| Православие.Ru | 21.10.2017 |

21 октября исполняется 9 дней, как отошёл ко Господу архимандрит Наум (Байбородин). О старце вспоминают сослужители и чада, среди которых также большинство служащих Господу — епископов, священников, монахов.
Он не боялся говорить правду
Схиархимандрит Илий (Ноздрин):
— Отца Наума я знаю давно, уже, наверное, лет 50. Он подвижник.
Приезжал к нам в Псково-Печерский монастырь, когда я там ещё нёс послушания[1]. У него в Печорах был друг архимандрит Анастасий из-под Киева, болел отец Анастасий очень сильно. Надо призвать народ, чтобы и об упокоении отца Анастасия сейчас помолились. Нужно всегда молиться и о близких усопшего: родители у отца Наума папа Александр, мама Пелагея.
Мы с ним и потом на протяжении всей жизни постоянно встречались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре или где-нибудь ещё в поездках. Удивительно как, что он пришёл в Лавру на Покров и преставился 60 лет спустя под этот праздник.
Отец Наум — старец, он принимал народ. А это труд такой, который требует перемены деятельности, иначе «закопаешься» так, что не встать, — поэтому он так усердно молился и окормлял, конечно, по молитве к Богу.
Он не боялся говорить правду, вразумлял народ. К сожалению, не все священники на это отваживаются. Чего ждут? Пока опять разверзнется адская бездна и будут вешать и убивать? Безусловно, за правду на батюшку очень много нападок было, даже отравить пытались.
Архимандрит Наум — воин духовного фронта, военачальник, он сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие. Люди сейчас особенно должны подвизаться, молиться, каждый день читать Евангелие и жить по нему — это очищает; участвовать в Таинствах церковных.
![]()
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
Вы только представьте себе: грех каждого человека имеет космическое значение, подталкивает мир к катастрофе; точно так же и добродетели любого из нас в силе предотвратить беду.
Он завещал нам всегда быть с Богом
![]()
Иоанн (Руденко), епископ Воркутинский и Усинский (Воркутинская епархия)
Иоанн (Руденко), епископ Воркутинский и Усинский (Воркутинская епархия):
— От отца Наума всегда исходило спокойствие, мир. Люди к нему приходили с разными бедами, скорбями, ЧП, несчастными случаями и т. д. А батюшка всегда — с Богом. Это устроение он и нам завещал. Господь неизменно спокоен. Дай Бог нам хоть в малой мере стяжать это присущее старцу единение со всевидящим и всеведущим и управляющим нашей жизнью Творцом, тогда и суетиться не будем. Надо же наследие от старца воспринять.
Он предотвращал расколы
Схимонахиня Серафима (Антипина), московский Покровский ставропигиальный женский монастырь:
— Отца Наума я знаю уже более 30 лет. Много он сделал доброго для всей нашей семьи. Детей моих женил, замуж отдал. Помню, дочка закончила училище, а он ей и говорит: «Всё, хватит учиться, я тебе жениха нашёл!» И знакомит её с семинаристом. А ему говорит: «Вот, Геннадий, тебе жена!» И такие семьи крепкие, тёплые получались. Сколько деток по его благословению родилось. Когда его люди слушались, всё было хорошо. Меня он сначала на монашество, потом на принятие схимы благословил.
![]()
Схимонахиня Серафима (Антипина)
Когда началась смута с паспортами, отец Наум быстро всех поставил на истинный путь: «Ну сожжёте вы эту бумажку, и что с того? Дух-то у вас какой?» Он тогда просто переломил эту раскольничью тенденцию, когда даже священники своим прихожанам говорили отказываться от паспортов. Отец Наум говорил, что дело сейчас не в этом, ещё страха нет, никуда уходить в катакомбы не надо. «Молитесь, — наставлял, — тем и задержите страшные времена». Он, помню, мне даже говорил, чтобы я ему побольше привозила таких, плутающих. Он мог образумить.
Отец Наум был очень прост в общении и доступен. Единственное, он был всегда таким стремительным, что его надо было ещё умудриться догнать. Но если хватало сноровки, батюшка уже не отказывал в слове утешения и наставления, благословлял, молился за тебя.
Столп Православия XX века
Гурий (Фёдоров), епископ Арсеньевский и Дальнегорский (Приморская митрополия):
— Когда перед отпеванием отца Наума я вышел от раки преподобного Сергия, которому было видение многих птиц, я поразился, сколько их собралось над Лаврой! Сам я некогда был лаврским насельником, жил здесь много лет, но такого скопления птиц, слетевшихся на проводы старца, никогда не видел.
![]()
Гурий (Фёдоров), епископ Арсеньевский и Дальнегорский (Приморская митрополия)
После окормления у отца Наума я, как и многие его ученики, был отправлен служить на дальние рубежи нашей Родины. Сейчас я возглавляю кафедру в Приморье на Дальнем Востоке.
Батюшка Наум — величайший чудотворец, прозорливец. У него духовные чада по всему миру Православие утверждают: игумены, игумении, священники, епископов много. Отец Наум — столп Православия XX века.
Сам я знал отца Наума с 1980-х годов. До этого я попал на исповедь к отцу Венедикту (Пенькову), а он всегда, точно желая поделиться этим сокровищем общения с такими старцами, прямо нас направлял: «Сходи к отцу Науму, сходи к отцу Кириллу». Потом меня и старица Любушка Сусанинская, когда я уже был иподиаконом у Святейшего и мне стало трудно выбираться к отцу Венедикту, которого перевели в Оптину пустынь, благословила: «Ходи к отцу Науму!» Последние пару десятилетий я и окормлялся у него.
Иногда и крепко доставалось от старца, но всегда это было душеполезно — я ему за все внушения благодарен. То, что батюшке было дано из состояния неправильного привести в устроение трезвенное и верное, — это очень ценно. Он мог направить на истинный путь и подтолкнуть с любовью.
«Иди слушайся!»
![]()
Протоиерей Афанасий Карюгин
Протоиерей Афанасий Карюгин, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской у озера Иссык-Куль (Бишкекская и Кыргызстанская епархия):
— Отец Наум издал потрясающее количество духовной литературы. У него в Сергиевом Посаде был у кого-то из чад домик неподалёку от Лавры, весь заставленный книгами, там целые машины приезжающие к нему загружали и везли каждый в свои веси и города людям на раздачу. По этим книгам будет воспитано ещё не одно поколение христиан. В его сборниках такие жемчужины духовного опыта собраны! Открываешь любую книгу и зачитываешься. Остаётся только себя понуждать к исполнению прочитанного в память старца.
Самого меня отец Наум из мира вытащил, я, можно сказать, хулиганом был, а он меня священником сделал[2]. «Иди, — сказал, — слушайся». Слава Богу, у меня тогда хватило ума послушаться отца Наума! Остальное всё по его молитвам устроилось.
Представляете, а он тогда к нам далеко в горы Киргизии буквально на пять минут заехал и остался на 10 дней. За это время многих обратил к вере, и ещё многие обратятся, прочитав написанную им тогда в наших горах книгу, «Путеводитель» называется. Их тогда к нам трое, как Ангелы к Аврааму, явилось: нынешние митрополит Астраханский и Енотаевский Никон, епископ Щадринский Севастиан (бывший протоиерей Александр) и отец Наум.
Встреча со старцем изменила всю мою жизнь.
Знакомства на вырост
![]()
Савватий (Перепёлкин), епископ Ванинский и Переяславский (Приамурская митрополия)
Савватий (Перепёлкин), епископ Ванинский и Переяславский (Приамурская митрополия):
— Отец Наум — старец всея Руси. Он изменил жизнь многих людей, и тем самым он изменил жизнь нашей страны. Все, кто к нему попадал, замечали, что жизнь их меняется, её уже делили на ту, которая была до и после встречи.
География его влияния простирается на всю каноническую территорию Русской Православной Церкви, не только в России, но и далеко за её пределами. Со всего мира к нему ехал народ. Иногда он тебя благословлял с кем-то познакомиться, ты сначала не понимал зачем, а через некоторое время что-то в твоей жизни менялось именно так, что тебе нужна была помощь этого человека.
У отца Наума была огромная любовь к людям. Когда к нему приходил человек, он старался сделать максимум, чтобы приблизить эту душу к Богу. Делал всё, чтобы эта душа спаслась. Его отличало неравнодушие. При этом в нём не было никакой страстности, а всегда чувствовалось просто доброе расположение к каждому, спокойствие. Знаю, что многих батюшка исцелял.
Милость Божия, что мы соприкоснулись с отцом Наумом. Надеемся, он и дальше будет присутствовать в нашей жизни.
От Адама до Потсдама
![]()
Иеромонах Феодор (Юлаев)
Иеромонах Феодор (Юлаев), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:
— Когда я ещё сам учился в Московских духовных школах, мы, студенты, как-то раз вместе с отцом Наумом ездили на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в местечко Епифань. Расположено оно недалеко от Куликовского поля, там погребали наших убиенных воинов. Старец ехал туда служить Литургию. Вставать нам пришлось в половине четвёртого утра. Для студентов это была несусветная рань.
Доехали, батюшка отслужил там Литургию, сказал вдохновенное слово. Потом мы ехали назад, в Лавре оказались часам к пяти вечера. У нас, студентов, была только одна мысль: добраться побыстрее до кроватей и, рухнув, забыться сном.
А батюшка Наум бодрым шагом проследовал в Троицкий собор, участвовал там в пении воскресного Акафиста. Но и этого мало: он ещё и после Акафиста сказал своё обычное слово! А оно включало описание времён, как говорили, «от Адама и до Потсдама»[3], а то и до Второго Пришествия.
«У тебя жена была..»
![]()
Иеромонах Софроний (Обухов)
Иеромонах Софроний (Обухов), клирик Патриаршего подворья при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Краснодарского края:
— Отец Наум умел в каждом разглядеть то, к чему человек Господом предназначен. С кем-то надо было построже, с другим помягче разговор повести, чтобы человек осознал своё призвание. В этом и проявлялся дар рассуждения, которым Господь наделил старца. Со мной батюшка держал себя сурово. Я где-то году в 1996-м попал к нему впервые. Он мне сразу сказал: «У тебя жена была..» «Как это, — думаю, — была?!» А она через полгода действительно ушла!
К батюшке я уже тогда постоянно ездил, и он на протяжении пяти лет спрашивал у меня: «Будешь монахом?» «Не знаю», — говорю. Хотя желание уже вызревало, но и нерешительность ещё присутствовала. А когда я уже спустя пять лет к нему приехал, он уже сам внутренним взором как-то увидел, что я утвердился в этом пути, и отправил меня в монастырь.
Архимандрит Наум мне на всю мою оставшуюся жизнь точно буйки проставил, за которые мне в духовной жизни «заплывать» не надо. Он вообще, наверное, всем своим чадам на будущее всё сказал. Проходит время, человек дорастает до понимания сказанного, и в целом картинка слов старца проясняется. Я уже много лет окормляюсь у батюшки, что-то произойдёт, и сразу на память его слова приходят, сказанные, может быть, за годы до того, но они тебе и сейчас помогают. Какой же мудростью его Господь наделил! Явно батюшка наставлял нас, действуя по благодати Божией.
«Дали тебе дыхание!»
![]()
Протоиерей Олег Топоров
Протоиерей Олег Топоров, настоятель храма апостола и первомученика архидиакона Стефана в станице Запорожской (Новороссийская епархия):
— Отец Наум в истории Церкви нашего Отечества уникальное явление. Таких людей, как он, если и рождается на поколение 4−5 человек, то они своей молитвой держат весь мир. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «О святых мы знаем только то, что они о себе не смогли скрыть». Батюшкина святость многим была неочевидна, потому что он её и не выставлял напоказ.
Среди его духовных чад были очень разные люди: попадались и внутренне неустроенные, и духовно скрученные, были уже даже потерянные для этой жизни. И тем не менее он, как настоящий пастырь, видел ту сокрытую от нелюбящих глаз жемчужину, которая есть под нагромождением грехов и неправильных поступков в каждом, раскапывал её и восстанавливал в человеке образ и подобие Божии. Надо было только слушаться отца Наума.
Вот стоит к нему очередь — и вдруг духовно воскресает человек! — и никто этого не замечает, беседа идёт своим чередом, в очереди люди так и переминаются с ноги на ногу — и вдруг кто-то исцеляется от смертельной болезни! — но всё это здесь в порядке вещей, ещё десятки людей ждут своей очереди, приём продолжается.
У батюшки была необыкновенная любовь ко всем. Он подавал величайшее утешение. В нём сочетались многие духовные традиции: и преподобных Сергия и Серафима, и Оптинских старцев, и святого праведного Иоанна Кронштадтского. И при всей своей духовной необъятности он был всегда прост, доступен, скромен. Даже как-то незаметен. Бывало, что и в некотором поношении пребывал и относился к этому спокойно (см.: Мф. 5: 11).
Мне вспоминается случай, когда одна женщина, мать двоих маленьких детей, заболела тяжёлым недугом, при котором лёгкие точно «цементируются» и вылечить их уже невозможно, а если делать операцию, то прикосновение скальпеля оборачивается тем, что лёгкие начинают крошиться. И вот эта мать, которой врачи сказали, что жить ей осталось не более двух месяцев, в отчаянии приходит к отцу Науму, стоит в очереди, потом подходит к старцу, он начинает с ней разговаривать и в какой-то момент как-то невзначай говорит:
— Ну вот, дали тебе дыхание.
А потом оборачивается на тех, кто был с женщиной, и говорит:
— Что вы её ко мне привели? Её надо к врачу вести! Я что, врач? — и ей говорит: — Иди-иди к врачу.
А когда ранее обследовавший её профессор провёл очередные исследования, то констатировал, что она полностью исцелилась. Вот такое чудо! «Дали тебе дыхание!» Такое дыхание духовной жизни батюшка дарил в изобилии всем. Кто способен был вместить этот дар, принимая его, воскресали к вечной жизни.
В Архангельском чине
![]()
Игумен Вонифатий (Клименко)
Игумен Вонифатий (Клименко), первый проректор Ивановской семинарии:
— Старец Наум каждодневно ходил на утренний, в 5:30, братский молебен, ещё и до него успевал в своей келлии прочитать, бывало, по несколько глав Евангелия. Но также он неопустительно бывал и на вечернем богослужении, насколько у него было сил к этому. У нас, его чад мужеского пола, было так заведено, что если кто не успел или не попал к нему утром на исповедь, когда он принимает, то мы шли в храм, заходили, у кого было благословение, во святой алтарь, где он обычно молился по вечерам, и там просили его поисповедать. Тогда же можно было задать и решить различные вопросы.
Однажды, когда я пришёл к нему в придел святого великомученика Феодора Стратилата в Успенском соборе, он в какой-то момент исповеди спросил меня:
— Как ты думаешь, может ли у человека Ангелом-хранителем быть Архангел?
Тогда я припомнил, что где-то в житиях или в другом источнике прочёл, что у преподобного Антония Великого был не простой Ангел-хранитель, а именно Архангел. И я отцу Науму ответил утвердительно:
— Думаю, что может.
Он тогда, по-моему, сказал, что ни в каком догматическом богословии таких тайн не записано, и много вслух славил Господа за Его милость к нам, грешным человекам, за то, что Господь даровал нам постижение Его неизреченных таин.
«Болезни бывают за грехи, в том числе за грехи родителей и дедов, — говорил отец Наум. — А врачи современные подчас не лечат, а калечат». Поэтому, чтобы облегчить болезни, надо творить больше добрых дел, не упускать случая проявить милосердие, — наставлял он.
Старец, нелестно характеризуя нынешние времена, также говорил, что нельзя подпускать к детям учителей-блудников и учителей-атеистов, ибо они будут детские души губить и развращать. Чтобы преподавать в школе, — говорил он, — будущий учитель должен прочесть: Евангелие, все двенадцать томов житий святых, творения святоотеческие и много другой духовно-нравственной литературы. Общество только тогда начнёт выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди, а учителей-развратников и богоборцев будут отстранять от преподавания.
«Перед революцией 1917 года была уже подобная ситуация, — напоминал отец Наум. — Тогда в общеобразовательные школы и духовные семинарии внедряли учителей и преподавателей революционеров, развратников и богоборцев. Они-то и всевали по указке своих хозяев религиозный скепсис, развращали семинаристов и малолетних учеников». «Как это может кит проглотить человека?! — восклицал богоборец, прорвавшийся преподавать в семинарии, комментируя Книгу Ионы пророка. — У кита глотка маленькая, он больше кулака ничего съесть не может, и это, мол, антинаучно, что написано в Библии». Святитель Филарет (Дроздов), умнейший человек своего времени, на это недоумение отвечал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Но ещё не укреплённые умы могли соблазниться уловками провокаторов. Отец Наум приводил данные, опубликованные некогда в журнале «Вокруг света» (по-моему, за 1976 год или ранее), где описывался реальный случай: упавшего у берегов Южной Америки за борт с канадского китобойного судна матроса проглотил кит, а через сутки из брюха кита достали этого матросика, покрытого всего кровавым потом, но живого и невредимого.
Примечательно, что 40-й день — срок, когда предстанет душа человека пред Творцом, чтобы выслушать приговор частного суда, совершающегося до Суда всеобщего, — у батюшки Наума приходится на 8/21 ноября — празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Верую, что архимандрит Наум будет причтён к Архангельскому лику, как и глубоко чтимый им святой старец Варсонофий Оптинский. Про преподобного Варсонофия сам отец Наум нам говорил, что тот в райских селениях в чине Архангела. Ведал это старец.
«..хочешь — Ангела, хочешь — демона»
![]()
Игумения Анатолия (Баршай)
Игумения Анатолия (Баршай), настоятельница Свято-Никольского монастыря г. Приволжска (Ивановская митрополия):
— Батюшка говорил, что я на его руках выросла. 35 лет я у него регулярно окормлялась. В первый раз меня к нему привели, когда мне было 6 лет, в Предтеченский храм, там он принимал исповедь. И меня он стал про грехи спрашивать, а я уже была «подкованная», поэтому урезонила старца: «Мне ещё рано исповедоваться, так как нет ещё семи лет».
Потом, в 16 лет уже, помню, он меня однажды крепко отругал за какие-то мои молодёжные делишки, так что я к нему долго ещё не подходила. А в 20 лет у меня появилось горячее желание послужить Богу. У меня была ревностно благочестивая бабушка, и, так как вся наша семья, включая моего папу-священника, окормлялась у отца Наума, она мне сказала: «Без батюшкиного благословения — никуда!» — и я пошла к старцу, уже настроившись, что сейчас он меня будет очень сильно ругать. Так и было, но я «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118: 60). Снова стала к нему ходить, уже осознав, что Богу иначе нельзя служить, — невозможно, чтобы тебя при этом только по головке и гладили.
Помню, к нему как-то в келлию зашла Светлана Ивановна Романенко из Регентской школы; она стоит, а я перед батюшкой на коленках, и он, указывая на меня, говорит ей:
— Вот сырая глина, в какие руки попадёт, то и вылепят: хочешь — Ангела, хочешь — демона.
Я уже старалась не отходить от отца Наума, пусть уж лучше он лепит. Он меня всему научил, ко всему привёл, от всего отмолил.
В Хотьково сейчас служит архимандрит Амвросий (Кравчук), раньше его звали отец Анания. Сидели, помню, в приёмной, ждали, когда батюшка примет. А рядом со мной оказалась какая-то женщина, которая всё со мной заговорить пыталась и вдруг рассказала о том, что она следователь. Я сразу насторожилась, думаю: надо будет батюшке сказать, что это шпионка какая-то. Тогда всё-таки ещё советские времена были. Тут зазвонили на позднюю Литургию, батюшка вышел и говорит:
— Идите все на службу, причащайтесь.
Увидел отца Ананию и спрашивает:
— Кто знает, кто такой Анания в Новом Завете? — и начинает рассказывать: — Это тот, кому Господь явился и сказал: «Сейчас Я к тебе приведу Савла, ты возложишь на него руку и введёшь в число братии». А вы вспомните, что подумал Анания, как малый ребёнок! «Господи, Ты не знаешь, а я Тебе сейчас такую тайну открою: это же шпион!» (См.: Деян. 9: 10−16).
А я слушаю и чувствую, что это меня батюшка обличает! Поклонилась и говорю:
— Батюшка, простите, всё понятно.
Батюшка — прозорливец, у него голова, как мощнейший компьютер, работала. Всегда сразу всё просчитает и сделает так, чтобы никого не обидеть. Помню, однажды стояли в очереди к батюшке, я была с игуменией, матушка прошла вперёд, а у двери стоял несколько вздорного характера человек по имени Анатолий, и тут батюшка выглядывает и обращается ко мне:
— Анатолия, зайди!
А мой тёзка, видимо, подумал, что его зовут, и подался вперёд. Батюшка сразу всё понял и, столкнувшись с ним взглядом, тут же ему сказал:
— О! Ты-то мне и нужен. Там у того-то такая-то проблема, иди ему помоги.
Вот так разрулил возникшее искушение.
Батюшка очень чтил иерархические чины. Никогда ничего супротив вышестоящего не скажет. У меня была такая ситуация. Я училась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре у отца Кронида печь просфоры. Вернулась к себе на приход, где я тогда ещё в миру регентом была, собралась там печь просфоры. А настоятель говорит, что всё надо делать совсем по-другому. Я упёрлась: «Меня же, — думаю, — в Лавре учили! Спрошу-ка я сейчас у батюшки..» Но не могу же я ему так и сказать, что настоятель иначе велит, понимаю, что батюшка меня тогда сразу на место поставит. Решила хитро спросить.
— Батюшка, а просфоры так или так надо печь? — интересуюсь.
— Ты с настоятелем своим посоветуйся: как он благословит, так и пеки, — ответил отец Наум.
Про преподобного Сергия говорится, что, как воин перед воеводой, как сын перед отцом, как раб перед господином, он пред Богом ходил и всех так учил, — так и батюшка Наум нас наставлял не ссылаться на то, что время сейчас какое-то другое, нет: «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки» (Евр. 13: 8).
Старцы отнимаются у народа
![]()
Протоиерей Владимир Чувикин
Протоиерей Владимир Чувикин, ректор Николо-Перервинской семинарии:
— Отец Наум — это целая эпоха в жизни Церкви и нашей страны. Его хиротония в иеродиакона в 1958 году состоялась на память преподобного Сергия, а ровно через год в этот же день его рукоположили в иеромонаха, с тех пор он, сам учась у преподобного Сергия, учит и окормляет народ.
В этом 2017 году от нас ушли один за другим старцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин). Ещё давно отец Кирилл говорил: «Мы с отцом Наумом в один год уйдём».
Это знамение времён: старцы отнимаются у народа. Именно потому, что люди уже не способны воспринять волю Божию. Обращаются к подвижникам с корыстными целями, чтобы выпросить благословение на что-то угодное им самим. «Это нам надо, то нам надо..» — тараторят. Никто не говорит: «Какова воля Божия, как вы, батюшка, благословите, так и будет».
Верим, что есть ещё надежда на исправление народа. Хотя один из окормляющихся у старца епископов передал, что слышал из уст отца Наума слово, сказанное в сердцах:
— Нынешний народ уже неисправим, он подлежит истреблению.
Такие грозные слова проречены. Это настораживает и обязывает в память о батюшке помнить его заветы, наставления и жить так, как он учил. По Евангелию.
Отец Наум — прозорливец. Это неоднократно подтверждалось.
Помню, однажды (это было лет 15 назад) зашёл разговор о богослужении, и кто-то из священников спросил у батюшки, можно ли сокращать службу. Отец Наум весьма грозно ответил:
— Если хочешь, чтобы Господь твою жизнь сократил, то можешь сокращать богослужение.
Вечная память отцу Науму!
По-человечески мы скорбим, но по-христиански уповаем, что обрели молитвенника на Небесах.
Подготовила Ольга Орлова
http://www.pravoslavie.ru/107 380.html
Примечания:
[1] Алексей Ноздрин, будущий схиархимандрит Илий, поступил в Псково-Печерский монастырь в 1966 году и подвизался там в течение 10 лет, потом решением Священного Синода иеромонах Илиан был направлен нести послушание в русскую Свято-Пантелеимонову обитель на Афон, откуда, также спустя 10 лет, переведен в возрождающуюся Оптину пустынь.
[2] Протоиерей Афанасий Карюгин в прошлом гидрогеолог и предприниматель; после смерти сына он подарил свой бизнес по добыче минеральной воды детскому дому и по благословению отца Наума поступил в семинарию, вскоре став священником. Кстати, многие ребята-выпускники этого частного детского дома «Благодатный источник» также поступают в семинарию. Дочь отца Афанасия приняла монашество и безвозмездно трудится там над воспитанием сирот.
[3] В Потсдаме летом 1945 года состоялась конференция с участием руководства трех крупнейших держав антигитлеровской коалиции: СССР, США, Великобритания.