Русская линия
Православие.RuПротоиерей Олег Стеняев05.09.2017 

Диспут со «Свидетелями Иеговы»
О Предании и Писании. О Церкви

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Московской Патриархии «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в частности, уточняет: «В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений… Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания (1 Тим. 6, 20)».

Предлагаемый вашему вниманию диспут проходил летом 2003 года (г. Орехово-Зуево Московской области). «Свидетели Иеговы», во время нескольких встреч (одна сессия диспута проходила в г. Москве, с другими участниками со стороны «свидетелей») использовали не только синодальный перевод, но и «Перевод Нового Мира» (далее: ПНМ). Всего было рассмотрено 14 тем[1].

В целом участники встреч-диспутов вели себя корректно и уважительно[2] по отношению друг к другу.

Свидетели ИеговыСвидетели Иеговы

О Предании и Писании

Очень важно исследовать библейские тексты для выяснения того или иного вопроса

Православный: Я рад, что вы согласились на эту встречу. В Писании сказано: Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так (Деян. 17, 11). Действительно, очень важно исследовать библейские тексты для выяснения того или иного вопроса.

Я предлагаю первой темой рассмотреть вопрос о том, что является для нас главным критерием: Писание или Предание?

Свидетель Иеговы: Библия — это драгоценный дар Бога. В ней говорится истина об Иегове, кто Он и каковы Его нормы и намерения. Только из Библии можно узнать, как угодить Богу — Иегове. Сказано: Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские (Ис. 48, 17−18). Автор «Еврейских» и «Греческих» Писаний Библии — не человек, а Бог, живущий на небесах. Я прочитаю: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16); и еще: Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 20−21).

Писание нуждается в правильном истолковании

Православный: Хочется обратить ваше внимание на текст из Посланий апостола Петра: И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (2 Пет. 3, 15−16). Здесь говорится о том, что есть две категории людей, которые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания, — это «невежды и неутвержденные». Невежды — это люди крещеные, но не наученные вере. Неутвержденные — это не принадлежащие к Церкви, некрещеные и не наученные. Каждая из этих двух групп людей, читая Библию, общается не со Словом Божьим, а с собственным субъективным пониманием этой Книги. Писание нуждается в правильном истолковании. О евреях, не уверовавших во Христа Господа Иисуса, сказано: Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их (2 Кор. 3, 14−15). Евнух царицы Эфиопской, когда читал пророка Исаию, на вопрос апостола Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь? — ответил: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним(Деян. 8, 30−31). Писание всегда нуждается в истолковании. В библейской книге Неемии сказано: И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8, 8).

Свидетель Иеговы: Все наши собрания организованы следующим образом: они вместе образуют единое всемирное собрание, руководящим ядром которого являются помазанные духом члены «Руководящего совета». «Всемирное главное управление» находится в Нью-Йорке (Бруклин). О роли всемирного управления нашей организации предсказано в Библии: Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог (Зах. 8, 23). Единство осуществляется тем, что все лояльно подчиняются организованному каналу сообщения, «верному и благоразумному рабу». Иисус сказал, что «раб» должен раздавать пищу вовремя и заботиться обо всем его «имении», о Его интересах Царства на земле. Прочитаем: Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Мф. 24, 45−47). Этот «верный раб» не является отдельным христианином, но есть сегодня живущий еще на земле «остаток» помазанных духом последователей Христа, идущих по его стопам, из числа 144 тысяч. Сегодня они являются частью духовного Израиля, помазанного духом собрания Бога. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию (Гал. 6, 16); сравни: А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (Ис. 43, 10). Этот остаток преданно выполняет обязанность «раба» в это время конца тем, что он берет на себя руководство в проповедовании Благой Вести о Царстве, и тем, что он вовремя раздает духовную пищу хозяйству веры. Смотрите, что сказано: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24, 14). Вы прочитали текст о покрывале неведения, но прочитали его не до конца. Смотрите: Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 16−17). Христос — «глава» Церкви, помазанного духом собрания 144 тысяч, он обеспечивает через них правильное наставление в вере для «великого множества». А кто у вас в православии обеспечивает верующим правильное понимание (истолкование) библейских истин?

Православный: Многие из тех вопросов, которые вы обозначили в своем слове, мы рассмотрим, когда будем говорить о Церкви. Отвечая на ваш вопрос о правильном понимании Библии, я хочу обратить ваше внимание на термин «Предание». Сектанты разных направлений в своем большинстве не имеют правильного представления об этом понятии.

Свидетель Иеговы: Нет! Напротив!.. Мы имеем представление о том, что есть предание. Христос говорил: …зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? (Мф. 15, 3); и еще: …вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 6 — 7). Вы, православные, к сожалению, до сих пор держитесь предания старцев (ср. Мк. 7, 5), уча учениям, заповедям человеческим.

Апостол Павел поощряет похвалой придерживающихся Предания

Православный: Говоря о Предании (Священном Предании), мы, прежде всего, имеем в виду не предания старцев и учения, заповеди человеческие, а Предания апостольские и Учение церковное.

В Новом Завете об апостольском предании и его значимости сказано достаточно. Рассмотрим некоторые из этих текстов: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11, 2). Здесь мы видим, что апостол Павел поощряет похвалой придерживающихся Предания.

Свидетель Иеговы: Я хочу проверить этот текст по переводу «Нового Мира». Вот, смотрите, здесь сказано несколько иначе, чем в Синодальном переводе: «Хвалю же вас за то, что во всех делах вы помните обо мне и твердо держитесь традиций, как я передал вам их» (НМ). В некоторых английских переводах слово «предание» в этом тексте (1 Кор. 11, 2) заменено словом «учение».

Православный: Эта замена неправомочна. Давайте посмотрим древнегреческий вариант данного текста (дословный перевод): Хвалю же вас, братья, что все мое помните и, как япередал вам, предание держите. Как мы видим, здесь речь идет не о традициях и не об учении. Учение и традицию может создать и установить любой человек персонально, в отличие от предания, которое принимается и передается далее. Пример этого — следующие слова апостола Павла: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11, 23). Св. Викентий Лиринский учил: «Предание — это то, что ты принял, а не то, что выдумал».

Свидетель Иеговы: А что если предания апостольские — это и есть само Писание Нового Завета?

Православный: Нет. Предание, прежде всего, есть устное наставление. Сказано: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Как мы видим, на первом месте стоит слово (устное наставление в вере), а послание следует за ним.

Священное Предание первично, а Священное Писание вторично. Этому есть много подтверждений из самого Слова Божия:

Первым Писанием было Пятикнижие Моисея (евр. Тора). В нем изложен Закон Божий — учение о чистых и нечистых животных, закон о десятинах, жертвоприношениях и т. д. Однако из Книги Бытия мы узнаем, что жертвоприношения совершались и до записанного Божьего Закона. Читаем: Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их… (Быт. 4, 3 — 4). Данный текст показывает, что древние люди знали не просто закон о жертвах, но и ритуальные тонкости особенностей их приношения — от плодов земли дар Господу, от первородных стада своего и от тука их. Ной знал, какие животные чистые, а какие нечистые. Читаем: И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле (Быт. 7, 8). Авраам знал закон о десятинах. Сказано: [Аврам] дал ему (священнику Мелхиседеку) десятую часть из всего (Быт. 14, 20). Иаков тоже знал закон о десятинах по обету, он говорил: …и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт. 28, 22) и т. д. По этому вопросу свт. Иоанн Златоуст писал: «В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно» («Толкование на Матфея», т. 7, стр. 5).

Сам авторитет Священного Писания подтверждается авторитетом Священного Предания. Кто нам сказал, что Евангелие от Матфея написал Матфей, а Евангелие от Марка — Марк? Кто установил число посланий апостолов Петра, Иоанна и Павла? Канон Новозаветных и Ветхозаветных Книг Библии есть дело Церкви[3], а значит, и Предания.

С другой стороны, все Слова Божии не вмещаются в библейский свод. Сказано: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг… (Ин. 21, 25). Не все пророческие книги и апостольские послания сохранились.

В Послании апостола Иуды цитируется фрагмент из Книги Еноха: О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…» (Иуд. 1, 14); а в первом Послании к Коринфянам мы находим такие слова: Я писал вам в послании…(1 Кор. 5, 9), — то есть ранее писал.

Ответьте на вопрос: что имеет в виду апостол Павел, когда пишет: Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит (Евр. 6, 1−3). — Где, в каком послании даются эти начатки учения «о крещениях, о возложении рук»? Многие детали: как крестить — в одно погружение или в три, порядок рукоположения диаконов, пресвитеров и епископов — все это сохраняется на уровне Предания и не детализируется в Писании. Завершая рассуждения о значимости Священного Предания, хочется снова обратить внимание на учение апостола Павла о Предании: Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес. 3, 6).

Здесь опять встречается слово предание, которое нельзя перевести иначе, как это сделано в Синодальном переводе. В греко-русском словаре Вейсмана это слово переводится как «передача (учения)».

Свидетель Иеговы: Не кажется ли вам, что-то, что вы называете «преданием», есть нечто неопределенное и расплывчатое?

Православный: Нет, напротив. Священное Предание имеет конкретное выражение в древних символах христианской веры, правилах свв. апостолов, Вселенских и поместных соборов, древних литургиях и актах или в сказаниях о мучениках, творениях святых отцов и учителей Церкви — все это составные части единого Предания Церкви…

О Церкви

О чистоте Церковного Учения, основанного, как и библейский Канон, на Предании, свидетельствует сама природа Церкви как Тела Христова. Апостол Павел писал: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. (1 Кор. 6, 15); и еще: И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор.12, 27); и еще: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24).

Свидетель Иеговы: Ваша организация не есть Тело Христово (Церковь). Православие — это историческое явление, не связанное с организацией Бога, тем более с Его Церковью.

Православный: Мне кажется, пора перейти к вопросу о Церкви, тем более что вы и я уже затронули его. Как вы думаете, Церковь существует непрерывно от дня своего создания в день Пятидесятницы?

Свидетель Иеговы: Мы верим в то, что как организация здесь, на земле, Церковь прекратила свое существование, смешавшись с государством, империей Константина, в IV веке. Она превратилась из Невесты Христа в вавилонскую блудницу. Однако на протяжении всех этих веков отступничества должна была существовать «пшеница» — отдельные истинные христиане-помазанники. Но «пшеница» была смешана с плевелами, худшие из которых — это христианское духовенство, остающееся наиболее существенной частью «семени» сатаны. Об этом сказано и в Писании: Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы (Мф. 13, 24−29). Время отступления, начиная с IV века до 1914 года, — это время, «когда люди спали». В свете пророчеств из Даниила — 4, 20−21, 28−29 — мы можем увидеть, что 2 520 лет, начиная от даты 607 года до н. э., оканчиваются ближе к концу 1914 года, когда Христос Иисус начал править на Небе. Дата 607 год до н. э. означает прекращение Божьего теократического царства. Следовательно, дата 1914 год — начало его восстановления. Итак, царство прекратилось в 607 году до н.э., а вера исказилась, начиная с 325 года н.э. Но, как я уже сказал, остаток сохранялся и в эти времена отступничества. Как сказано у Исаии: Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре (Ис. 1, 9).

Назначение христианского мира в каждом столетии — проповедь Евангелия

Православный: Я бы назвал вашу позицию летаргической историографией. Как можно представить, что христианский мир, как вы выражаетесь, уснул и «проспал» более 1500 лет? Назначение христианского мира в каждом столетии церковной истории — проповедь Евангелия Царства Христова. Посылая апостолов на проповедь Евангелия, Господь и говорил:Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 19−20). Обратите внимание на вторую часть 20 стиха: Я с вами во все дни до скончания века. Здесь Христос говорит о непрерывности евангельского благовествования «во все дни до скончания века», имея в виду даже не годы, а «дни». О непрерывности существования Церкви в истории свидетельствует пророчество из Книги Даниила: Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2, 34−35). Что это за камень, который сокрушает истукана? Что это за гора, которая наполнит собою всю землю? Камень — это Христос и Его Учение. Сравни: Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 42−43). Здесь говорится и о Христе, Которогоотвергли строители; и о том, что Он Глава Церкви — тот самый сделался главою угла; и о том, что отнимется… Царство Божие от иудеев и дано будет народу, приносящему плоды его. Кстати, этот текст прямо противоречит вашему верованию о том, что царство было отнято от иудеев в 607 году до Р.Х. Реально они потеряли его во дни Ирода Великого, первого Иудейского царя не-еврея (идумеянина), когда и родился Мессия. О чем пророчествовал еще и Иаков: Не отойдет скипетр[4] от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10). О том, что камень символизирует собою Учение Христа, сказано в Нагорной проповеди: Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Мф. 7, 24−25). Здесь говорится и о несокрушимости Учения Христова, иными словами — о том, что библейская истина не «уснет», как странно, мягко говоря, учите вы. Господь Иисус Христос ясно засвидетельствовал о неразрушимости Церкви и Ее Учения, сказав: …и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). По смыслу этих слов, Церковь Христова существует непрерывно, от дней Пятидесятницы до наших дней, и в вечность. Об этом сказано у пророка Даниила: И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 44).

Господь Иисус Христос ясно засвидетельствовал о неразрушимости Церкви и Ее Учения

Свидетель Иеговы: Как я уже сказал, мы признаем, что помазанные духом христиане существовали на протяжении веков «отступления». Они и осуществляли принцип непрерывности свидетельства о Евангелии Царства.

Православный: Вы можете назвать кого-нибудь из них?

Свидетель Иеговы: Пьер Вальдо, Ян Гус, переводчики Библии Уильям Тиндал, Лютер и др.

Православный: Мне кажется, вы плохо представляете, во что и как веровали эти люди. Ян Гус является автором большого трактата в защиту иконопочитания, его сподвижник Иероним Пражский прямо был обвинен в связях с православными, за что и сожжен, Лютер признавал крещение младенцев; они веровали в Святую Троицу, в Божество Иисуса Христа, что противоречит вашему мировоззрению; «вальденсы» слились с историческим протестантизмом. С другой стороны, их вероучения были настолько разными, что представить их взаимоисключающие понятия как единый и цельный поток христианских истин совершенно невозможно. Я думаю, если бы Рассел[5] жил в наше время, он не смог бы стать в вашей организации даже «некрещеным возвещателем». Верования ранних «иеговистов» и теперешнее «богословие» «свидетелей Иеговы» содержат взаимоисключающие и противоречивые понятия и представления.

Истинная Церковь всегда была и есть: …Церковь Бога живого, столп и утверждение Истины(1 Тим. 3, 15). «Утверждение Истины», а не взаимо-противоречивых мнений.

Когда Церковь выносит вероучительное или дисциплинарное решение, Она не говорит гадательно и неопределенно. Напротив, позиция Ее конкретна и выражается со властью. Свидетельствуя о своей вере, апостолы говорили: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему (Деян. 5, 32); и еще: Ибо угодно Святому Духу и нам… (Деян. 15, 28).

Власть Церкви уникальна и неповторима, распространяется от земли до небес: И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19). Вот почему Христос говорил: …скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф.18, 17).

Известно древнее изречение Киприана Карфагенского († 258): «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».

Свидетель Иеговы: Я хочу предложить вашему вниманию текст из Библии. Мне интересно знать, как вы его истолкуете. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными (Деян. 20, 29−32). Здесь говорится о том, что по окончании апостольского века в церковь войдет дух отступления от истины. Тогда необходимо будет более обращать внимание на Писание. Ап. Павел говорит: ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более.

Известно, что император Константин на Никейском Соборе исполнял роль председательствующего, активно руководил ходом дискуссий. Благоговея перед императором, епископы, за исключением всего лишь двух, признали и подписали Символ веры, хотя для многих из них это означало пойти против своих убеждений. А ведь известно, что Константин никогда не отказывался от поклонения Солнцу и продолжал чеканить его изображение на своих монетах. А за день до своей смерти он принес жертву Зевсу в соответствии со званием великого понтифика. У вас он, по-моему, называется «равноапостольным»? Как видите, мы тоже стараемся изучать историю христианства.

Православный: Вы читали речи императора Константина на Соборе, его письма Арию?

Свидетель Иеговы: Нет.

Православный: Тогда я позволю себе зачитать некоторые отрывки из его писем и речей.

«Что больше скажу я своею мало приготовленною речью, кроме того, что искупленная кровью Его душа моя должна пребывать в чистоте». — Из этого текста мы видим его смирение и глубокое упование на значимость искупительной жертвы Крови Сына Божия.

«Провидение! Какую рану нанесла моему сердцу весть, что между вами самими возникли разногласия, гораздо более важные, чем в Африке, что вы, чрез которых я надеялся подать врачевство другим, сами нуждаетесь в гораздо большем врачевании». — Здесь мы видим, какую неподдельную озабоченность он проявлял по поводу нестроений в христианской Церкви и их последствий для дела распространения Благой Вести. Как он воспевал христианскую любовь: «Этот дом Господень охраняют два стража: с одной стороны — страх Божий для исправления помыслов некоторых людей, с другой — для здравомыслящих — всегда присущая любовь Божия, эта награда мудрости». Трудно представить, что, имея такие высказывания, человек мог отречься от христианских принципов и понятий, и при этом был допущен до председательства на Вселенском Соборе в Никее.

Значимость семи Вселенских Соборов подчеркивалась и в библейских пророчествах: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его (Притч. 9, 1); и еще: И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими (Откр. 10, 3).

Но вернемся к нашему рассуждению о Церкви. Я говорил о непрерывности истинного христианства, что для меня тождественно понятию «Православие». Сейчас хочется сказать о значимости такого понятия, как рукоположение. Законное, правильно поставленное священство, имеющее преемство от апостолов, является залогом непрерывности и истинности христианского собрания[6](Церкви).

(продолжение следует)

+++++++++++++++++++++++++++

[1] О Предании и Писании; 2. О Церкви; 3. О рукоположении; 4. Об исповеди; 5. Об иконопочитании; 6. О форме Креста; 7. О крещении младенцев; 8. О названии «Свидетели Иеговы»; 9. О Святой Троице; 10. О божественности Христа; 11. О праздниках; 12. О почитании святых; 13. О почитании Девы Марии; 14. О Православном понимании Патриотизма.

[2] Святые Отцы Церкви почти всегда настаивали на уважительном и братском отношении к оступившимся в ереси, подчеркивая единство богоданной человеческой природы.

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Иоанн Златоуст, свят. Творения. СПб., 1898. Т.1. С. 766.).

Свт. Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает: «И не говори мне таких бессердечных слов: „Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего“. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся, — да что я говорю — драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру — тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление» (Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб. Т. 2. С. 25−26.).

[3] Сначала ветхозаветной церкви (Ветхий Завет), потом новозаветной Церкви (Новый Завет).

[4] Символ царской власти.

[5] Чарльз Тейз Ра́сселл (англ. Charles Taze Russell), годы жизни 1852−1916, один из основателей религиозного движения Исследователей Библии (свидетелей Иеговы), секретарь и главный бухгалтер, а с 1884 года президент Общества Сионской сторожевой башни и трактатов, президент Общества Сторожевой башни, «Библии и трактатов» (Пенсильвания).

[6] В диспутах приходится использовать выражения и термины, более привычные и понятные для оппонента, используя его понятийный аппарат.

http://www.pravoslavie.ru/106 146.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика