Русская линия
Православие.Ru21.10.2017 

Военачальник духовного фронта
Памяти архимандрита Наума (Байбородина)

Архимандрит Наум (Байбородин)

21 октября исполняется 9 дней, как отошёл ко Господу архимандрит Наум (Байбородин). О старце вспоминают сослужители и чада, среди которых также большинство служащих Господу — епископов, священников, монахов.

Он не боялся говорить правду

Схиархимандрит Илий (Ноздрин):

— Отца Наума я знаю давно, уже, наверное, лет 50. Он подвижник.

Приезжал к нам в Псково-Печерский монастырь, когда я там ещё нёс послушания[1]. У него в Печорах был друг архимандрит Анастасий из-под Киева, болел отец Анастасий очень сильно. Надо призвать народ, чтобы и об упокоении отца Анастасия сейчас помолились. Нужно всегда молиться и о близких усопшего: родители у отца Наума папа Александр, мама Пелагея.

Мы с ним и потом на протяжении всей жизни постоянно встречались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре или где-нибудь ещё в поездках. Удивительно как, что он пришёл в Лавру на Покров и преставился 60 лет спустя под этот праздник.

Отец Наум — старец, он принимал народ. А это труд такой, который требует перемены деятельности, иначе «закопаешься» так, что не встать, — поэтому он так усердно молился и окормлял, конечно, по молитве к Богу.

Он не боялся говорить правду, вразумлял народ. К сожалению, не все священники на это отваживаются. Чего ждут? Пока опять разверзнется адская бездна и будут вешать и убивать? Безусловно, за правду на батюшку очень много нападок было, даже отравить пытались.

Архимандрит Наум — воин духовного фронта, военачальник, он сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие. Люди сейчас особенно должны подвизаться, молиться, каждый день читать Евангелие и жить по нему — это очищает; участвовать в Таинствах церковных.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Вы только представьте себе: грех каждого человека имеет космическое значение, подталкивает мир к катастрофе; точно так же и добродетели любого из нас в силе предотвратить беду.

Он завещал нам всегда быть с Богом

Иоанн (Руденко), епископ Воркутинский и Усинский (Воркутинская епархия)

Иоанн (Руденко), епископ Воркутинский и Усинский (Воркутинская епархия)

Иоанн (Руденко), епископ Воркутинский и Усинский (Воркутинская епархия):

— От отца Наума всегда исходило спокойствие, мир. Люди к нему приходили с разными бедами, скорбями, ЧП, несчастными случаями и т. д. А батюшка всегда — с Богом. Это устроение он и нам завещал. Господь неизменно спокоен. Дай Бог нам хоть в малой мере стяжать это присущее старцу единение со всевидящим и всеведущим и управляющим нашей жизнью Творцом, тогда и суетиться не будем. Надо же наследие от старца воспринять.

Он предотвращал расколы

Схимонахиня Серафима (Антипина), московский Покровский ставропигиальный женский монастырь:

— Отца Наума я знаю уже более 30 лет. Много он сделал доброго для всей нашей семьи. Детей моих женил, замуж отдал. Помню, дочка закончила училище, а он ей и говорит: «Всё, хватит учиться, я тебе жениха нашёл!» И знакомит её с семинаристом. А ему говорит: «Вот, Геннадий, тебе жена!» И такие семьи крепкие, тёплые получались. Сколько деток по его благословению родилось. Когда его люди слушались, всё было хорошо. Меня он сначала на монашество, потом на принятие схимы благословил.

Схимонахиня Серафима (Антипина)

Схимонахиня Серафима (Антипина)

Когда началась смута с паспортами, отец Наум быстро всех поставил на истинный путь: «Ну сожжёте вы эту бумажку, и что с того? Дух-то у вас какой?» Он тогда просто переломил эту раскольничью тенденцию, когда даже священники своим прихожанам говорили отказываться от паспортов. Отец Наум говорил, что дело сейчас не в этом, ещё страха нет, никуда уходить в катакомбы не надо. «Молитесь, — наставлял, — тем и задержите страшные времена». Он, помню, мне даже говорил, чтобы я ему побольше привозила таких, плутающих. Он мог образумить.

Отец Наум был очень прост в общении и доступен. Единственное, он был всегда таким стремительным, что его надо было ещё умудриться догнать. Но если хватало сноровки, батюшка уже не отказывал в слове утешения и наставления, благословлял, молился за тебя.

Столп Православия XX века

Гурий (Фёдоров), епископ Арсеньевский и Дальнегорский (Приморская митрополия):

— Когда перед отпеванием отца Наума я вышел от раки преподобного Сергия, которому было видение многих птиц, я поразился, сколько их собралось над Лаврой! Сам я некогда был лаврским насельником, жил здесь много лет, но такого скопления птиц, слетевшихся на проводы старца, никогда не видел.

Гурий (Фёдоров), епископ Арсеньевский и Дальнегорский (Приморская митрополия)

Гурий (Фёдоров), епископ Арсеньевский и Дальнегорский (Приморская митрополия)

После окормления у отца Наума я, как и многие его ученики, был отправлен служить на дальние рубежи нашей Родины. Сейчас я возглавляю кафедру в Приморье на Дальнем Востоке.

Батюшка Наум — величайший чудотворец, прозорливец. У него духовные чада по всему миру Православие утверждают: игумены, игумении, священники, епископов много. Отец Наум — столп Православия XX века.

Сам я знал отца Наума с 1980-х годов. До этого я попал на исповедь к отцу Венедикту (Пенькову), а он всегда, точно желая поделиться этим сокровищем общения с такими старцами, прямо нас направлял: «Сходи к отцу Науму, сходи к отцу Кириллу». Потом меня и старица Любушка Сусанинская, когда я уже был иподиаконом у Святейшего и мне стало трудно выбираться к отцу Венедикту, которого перевели в Оптину пустынь, благословила: «Ходи к отцу Науму!» Последние пару десятилетий я и окормлялся у него.

Иногда и крепко доставалось от старца, но всегда это было душеполезно — я ему за все внушения благодарен. То, что батюшке было дано из состояния неправильного привести в устроение трезвенное и верное, — это очень ценно. Он мог направить на истинный путь и подтолкнуть с любовью.

«Иди слушайся!»

Протоиерей Афанасий Карюгин

Протоиерей Афанасий Карюгин

Протоиерей Афанасий Карюгин, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской у озера Иссык-Куль (Бишкекская и Кыргызстанская епархия):

— Отец Наум издал потрясающее количество духовной литературы. У него в Сергиевом Посаде был у кого-то из чад домик неподалёку от Лавры, весь заставленный книгами, там целые машины приезжающие к нему загружали и везли каждый в свои веси и города людям на раздачу. По этим книгам будет воспитано ещё не одно поколение христиан. В его сборниках такие жемчужины духовного опыта собраны! Открываешь любую книгу и зачитываешься. Остаётся только себя понуждать к исполнению прочитанного в память старца.

Самого меня отец Наум из мира вытащил, я, можно сказать, хулиганом был, а он меня священником сделал[2]. «Иди, — сказал, — слушайся». Слава Богу, у меня тогда хватило ума послушаться отца Наума! Остальное всё по его молитвам устроилось.

Представляете, а он тогда к нам далеко в горы Киргизии буквально на пять минут заехал и остался на 10 дней. За это время многих обратил к вере, и ещё многие обратятся, прочитав написанную им тогда в наших горах книгу, «Путеводитель» называется. Их тогда к нам трое, как Ангелы к Аврааму, явилось: нынешние митрополит Астраханский и Енотаевский Никон, епископ Щадринский Севастиан (бывший протоиерей Александр) и отец Наум.

Встреча со старцем изменила всю мою жизнь.

Знакомства на вырост

Савватий (Перепёлкин), епископ Ванинский и Переяславский (Приамурская митрополия)

Савватий (Перепёлкин), епископ Ванинский и Переяславский (Приамурская митрополия)

Савватий (Перепёлкин), епископ Ванинский и Переяславский (Приамурская митрополия):

— Отец Наум — старец всея Руси. Он изменил жизнь многих людей, и тем самым он изменил жизнь нашей страны. Все, кто к нему попадал, замечали, что жизнь их меняется, её уже делили на ту, которая была до и после встречи.

География его влияния простирается на всю каноническую территорию Русской Православной Церкви, не только в России, но и далеко за её пределами. Со всего мира к нему ехал народ. Иногда он тебя благословлял с кем-то познакомиться, ты сначала не понимал зачем, а через некоторое время что-то в твоей жизни менялось именно так, что тебе нужна была помощь этого человека.

У отца Наума была огромная любовь к людям. Когда к нему приходил человек, он старался сделать максимум, чтобы приблизить эту душу к Богу. Делал всё, чтобы эта душа спаслась. Его отличало неравнодушие. При этом в нём не было никакой страстности, а всегда чувствовалось просто доброе расположение к каждому, спокойствие. Знаю, что многих батюшка исцелял.

Милость Божия, что мы соприкоснулись с отцом Наумом. Надеемся, он и дальше будет присутствовать в нашей жизни.

От Адама до Потсдама

Иеромонах Феодор (Юлаев)

Иеромонах Феодор (Юлаев)

Иеромонах Феодор (Юлаев), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:

— Когда я ещё сам учился в Московских духовных школах, мы, студенты, как-то раз вместе с отцом Наумом ездили на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в местечко Епифань. Расположено оно недалеко от Куликовского поля, там погребали наших убиенных воинов. Старец ехал туда служить Литургию. Вставать нам пришлось в половине четвёртого утра. Для студентов это была несусветная рань.

Доехали, батюшка отслужил там Литургию, сказал вдохновенное слово. Потом мы ехали назад, в Лавре оказались часам к пяти вечера. У нас, студентов, была только одна мысль: добраться побыстрее до кроватей и, рухнув, забыться сном.

А батюшка Наум бодрым шагом проследовал в Троицкий собор, участвовал там в пении воскресного Акафиста. Но и этого мало: он ещё и после Акафиста сказал своё обычное слово! А оно включало описание времён, как говорили, «от Адама и до Потсдама»[3], а то и до Второго Пришествия.

«У тебя жена была..»

Иеромонах Софроний (Обухов)

Иеромонах Софроний (Обухов)

Иеромонах Софроний (Обухов), клирик Патриаршего подворья при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Краснодарского края:

— Отец Наум умел в каждом разглядеть то, к чему человек Господом предназначен. С кем-то надо было построже, с другим помягче разговор повести, чтобы человек осознал своё призвание. В этом и проявлялся дар рассуждения, которым Господь наделил старца. Со мной батюшка держал себя сурово. Я где-то году в 1996-м попал к нему впервые. Он мне сразу сказал: «У тебя жена была..» «Как это, — думаю, — была?!» А она через полгода действительно ушла!

К батюшке я уже тогда постоянно ездил, и он на протяжении пяти лет спрашивал у меня: «Будешь монахом?» «Не знаю», — говорю. Хотя желание уже вызревало, но и нерешительность ещё присутствовала. А когда я уже спустя пять лет к нему приехал, он уже сам внутренним взором как-то увидел, что я утвердился в этом пути, и отправил меня в монастырь.

Архимандрит Наум мне на всю мою оставшуюся жизнь точно буйки проставил, за которые мне в духовной жизни «заплывать» не надо. Он вообще, наверное, всем своим чадам на будущее всё сказал. Проходит время, человек дорастает до понимания сказанного, и в целом картинка слов старца проясняется. Я уже много лет окормляюсь у батюшки, что-то произойдёт, и сразу на память его слова приходят, сказанные, может быть, за годы до того, но они тебе и сейчас помогают. Какой же мудростью его Господь наделил! Явно батюшка наставлял нас, действуя по благодати Божией.

«Дали тебе дыхание!»

Протоиерей Олег Топоров

Протоиерей Олег Топоров

Протоиерей Олег Топоров, настоятель храма апостола и первомученика архидиакона Стефана в станице Запорожской (Новороссийская епархия):

— Отец Наум в истории Церкви нашего Отечества уникальное явление. Таких людей, как он, если и рождается на поколение 4−5 человек, то они своей молитвой держат весь мир. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «О святых мы знаем только то, что они о себе не смогли скрыть». Батюшкина святость многим была неочевидна, потому что он её и не выставлял напоказ.

Среди его духовных чад были очень разные люди: попадались и внутренне неустроенные, и духовно скрученные, были уже даже потерянные для этой жизни. И тем не менее он, как настоящий пастырь, видел ту сокрытую от нелюбящих глаз жемчужину, которая есть под нагромождением грехов и неправильных поступков в каждом, раскапывал её и восстанавливал в человеке образ и подобие Божии. Надо было только слушаться отца Наума.

Вот стоит к нему очередь — и вдруг духовно воскресает человек! — и никто этого не замечает, беседа идёт своим чередом, в очереди люди так и переминаются с ноги на ногу — и вдруг кто-то исцеляется от смертельной болезни! — но всё это здесь в порядке вещей, ещё десятки людей ждут своей очереди, приём продолжается.

У батюшки была необыкновенная любовь ко всем. Он подавал величайшее утешение. В нём сочетались многие духовные традиции: и преподобных Сергия и Серафима, и Оптинских старцев, и святого праведного Иоанна Кронштадтского. И при всей своей духовной необъятности он был всегда прост, доступен, скромен. Даже как-то незаметен. Бывало, что и в некотором поношении пребывал и относился к этому спокойно (см.: Мф. 5: 11).

Мне вспоминается случай, когда одна женщина, мать двоих маленьких детей, заболела тяжёлым недугом, при котором лёгкие точно «цементируются» и вылечить их уже невозможно, а если делать операцию, то прикосновение скальпеля оборачивается тем, что лёгкие начинают крошиться. И вот эта мать, которой врачи сказали, что жить ей осталось не более двух месяцев, в отчаянии приходит к отцу Науму, стоит в очереди, потом подходит к старцу, он начинает с ней разговаривать и в какой-то момент как-то невзначай говорит:

— Ну вот, дали тебе дыхание.

А потом оборачивается на тех, кто был с женщиной, и говорит:

— Что вы её ко мне привели? Её надо к врачу вести! Я что, врач? — и ей говорит: — Иди-иди к врачу.

А когда ранее обследовавший её профессор провёл очередные исследования, то констатировал, что она полностью исцелилась. Вот такое чудо! «Дали тебе дыхание!» Такое дыхание духовной жизни батюшка дарил в изобилии всем. Кто способен был вместить этот дар, принимая его, воскресали к вечной жизни.

В Архангельском чине

Игумен Вонифатий (Клименко)

Игумен Вонифатий (Клименко)

Игумен Вонифатий (Клименко), первый проректор Ивановской семинарии:

— Старец Наум каждодневно ходил на утренний, в 5:30, братский молебен, ещё и до него успевал в своей келлии прочитать, бывало, по несколько глав Евангелия. Но также он неопустительно бывал и на вечернем богослужении, насколько у него было сил к этому. У нас, его чад мужеского пола, было так заведено, что если кто не успел или не попал к нему утром на исповедь, когда он принимает, то мы шли в храм, заходили, у кого было благословение, во святой алтарь, где он обычно молился по вечерам, и там просили его поисповедать. Тогда же можно было задать и решить различные вопросы.

Однажды, когда я пришёл к нему в придел святого великомученика Феодора Стратилата в Успенском соборе, он в какой-то момент исповеди спросил меня:

— Как ты думаешь, может ли у человека Ангелом-хранителем быть Архангел?

Тогда я припомнил, что где-то в житиях или в другом источнике прочёл, что у преподобного Антония Великого был не простой Ангел-хранитель, а именно Архангел. И я отцу Науму ответил утвердительно:

— Думаю, что может.

Он тогда, по-моему, сказал, что ни в каком догматическом богословии таких тайн не записано, и много вслух славил Господа за Его милость к нам, грешным человекам, за то, что Господь даровал нам постижение Его неизреченных таин.

«Болезни бывают за грехи, в том числе за грехи родителей и дедов, — говорил отец Наум. — А врачи современные подчас не лечат, а калечат». Поэтому, чтобы облегчить болезни, надо творить больше добрых дел, не упускать случая проявить милосердие, — наставлял он.

Старец, нелестно характеризуя нынешние времена, также говорил, что нельзя подпускать к детям учителей-блудников и учителей-атеистов, ибо они будут детские души губить и развращать. Чтобы преподавать в школе, — говорил он, — будущий учитель должен прочесть: Евангелие, все двенадцать томов житий святых, творения святоотеческие и много другой духовно-нравственной литературы. Общество только тогда начнёт выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди, а учителей-развратников и богоборцев будут отстранять от преподавания.

«Перед революцией 1917 года была уже подобная ситуация, — напоминал отец Наум. — Тогда в общеобразовательные школы и духовные семинарии внедряли учителей и преподавателей революционеров, развратников и богоборцев. Они-то и всевали по указке своих хозяев религиозный скепсис, развращали семинаристов и малолетних учеников». «Как это может кит проглотить человека?! — восклицал богоборец, прорвавшийся преподавать в семинарии, комментируя Книгу Ионы пророка. — У кита глотка маленькая, он больше кулака ничего съесть не может, и это, мол, антинаучно, что написано в Библии». Святитель Филарет (Дроздов), умнейший человек своего времени, на это недоумение отвечал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Но ещё не укреплённые умы могли соблазниться уловками провокаторов. Отец Наум приводил данные, опубликованные некогда в журнале «Вокруг света» (по-моему, за 1976 год или ранее), где описывался реальный случай: упавшего у берегов Южной Америки за борт с канадского китобойного судна матроса проглотил кит, а через сутки из брюха кита достали этого матросика, покрытого всего кровавым потом, но живого и невредимого.

Примечательно, что 40-й день — срок, когда предстанет душа человека пред Творцом, чтобы выслушать приговор частного суда, совершающегося до Суда всеобщего, — у батюшки Наума приходится на 8/21 ноября — празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Верую, что архимандрит Наум будет причтён к Архангельскому лику, как и глубоко чтимый им святой старец Варсонофий Оптинский. Про преподобного Варсонофия сам отец Наум нам говорил, что тот в райских селениях в чине Архангела. Ведал это старец.

«..хочешь — Ангела, хочешь — демона»

Игумения Анатолия (Баршай)

Игумения Анатолия (Баршай)

Игумения Анатолия (Баршай), настоятельница Свято-Никольского монастыря г. Приволжска (Ивановская митрополия):

— Батюшка говорил, что я на его руках выросла. 35 лет я у него регулярно окормлялась. В первый раз меня к нему привели, когда мне было 6 лет, в Предтеченский храм, там он принимал исповедь. И меня он стал про грехи спрашивать, а я уже была «подкованная», поэтому урезонила старца: «Мне ещё рано исповедоваться, так как нет ещё семи лет».

Потом, в 16 лет уже, помню, он меня однажды крепко отругал за какие-то мои молодёжные делишки, так что я к нему долго ещё не подходила. А в 20 лет у меня появилось горячее желание послужить Богу. У меня была ревностно благочестивая бабушка, и, так как вся наша семья, включая моего папу-священника, окормлялась у отца Наума, она мне сказала: «Без батюшкиного благословения — никуда!» — и я пошла к старцу, уже настроившись, что сейчас он меня будет очень сильно ругать. Так и было, но я «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118: 60). Снова стала к нему ходить, уже осознав, что Богу иначе нельзя служить, — невозможно, чтобы тебя при этом только по головке и гладили.

Помню, к нему как-то в келлию зашла Светлана Ивановна Романенко из Регентской школы; она стоит, а я перед батюшкой на коленках, и он, указывая на меня, говорит ей:

— Вот сырая глина, в какие руки попадёт, то и вылепят: хочешь — Ангела, хочешь — демона.

Я уже старалась не отходить от отца Наума, пусть уж лучше он лепит. Он меня всему научил, ко всему привёл, от всего отмолил.

В Хотьково сейчас служит архимандрит Амвросий (Кравчук), раньше его звали отец Анания. Сидели, помню, в приёмной, ждали, когда батюшка примет. А рядом со мной оказалась какая-то женщина, которая всё со мной заговорить пыталась и вдруг рассказала о том, что она следователь. Я сразу насторожилась, думаю: надо будет батюшке сказать, что это шпионка какая-то. Тогда всё-таки ещё советские времена были. Тут зазвонили на позднюю Литургию, батюшка вышел и говорит:

— Идите все на службу, причащайтесь.

Увидел отца Ананию и спрашивает:

— Кто знает, кто такой Анания в Новом Завете? — и начинает рассказывать: — Это тот, кому Господь явился и сказал: «Сейчас Я к тебе приведу Савла, ты возложишь на него руку и введёшь в число братии». А вы вспомните, что подумал Анания, как малый ребёнок! «Господи, Ты не знаешь, а я Тебе сейчас такую тайну открою: это же шпион!» (См.: Деян. 9: 10−16).

А я слушаю и чувствую, что это меня батюшка обличает! Поклонилась и говорю:

— Батюшка, простите, всё понятно.

Батюшка — прозорливец, у него голова, как мощнейший компьютер, работала. Всегда сразу всё просчитает и сделает так, чтобы никого не обидеть. Помню, однажды стояли в очереди к батюшке, я была с игуменией, матушка прошла вперёд, а у двери стоял несколько вздорного характера человек по имени Анатолий, и тут батюшка выглядывает и обращается ко мне:

— Анатолия, зайди!

А мой тёзка, видимо, подумал, что его зовут, и подался вперёд. Батюшка сразу всё понял и, столкнувшись с ним взглядом, тут же ему сказал:

— О! Ты-то мне и нужен. Там у того-то такая-то проблема, иди ему помоги.

Вот так разрулил возникшее искушение.

Батюшка очень чтил иерархические чины. Никогда ничего супротив вышестоящего не скажет. У меня была такая ситуация. Я училась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре у отца Кронида печь просфоры. Вернулась к себе на приход, где я тогда ещё в миру регентом была, собралась там печь просфоры. А настоятель говорит, что всё надо делать совсем по-другому. Я упёрлась: «Меня же, — думаю, — в Лавре учили! Спрошу-ка я сейчас у батюшки..» Но не могу же я ему так и сказать, что настоятель иначе велит, понимаю, что батюшка меня тогда сразу на место поставит. Решила хитро спросить.

— Батюшка, а просфоры так или так надо печь? — интересуюсь.

— Ты с настоятелем своим посоветуйся: как он благословит, так и пеки, — ответил отец Наум.

Про преподобного Сергия говорится, что, как воин перед воеводой, как сын перед отцом, как раб перед господином, он пред Богом ходил и всех так учил, — так и батюшка Наум нас наставлял не ссылаться на то, что время сейчас какое-то другое, нет: «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки» (Евр. 13: 8).

Старцы отнимаются у народа

Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин, ректор Николо-Перервинской семинарии:

— Отец Наум — это целая эпоха в жизни Церкви и нашей страны. Его хиротония в иеродиакона в 1958 году состоялась на память преподобного Сергия, а ровно через год в этот же день его рукоположили в иеромонаха, с тех пор он, сам учась у преподобного Сергия, учит и окормляет народ.

В этом 2017 году от нас ушли один за другим старцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин). Ещё давно отец Кирилл говорил: «Мы с отцом Наумом в один год уйдём».

Это знамение времён: старцы отнимаются у народа. Именно потому, что люди уже не способны воспринять волю Божию. Обращаются к подвижникам с корыстными целями, чтобы выпросить благословение на что-то угодное им самим. «Это нам надо, то нам надо..» — тараторят. Никто не говорит: «Какова воля Божия, как вы, батюшка, благословите, так и будет».

Верим, что есть ещё надежда на исправление народа. Хотя один из окормляющихся у старца епископов передал, что слышал из уст отца Наума слово, сказанное в сердцах:

— Нынешний народ уже неисправим, он подлежит истреблению.

Такие грозные слова проречены. Это настораживает и обязывает в память о батюшке помнить его заветы, наставления и жить так, как он учил. По Евангелию.

Отец Наум — прозорливец. Это неоднократно подтверждалось.

Помню, однажды (это было лет 15 назад) зашёл разговор о богослужении, и кто-то из священников спросил у батюшки, можно ли сокращать службу. Отец Наум весьма грозно ответил:

— Если хочешь, чтобы Господь твою жизнь сократил, то можешь сокращать богослужение.

Вечная память отцу Науму!

По-человечески мы скорбим, но по-христиански уповаем, что обрели молитвенника на Небесах.

Подготовила Ольга Орлова

http://www.pravoslavie.ru/107 380.html


Примечания:

[1] Алексей Ноздрин, будущий схиархимандрит Илий, поступил в Псково-Печерский монастырь в 1966 году и подвизался там в течение 10 лет, потом решением Священного Синода иеромонах Илиан был направлен нести послушание в русскую Свято-Пантелеимонову обитель на Афон, откуда, также спустя 10 лет, переведен в возрождающуюся Оптину пустынь.

[2] Протоиерей Афанасий Карюгин в прошлом гидрогеолог и предприниматель; после смерти сына он подарил свой бизнес по добыче минеральной воды детскому дому и по благословению отца Наума поступил в семинарию, вскоре став священником. Кстати, многие ребята-выпускники этого частного детского дома «Благодатный источник» также поступают в семинарию. Дочь отца Афанасия приняла монашество и безвозмездно трудится там над воспитанием сирот.

[3] В Потсдаме летом 1945 года состоялась конференция с участием руководства трех крупнейших держав антигитлеровской коалиции: СССР, США, Великобритания.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика