Православие.Ru | Анна Сапрыкина | 03.06.2017 |
Последний праздник Цветной Триоди. День Пресвятой Троицы, за ним — день Святого Духа. День рождения Церкви. Или, как говорили на Руси, «земля-именинница». Все праздники наши, церковные — удивительные и чудесные. Но Троица — действительно какой-то особенный. Как будто правда именинный.
Празднование этого великого события — дня сошествия Святаго Духа — установлено самими апостолами, об этом мы узнаём из Деяний и Посланий апостольских. И вот уже две тысячи лет христиане празднуют святую Пятидесятницу, Пентикостию, соединяющую нас во Святую Единую Соборную и Апостольскую Церковь Православную, сохранившую учение Христово и водимую Духом Святым.
И каждая малая Церковь тоже встречает этот праздник со всей полнотой Церкви великой. День Церкви — значит, и день Церкви малой, день соединения нашей малой Церкви с Церковью великой. И как же можно этот день не праздновать? Как можно не приводить этот праздник в свой дом?
Рассказ о празднике
Как обычно, за несколько дней до церковного праздника мы начинаем к нему готовиться. Если мы читаем дома то Евангелие, которое Церковь предлагает на каждый день года, то мы можем заметить такую подготовку в церковных службах. Ведь эти чтения так или иначе говорят о сошествии Святого Духа. И если мы читаем Евангелие всей семьёй, то мы можем обращать внимание детей на слова Христа: пошлю вам Утешителя (ср. Ин. 15, 26), приидет Он, Дух Истины (Ин. 16, 13).
А за два-три дня до Троицы мы расскажем своими словами детям о том, к чему мы готовимся. Вообще-то, конечно, нам предстоят два праздника: первый, в воскресенье, — День Святой Троицы, он же Пятидесятница. Второй, в понедельник, — День Сошествия Святаго Духа, «Духов день». Но эти праздники так близки, и даже богослужения у них настолько соединены друг с другом, что мы будем готовиться одновременно к ним обоим.
Во-первых, расскажем детям собственно про эту самую Пятидесятницу. Для рассказа вспоминаем — или узнаём — историю Ветхого Завета. На помощь нам приходит Синаксарь:
«Надлежит знать, что у евреев было три праздника — Пасха, Пятидесятница и Поставление кущей. Пятидесятница праздновалась евреями в воспоминание их злостраданий в пустыне — о том, как чрез многие скорби были они введены в землю обетованную, ибо тогда насладились плодами, хлебом и вином. Являл собою он и наши бедствия от неверия, и вхождение в Церковь, ибо и мы приобщаемся тогда Тела и Крови Владычней. Одни говорят, что Пятидесятница праздновалась у иудеев по этой причине, другие же — что в честь тех пятидесяти дней, когда Моисей постился, приняв по истечении их Богом написанный закон. Вспоминают при этом жертвоприношение тельцу и другое — то, что совершил Моисей, восходя на гору и нисходя с неё. Иные полагали, что Пятидесятница задумана евреями, как уже говорилось, ради достоинства числа семь, ибо, умноженное само на себя, оно, за вычетом единицы, составляет пятьдесят. Но достоинство числа пятьдесят относится не только к дням, но и к годам, из которых составляется у них юбилей, ибо он бывает при седмикратном умножении семи лет, когда и землю оставляют незасеянной, и скоту дают отдых, и купленных рабов на волю отпускают (ср. Втор. 31, 10)».
После Вознесения Христа на небо апостолы собрались вместе и ожидали обещанного им Утешителя. И Дух Святой сошёл на них именно в день иудейского праздника Пятидесятницы. И всё это произошло ровно на пятидесятый день после Воскресения Христова. По всем этим причинам и называется этот день так интересно, от имени числительного.
Мы расскажем детям и о том, как происходило Сошествие Святого Духа на апостолов. Для этого можно почитать Деяния апостолов, вторую главу.
А во-вторых, расскажем о Троице. Ведь именно в день Пятидесятницы нам открылась эта тайна — тайна Святой Троицы. Это тема непростая, конечно. Но мне кажется, здесь лучше не углубляться в поиск обоснований и глубины догматического богословия. Если мы говорим с детьми, тем более с маленькими, можно просто ограничиться простыми тезисами: о том, что Бог — один, но в трёх Лицах. Что все наши службы, все молитвы начинаются с призывания Пресвятой Троицы, с прославления Её: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Вот это и есть — Троица. И, конечно же, здесь будут уместными иллюстрации. Даже, может быть, всего одна: икона Троицы преподобного Андрея Рублёва.
Наверное, хорошо будет напомнить детям, напомнить самим себе, что такое — почитание Пресвятой Троицы. Это, конечно, и догматическое богословие, и много всего высокого. Но, в частности, это касается нашей жизни. Наших отношений друг с другом. Ведь поклоняться Святой Троице — значит стремиться к тому таинственному единству, к той любви, образ которой нам показывают Лица Святой Троицы. О подобии церковного человечества единству Лиц Пресвятой Троицы много писал, в частности, священномученик Иларион (Троицкий), например, в своей работе «Триединство Божества и единство человечества». В этом тексте святитель напоминает нам о словах святого Киприана Карфагенского: «Бог заповедует, чтобы в дому Его жили только мирные, согласные и единодушные». Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22). Мы будем ещё не раз вспоминать об этом, если действительно собираемся праздновать день Святой Троицы.
Традиции празднования
1. Подготовка праздничных песнопений
В нашей семье закрепилась такая традиция, о которой я не раз рассказывала: к каждому празднику готовить тропарь, кондак, величание. Причём каждый год мы делаем новые такие плакатики с текстами.
Мы предлагаем детям написать текст тропаря на плотном листе бумаги (для черчения, формат А4), по-церковнославянски, красиво, крупно, чётко. Чёрным фломастером — сам текст (роллер, гелевая ручка, перо — на усмотрение ребёнка), красным (золотым, голубым, жёлтым — каким угодно) — первую букву. Украшаем орнаментом. На этот раз мой семилетний сын украсил текст кондака «огненными языками». Очень в тему. А тропарь мы в этом году оформили заранее высушенными листиками берёзы и цветами. По-моему, это незабудки, но я не уверена — что-то такое голубенькое растёт у нас рядом с домом, и мы решили, что эти цветы подойдут к Троичному тропарю.
Церковнославянский текст (именно славянскими буквами) находим во Всемирной сети. Кондаки искать тяжелее. Я использую тексты богослужений на церковно-славянском, например, отсюда: http://www.orthlib.info/Triod_Flowery/23_Pentecost_pentikost.pdf. Здесь можно найти и тропарь, и кондак. Заодно можно и всю службу празднику посмотреть.
Старшие дети просто списывают текст, младшим можно помочь: папа или мама сами пишут текст карандашом, а ребёнок обводит церковно-славянские буквы фломастером. Так мы делаем одновременно три важных вещи: и готовимся к празднику (а тропарь и кондак — это такой «концентрат» богослужения дня), и учим тропари наизусть — а значит, сможем подпевать в храме и сможем петь эти тропари дома, — и ещё изучаем церковно-славянскую графику, по крайней мере привыкаем ориентироваться в этом прекрасном и могучем языке.
А ещё можно заметить, обратить внимание: Сошествие Святого Духа призывает нас «к соединению», чтобы мы могли «согласно славить Всесвятого Духа». Это мы увидим в тексте кондака, и эти слова мы каждый день будем петь всю предстоящую неделю.
2. Берёзки
В субботу накануне Троицына дня начинается самое интересное, что бывает в жизни детей на пятидесятый день после Пасхи.
С древних времён на Пятидесятницу дома и храмы украшаются ветками деревьев и цветами. Этот обычай перешёл к нам от Ветхозаветной Церкви[1]. Этот обычай связан с явлением Троицы праотцу Аврааму, ведь этот патриарх принимал Странников под сенью дуба. А ещё зелёные ветки — это знак весны, весны духовной, весны обновления нашей жизни во славу Пресвятой Троицы, для соединения с Богом. Живые листья и цветы — символ жизни — в честь Жизни Подателя.
О том, как ребёнок может воспринимать этот чудесный обычай, наверное, никто не расскажет лучше Ивана Шмелёва. Сначала о том, как украшали к Троице дома:
«Солнце слепит глаза, кто-то отдёрнул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Над моей головой зелёная берёзка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута берёзка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.
.. Все нарядны, в лёгких и светлых платьях. На мне тоже белое всё, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон берёзки. И по углам берёзки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зелёной рощей".
А вот ещё о храме:
«Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в берёзках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Берёзки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в берёзках. Берёзки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом.
..Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад. Там, в берёзках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли берёзки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, а Он отдыхает под берёзкой.
..Всё это здесь, со мною, пришло с берёзками: и берёзовый, лёгкий воздух, и небо, которое упало, пришло на землю, и наша земля, которая теперь живая, которая — именинница сегодня"[2].
И дома, и в храме — всё — Троица.
Когда я была девочкой, мои родители украшали нашу московскую квартиру берёзовыми ветками, и даже иногда целыми деревцами. И это действительно чудесно — просыпаться на Троицу, жить на Троицу в зелёных листочках! Небольшие ветки мама заправляла за иконы, ставила веточки берёзы в вазочки и рядом с иконами, и на стол, и заправляла даже за трубы отопления.
Только однажды в моей жизни не было берёзки. У нас тогда только что родился третий малыш, на Троицу ему было, по-моему, не больше пяти дней. И мы не успели украсить дом. А все остальные Троицы у нас были зелёными. Если не было возможности куда-то поехать, мы просто ломали небольшие веточки с берёзок на ближайшей к дому аллее. Всего пара букетиков к иконам, всего несколько веточек в каждой комнате, над каждой детской кроваткой — и вот уже дом становится «Троицыным». А иногда нам удавалось выехать за город, и тогда наша квартира действительно становилась похожей на рощу. Однажды мы встречали позднюю Троицу в нашем деревенском доме в Рязанской области. В лесу мы наломали столько веток, что забили всю машину. Дети руками и ножницами нарвали и нарезали травы. И наш бревенчатый дом действительно стал похож на берёзовую рощу. Особенно чудесной оказалась открытая терраса, которая стала похожа на шалаш — мы примотали берёзовые ветки верёвками к столбам веранды. А пол мы усыпали травой. Потом всё лето я находила засохшие травинки в самых неожиданных местах. Но зато, конечно, впечатления того стоили.
Вообще, на Руси много было народных обычаев, связанных с Троицей. Конечно, были и чисто языческие обычаи, которые уводят нас от Бога совсем в другую сторону. Но есть что-то, что мы вполне можем повторить, что поможет нам и вспомнить «преданья старины», и вообще выделить праздник из череды будней.
Например, можно по народному обычаю украсить берёзку атласными ленточками. Девочки могут сплести веночки из цветов и зелёных веток, развесить эти венки по дому. В некоторых русских губерниях на Троицу так же, как и на Пасху, красили яйца — но не в красный, а в зелёный цвет. Делалось это при помощи всё тех же берёзовых листочков. Мы красим яички покупной зелёной краской[3].
Чтобы традиции нашего народа не оказались важнее веры нашего народа, чтобы внешнее не подменяло внутреннее, мы не просто не забудем о церковном праздновании дня Святой Троицы — мы будем в первую очередь праздновать этот день в храме, вместе с Церковью. И тогда всё займёт положенное место: главным будет богослужение и учение Церкви, на втором месте будут обычаи Православной Церкви, а когда это возможно — тогда на третьем месте окажутся и наши народные традиции, в тех случаях, когда они не будут противоречить первостепенным позициям.
Богослужение
Накануне вечером мы все вместе идём в храм на всенощную. Дети только что украшали дом зеленью — и здесь, в храме, они увидят всё то же самое. И уже так, на этом уровне, дети будут с рождения, с младенчества воспринимать храм — как свой дом, а свой дом — сроднённым с храмом. На полиелее будут петь тот тропарь, которые дети совсем недавно списывали, будут петь то самое величание, с которым они недавно познакомились. И так служба будет для них и для нас понятнее и ближе.
А наутро мы снова все вместе пойдём в храм. И сегодня это будет особенная служба. Ведь сразу после праздничной литургии будет служиться вечерня.
В числе прочего, здесь сразу возникает совсем не духовный, бытовой момент: дети придут к Причастию натощак и после литургии, конечно, будут голодными. Поэтому мы стараемся в этот день взять с собой в храм какую-то простую еду — печенье или пирожок, воду, сок или кефир. После Причастия и просфоры дети вполне успеют перекусить, походить вокруг храма — и тогда они смогут (надежда умирает последней, как говорится) отстоять и вечерню, и может быть, у старших детей получится сосредоточиться и что-то услышать.
Именно во время этой вечерни впервые после Великой Субботы поётся стихира «Царю Небесный». Мы уже почти два месяца не пели эту обычную, первую даже в домашних правилах молитву — и теперь дети с радостью подхватывают, поют вместе со всеми это песнопение.
Ещё необычное: на этой вечерне мы впервые после Страстной седмицы встаём на колени во время богослужения. И происходит это, когда читаются три особенных молитвы. Они составлены, по преданию, святым Василием Великим. Священник встаёт в царских вратах на колени, лицом к народу. И все мы тоже встаём на колени.
В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают у Бога прощения и благодатной помощи против козней врага рода человеческого.
Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни.
В третьей молитве, также обращённой к Сыну Божию, исполнившему всё смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится об упокоении душ усопших отцов и братии наших.
Мы заранее говорим детям о том, что после литургии будет эта особая вечерня, и что мы будем петь «Царю Небесный», и что будут эти три коленопреклонённых молитвы. Рассказываем коротко, о чём эти молитвы.
Малыши с радостью встают на колени, в травку, когда весь народ, все священники тоже опускаются к земле. Но вполне естественно, что маленькие дети не в состоянии долго и тихо стоять в таком положении. Двух-трёхлетний малыш в лучшем случае начнёт потихоньку ползать вокруг мамы и выбирать из травинок цветочки. И это совсем неплохой вариант.
Дети постарше уже в состоянии что-то понять из происходящего. Мы напомним детям — очень коротко — о содержании очередной молитвы. И будем надеяться, что они хотя бы вначале задержатся мыслями на этих предметах.
А вот тем детям, которые уже легко читают, то есть с семи-восьми-девяти лет (у каждого свой рубеж свободного чтения), можно дать текст службы. И тогда дети смогут следить за богослужением. Текст помогает сосредоточиться, не отвлекаться, а если отвлёкся — снова вернуться к молитве. И если даже нет внутренней молитвы, что часто случается совсем не только с детьми, то текст помогает вернуться хотя бы к смыслу богослужения. Поэтому хорошо бы заранее запастись парой экземпляров таких тоненьких книжечек, которые называются как-то вроде «Служба в неделю святыя Пятидесятницы с последованием коленопреклонения». Сейчас, слава Богу, в больших церковных магазинах такие книжки есть.
Мне кажется очень важным объяснять детям смысл происходящего, даже если они «ничего не понимают». Важно предлагать тексты богослужений, если они не против держать в руках подобные книги. Иначе служба оказывается просто тягомотным стоянием в ожидании, «когда же всё закончится»..
Хорошо, когда получается всё красиво выстроить, когда дети ровным рядком не очень шумно выстаивают вечерню. Но чаще всего эта картинка возможна на очень ограниченное время. И в действительности не всегда получается попасть на всю вечерню в храме со всеми детьми. В первую очередь из-за младших.
Если эти младшие — младенцы, и их несколько, и все они бурно выражают свою радость (или скорбь) по поводу и без повода, то встретить в тишине эти особенные молитвы будет непросто. И становится непонятен смысл подобного пребывания в храме: и дети явно далеки от богослужения, и родители не могут следить за службой, и окружающим мешают молиться.
Так что если дети явно не готовы к следующей службе, после литургии можно остаться вместе с малышами на улице. Старших детей, которые этого желают и к этому способны, можно отправить в храм с текстами службы в руках, одних или с папой. А с младшими пока погулять, причём поговорить с ними: может быть, ещё раз рассказать о Троице. Особенно если на стенах храма есть фрески или мозаики с подобными сюжетами. Напомнить детям о трёх молитвах Василия Великого, рассказать, как все в храме встают на колени. И постараться добиться того, чтобы дети попросились в храм. Но мы их в храм не пустим, чтобы желание закрепить и усилить: вы ещё маленькие, не сможете вести себя тихо. И так не отпускать эту тему до начала третьей молитвы.
А к третьей молитве войти вместе с малышами в церковь. И, может быть, ещё не усталые и при этом подготовленные дети хотя бы часть третьей молитвы действительно тихо простоят на коленках рядом с родителями. И тогда мы сами сможем хотя бы немного помолиться на этой удивительной службе. И при этом в сознании детей будет потихонечку закрепляться представление об этом богослужении, и эти коленопреклонённые молитвы начнут ассоциироваться с праздником Троицы. И так наши дети будут «врастать» в культуру Церкви.
А после службы мы пойдём домой. И наш берёзовый дом будет напоминать нам весь день о том, какой сегодня праздник. Перед праздничным обедом мы будем петь тропарь Пятидесятнице — благо дети подготовили текст, и он размещён прямо рядом с иконами. За столом мы, может быть, вспомним ещё раз о том, что говорил священник во время проповеди. Бывает, что папе удалось что-то послушать в храме, а мама в это время выгуливала детей на улице — и папа расскажет маме, что ему запомнилось. Или почитаем какой-то небольшой отрывок из тех слов, которые написали к этому празднику наши святые. Совсем небольшой фрагмент — только чтобы сохранить особый настрой праздника. Может быть, это будет святитель Иоанн Златоуст, Беседа 51 на Святую Пятидесятницу, или святитель Григорий Богослов — Слово 41 на Святую Пятидесятницу. О Троице, о Святом Духе — от святых отцов до современных проповедников, от православных святых до философов. Что угодно, но только по теме и только совсем немного. Короткие фразы усваиваются лучше длинных.
+ + +
А впереди у нас еще целая неделя — сплошная, без поста, почти как Светлая. И это не заговенье на Петров Пост — это именно радость встречи Троицы. И этот праздник продолжается до ближайшей субботы, отдания праздника Пятидесятницы. И все это время мы будем перед едой петь не «Отче наш», а Тропарь празднику. И все эти дни мы будем жить с березками и цветами.
И будем помнить и вспоминать: об Аврааме, который принимал под дубом Мамврийским Странников. О том, что две тысячи лет назад родилась наша Церковь, и мы — внутри этой Церкви, часть этой Церкви. О том, что образ Пресвятой Троицы — это не только недосягаемая и непостижимая тайна, но и образ, икона-путеводитель для нас. Образ любви. Образ иерархии и послушания. И все это вместе. Образ соединения разных — в неразъединимое единое. Образ единодушия, в котором никакой разрыв, никакой разлад, никакой раздор невозможен. Тот образ, который направляет и определяет все наше общение (Kοινωνία — причастие) друг с другом, наше отношение друг ко другу.
Построить свою семью как икону Троицы [4]. Ничуть не меньше. Но это — то, к чему мы призваны. Это то, чему всех нас снова и снова, на каждой литургии, учит наша Церковь, та самая, которая сегодня именинница:
«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
[1] Шиманский Гермоген. Пятидесятница // Литургика.
[2] Шмелёв Иван. Лето Господне.
[3] О народных обычаях на Троицу // Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000.
[4] О родстве образов брака, семьи и Троицы см. Муретов М. Д. Христианский брак и Церковь // Муретов М. Д. Избранные труды. М.: Учебный комитет Русской Православной Церкви; Московская Духовная Академия; Издательство Свято-Владимирского братства, 2002. С. 504−557. И также: Троицкий С. Христианская философия брака. Клин: Фонд Христианская жизнь, 2001. С. 222.