Русская линия
Русская линия Игорь Андрушкевич01.12.2016 

Русская жемчужина

25 января 1920 года Киевский и Одесский кадетские корпуса, с ротой Полоцкого кадетского корпуса, под императорским Боевым Знаменем Полоцкого кадетского корпуса, покинули Россию, ещё до эвакуации Русской Армии из Крыма. Генерал П. Н. Врангель хотел спасти хотя бы часть русской молодёжи, и сохранить её для будущего России, что несомненно было промыслительно. Эти кадетские корпуса были эвакуированы из Одессы и прибыли в Королевство Югославию (тогда Сербов, Хорватов и Словенцев), во главе которого стоял, в качестве Регента, Престолонаследник Александр, русский императорский кадет. Приказом Российского Военного Агента в Белграде от 10 марта 1920, Киевский и Одесский кадетские корпуса были соединены, под именем «Сводного кадетского корпуса». Этот сводный корпус был размещён в городе Сараево, в Боснии, где ему была предоставлена казарма «Короля Петра». Наименование «Русский кадетский корпус», для этого Сводного киевско-одесского кадетского корпуса, было установлено 9 сентября 1920 года. В 1929 году корпус был перемещён в Белую Церковь и получил со изволения Короля Югославии Александра I шефство и наименование «Первый Русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус».

В Югославию также прибыли из России Крымский и Второй Донской кадетские корпуса. Крымский кадетский корпус был образован в Крыму, приказом генерала П. Н. Врангеля, из Полтавского и Владикавказского кадетских корпусов. В этот корпус также доставляли с фронта (иногда под конвоем) малолетних кадет, в том числе и многих Георгиевских кавалеров, тоже по приказу генерала Врангеля. После эвакуации из России, Крымский кадетский корпус был сперва размещён в городе Стрнище, в Словении, а затем переведён в Белую Церковь, на границу с Румынией. Он был закрыт в августе 1929 года и его состав включён в Первый Русский и Второй Донской кадетские корпуса. Донской корпус находился в Горажде, в Боснии, и был закрыт 1 августа 1933 года, с переводом кадет и части персонала в Первый Русский. В феврале 1925 года Первый Русский корпус принял в свой состав также кадет Сибирского и Хабаровского кадетских корпусов, прибывших из Шанхая, куда они были эвакуированы из Владивостока в конце 1922 года. Они прибыли с музыкальными инструментами военного оркестра Хабаровского кадетского корпуса. Таким образом, «Первый Русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус» в Югославии был сводным корпусом восьми кадетских корпусов Всероссийской Империи: Киевского, Одесского, Полоцкого, Полтавского, Владикавказского, Донского, Сибирского и Хабаровского. Это было более четвёртой части всех русских императорских кадетских корпусов.

Таким образом, 97 лет тому назад, в арьергарде Великого Исхода из России, оказались 300 русских кадет Киевского и Одесского кадетских корпусов и их воспитателей и преподавателей. Из них было 260 кадет, в среднем по 37 кадет в каждом из семи классов этого сводного корпуса, и 40 офицеров, преподавателей и обслуживающего персонала. В Шестой кадетской памятке этого кадетского корпуса, изданной в 1940 году в Белой Церкви, сказано: «И так как эти 300 человек были русскими людьми, несущими творческий гений, неистребимую любовь к своей Родине и сознание своего долга, то отсюда и возникло то, что по справедливости можно назвать чудом — двадцатилетнее существование на чужбине, которое, по существу, явилось двадцатилетним честным служением Родине на чужой земле». Всего за почти четверть века Изгнания, Первый Русский кадетский корпус окончило более тысячи кадет и приблизительно ещё такое же количество кадет училось в нём, но не смогло или не успело его окончить. Окончившие последний класс корпуса должны были сдавать перед Государственной комиссией экзамен по пяти главным предметам, за все восемь лет учения, для получения государственного Аттестата Зрелости, дававшего право на поступление без экзамена во все университеты и все военные училища. В одном бельгийском университете тогда даже было высказано мнение, что наш кадетский корпус был одним из наилучших средних учебных заведений во всём мире.

После вторичного рассеяния Русской эмиграции после Второй Мировой войны, кадеты Первого Русского кадетского корпуса, вместе с кадетами других зарубежных и Императорских кадетских корпусов, вторично рассеялись по всему миру. Сразу же стали возникать повсеместно Кадетские объединения, часто под названием «Обще-кадетское объединение». В середине шестидесятых годов, кадет Первого Русского кадетского корпуса, вице унтер-офицер В. Н. Мантулин предложил созывать всемирные Кадетские съезды, с участием кадет всех Императорских и зарубежных русских кадет в Русской Эмиграции. Первый Кадетский съезд состоялся в 1965 году в Канаде, а затем в разных странах мира каждый второй год. На Пятом Съезде, состоявшемся в 1976 году в Канаде, было принято решение унифицировать названия всех кадетских объединений во всём мире.

На двенадцатом Кадетском съезде, состоявшемся в 1990 году в г. Санта-Роза, в Калифорнии, были приняты два исторических решения: 1. Одобрить передачу в Россию из Русской эмиграции духовного, идейного и интеллектуального наследия великого русского мыслителя и нашего идеолога Ивана Александровича Ильина. На этот XII Кадетский Съезд был специально приглашён ученик И.А.Ильина и хранитель его архива, профессор Николай Петрович Полторацкий, который прочитал на этом Съезде обстоятельный доклад о творчестве И. А. Ильина. Ему было поручено поехать с этой целью в Россию. 2. Создать Центр Кадетской связи, для налаживания связи с суворовцами и нахимовцами в России, с целью содействия в возрождении в России кадетских корпусов.

На этом историческом 12-ом Кадетском Съезде присутствовало 132 кадета (среди них ещё были кадеты Всероссийской Империи), в том числе и первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий и архиепископы РПЦЗ Серафим Каракасский, Антоний Сан-Францисский и Антоний Лос-Анджелесский (все кадеты), княжна Вера Константиновна, принимавшая парад кадет, Тихон Николаевич Куликовский, родной племянник Государя Императора Николая II, и несколько георгиевских кавалеров, стоявших на правом фланге во время парада, при открытии Съезда. Парад начался выносом императорского Знамени Сумского Кадетского Корпуса и Георгиевского Штандарта Собственного Е. И. В. Конвоя. Вместе гостями число участников этого Съезда в некоторые дни доходило до 400 человек со всех континентов мира. Промыслительно этот Съезд был открыт в присутствии Чудотворной Иконы Божией Матери Курско-Коренной. Архиепископ Антоний Сан-Францисский, кадет Крымского Корпуса, тогда сказал: «Двенадцатый Кадетский Съезд состоялся в наш двенадцатый час и показал, что огонёк неугасимой лампады великой общей ответственности за будущее России не угас и не угаснет». Архиепископ Антоний Сан-Францисский был преемником на сан-францисской кафедре РПЦЗ святителя Иоанна, Шанхайского и Сан­Францисского Чудотворца, единственного до сих пор канонизированного русского святого из Русского Зарубежья. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский был русским кадетом, а сегодня является небесным покровителем русских кадет.

XVI Кадетский Съезд 1998 года, впервые состоявшийся в России, в Москве и Санкт-Петербурге, обратил особенное внимание на тему кадетского воспитания в русских кадетских корпусах. По поручению и по указаниям председателя этого Съезда, А. Б. Йордана, председатель Кадетского Объединения в Аргентине И. Н. Андрушкевич прочёл обстоятельный доклад на эту тему в Санкт- Петербурге и Москве, который затем был опубликован в кадетской печати, а также издан отдельной брошюрой под названием «Воспитание русской военной молодёжи».

На XVII Кадетский Съезд, состоявшийся в 2000 году в Канаде, прибыл министр иностранных дел России И. С. Иванов, кадет суворовец. На закрытом заседании министра с членами Кадетского Президиума и председателями Кадетских Объединений был затронут ряд вопросов, касающихся содействия зарубежных кадет в процессе возрождения кадетских корпусов в России. И. С. Иванов прочёл перед пленумом XVII Кадетского Съезда обстоятельный доклад о международном положении, а затем ответил на ряд вопросов кадет. В ответ на прощание министра с кадетами, раздалось громогласное «ура» зарубежных кадет, продолжавшееся в течение нескольких минут, на старый лад старой Русской Армии. Это был кульминационный пункт в отношениях между представителями современного правительства России и авторитетными представителями Русской Диаспоры в мире.

XVIII Кадетский Съезд, состоявшийся в 2004 году в Канаде, в первом пункте своей Резолюции постановил «рекомендовать Московскому Суворовско-Нахимовскому Содружеству изучить вопрос и подготовить свои предложения о необходимости введения в систему кадетского образования Российской Федерации структуры, соответствующей требованиям русских исторических традиций, олицетворением каковых являлся генерал-инспектор военно-учебных заведений России Великий Князь Константин Константинович». В пункте шестом Резолюции было выражено «пожелание, чтобы религиозное воспитание было введено в программу кадетских корпусов».

XIX Кадетский Съезд состоялся в 2007 году в России, в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. В Екатеринбурге участники Съезда зарубежных кадет, совместно с сопровождавшими их суворовцами и нахимовцами, совершили паломничество на место убийства Царской Семьи. Этот Съезд состоялся совместно с Первым Съездом Открытого Содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России (ОС СНКР), под совместным лозунгом «Не в силе Бог, а в Правде».

XX Кадетский Съезд состоялся в 2008 году в Вашингтоне, в США. На этот Съезд прибыли две большие делегации из России, в составе почти сорока человек, среди них девять директоров кадетских корпусов в России. Главной темой Съезда были вопросы тесно связанные с системой кадетского воспитания в России. Съезд снова обратился к Президенту Российской Федерации с просьбой учредить общее руководство для всех средних военных учебных заведений России (Суворовских и Нахимовских Училищ и Кадетских Корпусов), с общей кадетской педагогической программой, как это было в России до 1917 года. Съезд отметил, что эта просьба была уже выражена в Резолюции 18-го Кадетского Съезда, состоявшегося в 2004 году в Канаде.

Последний, XXI Кадетский Съезд состоялся в 2010 году в Белой Церкви и в Белграде, в Сербии. В составе Съезда и его Президиума состояли только лишь кадеты Первого Русского кадетского корпуса. В 9-ом пункте своей Резолюции, этот заключительный Съезд выразил свою поддержку «суворовцам, нахимовцам и кадетам России в их усилиях возродить полностью русскую педагогическую доктрину кадетского воспитания и образования». От имени Открытого Содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России (ОС СНКР) выступил председатель этой организации, полковник А. И. Чечков. Он официально заявил, что суворовцы, нахимовцы и кадеты России на этом XXI Кадетском Съезде «искренне принимают от русских зарубежных кадет заветы, традиции и символы кадет старой исторической России, и считают себя их правопреемниками». Так закончилась 90- летняя эпопея русских кадет Первого Русского кадетского корпуса на чужбине. В Русской Эмиграции его называли «жемчужиной Эмиграции», но он был жемчужиной России, русской жемчужиной.

Кадетское письмо № 94. Буэнос-Айрес, декабрь 2016 г. XXI год издания

http://rusk.ru/st.php?idar=76600

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru