Русская линия | Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин) | 02.08.2016 |
Послушник Феодор (Абросимов Фёдор Семёнович), родился 20 февраля 1897 года в деревне Чаваньга Терской волости Архангельской губернии в семье рыбака-помора. В 1913 году, будучи шестнадцатилетним юношей, Фёдор ушёл послушником в Трифоно-Печенгский монастырь.
Древнее поморское село Чаваньга на Терском берегу Белого моря
Главное здание Печенгского монастыря в Луостари. На первом плане юные послушники монастыря. Фото начала XX
Русские солдаты Первой Мировой войны
Но вскоре началась Первая Мировая война. Юный послушник был призван в царскую армию и в конце 1915 года убыл в Петроград. Воевал рядовой Фёдор в составе сапёрного батальона на Западном фронте на Минском направлении до весны 1918 года. Демобилизовавшись, уехал в Архангельск и устроился матросом на буксир. В 1919 году был мобилизован и служил рядовым в частях генерала Е. К. Миллера, но вскоре по болезни от службы был освобождён. В октябре 1919 года вновь вернулся в Печенгский монастырь.
Северная армия генерала Е. К. Миллера, в которую был мобилизован Фёдор, была немногочисленна и составляла не более 10 000 человек. Северный фронт противостоял установлению власти большевиков на Севере до февраля 1920 года.
В 1920 году большевистское правительство Тартуским договором окончательно подтвердило независимость Финляндии. Трифоно-Печенгский монастырь оказался за границей «новой России». Для получения права на владение монастырскими землями Феодор вместе со всей братией вынужден был принять Финское подданство. Здание церкви Рождества Христова в Печенге («Нижний монастырь») было забрано финскими властями под лютеранскую кирху посёлка Петсамо.
Здание церкви Рождества Христова в Устье Печенги («Нижний монастырь») было забрано финскими властями под лютеранскую кирху посёлка Петсамо.
Богослужебная жизнь монастыря сосредоточилась в 15 километрах от Петсамо вверх по течению реки Печенги, в посёлке Луостари. В 1919 году, с уходом из Печенги в Мурманск английских оккупационных войск, здесь базировались части финской Белой Гвардии, и какое-то время «Верхний» и «Нижний» монастыри использовались под казармы. Монастырь в это время давал убежище многим спасающимся от страшного большевистского террора. Послушник Феодор вместе со всей братией молился о «миновании страшных лет, об уходе большевиков в России от власти молитвами пострадавших».
В следственном деле Абросимова имеется фотография белогвардейских офицеров, сделанная в то время. Она была изъята при обыске в монастыре и опубликована в 1940 году в газете Советская Печенга с выразительной подписью «Печеньга. Вороньё на колокольне».
Сретенская церковь Трифоно-Печенгского монастыря в Луостари. На фото начала XX века насельники монастыря возвращаются с церковной службы.
Эта фотография фигурировала в деле Абросимова как доказательство его связей с белогвардейцами. Крестиком на фото, по мнению следователей, помечен послушник Феодор. В 1932 году на место скончавшегося игумена Иннокентия монастырской братией в настоятели был избран отец Паисий (Рябов). В то время в монастыре было 14 человек братии и 5 работников. Среди братии монастыря подвизался и послушник Феодор. В это время он исполнял послушание мастера на монастырской электростанции. С началом Советско-финляндской войны 30 ноября 1939 года посёлок Петсамо (Печенга) был занят частями Красной Армии, и в монастыре начались обыски.
Вырезка из газеты «Советская Печенга», издававшейся в Печенгском районе с приходом Красной армии. Эта фотография в дальнейшем фигурировала в деле Абросимова как доказательство его связей с белогвардейцами. Крестиком на фото, по мнению следователей, помечен послушник Феодор.
9 декабря 1939 года был арестован настоятель монастыря иеромонах Паисий. Фёдор Абросимов вместе с остальными насельниками монастыря был вывезен на территорию СССР, в район посёлка Ловозеро Мурманской области, на строительство комбината «Аллуайвстрой».
Сохранились воспоминания очевидцев тех лет: «В начале 1940 года привезли человек 20 монахов из Печенгского монастыря. Приехали они со всем своим имуществом. Работали на стройке, хотя и просили отправить их обратно в монастырь. По окончании войны посёлок Петсамо был возвращён Финляндии и монахи были отправлены за границу, хотя при этом вдруг выяснилось, что «все они бывшие деникинские офицеры». При оправке «за границу» всё их имущество было конфисковано. Это объяснялось как ответная мера, поскольку, якобы, «выезжающие из Финляндии тоже терпели притеснения».
Действительно, по окончании «Зимней войны», в соответствии с мирным договором от 12 марта 1940 года, территория Печенги возвращалась Финляндии, и монахи были отправлены в свой монастырь.
Наместник Трифонов-Печенгского монастыря иеромонах Паисий (Рябов) управлял обителью с 1932 года до ареста в декабре 1939 года. Через год допросов отец Паисий был расстрелян в Бутовском полигоне под Москвой 28 декабря 1940 года, в день памяти прп. Трифона Печенгского.
Однако Феодор отказался возвращаться в Финляндию и, решив остаться на родине, поселился на 80-ом километре тракта Пулозеро-Ловозеро (Ловозерский погост), работая древопилом.
Фото из следственного дела Ф. С. Абросимова
Послушник Феодор был арестован 2 июня 1940 года как шпион и «пособник» арестованного ранее настоятеля монастыря иеромонаха Паисия (Рябова) и препровождён в тюрьму г. Мончегорска. Предполагалось с его помощью более убедительно представить «Трифоно-Печенгский монастырь как базу для подготовки и переброски финских шпионов в СССР». Согласно политическим установкам, следователям было необходимо доказать, что «монастырь являлся явочной квартирой для перебежчиков из СССР и обратно. В стенах монастыря проходила подготовку и оттуда забрасывалась на территорию СССР агентура финской охранки» [1] .
Анкета арестованного Федора Абросимова. Из родственников указаны три брата — Иван, Александр и Сергей.
Подпись арестованного послушника Фёдора. Надо отметить, что в течение всего времени допросов подпись свою Фёдор ставил уверенно, твёрдой рукой.
Важность «дела Абросимова», равно как и «дела Рябова», в международном масштабе была обусловлена большой потребностью в доказательствах «вины Финляндии» как оправдании агрессии СССР в ноябре 1939 года, поскольку репутация советского государства на международной арене сильно пострадала: СССР был объявлен агрессором и исключён из Лиги Наций.
Так что признания Печенгских монахов были крайне важны. Феодор был переведён в Мурманскую тюрьму, где следователи старались денно и нощно. Однако послушник Феодор не оправдал надежд НКВД. Ответы его не менялись, отличаясь твёрдой последовательностью и уверенностью в своей правоте. Вскоре следователи, убедившись в «бесперспективности» Абросимова, стали формулировать вопросы с заранее явно абсурдными «фактами» обвинений. Так, например:
«Вопрос: С какой целью Вы после занятия Петсамо частями Красной армии ходили на лыжах, пытаясь проникнуть в места расположения частей РККА, а в беседах с красноармейцами выпытывали секретные сведения о фамилиях командиров и комиссаров, расположении поблизости частей сов. войск, количестве бойцов в них и вооружения, подъёмной мощности советских бомбардировщиков и форме различия родов войск РККА и НКВД? Говорите прямо, кто Вам поручал собирать такие сведения?
Ответ: Никаких секретных сведений о частях Красной армии я не собирал, никто мне этого не поручал, и сам я этим не интересовался".
Вопрос: Предлагаем говорить правду.
Ответ: Я показываю только правду, человек я монастырский и честно трудился"[2].
16 июня 1940 года следователь предъявил Фёдору обвинение по статье 58−6-10 УК РСФСР — «шпионаж и антисоветская агитация». «Ответ: В предъявленном мне сегодня обвинении виновным себя не признаю.
Вопрос: Почему?
Ответ: Потому что агентом финской разведки я не являлся и не являюсь, шпионажем не занимался и антисоветской агитации не вёл". Несмотря на сильный нажим сотрудников НКВД, виновным себя Феодор так и не признал. Тем не менее, 19 августа 1940 года Феодор Абросимов был приговорён к 8 годам концлагерей. Такая относительно «мягкая» мера наказания была обусловлена статусом Феодора как гражданина иностранного государства.
Каторжный труд заключённых
Видимо, в связи с хроническим нездоровьем, Фёдор прошёл медицинское освидетельствование в Мончегорской тюрьме. Заключение врачей звучало как приговор: «годен к тяжёлому физическому труду». На Покров Божьей Матери, 14 октября 1940 года, Феодор прибыл в Ухто-Ижемский исправительно-трудовой лагерь (посёлок Ухта, Коми АССР). Заключённые лагеря занимались строительством сажевых заводов, газопровода, а также добычей и переработкой радиевой воды. Здесь начался последний, но недолгий этап его страданий за Христа.
Феодор скончался через девять месяцев в Центральном Сангородке ОЛП № 8 (Отдельного лагерного пункта). Господь забрал мученика «на пророка Илию», 2 августа 1941 года.
Акт о смерти заключённого Абросимова Ф. С., осуждённого по статье «шпион-диверсант».
Мы не знаем, и, видимо, никогда так и не узнаем подлинных обстоятельств его столь скорой кончины. Ведь ему было лишь сорок три года. В официальном «Акте о смерти заключённого Абросимова» указано, что «смерть последовала от хронического энтерита и язвенного колита».
Послушник Феодор Абросимов был захоронен в безвестной могиле[3].
Преподобномученик Феодор прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение от 30 июля 2003 г.
К 70-летию со дня кончины преподобномученика Феодора (Абросимова) жители его родного села Чаваньга восстановили церковь Архангела Михаила на её историческом месте. На снимке жители села у возрождённой церкви. Фото ноября 2010 года.
Жития новомучеников Кольского севера в изложении игумена Митрофана (Баданина)
Издательство «Ладан». Санкт Петербург — Мурманск. 2011.
Тропарь преподобномученику Феодору (Абросимову) Печенгскому. Глас 5
Преподобномучениче Феодоре, / злострадания от безбожных и горькие работы претерпел еси, / Церкви послушание даже до смерти явил еси, / сего ради венцем мученическим венча тя Христос Бог, / Егоже моли, богодарованный заступниче земли Кольския, // да очистимся от всякия скверны покаянием.
Кондак преподобномученику Феодору (Абросимову) Печенгскому Глас 8
Вземше крест свой, Христу последовал еси, / мона шеское житие и вольное страдание паче сладости мира сего возлюбил еси, / веру Христову даже до конца исповедал еси, отче Феодоре, // избави нас от бед молитвами твоими.
[1] Архивно-следственное дело № 4550, л. 27. Фото из следственного дела Ф. С. Абросимова
[2] Архивно-следственное дело № 4550, л. 27 об., 28.
[3] Архивная справка ГАМО № Л-1697 от 27.06.02 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=75572
|