Русская линия
Православие.RuПротоиерей Андрей Ткачев30.06.2017 

Псалом геополитический

Знаете ли вы, возлюбленные, что есть псалмы покаянные, исторические, учительные, хвалебные? Конечно, знаете. По причине многофункциональности Псалтирь ко всем ранам прикладывается, на все случаи жизни реагирует. Болеешь, путешествуешь, унываешь, боишься врагов — на всё есть соответствующее слово из соответствующего псалма. Радуешься, торжествуешь, празднуешь — тоже есть. Спешу сообщить, что есть в псалмах слово и о многосуетной, запутанной политической жизни. Это я для тех пишу, кто продолжает из себя изображать отшельника и считает, что область политических и гражданских событий совершенно чужда христианину. Не чужда. Не обязательна, конечно, но и не чужда. Докажу псалмами.

Есть такой псалом № 2. Прямо в самом начале Книги Хвалений расположенный. С одной стороны, это первый мессианский псалом. Там очень ярко проповедуется Сын Божий. С другой стороны, это псалом «геополитический». Та и другая тема находятся внутри этой молитвенной песни в напряжённой и неразрывной связи. Начинается псалом с недоуменного вопроса вроде «чего люди мечутся бестолку?». В оригинале, конечно, красивее и возвышеннее:

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

Восстают цари земли, и князья совещаются

вместе против Господа и против Помазанника Его.

«Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

С точки зрения буквальных толкований (например, Лопухина) нам предложат на эти слова много интересного об обстоятельствах жизни царя Давида. Знания эти пополнят копилку эрудита, но никак не согреют сердце. С другой стороны, стоит включить телевизор или развернуть свежую газету, как мы увидим воплощённое собрание современных князей и царей, которые мятутся и замышляют тщетное. Вот, например, какое-то высокое европейское собрание решило, что пропаганду гомосексуализма, даже и среди подростков, запрещать нельзя; что это эквивалентно запрету свободы слова. Что это, как не восстание против Господа и Его Помазанника через явное попрание воли Божией? А закрытие глаз на пролитие человеческой крови, соединённое с тревогой о правах домашних животных? А лицемерная скорбь по одному погибшему европейцу при одновременных плевках на миллионы погибших по всему миру? Не восстание ли это против всего святого?

Долгие годы и столетия лучшие сыны Европы, сидевшие на тронах и носившие венцы, помнили слово Божие: «Мною цари царствуют». Со временем то один, то другой, а потом и все скопом отказались считать себя тенями и слугами Настоящего Царя. Решили возвеличиться, а иго лёгкое и бремя благое сбросить. Об этом слова: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Эти же слова — лейтмотив новейшей мировой политики.

Этим разгордившимся Господь «посмеётся и поругается». Он обратится к ним с гневом и яростью, чем приведёт их в смятение. Тема обращения — учение о Сыне Божием.

Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею

приведёт их в смятение:

«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

возвещу определение: Господь сказал Мне:

Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и

пределы земли во владение Тебе;

Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника".

Мысленная цепочка такова: «Вы разгордились, отвергли заповеди, посчитали себя хозяевами земли. Но вот истинный Царь — Сын Мой. Ему дана подлинная власть. Он сокрушит вас так, как крушит жезл из железа глиняные горшки!» Речь обращена к тем, кто считает себя на земле самым главным и никому не подотчётным. В таком же виде — как имеющий жезл и сокрушающий народы, словно горшки — Иисус Христос предстаёт и в конце Библии, в Апокалипсисе. Он топчет точило ярости, и от лица Его некуда скрыться.

Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и

чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре.

Блаженны все, уповающие на Него.

Предпоследний стих, переведённый по-славянски, весьма теряет в смысле. Там сказано не «почтите Сына», а «примите наказание», то есть «примите вразумление». И это последнее намного слабее по смыслу, нежели прямое указания на необходимость веры в Помазанника, Сына Божия.

Любопытно ещё то, что первые три псалма в Псалтири образуют своеобразный пролог, содержащий основные темы всей книги. Не все, но ряд основных. Первый псалом «Блажен муж» — это псалом учительный. Тема учения — блаженство, то есть та же, с которой начал Свою Нагорную проповедь Иисус Сын Давидов. Третий псалом — молитва скорбящего и гонимого человека. Ею открывается шестопсалмие. А посередине — проповедь о Христе в масштабе вселенной; проповедь, обращённая к царям. Так охватываются (оставляя до времени в стороне собственно хвалу и радость) несколько важнейших тем Псалтири; книги, которая наставляет в праведности, возвещает Христа и услаждает в скорбях.

Делами царей можно и не интересоваться. Но всё равно решения царей тебя рано или поздно коснутся. Совершенная аполитичность была чужда даже таким сынам Неба, как Антоний Великий и Симеон Столпник. Конечно же, чрезмерная политизированность сознания тоже мира в себе не несёт. Всюду нужен баланс и царский путь. Всюду нужна молитва. Кстати, преподобный Арсений Каппадокийский — великий знаток и любитель Псалтири — второй псалом рекомендовал читать в качестве молитвы о вразумлении власть имущих.

http://www.pravoslavie.ru/104 718.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика