Русская линия
Православие.Ru Джесси Доминик02.09.2016 

Он учит быть православным до конца

2 сентября 1982 года отошёл ко Господу иеромонах Серафим (Роуз), подвижник, основатель монастыря преподобного Германа Аляскинского в Платине, духовный писатель, автор многочисленных книг, оказавших большое влияние на православную жизнь в Америке. О том, какую роль в его жизни сыграли труды отца Серафима, об уроках отца Серафима мы попросили рассказать журналиста Джесси Доминика, православного американца, сотрудника английской версии портала Православие.Ru.

О. Серафим (Роуз) в монастыре Прп. Германа. 1979 г. Фото Гари Тодорова

О. Серафим (Роуз) в монастыре Прп. Германа. 1979 г. Фото Гари Тодорова

Первый американский святой

Для православных американцев отец Серафим (Роуз) — первый настоящий американский святой. Именно святой. Конечно, кто-то, может быть, с этим утверждением и не согласится, станет указывать на какие-то его ошибки и заблуждения. Но это не суть важно, важнее то, что он открыл для американцев дверь к Богу, показал, что мы можем найти путь к Богу в православной вере. Мы ведь неправославная страна, и не надо забывать, что американцам жить по-православному намного труднее, чем тем, кто уверовал, живя в традиционно православной стране. Потому что американцы — очень мирские, светские люди, а Америка — страна секулярная.

По пути к Церкви

Да, в Америке немало верующих, но это в основном протестанты. В такой традиционно протестантской семье вырос и я сам. Многие поколения моих предков были горячо верующими людьми. Мы шли за Христом, старались удерживаться от греха… Всё так. Но… У нас не было священников, святых Таинств. Были крещение и причастие, но как символы, не как Таинства.

С Православием я познакомился, когда учился в университете в Пенсильвании. Возле университета на улице проповедовал православный проповедник. Я узнал, что он тоже был протестантом, а в 50 лет стал православными и решил проповедовать на улице. Сейчас он довольно известен. Я спросил его тогда, почему он оставил протестантизм и принял Православие. Он объяснил, в чём суть Крещения и Причастия, и я почувствовал, как будто лампа зажглась и всё осветила: всё стало таким ясным и понятным, всё обрело смысл. Конечно, Причастие не просто символ Тайной вечери. Конечно, Крещение не просто символический акт. Конечно, мы должны почитать святых и святыни.

Через год я принял Православие. К счастью, недалеко от университета, буквально через три улицы, был очень хороший православный приход. Многие студенты туда ходили. Мы все подружились. Службы были не каждый день, но часто, и я не пропускал ни одной…

А об отце Серафиме я узнал несколько позже. У моей хорошей подруги, Ксении, наполовину русской и, конечно же, православной, было его житие. Я как-то заинтересовался им, прочитал и понял: это великий человек!

Распять разум на кресте

Великий пост 1971 г. О. Серафим за работой в монастырской трапезной, тогда ещё недостроенной

Великий пост 1971 г. О. Серафим за работой в монастырской трапезной, тогда ещё недостроенной

Чем важны книги отца Серафима (Роуза)? Он показывает нам, как мы должны относиться к Богу, к Церкви, к святым. Он говорил: «Когда я стал христианином, я распял на кресте свой разум». А ведь он был очень образованный и умный человек. У него была возможность сделать хорошую академическую карьеру, но он понял, что есть нечто лучшее: быть смиренным. И он отдал свой ум Богу.

И это пример для нас. Если мы что-то не понимаем, если нам кажется, что мудрость мира противоречит вере, мы должны просто принять то, что говорит Церковь. И моё понимание Православия — это от отца Серафима. По крайней мере, я пробую идти за ним. И он учит быть православным до конца. А ведь особенно в Америке это трудно — быть православным до конца. У нас другой менталитет. Мне могут нравиться ладан и иконы, но если мне кажется, что иногда святые говорили правильно и умно, а иногда нет, я могу просто отбросить их учение. Когда мне что-то не нравится, я скажу: это их мнение. Например, мытарства. Это страшно, поэтому я говорю, что это просто мнение святых. Нам, американцам, свойственно такое избирательное отношение. Но отец Серафим был абсолютно другим. Его ученик схиархимандрит Амвросий сказал мне как-то, что отец Серафим просто всё, что говорит Церковь, смиренно принял — без сомнения, без вопросов. Как не усомнился ни в одном чуде в житиях святых.

Я легко принял Православие, но вот то, что Богородица — Пресвятая, Пречистая, Пренепорочная, не то что смущало меня… Я был протестантом и знал, что только Христос без греха, поэтому я не знал, как понимать, что и Матерь Божия тоже. Это не было сомнением, нет. Просто было непонятно. И однажды я сказал себе: Церковь всегда права. Я принял это верой. И теперь, даже когда я что-то не понимаю, я доверяю Церкви. Как отец Серафим (Роуз): он никогда не сомневался.

К Богу или к диаволу?

Одна из важнейших книг отца Серафима — «Православие и религия будущего». Отец Дамаскин (Христенсен) в своей книге об отце Серафиме написал: для отца Серафима самым важным был вопрос, откуда и куда идёт человечество. Потому наше понимание того, откуда мы пришли и куда идём, определяет, как мы живём здесь. Поэтому он часто писал о конце мира, говорил о знаках конца мира. Он был трезвенным, адекватным, не в прелести. И он говорил: мы должны верить Богу, потому что сатана готовит мир к тому, чтобы он поверил ему, диаволу.

При земной жизни отца Серафима очень популярными были и НЛО, и йога, была даже т.н. «христианская йога». И отец Серафим увидел, чем увлечения всем этим чреваты, он понял, что это отвлечение людей от истинного пути. Он изучал НЛО и понял, что значат свидетельства людей, столкнувшихся с НЛО: странные звуки, свет, какие-то непонятные существа, необъяснимый страх, который вдруг возникает у людей… Но то же самое было, когда отцов-пустынников искушал сатана. Те же самые явления! Мы о них читаем в житиях святых. И отец Серафим понял и показал нам, как мы должны относиться к таким явлениям.

Что же касается йоги, тем более «христианской йоги"… Неверно относиться к ней как к просто полезным упражнениям. Тут есть большая духовная опасность. Как и в экуменизме. Экуменизм — это не просто любовь к католикам, это духовный соблазн, мы можем душу потерять, следуя за этим.

Он был пастырем и хотел нам помочь, потому и предупреждал об этих опасностях. Но он был очень строг к людям, и поэтому, думается мне, некоторые не любили его, называли фанатиком. А он был очень предан Православию.

«Владыка Иоанн всегда будет помогать обители в Платине»

О. Серафим (Роуз) служит Божественную литургию в понедельник Светлой седмицы (14 / 27 апреля) 1981 г. в наружной часовне, на том месте, где он похоронен

На самого отца Серафима огромное влияние оказал святитель Иоанн (Максимович). Мы даже и не представляем, какая между этими людьми была духовная связь. В житии отца Серафима отец Дамаскин пишет, что отцу Серафиму много раз являлся святитель Иоанн после своей смерти. И даже, по свидетельству отца Дамаскина, отец Серафим ожидал — и говорил об этом, — что владыка Иоанн будет помогать обители в Платине и после его смерти.

Многие святые видели Бога, и я понимаю, что это значит. Но раньше я не понимал, что значит, когда человек видит святого. Как это? И я спросил у профессора Кристофера Веньямина в семинарии: когда человек видит святого, что он видит? Он сказал: «Это Божественная энергия проявляется через святого человека». Поэтому, когда отец Серафим увидел святителя Иоанна, он и стал свидетелем такого проявления Божественной энергии.

То православное мировоззрение, которое отец Серафим показал американцам, было в нём самом воспитано святителем Иоанном.

Чья Церковь истинная?

Ещё одна проблема, с которой я столкнулся и которую помогли разрешить труды отца Серафима, — это вопрос о раскольниках. Я был просто ошеломлён, когда узнал о раскольниках. Ведь я принял Православие, потому что понял: это истина. И вдруг кто-то говорит, что у них истины больше, что их вера лучше. Но я же хочу быть в истинной вере, в истинной Церкви! Что делать? Может быть, мне надо перейти к тем, кого называют раскольниками? Но, слава Богу, мне попался сборник писем отца Серафима к его ученику отцу Алексию (сейчас он монах). В своё время в Бостоне был греческий монастырь. И сначала отец Серафим (а он и его единомышленники были в Русской Зарубежной Церкви) думал, что они и эта монастырская община — одного сердца, но в течение лет понял: нет, они другие. Они были как фарисеи, фанатики, сумасшедшие, и он строго предупреждал своего ученика: «Если ты продолжишь идти по этому пути, ты окажешься за границей Церкви — выйдешь из неё». В конце концов он оказался прав: через четыре года после его смерти братия этой бостонской обители ушла в раскол. Они и сейчас раскольники.

По письмам его, по тому, что и как он советовал и о чём предупреждал, я увидел, что сам отец Серафим не фанатик. Некоторые говорят про него: «Отец Серафим (Роуз) сумасшедший, он зилот». Но его письма иные. И они показывают нам: он был всегда спокойным, духовно ровным. И, читая их, я понял: раскольники чужды истинной Православной Церкви. Так что благодаря отцу Серафиму я остался православным. А ведь в течение нескольких месяцев были сильные сомнения и мысли: «Может быть, я должен перейти в другую церковь?» Но отец Серафим спас меня от такого искушения.

Текст подготовил Никита Филатов

http://www.pravoslavie.ru/96 671.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru