Православие и современность | Священник Дионисий Каменщиков | 11.08.2016 |
Тема абортов — одна из самых трудных для обсуждения. Она делит общество на два лагеря: сторонников — тех, кто считает, что решение в этом вопросе может принимать только сама женщина, и ни врачи, ни Церковь ей не могут указывать, — и противников, для которых аборты являются не медицинской процедурой, сродни косметической, а самым настоящим убийством.
В Саратовской епархии противодействие абортам стало одним из приоритетных направлений работы миссионерского отдела. Возглавляет его священник Дионисий Каменщиков, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Храм этот открыт на территории саратовской клинической больницы № 1, и пациентки гинекологического отделения часто обращаются к отцу Дионисию за советом и помощью.
+ + +
— Отец Дионисий, что может и должен сказать священник женщине, решившей сделать аборт?
— Если женщина хочет прервать беременность не по медицинским показаниям, то священник обязан призвать её к сохранению жизни. Если же женщине угрожает опасность (хотя не всегда она бывает настолько велика, как говорят врачи), то можно посоветовать обратиться к другим специалистам, выслушать мнение не одного, а двух-трёх врачей. Если же вердикт всех специалистов однозначен и сохранить жизнь ребёнка, не причинив вреда женщине, невозможно, то священник всё равно не может благословить аборт. Он должен устраниться, дав возможность решать женщине и её семье. Он не может ничего советовать, не зная объективно, насколько опасна ситуация. Это знает только Господь, и люди должны сами решать, как поступать. Священник может только молиться.
— Но если ситуация не критична, и женщина просто не хочет иметь ребёнка, можно ли как-то отговорить её?
— Насколько показывает моя практика, отговорить женщину от принятого ею решения практически невозможно. Женщина, которая приходит в храм на беседу со священником, просто ищет поддержку, она чего-то боится, но не хочет делать аборт и хочет услышать, что поступает правильно. Женщина, которая решила избавиться от ребёнка, не будет беседовать со священником — за несколько лет, что существует договорённость с руководством 1-й клинической больницы, о предабортном консультировании после беседы с психологом (которое является обязательным при направлении на аборт) к священнику не пришла ни одна из пациенток!
Поэтому я считаю, что помогать женщинам, у которых нежеланная беременность — свершившийся факт, материально — дело нужное и важное. И Русская Православная Церковь делает всё возможное: открывает центры для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, где они могут проживать вместе с детьми и даже осваивать некоторые профессии. Но гораздо более важной мне представляется миссионерская, просветительская работа, в частности, беседы с вузовской молодёжью, чтобы никому никогда не пришлось делать этот выбор. Нужно работать по всем направлениям. Как сказано в Евангелии: «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11, 42).
— Как реагируют молодые люди на появление батюшки в студенческой аудитории?
— Ещё четыре года назад, когда мы начинали эту работу, молодёжь чаще всего оставалась индифферентной. Ни живого отклика, ни интереса в глазах. Но сейчас произошла резкая поляризация: наряду с теми, кто выступает за аборты, считая их запрет ограничением прав и свобод женщин, появились те, кто считает аборты убийством. Радует, что последних — большинство. Это означает, что идёт процесс оздоровления общества. Меняется сознание молодёжи: быть «чайлдфри» — поколением, свободным от детей, — уже не так модно. Идёт возвращение к идее создания семьи, в которой должны рождаться дети, и хорошо, когда детей много. Постепенно приходит понимание, что счастье — именно в этом.
— Статистика показывает, что чаще всего аборты делают семейные женщины. Одной из причин, которая побуждает их идти на этот шаг, является материальная неустроенность. На дворе кризис. И женщины, трудясь наравне с мужчинами, боятся уйти в декрет и потерять работу. Но только ли женщины виноваты в том, что им приходится делать этот страшный выбор?
— Если в стране происходят убийства, то кто виноват? Власть, правоохранительные органы — те, кто отвечают за покой и порядок. А если происходит убийство в семье? Даже если у женщины просто возник такой вопрос: сохранять или убивать своего ребёнка? Конечно, виноват мужчина. Он как лидер и глава семьи обязан позаботиться о том, чтобы жизнь в его семье была устроена так, чтобы всем было удобно спасаться. Другое дело, что большинство современных мужчин таковы, что в их семьях удобно только погибать. Поэтому женщина и чувствует себя незащищённой, она привыкла рассчитывать только на себя.
Первая мировая война, революция, Гражданская война, репрессии, сталинские лагеря, Великая Отечественная война — мужчины на продолжении последнего столетия в нашей стране планомерно истреблялись, а те, что рождались, не получали отцовского воспитания. Ещё эта советская уравниловка. Женщины начали конкурировать с мужчинами и стали в чём-то даже превосходить их. И не каждый мужчина может всё наладить таким образом, чтобы обеспечить своей женщине возможность рожать и воспитывать детей, заниматься домом, семьёй. А у многих и желания такого нет. Если ко мне приходит человек, глава семьи, и говорит: я третьего ребёнка не потяну, а сам вечера проводит у большого телевизора, почти живёт у него, ездит на дорогой машине и не хочет себя ни в чём ограничивать, — так и хочется сказать ему: встань с дивана, оторвись от телевизора, найди вторую, третью работу. Не хочешь работать — продай дорогую машину и купи подешевле!
Материальные причины абортов надуманны, люди привыкают к определённому уровню комфорта, а появление нового ребёнка заставляет их чем-то жертвовать. Но жертвовать никому ничем не хочется. Между тем Господь создал всё очень премудро и просто: пока люди молодые — у них рождаются дети. Когда дети взрослеют, взрослеют и родители, отец семейства «выходит в должность», происходит какой-то карьерный рост, он уже становится опытным, может поставить своих детей «на крыло», помочь им. Когда всё органично, всё идёт по духовным законам, все счастливы. Ведь что такое счастье? Это бытие с Богом. Живя без Бога, люди забыли о счастье. Всё перевёрнуто с ног на голову…
— Но порой женщины, пришедшие на аборт, даже не задумываются, что совершают убийство, что зародившаяся в них жизнь — это пусть маленький, но уже человек, да и врачи до определённого срока называют ребёнка плодом. Помню, первый вопрос, который задала мне врач в женской консультации, был: будем сохранять?
— Да, студентов медицинских вузов до сих пор учат по теории Геккеля, согласно которой, плод проходит все стадии филогенеза, и якобы только через какое-то время зародыш-«головастик» становится ребёнком. На стенах медучреждений до сих пор висят эти жуткие таблицы морфологических рядов. И у врачей, которые делают аборты, якобы есть этическое обоснование: плод — это не человек.
Но эта теория ещё при жизни её автора была признана фальсификацией! Жизнь человека начинается с момента зачатия — об этом говорит и Церковь, и современная наука! На третьей неделе у ребёнка уже бьётся сердце. И если ребёнок зачат, он пришёл в этот мир — он должен родиться. С момента зачатия он обладает бессмертной душой! И задача здоровых сил общества, всех здравомыслящих людей — объединиться ради сохранения жизни. Ведь если вы идёте по улице и видите, как кто-то избивает или убивает ребёнка, вы сделаете всё возможное, чтобы остановить убийц, вызовете полицию в конце концов. Почему же аборты совершаются с молчаливого согласия общества? Ведь не ракеты, танки и самолёты, не нефть и газ составляют достояние страны, а люди, населяющие её. Чтобы жила страна, в ней должны рождаться дети, иначе мы обречены.
Поэтому, когда речь идёт об абортах, священник не может и не должен молчать — ведь убивается наша паства! Аборты — прямая угроза национальной безопасности. И остановить их, достучаться до сердец, пробудить людей ото сна — наша обязанность. Мы не можем отступить, не имеем права.
Газета «Саратовская панорама» № 26 (1056), беседовала Ольга Новикова
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/esli-rebenok-prishel-v-ehtot-mir-on-dolzhen-roditsya