Русская линия
Православие.Ru Андрей Горбачев26.09.2016 

Священномученик Иларион: детство и юность

25 (13) сентября исполняется 130 лет со дня рождения священномученика Илариона (Троицкого), талантливого богослова, сподвижника Святейшего Патриарха Тихона, активнейшего борца с обновленческим расколом. Предлагаем вниманию читателей главы из новой «Жизнь и труды священномученика Илариона», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.


+ + +

О предках и родственниках

Владимир Алексеевич Троицкий, будущий архиепископ и священномученик, родился 13 сентября 1886 года в семье Алексия Троицкого, приходского священника села Липицы Каширского уезда Тульской губернии. Липицы — «село большое, двухштатное»[1], «в 5−6 км ниже Серпухова по течению Оки»[2]. В октябре 1923 года Каширский уезд вошел в состав Московской губернии[3]. Возможно, по этой причине некоторые жизнеописания ошибочно относят место рождения архиепископа Илариона (Троицкого) к Московской губернии[4], что, впрочем, сам владыка Иларион вряд ли стал бы расценивать как ошибку: «Липицкие-то ведь московские, — писал он из ярославского тюремного изолятора в 1926 году, — значит, и я стал природный москвич!»[5] Кроме старшего Владимира в семье отца Алексия Троицкого было еще четверо детей: Дмитрий, Алексей, Ольга и София. Дмитрий (род. 6 октября 1887 г.) после окончания Санкт-Петербургской духовной академии принял монашество с именем Даниил. Впоследствии он стал викарием Орловской и Смоленской епархий, затем епископом Орловским и архиепископом Брянским. Так же, как и его старший брат, архиепископ Даниил был активным борцом с обновленческим расколом и исповедником.

Наследие тюрем и ссылок, тяжелый и изнурительный недуг стал причиной ранней смерти владыки Даниила 17 марта 1934 г. О дне своей кончины он был извещен явлением ангелов. Перед смертью соборовался и причастился Святых Таин[6]. Алексей (род. 24 марта 1891 г.) стал священником, заняв место скончавшегося в 1917 году родителя. Позже, как и старшие братья, подвергся репрессиям (кроме прочего — и за борьбу с обновленческим расколом), а 23 сентября 1937 г. был расстрелян на подмосковном полигоне Бутово[7]. О сестрах владыки Илариона известно следующее. София (род. 17 марта 1889 г.) в 1914 г. преподавала в одной из московских школ, не закончив до конца женские курсы[8]. В 1915 году мы находим ее состоящей «в замужестве за преподавателем Симферопольской Духовной Семинарии»[9]. Но вскоре, в феврале 1916 года, в неполные 27 лет[10] она скончалась, по некоторым источникам — во время родов. Ольга (род. 27 мая 1897 г.) в 1915 г. служила «учительницей М.[инистерства] Н.[ародного] Пр.[освещения] школы сельца Шепилова»[11], что в 2−3 километрах от Липиц, а в 1920−22 годах жила в Москве[12] и трудилась «где-то на легком месте, конечно задаром, как и все совработники»[13]. В дальнейшем Ольга Алексеевна также проживала в столице, работала бухгалтером. Скончалась 25 октября 1967 года[14].

Священник Петр Троицкий, дед священномученика Илариона

Священник Петр Троицкий, дед священномученика Илариона

О предках владыки Илариона нам известно, что прапрадед его по отцовской линии Иоанн был диаконом, а прадед Иван Иванович носил фамилию Рождественский (1795-?) и исполнял должности дьячка и пономаря в тульских селах Дураково — «Ушаково тож»[15] Каширскаго уезда, Архангельское — «Стародубки тож» Тульского уезда, Банино[16]. 27 марта 1818 года он был переведен на должность пономаря к Спасской церкви[17] села Квашнино Тульского уезда[18]. Из троих детей Ивана Ивановича дед священномученика Илариона, Петр Иванович (1820? — 08.06.1892[19]), был старшим. В 1840 году в селе Квашнино был построен и освящен[20] новый каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы[21]. По этой причине Петр Иванович, учившийся в это время в первом классе высшего отделения Тульской духовной семинарии, получил фамилию Троицкий[22]. Если бы не это обстоятельство, то и его прославленный внук мог бы оказаться не Троицким, а по фамилии прадеда — Рождественским или, по месту его же служения, Спасским, как, к примеру, дьячок квашнинской церкви Анастасий Иванович Спасский[23]. Петр Иванович Троицкий, окончивший в 1842 году семинарию по 1 разряду, был рукоположен в сан священника к Благовещенской церкви села Липицы Каширского уезда Тульской губернии 21 ноября 1846 г.[24] Жена отца Петра Марья Григорьевна (1829-?)[25], бабушка будущего архиепископа Илариона, была дочерью местного священника Григория Александровича Ляпидевского. Вдова его Марья Романовна жила «в доме и на пропитании зятя своего священника 1-го штата Петра Троицкого по обязательству»[26]. Это означает, что ко времени рукоположения Петра Ивановича отец Григорий Ляпидевский скончался, не имея сыновей, способных заместить его в священнослужении. Поэтому, по устоявшейся практике того времени, Петр Троицкий взял супругу, что называется, «с местом», приняв на себя обязательства по обеспечению тещи. По данным клировых ведомостей села Липицы за 1880 год видно, что дедушка владыки Илариона был деятельным и добросовестным священником. Отец Петр кроме священнического нес и ряд дополнительных видов служения: духовный депутат, наблюдатель приходских школ, духовник благочиния, помощник благочинного, цензор проповедей и катехизических поучений, законоучитель, председатель церковно-приходского попечительства. Также он был награжден наперсным бронзовым крестом в память Крымской войны 1853−1856 годов[27]. «Прихожане сохранили память о нем как о человеке необыкновенном. Когда он умирал, все жители села пришли проститься с ним и получить от него последнее благословение»[28]. Видимо, добрые качества отца Петра передались и младшему из его пяти сыновей Алексею. Алексей Петрович Троицкий (17 февраля 1863 г.[29] — 25 февраля 1917 г.[30]) в июне 1884 года окончил Тульскую духовную семинарию, а 19 января 1886 года был рукоположен в священники села Липицы[31]. Он являлся инициатором создания двух церковно-приходских школ и исполнял должности учителя в земском училище, «законоучителя в… одноклассном М.[инистерства] Н.[ародного] П.[росвещения] училище», заведующего и законоучителя нескольких школ[32], уездного наблюдателя церковных школ, следователя по первому и второму Каширским округам, члена Каширского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета[33]. В 1896 г. отец Алексий был награжден серебряной медалью «в память Императора Александра III»[34], в последующие годы — бронзовой медалью за народную перепись (1897), серебряной медалью в память 25-летия церковных школ (1909), нагрудным знаком и светло-бронзовой медалью в память 300-летия Дома Романовых (1913)[35]. По воспоминаниям современников, «отец Алексий <…> был очень любим и чтим прихожанами и сам был крайне привлекательным человеком. Высокого роста, дородный, с длинными русыми волосами, всегда оживленный и красноречивый…»[36] Дополнить его портрет мы можем по некоторым косвенным источникам. «Скажи мне, кто твой друг, — и я скажу, кто ты», — гласит народная мудрость. В дневниках тульского протоиерея Капитона Виноградова мы часто встречаем имена членов семьи отца Алексия Троицкого. Отец Капитон с 1887 по 1899 годы служил в селе Спас-Тешилово, располагавшемся в пяти с небольшим километрах от Липиц, и с тех пор их семьи поддерживали дружеские отношения, которые не прервались с переходом отца Капитона в Александро-Невский храм г. Тулы. «Общение наших семей было частое и очень дружественное»[37], — вспоминал сын отца Капитона Виктор. Они ездили друг к другу в гости, переписывались, отмечали праздники и памятные даты, присутствовали на крещении детей. Со временем эта дружба естественным образом переросла в кумовство. Нам известны по крайней мере два таких случая. Отец Петр Троицкий в 1888 году совершил крещение и стал восприемником сына отца Капитона Виктора, а отец Алексий Петрович в 1898 году также крестил и воспринял от святой купели дочь Виноградовых Марию[38]. Некоторые дневниковые записи протоиерея Капитона Виноградова по общему настроению и тону напоминают дневники праведного Иоанна Кронштадтского: «После исповеди как легко-усладительно совершается служение. В четверг после утрени исповедывался. Иерею надлежит первее всех самому исповедываться, чтобы потом испов-ть[39] других. Как разрешить других связанному? Какое обличение и наставление можно преподать от сердца, отягченного греховностию! Опыт показал, что при чистоте совести научение льется благодатною рекою и внушительно для слушающего. А то и от слова Божия говоришь, но недейственно. О, как бы всесильно было слово иерея, его молитва и дела, если бы он сам с благоговейным настроением и сердечным умилением, и горением любви приступал и совершал Бож. Литургии. Мы тяготимся тем, в чем наша сила, честь и слава. Быть приближенным архиерея почитаем за счастие, а Архиерея, прошедшего небеса, божественную трапезу, обожествляющую нас, почитать бременем: не крайнее ли лишение себя „возблагодати“, неведомой и ангелами! Не оттого ли безплодно и пастырское наше служение!»[40] Покаяние, чувство собственного недостоинства и упование на Божественную помощь красной нитью проходят через многолетние записи: «Был после ранней у о. духовного протоиерея Василия Павловича Боженова. Глубокое сознание своей греховности — да будет началом новой жизни! Доселе все не исправился! Боже, сохрани прочее время жизни для благоугождения Тебе»[41]. Получив на двадцать седьмом году служения наперсный крест, отец Капитон пишет: «Благодарение Богу и слава! Не по заслугам»[42].

Те же чувства остаются неизменными и с наступлением старости: «День моего ангела. Уже минуло 60 лет. Увы мне! Ничего доброго в жизни своей доселе не укрепил. Остаюсь доселе игралищем страстей. Не положил еще начала благочестию. На Тя, Господи, уповаю, спаси мя!»[43] Даже архиерейские благословение и присутствие при участии в некоторых несвоевременных мероприятиях не заглушают укоров его совести: «…был в дворянском собрании на лекции Попечит. округа „Жизнь доисторического человека“, причем были исполнены музыкальные пьесы и хоровые — от всех учебных заведений. Посетили собрание оба архиерея. Но потом осудил себя: быть во время св. Четыредесятницы на веселой музыке и пении нашему брату позорно. Так изменились наши нравы!»[44] При тесных дружеских отношениях священников Капитона Виноградова и Алексия Троицкого естественно предположить, что подобного рода благочестивые мысли и настроения были присущи и отцу Алексию. Поэтому не выглядит случайным, что священство для его детей стало осознанным выбором, а не вынужденной мерой, обусловленной сословной принадлежностью. Видимо, исходя из опыта своей семьи, на Поместном соборе 1917−18 годов архимандрит Иларион говорил о том, «что пастыри Церкви и детей своих готовили к дорогому для них пастырству»[45]. Судьбы Алексея Петровича, его отца Петра Ивановича и его деда Ивана Ивановича объединяло одно печальное жизненное обстоятельство — все они рано овдовели. Так, Алексей Петрович остался без супруги уже в 35 лет. «Первое горе этой семьи осталось в памяти своей неожиданной великой скорбью — матушка Варвара Васильевна, совсем еще молодая, цветущая, живая женщина, — трагически скончалась, утонув, купаясь в Оке, оставив пять сирот»[46]. Произошло это в 1898 году[47]. Варваре Васильевне было 32 года[48]. Володе шел тогда 12 год, а его младшей сестренке Ольге — немногим больше года. «Отец Алексий мужественно нес свой крест»[49]. С этого времени в заботе об оставшихся без матери детях отцу Алексию стала помогать незамужняя сестра покойной, Надежда Васильевна, преподавательница церковно-приходской школы.

Детство и юность

Священник Алексий Троицкий с женой и сыновьями Владимиром (справа) и Дмитрием

Священник Алексий Троицкий с женой и сыновьями Владимиром (справа) и Дмитрием

Лишившись в детстве матери, Владимир Троицкий долго и остро переживал эту потерю: «Ты, мой дорогой, знаешь, — писал архимандрит Иларион в 1916 году в „Письмах о Западе“, — что я почти двадцать лет назад потерял мать. В то время ощущал я свое сиротство, так сказать, практически, в смысле житейском, а теперь порою я болезненно ощущаю свое сиротство мистически»[50]. Возможно, и потому еще у владыки с детства особо теплое чувство к Богородице: «Пресвятая Богородица — наша общая Матерь»[51], — и в еще большей степени — к Церкви Христовой, в отношении к которой он любил приводить слова священномученика Киприана Карфагенского: «Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь»[52]. Надо думать, что это высшее материнство в совершенной мере восполнило если уж и не житейское, то «мистическое» сиротство архиепископа Илариона.

Рано освоив грамоту, Владимир в возрасте пяти лет уже участвует в храмовом богослужении, читает часы и шестопсалмие. Если старший современник Владимира Троицкого писатель А. П. Чехов вспоминал, что он и его братья в детстве пели на клиросе, но «в это время чувствовали себя маленькими каторжниками»[53], то будущий священномученик с детства относился к богослужению с любовью, которую пронес через всю жизнь: «Однажды он сказал мне, — вспоминал об архимандрите Иларионе (Троицком) бывший студент МДА Сергей Волков, — что церковное богослужение, исполненное по уставу, с любовью и тщанием, прекраснее лучшей оперы с ее «нелепыми руладами и часто посредственным смыслом"… Эту красоту церковного богослужения, которая привлекала меня в академии, сильно и глубоко чувствовал Иларион»[54]. В том же пятилетнем возрасте Володя в компании младшего брата сделал попытку уйти в Москву «учиться», но вскоре силы малолетнего Димитрия иссякли. «Ну и оставайся неученым», — был суровый ответ Владимира на жалобы заплаканного и утомленного длительным путешествием братишки[55]. На отцовские упреки старший из беглецов приводит пример Ломоносова, который ради учебы отправился в Москву пешком из Архангельска. Н. Кривошеева в своем жизнеописании владыки Илариона с печальной иронией замечает: «Спустя тридцать лет он поедет «продолжать свое образование» из Москвы в Архангельск»[56].

В клировых ведомостях по городу Кашире и уезду за 1900 год (Владимиру Троицкому в это время 14 лет) можно найти заметки о содержании библиотеки липицкого храма: «В церкви есть библиотека, в коей находятся книги и с противораскольническим содержанием, а именно: журнал „Братское слово“ с 1886 по 1890 гг., а также за 1894, 1895, 1897 и 1898; журнал „Миссионерское обозрение“ за 1896 г.; сочинения архимандрита Павла в 2-х томах; „Выписки из старопечатных книг“ Озерского в 2-х частях; „О перстосложении для крестного знамения“ высокопреосвященного Никандра; „Истинно-древняя и истинно-православная Церковь“ митрополита Григория; две книги о беспоповщинской исповеди профессора Ивановского; миссионерские статьи „Истина“ и „Уветник“ — Панова»[57]. Естественно предположить, что будущий богослов при его любви к просвещению не упустил возможности ознакомиться с перечисленными произведениями, что впоследствии помогало ему в полемике с сектантскими и еретическими идеями. Таким образом, основные жизненные интересы Владимира определились уже с первых лет его жизни. Кратко их можно определить двумя словами — Церковь и наука. Впрочем, второй интерес, то есть наука, был для него производным от первого, поскольку наука имеет смысл только тогда, когда она, так или иначе, служит Церкви: «наука должна быть ancilla Ecclesiae»[58]. И если о науке архиепископ Иларион всегда вспоминал как о «своей первой и единственной любви»[59], то Церкви были посвящены не только почти все его богословские работы, но и вся его жизнь. В 10 лет Владимир поступает в Тульское духовное училище, по окончании которого в 1900 году продолжает образование в Тульской духовной семинарии, где учится с неизменным успехом. В 1906 году Владимир Троицкий поступает на казенный счет в Московскую духовную академию. Кроме того, ему присуждается частная стипендия имени профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова.


Примечания

[1] Крупный приход, имевший в своем составе 2 священников, 1−2 диаконов и 2 псаломщиков.

[2] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания / публикация, вступ. ст. и примеч. Н. А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II:1 (34). С. 122.

[3] Фомин Н.К. Районирование в Тульской губернии (1924 г.) URL: http:// tounb.ru/tula_region/ historyregion/histori_fakts/sobitiya34.aspx

[4] Напр.: Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. — М.: Православная беседа, 1992. С. 3.

[5] Иларион (Троицкий), архиеп. Письмо Л. П. Архангельской от 3 февр. 1926 г. — Архив А. В. Никитского.

[6] Архиепископ Брянский и Севский Даниил (Троицкий; 6 октября 1887 — 17 марта 1934) / [сост.] Отд. агиологии Брянского Епархиального упр-ния // Брянский Монастырский Вестник, 2008. № 3. С. 7.

[7] Золотухина Н. В. Навеки свободны: Свидетельства о вере новомучеников города Серпухова и Серпуховского района // Воскресная газета Покров: Общероссийская просветительная образовательная газета / гл. ред. игум. И. В. Киприан (Ященко), чл. ред. совета: Евгений, архиеп. Верейский и др. № 20. Ноябрь 2008. С. 6.

[8] Иларион (Троицкий), архим. Письмо Л. П. Архангельской от 24 нояб. 1914 г. — Архив А. В. Никитского.

[9] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 640, л. 214.

[10] Никитский В. А. Родные люди и родные места священномученика Илариона // Засечный рубеж (газета), 2004, май, № 18. С. 7.

[11] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 640, л. 214.

[12] Ольга жила по адресу: ул. Рождественка, д. 29, кв. 4, недалеко от Сретенского монастыря, где в эти годы епископ Иларион был настоятелем.

[13] Иларион (Троицкий), еп. Письмо Л. П. Архангельской от 7 мая 1921 г. — Архив А. В. Никитского.

[14] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания. С. 125.

[15] Второе название села.

[16] Ведомость о Церкви Святыя и Живоначальныя Троицы Тульскаго уезда села Квашнина за 1840-й год // «Клировая ведомость церквей Тульского уезда» [1840]. ГАУ ТО, ф. 3. оп. 17, д. 940, л. 335 об.

[17] Тульский синодик (1558−2009) / авт.-сост. Георгиевская Т. В., Петрова М. В. — Тула: АСТРАПРИНТ, 2010. С. 241.

[18] Ведомость о Церкви Святыя и Живоначальныя Троицы Тульскаго уезда села Квашнина за 1840 — й год // «Клировая ведомость церквей Тульского уез да» [1840]. ГАУ ТО, ф. 3. оп. 17, д. 940, л. 335 об.

[19] К.[апитон] В[иноградо]-в, [свящ.] Священник Петр Иванович Троицкий. (Некролог) // Тульские епархиальные ведомости. 1892, № 18. С. 163.

[20] Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей / авт.сост. П.И. Малицкий. Изд. 2-е, испр. и доп. — Тула: Пересвет, 2010. С. 364.

[21] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 940, л. 333.

[22] Там же, л. 335 об.

[23] Там же, л. 334 об., л. 42 об.

[24] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 587, л. 75 об.

[25] Там же.

[26] Там же, л. 78 об.

[27] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 603, л. 42 об. — 43.

[28] Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии // Он же. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. — Тверь: Булат, 2005. Кн. 4. С. 379.

[29] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 623, л. 172 об.

[30] Тульские епархиальные ведомости. 1917, № 13−14, 1−8 апреля. С. 84.

[31] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 623, л. 172 об.

[32] Там же.

[33] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 640, л. 213.

[34] Там же, ф. 3, оп. 17, д. 623, л. 173 об.

[35] Там же, ф. 3, оп. 17, д. 640, л. 213 об.

[36] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания. С. 122.

[37] Там же.

[38] Виноградов Капитон, прот. Семейная хроника. Рукопись. — Архив храма в честь св. блгв. кн. Александра Невского г. Тулы.

[39] Здесь и далее — орфография оригинала.

[40] Виноградов Капитон, прот. Дневник. 1901 г. 18 февраля. Рукопись. — Архив храма в честь св. блгв. кн. Александра Невского г. Тулы.

[41] Там же. 1912 г. 3 августа.

[42] Там же. 1906 г. 14 мая.

[43] Там же. 1913 г. 7 марта.

[44] Там же. 1913 г. 26 марта.

[45] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917−1918 гг.: Деяния 118−136. — М.: ГАРФ, Новоспасский мон-рь. 2000. Т. 9. С. 119.

[46] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания. С. 122.

[47] Там же, с. 125, сноска 3.

[48] Никитский В. А. Родные люди и родные места священномученика Илариона // Засечный рубеж (газета), 2004, май, № 18. С. 7

[49] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания. С. 122.

[50] Иларион, (архиеп. Верейский), сщмч. Без Церкви нет спасения / вступ. ст. мон. Софии: Житие сщмч. Илариона (Троицкого). — М.; СПб: Сретенский монастырь, Знамение, 2000. С. 550.

[51] Там же.

[52] Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви // Он же. Христианства нет без Церкви. — М.: Православная беседа, 1992. С. 31.

[53] Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. — М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955. С. 14.

[54] Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. — М., СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 116, 117.

[55] Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. — М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 1999. С. 3.

[56] Кривошеева Наталия. Блаженни непорочнии в путь ходящии: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) [начало] // Москва (журнал). 1998. № 1. С. 211.

[57] Клировыя ведомости по городу Кашире и уезду. За 1900 год. — ГАУ ТО, ф. 3. оп. 17. д. 623. л. 172.

[58] Служанка церкви (лат.). См.: Иларион, (архиеп. Верейский), сщмч. Без Церкви нет спасения. С. 373.

[59] Иларион (Троицкий), архиеп. Письмо Л. П. Архангельской от 3 февр. 1926 г. — Архив А. В. Никитского.

http://www.pravoslavie.ru/97 331.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru