Русская линия
Русская линияИгумен Дамаскин (Орловский)05.11.2016 

Преподобномученица Евфросиния (Тимофеева)

Преподобномученица Евфросиния родилась 25 июня 1881 года в селе Грязное Острицкой волости Гжатского уезда Смоленской губернии в семье крестьянина Тимофея Тимофеева. В семье, кроме неё, было три сына и дочь Фёкла, которая, как и Евфросиния, подвизалась в Алексеевском монастыре в Москве. Евфросиния поступила в Алексеевский монастырь в 1903 году и подвизалась в нём до его закрытия безбожниками после Октябрьского переворота. Тяготы Первой мировой войны легли не только на основную часть народа — крестьян, но и на монашествующих: Евфросинии во время войны пришлось печь в Покровском монастыре хлеб для солдат и ухаживать за ранеными.

После закрытия обители Евфросиния вместе с сестрой осталась жить в тех же помещениях, но уже обращённых распоряжением советской власти в мирские квартиры. Они стали помогать при храме, а на жизнь зарабатывали рукоделием. В 1930 году в Москве были арестованы сотни священников, монахов, монахинь и православных мирян, большинство из которых после допросов были приговорены к различным срокам заключения и ссылки.

Евфросиния Тимофеевна была арестована 29 декабря 1930 года и через несколько дней допрошена. Допрашивал её в качестве следователя студент высшей школы ОГПУ, для которого эти допросы священников и монахов являлись практическим занятием, необходимым для получения диплома. Курсант школы ОГПУ отчётливо прочитал напечатанные в анкете арестованной графы и подробно записал её ответы.

На вопрос о партийности и политических убеждениях Евфросиния Тимофеевна ответила ему: «Я могу уважать власть, которая не издевается над верующими; религия должна стоять во главе управления государством, так как всякая власть дана Богом».

На вопрос анкеты, где она жила и что делала во время Февральской революции, она ответила: «Жила в монастыре и молилась Богу за батюшку царя и весь дом».

После заполнения анкеты следователь-курсант приступил к допросу. Выслушав его, Евфросиния Тимофеевна сказала: «В монастырь я поступила в 1903 году… В то время была волна притока в монастыри, и я тоже пошла. В монастыре мне жизнь понравилась, и я жила там хорошо. После революции жизнь пошла по-иному, советская власть занялась гонением на всех верующих, стала на путь арестов всех служителей религиозных… только потому, что они веруют в Бога… Исходя из этого, я поневоле стала на путь недовольства и недоброжелательности к советской власти. Свои взгляды я высказывала молящимся в церкви бывшего Алексеевского монастыря, говорила и своим заказчикам о советской власти и выражала желание, чтобы вернулась царская власть. Я лично, прислушиваясь к Священному Писанию, всегда молилась Богу о замученных и изгнанных советской властью!.. об этом я не скрываю и буду говорить об этом».

Допросы на этом были закончены, и тройка ОГПУ приговорила Евфросинию к трём годам ссылки в Северный край. По окончании срока ссылки Евфросиния Тимофеевна поселилась в городе Кашире Московской области, однако власти вскоре потребовали, чтобы она покинула этот город, как имеющий ограничения в прописке для лиц, отбывавших заключение и ссылку, и она уехала в деревню Суково Озерского района.

Судя по справке, которую по требованию НКВД дал в сентябре 1937 года сельсовет, она продолжала вести активную церковную жизнь. Председатель сельсовета и секретарь писали, что «она проживает в… церковной сторожке, без прописки в районе и без определённых занятий. Ведёт активную агитацию среди населения за прописку в селе Сукове нового попа. Когда сельсоветом в прописке попа было отказано, Тимофеева привела в сельсовет группу церковниц и стала требовать, чтобы прописали попа, при этом она упирала на то, что сельсовет, не прописывая попа, нарушает 124 статью конституции».

21 сентября 1937 года сотрудник Каширского НКВД Успенский вызвал в качестве свидетеля диакона Успенского собора в Кашире Дмитрия Разумова, который дал подробные показания обо всех монахах и монахинях, живших тогда в Каширском районе. Показания оказались настолько ценны для сотрудников НКВД, что они постановили на их основании выделить дела монахинь «в особое производство для дальнейшего расследования и привлечения к ответственности». О Евфросинии Тимофеевне лжесвидетель сказал: «В селе Суково Озерского района проживают монашки Евфросиния и Прасковья. Все монашки… имеют тесные связи между собой, постоянно общаются… устраивают сборы… где, осуждая всякие мероприятия советской власти, сочиняют провокации; ведут контрреволюционные разговоры с тем, чтобы, разойдясь, распространять контрреволюционные слухи среди населения как в городе, так и в деревне».

30 сентября 1937 года Евфросиния Тимофеевна была арестована, заключена в каширскую тюрьму и 2 октября допрошена.

— Следствию известно, что вы среди колхозников проводили контрреволюционную деятельность. Дайте правдивые показания, — потребовал от неё следователь.

— Контрреволюционной деятельности среди колхозников я не проводила, — ответила она.

10 октября в качестве свидетеля была допрошена казначея каширского собора, которая показала: «В августе 1937 года Тимофеева в разговоре со мной рассказала, что у них в селе Суково не хотят прописывать попа, верующие обращались в сельсовет, чтобы он прописал попа, а сельсовет прописать отказался. При этом Тимофеева мне заявила: „Большевики конституцию выпустили для обмана народа, всё, что в ней написано — это один обман и ложь, пишут в конституции, что верить в Бога можно, а веру сами преследуют, большевики — это не люди, а посланцы сатаны“. Когда я у Тимофеевой спросила, обращались ли за пропиской попа в райисполком, она мне ответила: „А там, думаете, сидят люди, там сидят те же антихристы-большевики. Нет, видно, пока будет существовать советская власть, до тех пор она будет притеснять православный народ, но вечного на земле нет ничего, придёт конец и этой антихристовой власти“».

15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Евфросинию Тимофеевну к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг. Послушница Евфросиния Тимофеева скончалась в лагере 5 ноября 1942 года и была погребена в безвестной могиле.

Преподобномученица Евфросиния прославлена в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 6 октября 2006 г.

Собор Новомучеников и Исповедников Российских

http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&person_id=1093

http://rusk.ru/st.php?idar=76356

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru