Русская линия
Православие.RuАрхимандрит Клеопа (Илие)14.11.2016 

О видах слёз

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912−1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.

Фото: Г. Михеев / Православие.Ru

Диавол примешивается ко всякой добродетели. Ты видел растение, называемое хмелем? Он цепляется ко всему, что ни встретит на своём пути: к забору, столбу, воротам, дереву и колу. И глядишь — знай себе растёт. Так поступает и диавол со всякой добродетелью. Обвивается вокруг неё, чтобы сделать её бесполезной, чтобы она уже не была добрым делом.

Как велик дар слёз! Но и тут диавол привносит искушение. В разные виды слёз примешивается диавол, чтобы сделать напрасной слезу человека на молитве, чтобы она не была принята Богом.

Истинные слёзы, текущие из любви к Богу, обладают такой силой, говорит святой Иоанн Лествичник, что источник слёз после крещения больше самого крещения1. А святой Григорий Назианзин говорит: «Знаю я и пятое крещение, которое рождается из слёз, из покаяния со слезами, и такую силу имеет это крещение, что оно больше первого крещения. Потому что первое крещение стирает наши грехи, но не придаёт нам сил более не грешить»2.

Однако если бы мы захотели, то могли бы это, ибо воле человека предоставлена свобода после крещения — грешить или нет. А слёзы после крещения стирают грехи, которые мы совершаем. Слёзы умиления более крещения, ибо стирают все грехи, совершённые после крещения, и делают тебя чистым.

Существует несколько видов слёз. Если у тебя есть слёзы, вникни в то, какие из них благие, какие средние и какие от сатаны.

Благие слёзы льются из любви к Богу. Они утучняют человека, доставляют душе великие радости — и ест человек или не ест, но если он плачет, он сыт. Эти слёзы сдерживают и голод, и жажду, и человек не сердится ни на кого. Душа его всегда радуется, потому что у неё есть любовь к Богу.

Слышишь, что говорит святой апостол Павел: «Радуйтесь всегда о Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4).

Второй вид благих слёз — это слёзы, текущие из страха Божия, но они иссушают человека. Слёзы, рождающиеся из страха Божия, не утучняют, а иссушают человека. Поэтому самые благие слёзы — это слёзы, льющиеся от любви к Богу.

Человек плачет и всё время слабеет, потому что слёзы этого вида рождаются из страха. Он боится мук адовых, боится Бога и по этой причине всё время плачет, и тело его иссыхает, неважно, ел он или не ел, спал или не спал. Эти слёзы имеют силу иссушать естество человеческое по причине скорби о грехе, как высыхает древесина от огня.

Третий вид благих слёз — это слёзы, рождающиеся из страха смерти и страха Суда, когда человек думает о том, как он будет умирать, как будет мучиться, как тяжело ему будет расставаться с телом, как тяжко будет в день Суда, когда он предстанет перед мириадами Ангелов, чтобы получить окончательный ответ, куда ему теперь идти — в рай или ад, чтобы, не приведи Бог, нести вечное осуждение. Итак, и эти слёзы тоже благие.

Бывают также слёзы средние, то есть естественные, которые ни хороши, ни плохи. Ты видишь, что мать плачет о ребёнке, ребёнок плачет по матери, отец плачет о детях или кто-нибудь плачет о друге своём, жена о муже. Естественными являются и слёзы от боли, страдания и скорби.

Есть также слёзы, рождающиеся из тщеславия. Это слёзы плохие. Например, у кого-то есть дар умиления, а он плачет потому, что ему нравится, когда его видит другой. Уж лучше бы он вовсе не плакал, ибо сатана похищает у него эти слёзы. Человеку следует скрывать дар умиления, если он у него от Бога. Но диавол тоже побуждает человека плакать, когда его видят другие. Если же ты не можешь остановить этих слёз, то ты не виноват.

Если человек плачет с той целью, чтобы его кто-то видел, или ему нравится, чтобы кто-то знал, что он слезоточив, то эти слёзы — из тщеславия, они плохи и даже пагубны.

Есть ещё слёзы, льющиеся от гнева. Ты видел человека, когда он не может отомстить другому, как он плачет от досады? Всего-то и горя у него — что не может отомстить другому, а он горько плачет. Эти слёзы ещё хуже, чем слёзы из тщеславия. Это слёзы убийственные и злые, потому что он плачет, а сердце его выжимает сатана, так что оно льёт слёзы ненависти. Это слёзы очень тяжёлые, очень греховные, сатанинские.

Иной плачет от сластолюбия. Была у него дружба с женщиной или с другим кем-нибудь, и когда он вспоминает о ней, то плачет. Эти слёзы вызываются бесом блуда.

Есть ещё плохие слёзы, которые рождаются из-за убытков. Лишился человек денег или дома, отняли у него землю, и он плачет по своему добру. Эти слёзы идут тоже от врага, потому что человеку кажется, что Бог не позаботится о нём.

Итак, вот сколько видов слёз бывает, и не все они хороши. Только слёзы из любви к Богу, из страха Божия, из страха смерти и мук адовых очищают его [человека], просветляют и приближают к Богу. Остальные же слёзы или естественны, или злы и навлекают осуждение.

Святой Дионисий Ареопагит говорит, что зло, привнесённое сатаной, состоит в следующем: в желании безумном, гневе безрассудном и поспешном воображении или фантазии3. Ты видишь, которое зло исходит от сатаны и всех слуг его? Желание безумное, ибо они [бесы] восхотели стать подобными Богу; гнев безрассудный, ибо они рвутся, не раздумывая, убить каждого, отомстить, причинить зло всякому творению Божию; и поспешное воображение, ибо они мнят о себе, будто они такие же, как Бог, забывая, что были созданы Богом.

Если бы можно было отнять у бесов эти три страсти, то они снова стали бы Ангелами. Но эти три зла делают их демонами. А если бы изъять их из их существа, то они снова стали бы чисты, как Ангелы, которыми они и были вначале.


Примечания:

1 См.: Иоанн, игумен Синайский, прп. Лествица. Слово 7.§ 6. С. 76.

2 Ср.: Григорий Богослов, свт. Слово 40. § 9. С. 464.

3. См.: Дионисий Ареопагит, св. О Божественных именах. Гл. 4. § 23. С. 210.

http://www.pravoslavie.ru/98 563.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика