Вечерняя Москва | Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) | 05.10.2016 |
В одной из телепередач был показан сюжет, снятый в Иерусалиме. Журналист, увидев у Стены плача множество молящихся иудеев, спросил у одного из них, за что, по его мнению, еврейскому народу был послан четырёхсотлетний египетский плен. «Как за что? — удивился тот столь наивному вопросу. — За грехи, разумеется». Такой однозначный ответ разочаровал журналиста. «У любого события в истории, — рассуждал он перед микрофоном, — есть экономические, политические и прочие причины. А у верующих, что ни случись — одно объяснение: Бог послал за грехи». Давайте разберёмся, кто из собеседников прав по существу?
В этой связи вспоминается ещё одна беседа. Как-то в амстердамском порту физики-теоретики Нильс Бор и Макс Планк наблюдали за отплывавшим кораблём и рассуждали о соотношении научного и религиозного знания. Эта тема была для них актуальна, ибо оба они были не только гениальными учёными, но и верующими людьми. Один из них говорил: «С точки зрения науки следует признать, что корабль плывёт, потому что внутри него есть двигатель. Он приводит во вращение винты, создающие движение воды, которая толкает корабль вперёд. И это абсолютно верно». — «Конечно, — подхватил его мысль второй собеседник. — А религия скажет, что кому-то потребовалось доставить зерно из Антверпена в Амстердам, чтобы накормить там людей, поэтому корабль плывёт».
Религия говорит о целеполагании. На вопрос: «Почему это происходит?» — она отвечает: «Для чего, с какой целью». В данном случае корабль плывёт, чтобы исполнить волю человека, которому нужно перевезти зерно. А наука объясняет, каким образом плывёт корабль: используя устройства и механизмы, которые сконструированы на основании законов физики. Изучение этих законов и применение их на практике, в технологиях — это сфера науки и техники. Но сказать, что корабль плывёт только потому, что «винт создаёт движение воды», значит ограничиться одной технической стороной вопроса, оставив в стороне главное — цель этого действия.
Эти рассуждения двух учёных применимы к любой области жизни, в том числе и к вопросу, заданному журналистом у Стены плача. Для верующего человека очевидно, что всё в мире совершается либо по Промыслу Божию, либо по Его попущению. Вместе с тем любое событие происходит в конкретных исторических обстоятельствах, которые имеют политические, экономические, социальные и прочие причины, анализом которых занимаются соответствующие науки.
Говорить, что египетский плен был попущен Богом еврейскому народу за грехи, а освобождение дано за покаяние и праведность отдельных его представителей, значит осознавать, зачем этот плен был нужен. А знать политические и экономические факторы этого периода истории — значит разбираться, в каком историческом контексте всё это происходило. Спорить о том, что важнее — Божий Промысл или механизмы его реализации в истории, нет смысла, поскольку наука и религия рассматривают один и тот же вопрос в разных плоскостях, которые нельзя соотнести друг с другом.
В Ветхом Завете рассказывается, как один из детей патриарха Иакова, Иосиф, из-за предательства и злобы своих братьев попал в Египет (см. Быт. 37, 3−36). Это причины земного характера. Господь попускает братьям совершить злодеяние над неповинным Иосифом, ибо предвидит дальнейшее развитие ситуации. В этом заключается Промысл Божий. Благодаря исключительному положению, которое Иосиф со временем занял при дворе фараона, весь еврейский народ избежал голодной смерти и вымирания в земле Ханаанской. Переселившись в Египет, потомки Авраама жили вольно и обособленно от египтян. На плодородных землях они пасли свои стада, занимаясь тем трудом, который был им привычен и доставлял радость.
Впоследствии династия фараонов сменилась, Египтом стали править те, кто ничем не был обязан ни Иосифу, ни его потомкам. Тогда у последних и начались проблемы. Речь идёт о политических и экономических причинах, которые можно подробно разбирать. А религиозной причиной рабства потомков Авраама стало их постепенное отступление от Бога. Вместо того чтобы сохранять веру в Единого Господа — Бога Авраама и Исаака, они начали перенимать у египтян язычество.
По мере ухудшения духовного состояния богоизбранного народа всё тяжелее и невыносимее становилось его физическое существование. Основным занятием евреев в Египте стал обжиг кирпичей у раскалённых печей (Исх. 1, 13—14). Этот рабский труд был мучителен и приводил многих к преждевременной гибели. Более того, новый фараон издал указ об истреблении еврейских младенцев мужского пола, чтобы народ не возрастал и не укреплялся (Исх. 1, 22). Жестокие страдания заставили людей задуматься о причинах их бедствий. Как только они начали молить Бога о прощении и облегчении своей участи, Господь сразу же послал им Своего пророка и вождя Моисея. Надо признать, что к тому моменту еврейский народ не был глубоко верующим. Ропот, недовольство Моисеем по выходе из Египта, сожаление об оставленных там котлах с мясом (см. Исх. 16, 3) постоянно возникали в его среде. Неужели Бог ошибся, освобождая этих людей от египетского рабства, не учёл их слабости? Разумеется, нет.
Человек живёт в сравнительно узком отрезке времени, наблюдая только небольшую часть общей картины. Историческая перспектива открывается нам только в направлении прошлого — будущее от нас сокрыто. Мы не можем наверняка знать, что и как будет происходить, например, в нашей стране в следующее десятилетие. Даже используя все научные знания, мы способны говорить только о тенденциях и возможностях.
Господь же видит всю перспективу. Выводя людей из египетского плена, Бог ведал их немощное духовное состояние. Но вместе с тем Он видел и рождение поколения, которое сможет быть духовно свободным, хранящим в своих недрах истинное богопочитание, благодаря чему через сотни лет в этом мире смог явиться его Спаситель — Господь Иисус Христос.
http://vm.ru/news/2016/09/30/pochemu-korabl-plivet-334 783.html