Русская линия
Православие.RuМитрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)01.08.2016 

«Пасха посреди лета» в Сарове и Дивеево

2016-й — юбилейный год для Дивеево: 25 лет назад были обретены, а затем и возвращены в родную обитель мощи преподобного Серафима Саровского. О том, почему стало возможным утратить мощи столь великого угодника Божия, каково было нравственное состояние русского народа в XIX в. и сейчас, как проходило возрождение Дивеево, — на эти и другие вопросы отвечает митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Дивеевские торжества в 1991 г. Художник: Дмитрий Шмарин

Дивеевские торжества в 1991 г. Художник: Дмитрий Шмарин

— Ваше Высокопреосвященство, 25 лет назад были обретены и возвращены в Дивеевскую обитель мощи преподобного Серафима. Чем именно является Серафимо-Дивеевский монастырь для вас?

— 2016 год для нас ознаменован 25-летием со дня прибытия мощей преподобного Серафима в Нижегородскую землю, и сегодня мы мысленно обращаем свой взор к тому времени. По воспоминаниям многих участников торжества, это был большой духовный подъём многих сотен тысяч верующих людей, которые припадали к мощам батюшки Серафима и чрез это испрашивали благословение на своё духовное возрождение.

Сегодня его цельбоносные мощи почивают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, куда ежегодно приезжают тысячи людей поклониться этому великому молитвеннику Русской Земли и столпу Православия.

Если допустимы такие сравнения, то скажу, что возрождение Данилова монастыря в Москве в 80-е годы XX века — это, на мой взгляд, образ возрождения Русской Православной Церкви. Второе подобное чудо — это, конечно, возрождение Храма Христа Спасителя в один из самых тяжёлых периодов, когда возрождалась вся наша страна. К тому же это и образ возрождения всей России. Так вот, мне видится, что возрождение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, во всей его красоте и полноте, − это образ возрождения русской души. Это образ возрождения в наших душах веры Христовой.

25 лет тому назад Дивеево, как и многие наши обители, было в небрежении, разрушено, и, казалось, не достанет никаких человеческих сил, чтобы возродить обитель в том масштабе, в той красоте, в которой она предстаёт сегодня каждому паломнику. Но что невозможно человеку, возможно Богу. И мы видим, как сбывается пророчество батюшки Серафима: сегодня огромное количество людей получает врачевание своих душ и своих сердец у его цельбоносных мощей в этом Четвёртом уделе Матери Божией. Кто-то пройдёт по канавке, помолится, получит «благодать и Иерусалима, и Афона, и Киева», кто-то иначе прикоснётся к духовной жизни обители…

1991 г. Перенесение мощей прп. Серафима

1991 г. Перенесение мощей прп. Серафима

Сёстры монастыря под руководством настоятельницы игумении Сергии ревностно несут своё служение монашеского делания и исполняют заповедь батюшки Серафима: чтобы из этой обители ни один человек не ушёл «тощ и неутешен». Эта огромная забота о паломниках, о том, чтобы предоставить им кров и пропитание, требует и огромных усилий.

Сегодня в Дивеево благолепен строй монастырского богослужения, которое настраивает на молитву, на монашеское делание, на духовную жизнь, − и это, я считаю, самое важное.

Мы счастливы, что в нашем Отечестве есть такие святые уголки, как Дивеево, где мы себя ощущаем наследниками той тысячелетней традиции, которую хранила Святая Русь.

И дай, Господи, нам хотя бы чуточку быть достойными наших предков, которые собирали Святую Русь.

Но быть наследниками, дорогие братья и сёстры, этого мало. Надо вступить в наследство Святой Руси. А для этого требуется большая внутренняя духовная работа, или, как говорил батюшка Серафим, «преображение себя в Духе Святом».

И когда ты это начинаешь понимать, ощущать, то проходит уныние, появляется бодрость духа. Несмотря на многие трудности и сложности современной жизни и те ложные страхования, которые нередко навязываются нам информационным полем или внешним миром, мы видим, что милость Господня с нами. Слава Богу за всё — «и за скорбь, и за радость». Нас впереди ждёт великая радость «Пасхи посреди лета». Для всех нас образ батюшки Серафима, образ Дивеево, Четвёртого удела Матери Божией, богоспасаемый Саров как место подвигов батюшки Серафима — это всё путеводные звёзды, которые будут всем нам светить во все дни нашей жизни, чтобы мы непреткновенно шли навстречу Господу.

Дивеево: монастырь и канавка

Дивеево: монастырь и канавка

— Я бы добавил к вашим словам, владыка, что в Дивеево мы ощущаем себя не только наследниками наших благочестивых предков, но и наследниками Царствия Небесного! Те, кто побывал там хотя бы раз, наверное, подтвердят мои слова. Невольно ты вдруг ощущаешь себя воистину «на третьем небе», потому что такого молитвенного чувства не переживаешь, наверное, больше нигде! Когда мы лишь произносим: «преподобный Серафим» − только эти два слова, − наверное, невольно вздрагивает сердце каждого русского благочестивого человека. Преподобный, кажется, стоит как-то особняком даже среди других святых… На ваш взгляд, в чём эта его особенность?

— Мы с вами счастливые люди, потому что Господь нам, нашему народу, в каждое особое время истории посылает особых великих угодников Божиих. Возьмём, например, время преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца… Тогда огромной внешней угрозой было монголо-татарское иго. И казалось, нет вообще никакого просвета, не только возможности для возрождения! И вот, Господь являет авву Сергия, который сформулировал для всех — и для князей, и для простолюдинов — главное: «верой и любовью спасёмся». Он говорит, что, взирая на образ Живоначальной Троицы, и мы будем жить едино во Христе Иисусе, Господе нашем.

Он призвал, не больше и не меньше, к святости весь русский народ! И пророчествовал, что призыванием благодати Божией народ спасётся. Но это же и произошло…

Приближался трагический XX век, и Господь нам в утешение, ещё в начале XIX века, послал батюшку Серафима. Кстати, при жизни своей преподобный Серафим ещё не был широко известен: только в 1903 году люди стали особенно его воспринимать и почитать. Мы знаем его предсказание об ожидающей Россию огромной катастрофе… Когда это сбылось, его ещё больше стали почитать и внимательно относиться и к нему, и к его словам. Преподобный многим являлся, многим помогал, многих утешал.

Его внутренняя сила — воистину «пламенного Серафима» − передаётся и нам. Поэтому мы счастливы тем, что Господь послал нам такого Своего угодника, с которым связано духовное возрождение.

Икона прп. Серафима Саровского

Икона прп. Серафима Саровского

Но мне кажется, не совсем правильно ставить преподобного Серафима отдельно от многих и многих святых… Давайте посмотрим внимательно: в конце XVIII века Господь явил нам блаженную матушку Ксению Петербургскую: сколько людей притекало к ней и продолжает притекать по сей день… А матушка Матрона Московская… Всё это вместе и есть Святая Русь, потому что мы обращаемся в молитвах к святым угодникам Божиим, которые являются нашими ходатаями пред Богом.

Батюшка Серафим оказывает большое духовное влияние и внутри нашего Отечества, и за его пределами, поэтому мы очень счастливые люди!

И даже до конца, наверное, не надо искать ответа на это ощущение святости. Тут кроется какая-то тайна, какую нам не дано познать. А в стремлении познать её, вероятно, заложена некая гордыня. Давайте примем это как данность: есть такой святой, преподобный Серафим Саровский, и он действительно воспринимается нами как серафим, как Ангел Божий, как наш ходатай. Он нам помогает, нас поддерживает, нас благословляет, нас утешает, и довольно с нас…

— Владыка, ещё, кажется, совсем недавно, несмотря на то, что уже минуло 15 лет, мы говорили с вами о торжествах в Сарове, о возрождении там храма в честь преподобного Серафима, который ещё недавно был городским кинотеатром. Потом мы воочию сподобились видеть эту благолепнейшую красоту, возрождённую за немыслимо короткое по человеческим меркам время. Ваше благословение собрало тогда людей, послуживших возрождению обители преподобного Серафима Саровского, но мы знаем, что и сегодня Саров продолжает возрождаться. Положено основание восстановлению двух взорванных в пятидесятые годы соборов Саровской пустыни. А что ещё сегодня происходит в Сарове, как там возрождается духовная жизнь и созидается вновь некогда славная русская монашеская обитель, Свято-Успенская Саровская пустынь?

Храм в честь Усекновения главы св. пророка Иоанна Предтечи

Храм в честь Усекновения главы св. пророка Иоанна Предтечи — Действительно, места, связанные с именем батюшки Серафима, сегодня активно возрождаются или уже возрождены. Прежде всего, это Свято-Успенская Саровская пустынь. Там уже почти десять лет молится монашеская братия, не столь многочисленная, как нам бы хотелось, но, по милости Божией, молитва там совершается. Мы уже в этой обители возродили не один храм: в 2003 году — храм батюшки Серафима. Это вообще первый храм, который был освящён на земле в честь преподобного Серафима. Возрождён храм святых Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, где некогда молился и служил батюшка Серафим, где он был удостоен явления Спасителя. Возрождён и Никольский храм в колокольне Саровской пустыни, сама колокольня тоже приведена в порядок. Возрождена и подземная церковь Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Возрождён и храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Осталось нам только возродить центральный — Успенский соборный храм − и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Продолжается восстановление монашеских келий, территории обители… Уже начаты работы по воссозданию центрального Успенского собора. Это очень трепетно, необычно и радостно. Ты чувствуешь причастность к чему-то великому и таинственному…

— Это тот собор, в котором до революции почивали мощи Преподобного?

— Да, это тот собор, где почивали его мощи до известных трагических дней XX века. Что же касается Дивеевской обители, то, по милости Божией, внутри Богородичной канавки удалось построить Благовещенский собор, как заповедала Царица Небесная батюшке Серафиму, а сейчас мы приступаем к созданию внутреннего убранства этого храма. Если Господь даст силы и возможности, то будем трудиться…

— А что предполагает программа торжеств в связи со значимой датой, что это будут за события?

— Апогеем торжеств явится 1 августа, день памяти преподобного Серафима. Традиционно приедет большое количество архипастырей, священнослужителей, паломников. Ежегодно правительство Нижегородской области и Нижегородская митрополия создаёт Организационный комитет, которому поручается забота обо всех торжествах. Прежде всего это касается приезда паломников. Разбивается палаточный лагерь на пять тысяч мест, организуются движение, питание, встречи. Чтобы каждый приехавший сюда смог без суеты получить возможность и исповедаться у священника, и причаститься.

В организации и подготовке торжеств участвуют сотни человек духовенства Нижегородской митрополии, множество мирян, волонтёров… Так что это огромное событие в нашей жизни. Конечно, параллельно идёт большая социальная, просветительская работа: в школах дети пишут сочинения на эту тему, осуществляются велопробеги, походы. Мы служим особо в храмах и в приделах, посвящённых батюшке Серафиму, готовятся видеоматериалы по подготовке и проведению торжеств, готовятся альбомы и книги по этому поводу.

Мы проводим и такую форму работы, которая носит название «Серафимовский учитель». Её осуществляет Фонд преподобного Серафима совместно с Нижегородской епархией, а также полномочный представитель Президента в нашем Федеральном округе. Съезжается большое количество учителей, воспитателей, которые трудятся на ниве духовного просвещения в школах, библиотеках, домах культуры. С этого знакового события в деле просвещения верой Христовой Русской земли, кстати, мы и начали юбилейный 2016 год.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

— Второе обретение мощей Преподобного состоялось в трудное для России время. С другой стороны, его ещё называли «вторым Крещением Руси», так что его можно рассматривать как некий залог возрождения духовной жизни. Преподобный Серафим был ещё и пророком: много он говорил о грядущих судьбах России. Сейчас у нас тоже непростое время — и для общества, и для Церкви. Какие, на ваш взгляд, трудности сегодня для России являются самыми главными? Что вы можете сказать из своей практики (вы общаетесь с сильными мира сего, с духовенством, мирянами), что сегодня является определяющим в жизни России?

— Дорогие мои, когда мы слышим о «предсказаниях», «пророчествах», для многих людей это звучит как приговор: «раз сказано, значит, так и будет». А ведь на самом деле надо очень осторожно относиться к таким вещам, как предсказания и пророчества. Что я имею в виду? Давайте вспомним из Ветхого Завета Ниневию и пророка Иону: ведь тогда Божие пророчество не сбылось! Почему Ниневия не погибла? Потому что люди покаялись в своих грехах.

Пророчество — это, прежде всего, предостережение, чтобы люди знали: если они будут жить нечестиво и неправедно, их ждёт такой бесславный конец. В этом смысле преподобный Серафим нам в какой-то мере предвещал гнев Божий, но мы тогда не вняли его голосу. Поэтому сейчас требуется переосмысление всего XIX века, чтобы понять, что же мы делали неправильно в государственной, в духовной, в церковной жизни. То есть что же нас привело к катастрофе 1917 года?

Иногда мы ищем корень этих проблем в событиях 2 марта или в Октябрьском перевороте, но ведь это глубокое заблуждение! Это ведь всего лишь было следствием неправильной жизни различных сословий. В какой-то степени среди населения нашего стало просто забываться имя Христово. И можно сказать, что оставалась только вывеска «Православие», а дух уже уходил… Много было неправильного в начале XX века, и Господь бросил в горнило испытаний нашу Церковь, наш народ. Он как бы так сказал нам: «Вот, если у вас есть золотники, то народ сохранится! Если же вы — труха, то незачем вам и существовать!»

И я глубоко убеждён, что мы живём сегодня милостью и заслугами Новомучеников и Исповедников Российских: это и есть те «золотники», которые выплавились в горниле испытаний, ниспосланных нам Господом в качестве крестоношения XX века.

Сегодняшнее время для меня очень интересное. Я живу, прежде всего, надеждой на будущее, на лучшее, но здесь тоже не нужно обольщаться. Существует такой духовный кант, в котором присутствуют слова: «Кто ты, Москва? Святой град или окаянный Вавилон?!» Вроде и храмов много, и святынь, и святых мощей, но — и безобразий много! Вот кто мы с вами, дорогие братия и сёстры: святой град или окаянный Вавилон?

Дивеево. Торжества 2003 г.

Дивеево. Торжества 2003 г.

С одной стороны, открываются храмы, возрождаются святые обители, сегодня можно включить телевизор и посмотреть православную передачу, трансляцию богослужения, включить радио и найти духовную программу, купить молитвослов, журнал православный, Библию, всё святоотеческое наследие…

Вспоминаю свои семинарские годы: молитвослова негде было купить в 80-е годы… Библия была как древний артефакт, их просто не было! И народу негде было почерпнуть истин веры. Нас окружал настоящий духовный вакуум! Сегодня — другая ситуация. Мы видим, сколько вокруг благочестивых людей, православных христиан. Все наши храмы полны, у нас в городах недостаёт храмов, нужно ещё строить…

С другой стороны, умножается число людей, живущих неправедной жизнью, разрушаются семьи, при живых родителях дети становятся сиротами, при живых детях родителей сдают в дома престарелых. Значит, мы живём неправильно! А что говорить об искусственном прерывании беременности, что говорить о детоубийстве, которое происходит по сей день в России в громадных масштабах!.. И кто мы с вами? Часть народа пошла по пути благочестия, часть — осталась жить во грехе. Так что же тогда пророчества? Сбудутся благочестивые пророчества, если мы будет жить по заповедям преподобного Сергия, который призвал народ к святости жизни. И преподобный Серафим нас тоже к этому призывает! Не какие-то внешние факторы виноваты, нет! Нам хочется кого-то осудить со стороны, а давайте посмотрим на наших детей: благочестивые они или нет. Ведь дети — это фотография нашего внутреннего мира. Яблоко от яблони далеко не падает, наши дети и внуки — это наш отчёт пред Господом о пройденной жизни.

Не количество прочитанных акафистов и не количество поклонов (хотя это благочестивая традиция, которая должна привести нас к праведной жизни), но наши дети! А дети ведь смотрят на взрослых: как папа с мамой живут, так и они живут. Мы пытаемся свалить все проблемы с детьми на телевизор, на школу, на двор — не надо этого делать!

Мы жили в период богоборчества, но это не помешало нам остаться верующими людьми. Родители жили благочестиво, и ты волей-неволей проникаешься, пропитываешься духом благочестия.

Поэтому, дорогие мои, я хочу, чтобы мы больше усилий приложили к своей собственной жизни. И Господь, видя нашу благочестивую праведную жизнь, помилует нас, даст нам благословение и «тихое и безмолвное житие»! И поживём мы ещё многие годы «во всяком благочестии и чистоте».

Поэтому нам надо усилить молитву и духовную жизнь в своей семье, у себя дома.

Перефразируя батюшку Серафима, скажем: не надо других спасать, спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие, спасутся тысячи!

А нам сегодня хочется спасти других, не спасаясь самим. Дать наставления другим, не живя самим по этим наставлениям. Невольно вспомнишь слова Христа: лицемер, вытащи сначала бревно из своего глаза, тогда увидишь, как вытащить соринку из глаза брата своего! (ср: Мф. 7,5)

Давайте обратим внимание на слова великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина: они не говорят нам о строгости поста, о поклонах, о чтении акафистов… Разумеется, мы не отвергаем всё это, но эти подвиги должны привести нас к духовному умиротворению, духовному укреплению. Преподобный Ефрем говорит нам о таких подвигах, которые посильны человеку на одре болезни, посильны и немощному, и здоровому, и старому и молодому. Только вдумайтесь в эти слова: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» Посмотрите, как мы унываем, празднословим, осуждаем! Дальше — добродетели: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему!» Терпение и любовь… Братия и сёстры, если мы ими запасёмся и будем иметь эти добродетели хотя бы с горчичное зерно, всё у нас получится! И дальше преподобный говорит: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!..» Знаете, всё-таки осуждение — это как ржавчина. Почему? Осуждение — не только в делах, не только в словах, но даже и в мыслях — разрушает наш внутренний мир, из сердца уходит благодать. Поэтому способность человека не осуждать — с чего начинается? С хранения в чистоте своего взора и хранения в чистоте своих мыслей. Гоните все хульные мысли, заменяйте их Иисусовой молитвой, Богородичным правилом. Когда в сердце мир, ты сразу это почувствуешь! Как только начал осуждать — мир ушёл из твоей души! И там остаётся рана, которая кровоточит. Снова умирить потом свою душу — это не так легко!

И батюшка Серафим нам поэтому заповедует: «Стяжи дух мирен…» А где мир — там и Дух Божий. Так что, действительно, преподобный Серафим нам как бы своими словами пересказал благодатные заповеди Святого Евангелия, и мы живём сегодня его наследием.

Император Николай II с членами Августейшей фамилии несут мощи прп. Серафима. 1903 г.

Император Николай II с членами Августейшей фамилии несут мощи прп. Серафима. 1903 г.

— Имя преподобного Серафима стоит в непосредственной близости с именами Святых Царственных Страстотерпцев. Государь Николай II лично принимал большое участие в прославлении Преподобного. Что вы скажете о почитании Царской семьи сегодня, в связи с почитанием памяти преподобного и в связи с отмечаемым в будущем году столетием Русской Смуты?

— Мне задают вопрос: «Как бы нам вновь иметь государя, как бы возродить традицию XIX века…» Я отвечаю: а мы с вами сегодня достойны государя? Ведь нам он нужен не только формально, общество должно созреть для этого. Необходимо особое мироощущение и миропонимание.

Удивительная вещь, есть такая ошибочная тема: люди хотят спастись, не потрудившись. Нам хочется изменить этот мир к лучшему, не изменяясь самим к лучшему. Вот если мы с вами сами и изменимся, и преобразимся в Духе Святом, то Господь даст нам и внутреннее, и внешнее устроение. А если мы с вами не будем готовы к этому — если не будем воспитывать своих детей и внуков в благочестии, в праведности жизни — ничего у нас не будет! Создав семью, наши дети должны сохранить её! Наши внуки должны жить в благочестии и не бросать своих детей, не променять свою жизнь на пьянство или разврат…

Тщательное соблюдение евангельских законов — это залог успеха. Самое главное в достижении успеха в нашей жизни — это дать место Промыслу Божию. Чтобы Господь промышлял о нас. Но мы должны дать Богу это место в своей жизни. Человек должен уметь призвать благословение Божие на свою главу.

А если люди сквернословят, злословят, лицемерят, лукавят, живут неправедно — какой тут будет Промысл Божий? Будет только попущение Божие! Старец Силуан Афонский говорил, что от каждого из нас с вами зависит судьба нашего Отечества, от каждого человека!

Крестный ход с мощами прп. Серафима. 1903 г.

Крестный ход с мощами прп. Серафима. 1903 г.

Мы вспоминаем сегодня события столетней давности — сначала канонизацию батюшки Серафима, потом трагический 1917 год… Диавол нас поймал тогда на том, что мы решились искать счастья без помазанника Божия. А помните Адама и Еву? Господь сказал: «Не вкушайте от древа познания добра и зла — вкусите, станете смертными!» (ср. Быт. 2,17) А с древа жизни вечной вкушайте плоды, чтобы жить вечно! И обратите внимание: человек между жизнью и смертью в раю выбрал смерть. Человек не поверил Богу, но доверился диаволу. Но человек свободен выбирать сам. Это качество, которого нет больше ни у какого живого существа в мире, — Божественная свобода. Поэтому в 1917 году мы свободно выбрали то, что выбрали. Прошло время, и сегодня приходит осознание этого нашего безумия. Но если мы только упражняемся в осуждении того времени и тех людей, которые его творили, без изменения собственной жизни, это не принесёт нам никакой пользы. Мы должны воспринимать то время как урок, как научение, как пример, которому не нужно подражать. Мы не должны вновь наступать на те же грабли. Но согласитесь, среди нас сегодня существует разное отношение к тому времени. В России ещё не сформировалось общее мнение о тех событиях. Хорошо это или плохо, другой вопрос, но нужно находить формат мира и согласия в наших традиционных ценностях — в вере православной, с терпением и молитвой нести тяготы друг друга. И тогда Господь даст нам силы идти дальше по жизни.

С митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием (Даниловым) беседовал Николай Бульчук

http://www.pravoslavie.ru/95 798.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru