Русская линия
Русская линия28.09.2005 

Пpaвocлaвиe в Пoльшe

В Польше — одной из наиболее монолитных этнически и конфессионально стран Европы с населением около 40 миллионов — численность православных очень мала, не более 2%.

Так стало после Второй мировой войны, изменившей статус Польши, когда государственные границы значительно сместились на запад, а вне их на востоке остались воcтoчнocлoвянcкиe территории с православным населением примерно в 3 миллиона. Всего православных в довоенной Польше насчитывалось около 4 миллионов.

Действия по укреплению этнической и конфессиональной монолитности Польши предпринимались и во время Второй мировой войны. Так, начиная с середины 1944 года, на восток было переселено примерно 550 тысяч белорусов, лемков, а более всего украинцев. Среди них были и униаты, но подавляющее большинство составляли православные. После войны, в 1947 году, та же категория граждан подверглась переселению в области северные и западные — чужие для славян византийско-русской веры и культуры. Эта акция, охватившая около 150 тысяч человек, способствовала полонизации и латинизации украинцев и лемков восточного вероисповедания, но в то же время привела к возникновению православных приходов там, где ранее их никогда не было.

Несмотря на то, что в нынешней Польше православных немного, они чувствуют себя наследниками великой византийско-русской вероисповедной традиции и культуры. У них сохраняется сознание, что во времена, когда Речь Посполитая была государством многонациональным, когда у власти находилась королевская династия Ягеллонов — с конца Х IV и почти до конца XVI вв. — православные составляли около 40% населения этого весьма сильного тогда государства Европы. Примерно такой же была в то время и численность римо-католиков.

Так или иначе, восточное христианство было постоянным и важным составным элементом конфессиональной структуры польского государства на протяжении более чем тысячелетней истории. На южные земли его во второй половине IХ века из Византии распространилась миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Позднее к нему присоединены были территории с населением, принявшим Христианство в составе Руси Киевской. Объединение Польской Короны с Великим Княжеством Литовским, начатое в 1385 году, дало то, что в новое государственное образование — Речь Посполитую Двух Народов — влился мощный поток Православия. И хотя правителями этого государства были крещеные по латинскому обряду, Православие на восточных землях Речи Посполитой Двух Народов оставалось вероисповеданием абсолютно доминирующим.

Taк было вплоть до заключения церковной унии с Римским престолом в 1596 году, которая получила название Брестской. Она стала cсильнейшим во всей истории Речи Посполитой ударом по Православной Церкви. Ее введение осуществлялось долго, весь ХVII век. Оно наталкивалось на мощное сопротивление православных и особенно — создававшихся ими братств. Однако результаты, к которым привела уния, очень ослабили позиции Православной Церкви. И в таком положении находилась она весь ХVIII век и начало века ХIХ.

К концу 30-х годов XIX века почти полностью возвратились в лоно Православия униаты, которые населяли территории, отошедшие под власть России, составлявшие тогда Виленскую митрополию: в 1839 году осуществилось официальное воссоединение Греко-католической церкви с Церковью Православной в Российской Империи. И это был процесс добровольный.

На Холмщине и Волыни то же произошло примерно сорок лет спустя, но здесь уже причем не без давления, и даже насилия, со стороны властей.

Вторая половина XIX — начало XX веков для православного населения бывших под властью Польши земель ознаменовалась активным храмостроительством, налаживанием монашеской жизни, развитием просвещения. Эти процессы были прерваны Первой мировой войной, которая для православных означала прежде всего беженство, так как их вынудили перед наступлением немецких войск поголовно перемещаться в глубь России.

А возвращались беженцы в возрожденную Речь Посполитую, власти которой считали Православие остаточным элементом прежнего государственно-политического устройства и симпатий к нему не проявляли. Межвоенный период — это оттеснение, причем со значительным насилием, Православной Церкви на задний план.

В настоящее время Православной Церкви в Польше предоставлены права, позволяющие ей свободно развиваться. И она этими правами пользуется. Начиная с 1980-х годов налицо подъем: построено много новых храмов, восстанавливается жизнь монастырей, созданы православные братства, среди которых значительнейшим является Братство Православной Молодежи. Православные священники осуществляют свою миссию в армии и полиции, в госпиталях и местах лишения свободы. С начала 1990-х годов в школах и дошкольных детских учреждениях введено изучение основ православной веры, возродилось паломническое движение, активно ведется благотворительная работа, действуют издательства, выпускающие православную литературу и периодику; голос православных слышен также в передачах радио и телевидения.

Православную Церковь в Польше составляют 6 епархий. Ее предстоятелем, носящим титул Митрополита Варшавского и всей Польши, с 1998 года является архиепископ Савва, который пользуется большим авторитетом не только в своей стране.

Православная Церковь Польши невелика, но динамична. И очень открыта для контактов с другими поместными Православными Церквами.


Программа научной конференции
«Польское Православие. Польская Православная Церковь: история и современность»
4 октября 2005 г., сопровождающей выставку «ПРАВОСЛАВИЕ В ПОЛЬШЕ», 4−10 октября 2005 г.; Москва, Храм Христа Спасителя и Всероссийский Выставочный Центр, павильон N 70, 7−12 октября 2005 г.)

Конференция начнет свою работу в 14 часов 30 минут в конференц-зале гостиницы «Даниловская» (Большой Староданиловский переулок, 5).


1. Высокопреосвященнейший Савва, Митрополит Варшавский и всей Польши.
Современное состояние Польской Православной Церкви.

2. О. Дорофей Савицки, доктор богословия.
Корни восточного христианства на землях Польского государства.

3. Евгений Чиквин, главный редактор журнала «Православное обозрение», депутат Сейма.
Правовое положение Православной Церкви в Польше.

4. Юрий Лабынцев, профессор Государственной академии славянской культуры,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, Лариса Щавинская, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН
Пaчeму мы изучaем культурное пограничье Slavia orthodoxa и Slavia latina?

5. О. Леонтий Тофилюк, директор Бельской Иконографической школы.
Икона и церковное пение — возвращение к традициям.

6. Ежи Устинович, доктор искусствоведения, архитектор.
Архетип и символ в церковном зодчестве Польши

7. Ян Смык, радиожурналист, директор программ Польского Радио Белостока.
Мирянин в жизни Церкви.

http://rusk.ru/st.php?idar=7746

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика