Русская линия
Православие.RuДиакон Сергей Герук17.08.2017 

Митрополит-миротворец
К 3-летию интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Онуфрия

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

«Более 40 лет назад я принёс Небесному Владыке монашеские обеты, один из которых — отречение своей воли перед Всесвятой волей Божией. Поэтому избрание меня митрополитом Киевским и всея Украины воспринимаю, как ответственное послушание Матери-Церкви, за которое должен дать ответ на страшном Божием суде», — сказал три года тому назад, 17 августа 2014 года, по окончании Божественной литургии и чина интронизации на площади перед Великим Успенским собором Киево-Печерской лавры новоизбранный 122-й митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Символично, что интронизация нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви пришлась на Успенский пост, в преддверии великого праздника Преображения Господня, в тяжелейший период жизни Украины, когда на востоке страны разразилась братоубийственная война.

Символично также, что на предстоятельский трон Онуфрий взошёл в золотистом архиерейском облачении и с посохом своего почившего предшественника, митрополита Владимира (Сабодана; †5.06.14), 22 года управлявшего церковной жизнью Украины, снискавшего уважение даже у недоброжелателей и противников канонического Православия. О почившем иерархе митрополит Онуфрий говорил:

«Я знал Блаженнейшего Митрополита Владимира ещё до того, как он стал Предстоятелем нашей Церкви, с 1973 года. Что делало Блаженнейшего особенным человеком? Его ум — глубокий, аналитический; его человеческие способности, таланты — доброта, отзывчивость, простота. И всё это было украшено смирением. Он был талантлив — от Бога талантлив — и всю жизнь развивал в себе заложенные способности. При этом все труды его были сплетены смирением, что и делало его большим, красивым, благородным человеком».

..Так и Блаженнейший Онуфрий, унаследовав добродетели своего предшественника, выносит смирение, как главную христианскую добродетель, во главу угла — в постоянных проповедях и в образе своей жизни. Ему также присущи простота, приветливость и доступность. В общении с людьми он напоминает любящего отца, для каждого, кто обращается к нему, будь то простой крестьянин или политик высокого ранга, он одинаково ласков, внимателен и участлив.

В день интронизации, 17 августа 2014 г., Киево-Печерская лавра

В день интронизации, 17 августа 2014 г., Киево-Печерская лавра

Несколько штрихов. Автору этих строк доводилось наблюдать его «в быту» в Черновцах, когда послушники и послушницы убирали епархиальное подворье перед Пасхой, и митрополит, проходя через двор, заинтересовался высадкой кустов на клумбе, принялся помогать. Это выглядело совершенно буднично, по-семейному. Во время службы в Черновицком кафедральном соборе я заметил и такой эпизод: один из иподиаконов уронил сшитую стопочку поминальных записок, которые читал, и не заметил этого. Митрополит, стоявший в стасидии справа от престола, проворно подошёл к парню и с улыбкой поднял записки. В тот же период, будучи в Киеве в митрополии, он подходил к двери (был в плаще и монашеской скуфейке), где столкнулся с молодым иереем Владимиром Латынником, пришедшим получать указ с назначением своего служения. Владыка с неизменной приветливостью открыл двери перед ним со словами: «Проходи, батюшка». «Ты знаешь, кто тебе двери отворил?» — спросил о. Владимира знакомый священник. «Монах какой-то», — ответил тот. «Ну да, монах — митрополит Онуфрий..».

Монашескую строгость заметили мы, сотрудники церковной газеты, ещё в начале 1990-х, когда он с молодым епископом Сергием (Гаюном), ныне митрополитом Тернопольским, прибыл на Пушкинскую, 36, где восседал ещё тогда законный митрополит Филарет. Оба — в яловых сапогах, с чётками в руках, аскетично худощавые, молитвенно собранные, они сразу привлекли к себе внимание киевских прихожан, поспешивших к ним за благословением. Попросившись для беседы в келью, где остановился епископ Онуфрий (до хиротонии — наместник Почаевской лавры), увидели на столе рядом с молитвословом иконку Почаевской Божией Матери. А через некоторое время стало известно во всех епархиях Украины о том, что Онуфрий и Сергий дезавуировали свои подписи под требованием будущего раскольника Филарета отъединения от полноты Русской Православной Церкви.

О строгом отношении к исполнению монашеского правила владыкой Онуфрием рассказал митрополит Тульчинский Ионафан:

«Помню, лет 20 назад, на паломническом корабле, по дороге в Грецию, я вышел рано утром на палубу. Епископ Онуфрий с братией читал вслух полунощницу. по памяти. Всю 17-ю кафизму. Молитва — его неизменная спутница. К неустанной молитве он призывает паству и сегодня..».

И это правда. С первых дней своего первосвятительского служения митрополит Онуфрий призвал многомиллионную паству Украины к молитве о мире. Ежедневно, уже четвёртый год подряд, в храмах Украины перед Евхаристическим каноном каждый возглавляющий литургию священник или архиерей возносит к Господу такие слова:

«Владыко Вседержителю, Святый Царю! Призри с небесе и виждь, како враждуют людие земли нашея и замышляют друг на друга суетное и злобное. О, Многомилостиве! Прости грехи и беззакония наша, ихже ради многия скорби, беды и устрашения приидоша на ны. Благодатию Пресвятаго Духа ороси любовию изсохшия сердца людския, тернием самолюбия, ненависти, зависти, злобы, вражды, лукавства и иных беззаконий поросшия, да возрастят горящую к Тебе и братиям своим любовь, и ею да будут истреблены вси распри, раздоры, разделения во Отечестве нашем. Усердно молим Тя: мир державе нашей даруй, Церкви Твоей и всем людем земли нашея. Ты бо еси Царь мира и мира Твоего несть предела и Тебе слава и благодарение и поклонение от всех да возсылается, ныне и присно и во веки веков».

На Афоне

На Афоне

Предстоятель в проповедях и великопостных посланиях призывал молитву соединить с подвигом поста. Благословлял прочитывать каждому верному чаду Церкви Христовой одну кафизму в день, 12 раз читать Отче наш и «Богородице Дево, радуйся», творить земные поклоны. «Пост — время для усиленных молитв, дел милосердия и духовных подвигов, — напоминал архипастырь. — Пост и молитва — это духовное оружие против греха, они укрепляют нашу веру, приносят мир в наши души и соединяют с Богом».

Враг рода человеческого противился подвигу православных верующих. Злые голоса в светских СМИ разразились злобными наветами на Украинскую Православную Церковь, как «прислужницу Москвы», «защитницу сепаратистов», обвиняя и самого Предстоятеля в непатриотичности, нелюбви к «национальным ценностям». На что митрополит Онуфрий отвечал:

«Если человек служит Богу, выполняет Божьи уставы, правила, законы, то такой человек и есть патриот в лучшем значении этого слова, потому что даже через грешника, который старается выполнить эти законы, идёт благословение Божие на всю нашу землю, на наш народ. Если человек этого не делает, то он живёт вопреки Божественным Законам. …Можно проломить грудь кулаком, доказывая, что я великий патриот, и вредить при этом себе, своему народу, земле. Потому что через греховный сосуд благодать Божья не подаётся на землю. Так что наша Церковь всегда была и остаётся патриотичной, но выражается наш патриотизм в том, что мы призываем людей жить с Богом, быть в мире с Ним. И в этом мы находим для себя счастье, и через это выпрашиваем благодать Божию на свою землю, на свой народ..»

И ещё:

«Наши нестроения в государстве вызваны грехом. Грех разделяет людей, грех порождает войны. Покаяние, молитва, смирение призывает на нас благословение Божие. Господь всегда готов заключить нас в Свои Отеческие объятия, но мы своими греховными делами, устремлениями, мыслями сами отворачиваемся от Него. Смирение — наш узкий путь к Богу. Кто приобрёл смирение, тот приобрёл мир и спокойствие души, необходимые и для молитвы, и для служения Богу. Молитва призывает благодать Пресвятого Духа, преображает, очищает и просвещает наш потемнённый грехом разум. Если молиться с покаянием и смирением, то Бог поможет преодолевать все трудности в жизни. Через покаянную молитву происходит примирение с Богом, Который и помогает разрешить наши проблемы и беды».

..В этот день, 17 августа, святая Церковь празднует день памяти Семи отроков Ефесских, коих Господь чудесным образом «усыпил», чтобы воскресить нетленными через 200 лет и посрамить еретиков, отвергавших воскресение мёртвых и Второе Пришествие Господа Иисуса Христа. И в день интронизации Блаженнейшего митрополита Онуфрия Православная Церковь Украины будет молиться о прекращении ересей и расколов, о мире в стране, провозглашать своему Предстоятелю многая и благая лета.

http://www.pravoslavie.ru/105 790.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика