страну эпидемия азартных игр. Годовой оборот индустрии игорного бизнеса в России, по некоторых оценкам, превышает 2 млрд долл. Социологи же говорят о примерно 5−5,5% затрат на игру в деньги, которые прочно вошли в структуру расходов обычной российской семьи. Точнее учесть невозможно: ставки и выигрыши не разглашаются, являясь «коммерческой тайной». Тем не менее, известно, что в стране в настоящий момент действуют около 10 000 игровых залов и более 250 000 игровых автоматов, размещенных повсюду: от кинотеатров и до площадей простых магазинов. Лицензия на занятие игорным бизнесом в России открывается просто и стоит всего 1 300 рублей. Особенное развитие игорный бизнес получил после того, как с 1 января нынешнего года решением правительства функции контроля и сбора налогов на игорные заведения были переданы в руки региональных властей. Фактически, этим решением было дано добро на проведение новой кампании по изъятию средств у населения в пользу местных верхушек. «Цивилизованный рэкет» имеет вполне очевидные экономические резоны: таким образом, если использовать лексикон ведомства г-на Грефа, удается «стерилизовать избыточную денежную массу, находящуюся в распоряжении у населения». Вполне ясен и идеологический подтекст дела: пока обыватель увлечен игрой и верит в свою удачу, политически он неактивен. На прошедшей 27 сентября с. г. прямой линии Президент России В. Путин заявил, что постарается впредь учесть озабоченность и «упорядочить ситуацию в сфере, в которой ущемляются интересы граждан». Для справки: в большинстве западных стран в отношении игорного бизнеса действуют серьезные ограничения. В США игорные заведения работают только в двух штатах, на специальных территориях — в Калифорнии и Неваде. В большинстве европейских стран игровые автоматы разрешено устанавливать только на территории казино, вне близости с жилыми домами, школами или офисными центрами. В некоторых странах, например в Испании, казино разрешено открывать на значительном расстоянии от крупных городов. В Париже казино законодательно запрещены. В знаменитой европейской столице игорного бизнеса Монте-Карло закон запрещает играть в казино местным жителям, там играть могут только туристы. Русская линия