Русская линия
Православие.RuПротоиерей Олег Стеняев18.08.2016 

Воздушные мытарства. Мытарство второе — лжи

О том, за какие грехи придётся отвечать на втором мытарстве, как быть, если не можешь выполнить обет, зачем Всезнающий Господь идёт смотреть на Вавилонскую башню, стоит ли стыдиться открывать священнику на исповеди свои грехи, легко ли жить, говоря всегда только правду, а также о том, как правильно исповедоваться и что недопустимо на исповеди.

«Мы приблизились к другому мытарству, называемому мытарством лжи. Здесь человек отдаёт отчёт за всякое лживое слово, а преимущественно за клятвопреступление, за напрасное призывание имени Господня, за ложные свидетельства, за неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю исповедь во грехах и за всё тому подобное, когда человек прибегает ко лжи», — повествует блаженная Феодора о втором мытарстве.

Итак, грехи второго мытарства:

О лживых словах в Псалтири сказано: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» (Пс. 7: 15). Мы видим, что ложь рождается от неприязни к ближнему, когда человек «чреват злобою» — то есть затаил неприязнь, но не решается на открытое выступление против неприятного ему человека.

О братьях Иосифа Прекрасного сказано: «И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (Быт. 37: 4). Эти слова: «и не могли говорить с ним дружелюбно» — сказаны в похвалу братьям, хотя ненавидеть брата — грех, но при этом они не лицемерили, и то, что было у них на сердце, было и на устах.

Другой пример — когда была изнасилована Дина, дочь Иакова. Насильник и его отец пришли её сватать, соглашаясь на любые условия: «И отвечали сыновья Иакова (Симеон и Левий. — прот. О.С.) Сихему (насильнику Дины. — прот. О.С.) и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их» (Быт. 34: 13). Они вправе были наказать насильника Сихема, потому что он нарушил закон, установленный ещё праотцом Ноем. Но говорить с лукавством. Позже их действия обнаружили их неправоту, и умирающий Иаков произнёс на них проклятие: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их. проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 5, 7).

О клятвах Господь Иисус Христос сказал: «Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5: 33−37). Обычно поклясться в чём-то требуют от такого человека, у которого «да» может означать «нет» и наоборот. Господь хочет, чтобы христиане были людьми слова — «да будет слово ваше: да, да; нет, нет». А требовать с кого-то клятву означает заранее выражать ему недоверие, но если ему не доверяют, то где гарантия, что он не соврёт и в клятве?

Произнесение имени Господа всуе — тяжёлый грех, ибо сказано: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20: 7). То есть наказание не замедлит и обрушится на того, кто не святит имя Бога и относится к нему без должного трепета и благоговения.

Здесь иудеи впали в крайность: боясь нарушать заповедь об имени Господа, они совершенно прекратили его употреблять. Хотя в Книге Руфь мы встречаем «непроизносимое четырёхбуквенное» имя в прямой речи персонажей этой пасторальной книги.

Сказано: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в неё праведник — и безопасен» (Притч. 18: 11). То есть если мы призываем имя Господа в опасной для нас ситуации, то оно, как крепкая башня, оберегает нас. Но используя имена Бога не по их прямому назначению, мы совершаем страшный грех. Для христиан имя, которое как «крепкая башня», — это имя Иисуса Христа. О Его имени сказано: «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). «Молитва Господня» начинается словами: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Мф. 6: 9).

Лжесвидетельство — это не просто ложь, но ложь, имеющая целью осудить, наказать человека за то, в чём его ложно обвиняют. По церковным канонам, то, в чём лжесвидетель обвиняет ближнего, и должно стать приговором для него (хотя формально он этого не совершал). Если ты реально видишь грех в человеке и хочешь помочь, поступи, как Господь Иисус Христос заповедал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15−17). Без соблюдения подобного порядка обличения обличитель, если даже он прав, считается лжесвидетелем, и всё, что подобает лжесвидетелю, ляжет на него.

Почему Бог сказал Аврааму о Содоме и Гоморре: «Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18: 21)? Зачем сказано о Вавилонской башне: «И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие» (Быт. 11: 5)? Разве Вездесущему и Всезнающему надо сойти и посмотреть? Подобные антропоморфизмы даются в тексте Библии для того, чтобы и нас научить не верить ничему на слух, не принимать сплетни за истину, пока сам не убедишься в той или иной правоте, а тогда — действуй по схеме: Мф. 18: 15−17. И никак иначе.

Неисполнение данных Богу обетов, как правило, связано с тем, что человек или дал поспешный обет, или не испросил у Бога помощи для исполнения обета. Сказано: «Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои» (Иов. 22: 27). Для лучшего исполнения обета рекомендуется давать его при верных свидетелях: «воздам обеты мои пред боящимися Его» (Пс. 21: 26). За нарушение обетов, по канонам, полагаются разного вида наказания, описанные в Книге Правил, или Кормчей. Здесь опять приемлем принцип «да будет слово ваше: да, да; нет, нет». Лучше жить благочестиво без обета, чем, давши обет, не исполнять его. Сказано: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошёл» (Мф. 21: 28−30).

«Авва Иоанн рассказал нам: „Пришлось мне быть в Фиваиде, в киновии аввы Аполлона. Там я видел молодого брата, у которого и отец по плоти был тоже инок. Этот юноша дал обет в течение всей жизни не пить ни воды, ни вина, смешанного с водой, ни какого-либо другого напитка. Он питался цикорием, бобами, вообще такими овощами, которые, служа пищей, могли бы в то же время утолять жажду. Послушание его состояло в том, чтобы сажать хлебы в печь. Так прошло три года, и юноша заболел. От этого недуга он отошёл ко Господу. Во время болезни с ним сделался сильный жар, к тому же он страшно страдал от жажды. Все его уговаривали, чтобы он принял хотя бы немного вина с водой, но брат наотрез отказался. Тогда авва киновии послал за врачом, не сможет ли тот помочь страдальцу. Врач явился. Увидав брата в тяжком состоянии, врач долго убеждал его выпить немного вина с водой, но всё было тщетно. Тогда врач обратился к авве со словами: „Принесите мне большое корыто“. Влив в него четыре ведра тёплой воды, он заставил опустить в него больного до бёдер и держать его в воде в течение часа. И святой старец уверял нас (он сам был там в то время), что, когда подняли юношу, в корыте осталось не больше одного ведра. Вот как жили великие подвижники, истощая себя ради Бога, чтобы наследовать вечное блаженство“»1.

Об утаивании грехов на исповеди. Есть люди, которые, идя на исповедь, проявляют ложный стыд перед священником и утаивают грехи. У таких людей есть серьёзная опасность застрять на втором мытарстве. Подобный стыд на исповеди связан с тем, что когда человек начинает близко общаться со священником, то думает так: если он расскажет обо всех своих грехах, священник изменит к нему отношение в худшую сторону. На самом деле такую мысль нашёптывает диавол. Всё бывает как раз наоборот: священник, если чувствует, что исповедь не искренняя, может охладеть к этому человеку. А когда священник видит, что человек всецело ему доверяется, то проникается состраданием к человеку.

В 1-м послании Иоанна Богослова сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1: 9−10). То есть если мы ничего не скрываем на исповеди, то будем прощены. Если же говорим, что не согрешили, то «представляемся Ему лживыми, и слова Его нет в нас». Если, придя на исповедь, мы занимаемся перед священником самолюбованием, скрываем свои грехи или ищем для них какое-то оправдание, то тут есть опасность, что мы точно застрянем на втором мытарстве.

Мытарство 2-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент

Мытарство 2-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент

У православных людей на исповеди бывают две крайности. Одна крайность: батюшка спрашивает:

— Какие у тебя грехи?

А человек отвечает:

— Никаких нет.

Я иногда в таких случаях говорю:

— Если у вас нет грехов, вам стоит ходить в синагогу или мечеть. Там собираются люди, верящие, что своими собственными усилиями они могут выстроить отношения с Богом. А у нас собираются грешники, нуждающиеся в Посреднике. И этим Посредником является Иисус Христос. Всё, что происходит в храме, — для грешников. На исповеди отпускаются грехи, снимается ответственность за грехи как за содеянные поступки. В Причастии попаляется склонность ко греху. Соборуем для того, чтобы «при помазании тела елеем призывалась на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные»2, — и даже те немощи, которые человек может не замечать в своей жизни (забытые грехи3): «и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 15). Рукополагаем, чтобы «немощное уврачевать и оскудевшее восполнить», — в общем, как реанимация. А если вы безгрешны, это место не для вас.

Другая крайность: человек на исповеди говорит:

— Грешен, батюшка, во всём!

Мой покойный духовник отец Димитрий Дудко научил меня, что следует делать в таких случаях. Я спрашиваю:

— Кого ты зарезал?

Человек смущается:

— Никого я не резал.

— А что ж ты сделал?

И начинается разговор, начинается исповедь.

Это диавол внушает человеку мысль, что от пастыря надо скрывать свои проблемы. Пастырь должен знать проблемы своих овец, иначе как он сможет им помочь? И те люди, которые лгут, особенно на исповеди, могут застрять на втором мытарстве.

Как пастырь, который служит уже достаточно большое количество лет, я могу сказать, что удивить на исповеди священника нельзя ничем. Я больше 25 лет в сане и мог убедиться, что священника на исповеди нельзя удивить. Всё, что вы говорите, говорят такие же люди, которые стоят рядом с вами. В своё время праведный отец Иоанн Кронштадтский добился от Синода общей исповеди, потому что желающих исповедоваться у него было очень много. И это делали так: в Андреевском соборе в Кронштадте гасили свет, горели только две лампады: перед иконой Иисуса Христа на иконостасе и перед иконой Божией Матери на иконостасе. Начиналась исповедь. Один мужчина, который был на этой исповеди, описывает, как люди вокруг стали кричать. Какая-то женщина начала кричать, что она ребёночка своего вытравила в себе, мужчина кричал, что у него грех кровосмешения, кто-то ещё что-то кричал. Первая мысль души, оказавшейся в таких условиях: вокруг меня ад. Но когда человек заглядывал сам в себя, он видел такие же грехи и тоже начинал их выкрикивать. Он тоже начинал кричать. Поэтому знайте, что ложный стыд на исповеди реально помешает пройти второе мытарство.

В Писании сказано, что «всякая неправда есть грех» (1 Ин. 5: 17). Поэтому, проявляя неправду в том или ином виде, мы создаём для себя проблему при прохождении второго мытарства.

Говорить правду трудно и даже сложно. Приведу пример из своей жизни. Я как-то решил один день не врать. Сказал себе: «С утра и до ночи я не буду врать». Это был ужасный день. Я с утра встаю, иду кушать. Во время обеда хозяйка поставила передо мной первое блюдо и вскоре спросила:

— Ну как супчик?

Я ответил:

— Не досолила.

Когда она принесла второе блюдо, спросила опять:

— Ну как, нравится?

Я сказал:

— У меня повышенная кислотность, а здесь, чувствую, есть то, что не надо бы мне: изжога будет.

Она говорит:

— Ладно, сам выбирай третье. Чай, компот, кефир?

Я говорю:

— Лучше кефир.

Она через минуту спрашивает:

— Кефир-то нормальный?

Я отвечаю:

— Немного прокис.

Хозяйка меня провожает, спрашивает:

— У тебя настроение плохое?

Я отвечаю:

— Просто ужасное.

— А что такое?

— Плохо спал, проблема со здоровьем, расстройство желудка.

Я уж не стал всё рассказывать, пошёл в храм на Ордынку. Хозяйка позвонила настоятелю храма отцу Борису Гузнякову (ныне покойному), сказала:

— С отцом Олегом что-то случилось, поговорите с ним.

Прихожу в храм, готовлюсь к службе. Отец настоятель заходит и спрашивает:

— Ну как дела? Как настроение?

Я говорю:

— Не очень хорошее.

Он спрашивает:

— А почему?

А он привык, что я всегда деликатно лгал: «Да всё нормально, нет проблем». Я говорю:

— Спал плохо, расстройство желудка, накормили плохим супом; вот, решил не врать.

— Молебен сейчас будет, помолимся о твоём здравии. Люди придут, помолятся, ты радуйся, — говорит отец Борис. Я отвечаю, что радуюсь, но боюсь, как бы не пришёл сектант Володя и не начал орать.

Когда я покидал храм, ко мне подошёл собрат-священник отец Тимофей Гонтарь и спросил:

— Нет ли у тебя проблем? Может, надо деньгами помочь?

Я отвечаю:

— Надо, у меня мало денег.

Он спрашивает:

— Сколько дать?

Я говорю:

— Ну, рублей 50 (тогда это большая сумма была).

Приезжаю домой, а там уже собрались духовные чада.

— Батюшка, благословите! Мы группа поддержки, — говорят. — Вам угрожали по телефону?

— Кроме вас мне никто не звонит, — говорю.

— Мы вас не утомили своими звонками? — спрашивают.

— Ну, представьте себе: вы звоните в двенадцать, в час ночи. — отвечаю. — Конечно, утомили.

Они смотрят на меня круглыми глазами.

Словом, ни разу не солгав, я с трудом дожил до конца дня. И утром решил, что молчание — золото. Лучше лишний раз промолчать. Так оно правильней будет.

Преподобный Антоний Великий предупреждал: «Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий»4. Войдя в твои уши, ложь поселится там и станет для тебя препятствием в молитве, сделает тебя самоуверенным — мол, есть люди и хуже тебя — и «отгонит от тебя страх Божий».

Преподобный Ефрем Сирин наставляет: «Лживый ничего не говорит без клятвы и думает убедить многоглаголанием. Лжец много изобретателен и изворотлив»5. Но где многословие, там обман, а где ещё и клятвы — здесь наговор и преступление. Затыкай уши и беги от такого лживого болтуна. И ещё один важный совет преподобного Ефрема: «Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда допрашивают, не высказать нам вины своей и чтобы, сделав грех, извернуться и оправдать себя»6. Если грешник ищет оправдания во лжи, то его друг — диавол. Сказано: «Ваш отец диавол. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).

Закон Божий учит, что любой грех — это грех против Бога: «Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своём, который они сделали, и возвратят сполна то, в чём виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Числ. 5: 6−7). Поэтому в исповеди важны три аспекта: 1. признать, что любой грех совершается против Бога; 2. возместить по возможности нанесённый ближнему ущерб; 3. открыто и без утайки исповедоваться (назвать свои грехи вслух).

Особенно важно исповедоваться перед Причастием, дабы жертвенная Кровь Сына Божия очистила нас. Сказано: «Если он виновен в чём-нибудь из сих, и исповедается, в чём он согрешил, то пусть принесёт Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности..» (Лев. 5: 5−6). Для нас, христиан, одна Жертва — это Кровь Христа. Очень хороший пример возмещения ущерба (плод покаяния) являет нам кающийся Закхей: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19: 8). Раскаяние должно быть искренним, сказано: «Слышу. плачущего: „Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой. Когда я был обращён, я каялся, и когда был вразумлён, бил себя по бёдрам; я был постыжен, я был смущён, потому что нёс бесславие юности моей“» (Иер. 31: 18−19). Такое искреннее покаяние, со стыдом и глубоким сожалением, принесёт утешение и помилование от Господа. Сказано: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28: 3). Действуя таким образом в земной жизни, мы легко и быстро пройдём мытарства.

В слове о блаженной Феодоре о духах второго мытарства написано следующее:

«Духи в этом мытарстве свирепы и жестоки и особенно сильно испытывают проходящих через это мытарство. Когда они остановили нас, то начали со всеми подробностями спрашивать меня, и я была уличена в том, что два раза солгала когда-то в самых малых вещах, так что не ставила того себе во грех, а также в том, что один раз из-за стыда не всю правду сказала на исповеди своему духовному отцу. Уличив меня во лжи, духи пришли в большую радость и уже хотели похитить меня из рук Ангелов, но они, для покрытия найденных грехов, указали на мои добрые дела, а недостающее пополнили добрыми делами отца моего преподобного Василия и тем выкупили из этого мытарства, и мы беспрепятственно пошли выше».


Примечания

1 См.: Отёчник проповедника, 675; Луг духовный.

2 Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 2007. С. 93.

3 «Забытые грехи» — устоявшееся выражение, означающее те грехи, которые человек не может в себе рассмотреть.

4 Энциклопедия православной веры. СПб., 2009. С. 15.

5 Там же. С. 277.

6 Там же.

http://www.pravoslavie.ru/96 189.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика