Известия | Павел Панов | 23.08.2016 |
В стенах Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) прошло августовское Всероссийское педагогическое собрание, в котором приняли участие учителя, директора школ и представители разных уровней власти. Открыли мероприятие премьер-министр Дмитрий Медведев и новый глава Министерства образования Ольга Васильева.
В самом начале премьер-министр представил присутствующим нового министра. В свою очередь Ольга Васильева поприветствовала участников и поблагодарила их за продуктивную двухдневную работу. Глава ведомства после назначения успела провести несколько встреч с педагогическим сообществом.
«Хочу сказать, что педагогическое собрание в августе — хорошая традиция. Работники образования собираются вместе, обсуждают задачи, которые предстоит решить в новом учебном году. Это собрание отличается тем, что оно впервые имеет всероссийское значение, хотя мы прекрасно знаем, что в разных регионах такие совещания проводятся в последние недели перед началом учебного года, — обратилась к участникам Васильева. — Всероссийский педагогический совет актуализировал вопросы работы по поручениям президента и правительства, была проанализирована текущая ситуация, и сейчас представлена возможность обсудить вопросы, волнующие нас, детей, родителей и общество в целом».
Участники совещания обсудили вопросы инфраструктуры в школьном образовании. Учителя сетовали на то, что существующие проекты и нормативы к школам несколько устарели и их необходимо совершенствовать. Также затронули тему школьного оборудования и отчасти импортозамещения. Премьера попросили поддержать российских производителей и организовать производство школьного оборудования на доступном расстоянии от школ.
Отдельно из зала был задан вопрос об обновлении школьного автобусного парка. Премьер достаточно подробно и чётко отвечал на каждый вопрос преподавателей.
«Инфраструктура школьного образования — основа, без которой оно развиваться не может. Мы это осознаём в правительстве. Была реализована большая программа по строительству детских садов, сейчас перешли к школам. Мы эту программу реализуем до конца, чего бы это ни стоило. Большинство наших школ построены в 60−70-е годы. В ближайшие 10 лет нам необходимо создать мощности для обучения огромного количества учеников. До 2025 года — 6,5 млн мест. На этот год на программу заложено 25 млрд рублей», — пояснил Дмитрий Медведев.
Премьер продолжил, заявив, что правительство готово сделать ставку на российских производителей, если оборудование, которое они производят для школ, устраивает учителей. По обновлению школьного автопарка было объявлено о том, что на днях им было подписано распоряжение о закупке 1,8 тыс. новых автобусов на сумму 3 млрд рублей.
Следующий блок вопросов касался содержательной части образовательного процесса. Здесь обсуждали метапредметные результаты учащихся и развитие информационной образовательной среды. Учителя просили больше внимания уделить вопросам онлайн-обучения и закрепить на государственном уровне инициативу создания электронной школы.
«Кого вы уговариваете? Я двумя руками за. Я прекрасно помню, когда в 1990-е годы появились компьютеры, для меня было довольно сложным моментом перейти с пишущей машинки и ручки к компьютеру. Надо признаться, что наша школа блестяще это выдержала. Можете не сомневаться, я уверен, что у российской электронной школы большое будущее, и я готов сделать всё, чтобы этот проект быстрее внедрялся», — обратился Медведев.
С финансовыми вопросами также решили не тянуть. Преподавателей и руководителей школ до сих пор волнует тема системы оплаты труда. В данный момент в различных регионах существует три модели начисления заработной платы. Участники совещания предложили премьеру сделать единую систему, обязательную для всех. Отдельно было выдвинуто предложение о повышении зарплаты преподавателей учреждений дополнительного образования до уровня преподавателей школ.
«Проблема заключается не только в средних показателях, но и в зарплатной бухгалтерии. Это довольно тонкая история. Она должна быть понятна и прозрачна. Вот говорили о трёх моделях и необходимости перейти на одну. Хочу сказать простую вещь, мы готовы сделать так, как вам удобно. Давайте это обсудим и примем решение. Но это не должно быть навязано новым министром образования, губернатором или правительством. Я очень прошу эту работу продолжить и подготовить предложение», — сказал премьер.
Медведев подчеркнул, что поддерживает идею повышения зарплаты педагогам дополнительного образования, однако, по его словам, чтобы её реализовать, нужно сделать одну простую вещь — найти деньги.
Про снижение бюрократической нагрузки на учителей говорят уже с 2012 года, однако с каждым годом учителя всё больше жалуются на количество заполняемых ими бумаг. В этот раз преподаватели в очередной раз обратились за помощью к главе правительства проконтролировать этот вопрос и дать соответствующее поручение. Озвучивались варианты сокращения проверок для успешных и стабильно работающих школ.
Обсуждая этот блок вопросов, премьер заявил участникам встречи, что его поразила цифра ненужных отчётов, которые подготавливаются учителями и директорами школ.
«Оказывается 80% того, что учителя и руководство школы пишут в разные ведомства, вообще не связано с учебным процессом. Это беда. Надо с этим разобраться. Минобрнауки готовит ответ к первому сентября. Если потребуется, то можем внести и поправки в законодательство. По количеству ограничений проверок для школ, которые отлично себя зарекомендовали, я думаю, что это тоже возможно. Если по школе нет проблем, то количество проверок должно быть точно меньше, но критерии должны быть выработаны Минобрнауки», — уточнил Дмитрий Медведев.