Интерфакс-Религия | Александр Щипков | 24.08.2016 |
Президент России Владимир Путин согласился с предложением премьера Дмитрия Медведева назначить новым главой министерства образования и науки РФ сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву, ее предшественник Дмитрий Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.
О своем отношении к этому назначению, о личности О. Васильевой, перспективах взаимодействия Церкви с ведомством при новом министре, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал политолог, социолог религии, первый замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.
— Александр Владимирович, как Вы отнеслись к смене министра образования?
— Все вопросы, которые касаются министерства образования, в последние годы вызывали у меня, и не только у меня, чувство глубокого неудовлетворения. Я понимаю, что это одна из очень сложных областей государственного регулирования, но тем не менее, загонять ее в тупик в течение долгого срока опасно, должен быть предел. Конечно, не все зависит только от министра, было бы наивно так считать — понятно, что это система, которая опирается на определенную идеологию.
Но то, что эта система нуждается в реорганизации, — совершенно очевидно. А вот что касается реорганизации, то для того, чтобы ее проводить, нужны конкретные руки и конкретные головы.
С этой точки зрения, появление на этой площадке Ольги Юрьевны Васильевой — первая радостная новость, которая за многие годы для меня лично связана с деятельностью министерства образования. Поэтому я могу выразить чувство удовлетворения и благодарность президенту за то, что он принял это решение.
— Как бы Вы могли охарактеризовать Ольгу Васильеву как специалиста?
— Ольга Юрьевна хорошо известна как специалист в среде профессиональных историков и философов. Это человек, который занимается всю свою жизнь абсолютно конкретным делом. Это конкретное дело — историческая наука. Но параллельно она многие годы активно занимается государственно-административной работой. Она совершенно блестящий историк, специалист по истории Православной церкви XX века. Также я читал ее интересные тексты по католичеству. Она великолепно знает протестантизм. Кроме того, она музыкант, кроме того у нее за плечами Дипакадемия, то есть имеет блестящее гуманитарное образование. Это человек широкого мышления и взгляда на жизнь, на политику, геополитику. Это вообще человек с большим жизненным опытом и масштабным видением мира, который ее окружает. Она держит свое слово и, когда за что-то берется, доводит это до конца. Я говорю это совершенно ответственно, потому что наблюдал это не один раз в течение многих лет.
Для меня это назначение — огромная радость не только за карьерный рост Ольги Юрьевны, но и за всю отрасль, потому что я связываю с этим грядущие перемены, причем совершенно очевидно, что при поддержке Владимира Путина.
— Удастся ли Церкви достичь с новым главой Минобрнауки консенсуса по вопросу о расширении преподавания школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?
— Проблемы образования и науки в России намного шире, чем только проблемы преподавания «Основ религиозных культур», которые можно было решить 20 лет назад совершенно безболезненно. Это надуманная проблема, проблема, которую напрасно политизировали.
Реорганизации требует сам подход к системе образования. Или мы создаем собственную интеллектуальную элиту, или мы ликвидируем Академию наук, закрываем российские вузы и будем обращаться к нашим американским «партнерам» со словами: «Правьте нами». Вот и все. Вопрос стоит чрезвычайно остро и серьезно.
Ведь умудрились провести сегрегацию в области образования, когда в результате ЕГЭ и других преобразований мы лишили граждан равного доступа к образованию. Существует масса и других проблем, в ряду которых, естественно, стоит и вопрос о религиозном образовании. Фактически его скидывают с обсуждения в стране, где 80% населения при соцопросах отвечают положительно на вопрос о том, религиозны ли они. И из этих 80% религиозного населения около 80−90% - православные христиане. А мы не даем возможности детям в школе познакомиться с основами православия. Это немыслимая ситуация и абсолютно ложное понимание светскости государства. Нигде в мире религия законодательно не отделена от государства, кроме России, которая тащит на себе этот рудимент раннего либерального большевизма.
— Недавно патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Общество русской словесности. Проблемы, связанные с преподаванием литературы и русского языка в школах, — еще один важный пункт в повестке отношений Церкви и министерства образования.
— Не случайно президент обратился к патриарху с просьбой возглавить восстановленное Общество любителей русской словесности, которое существовало еще в XIX веке. Почему? Потому что некому поручить, некого попросить. К патриарху обращаются для того, чтобы он занялся гуманитарной дисциплиной. Это, с одной стороны, говорит о доверии к Святейшему патриарху, а с другой — о чудовищной ситуации, в которой мы находимся: почти не осталось фигур, которые являются авторитетом в гуманитарной области. И президент обращается к Церкви за помощью в деле спасения русской литературы и русского языка. Именно в этом ключе я понимаю назначение и будущую роль Ольги Васильевой в деле упрочения российского образования и российской науки.