Русская линия | А. Романова | 07.07.2016 |
Братья праведные младенцы Менюжские († ок. 1569). Краткое Сказание о святых сохранилось в рукописях кон. XVIII — 1-й четв. XIX в. Большинство списков содержат один текст, но существует также особая редакция Сказания. Сказание представляет собой, по всей видимости, сделанную в XVIII в. запись устной легенды и продолжает традицию записи чудес святых, погибших в детстве и прославившихся чудотворениями у гроба.
Согласно Сказанию, у жителей деревни Верхний Прихон Исидора и Варвары было 2 сына: 5-летний Иоанн и 3-летний Иаков. Как-то осенью отец заколол на их глазах барана. Вскоре, после того как родители отправились в поле, Иоанн сказал младшему брату: «Сотворим такожде, якоже и отец наш сотвори», — и так сильно ударил Иакова по голове, что тот умер. Иоанн, испугавшись, спрятался дома за дровами в печи. Пришедшие с поля родители увидели младшего сына мёртвым и бросились искать старшего. Поиски были безрезультатны. Когда первый приступ горя прошёл, Варвара разожгла уложенные в печи дрова, не зная, что за ними спрятался её старший сын. После того как дрова сгорели, «узре мати сына своего, в пещи лежаща мертва, точию весьма цела и огнем не прикосновенна». В основной редакции Сказания действия Иоанна после гибели брата объясняются страхом перед наказанием: «Убояся зело и не зная, что сотворити, страха ради, младенец бо сущи, и влезе в пещь». В особой редакции Сказания поступок Иоанна после смерти Иакова описан как осознанное действие: «Вниде в пещь, в которой были уготованы дрова к запалению, и скрыся за ними, ожидая того, когда огнь возгорится и самого его смерти предаст». Именно так расценили поступок Иоанна сбежавшиеся на плач родителей соседи: «И терпению Иоаннову дивишася, яко, младенец сущи, лютое таковое мучение огненное претерпел самоизволно». Дата гибели детей, приведённая в Сказании, скорее всего, вычислена искусственно, возможно в подражание какому-то образцу. Так, указание на «лето от сотворения мира 7078, от Рождества же Христова 1570, при державе. Иоанна Васильевича, при святейшем митрополите Филиппе и при архиепископе Новгородском Пимине» содержит ошибки: осень 7078 г. (согласно Сказанию, печь в доме была полна дров, «занеже дождлива бе осень») приходится на 1569 г. от Р. Х., в этом году Московским митрополитом был Кирилл (свт. Филипп (Колычёв) занимал кафедру до ноября 1568). Вероятно, не связан со временем смерти Иакова и Иоанна и день их памяти, приуроченный к празднованию Рождества св. Иоанна Предтечи — 24 июня.
Тела детей похоронили у приходской церкви святителя Николая в Медведском погосте, но через некоторое время оба гроба были обнаружены заблудившимися в лесу охотниками на Святом озере (Каменское озеро, близ современной деревни Менюши). Священники и жители окрестных погостов отправились к озеру, взяли гробы и принесли к Никольской церкви. Однако явившиеся во сне охотникам отроки потребовали, чтобы их тела были погребены в пустынном месте «на Менюше, где в мимошедшия времена бысть монастырь». Так и было сделано, над могилой была поставлена часовня. В Сказании сообщается, что у могилы Иакова и Иоанна происходили исцеления: «Всемилостивый же Господь Бог даде сим за невинность их дар чудотворений, ибо всякими болезнями одержимии людие, с верою ко гробам их притекающии, исцеление и здравие получаху». Рассказывается об исцелении не названного по имени псковского монаха, который, выздоровев, отправился просить подаяние на создание церкви и возобновление Менюжского моностыря. В позднейшей агиографической традиции этот монах был отождествлён с Макарием (Головиным), строителем в Троицком Менюжском монастыре в 1668—1684 гг. После того как монастырь был обустроен, в царствование Иоанна V и Петра I Алексеевичей, при Новгородском митрополите Корнилии (1674−1695), по свидетельству Сказания, мощи Иакова и Иоанна были свидетельствованы и обретены нетленными. По-видимому, тогда состоялась канонизация братьев (в начале XIX в. архимандрит Амвросий (Орнатский) писал, что в Троицкой менюжской церкви посвящённый Иакову и Иоанну придел существовал «с неизвестного времени» — ИРИ. Т. 5. Стб. 65).Автор Сказания объясняет прославление братьев-младенцев тем, что один из них был невинноубиенным, а второй — мучеником: «Бог… видев беззлобие и невинность отрочат сих, восхоте прославити святое Свое имя в них, вчинив их во святых Своих, почтив нескверныя и непорочныя младенческия телеса их нетлением, оваго яко неповинно убиеннаго, оваго же, яко мучением, огнем за убийство скончавшагося». Следует подчеркнуть, что в почитании Иакова и Иоанна мотив братоубийства не отмечается и оба младенца почитаются равно. Г. П. Федотов приводит рассказ об Иакове и Иоанне в качестве доказательства тезиса: «С особенным религиозным благоговением русское благочестие относится к младенцам, погибшим насильственной смертью» (Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 212). Однако своеобразие сюжета заставило авторов ряда справочных изданий не сообщать обстоятельства гибели детей либо приводить ничем не подтверждаемую версию, что «младенцы-мученики были умерщвлены злодеями» (см., напр.: Описание о российских святых. С. 46, № 140).
До упразднения в 1764 г. Менюжская обитель была приписана к новгородскому в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырю. К началу XIX в. в деревянной Свято-Троицком храме в деревне Менюше (Менюж), построенном на месте бывшего монастырского храма, который сгорел в 1780 г., существовал придел во имя Иакова и Иоанна, в котором под спудом почивали мощи святых. В «Патерике Новгородских чудотворцев» Паисия Кривоборского 1831 г. (РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. № 9. Л. 35 об.) под заголовком «Житие праведных Иоанна и Якова, Минюжских чудотворцев» указано, что они «опочивают под спудом. в деревенной особой во имя их церкви» (на поле приписано: «Бысть в лето 7000»), — по всей видимости, речь идёт о Свято-Троицкой церкви с посвящённым Иакову и Иоанну приделом. Память отроков указана в «Повести о российских святых угодниках» и в перечне Новгородских чудотворцев. Существуют тропарь и кондак святым.
Деревянная приходская Свято-Троицкая церковь с приделом во имя Иакова и Иоанна по повелению императора Николая I Павловича и на дарованные им средства (по преданию, в благодарность жителям Менюши за то, что в холерные годы в военных поселениях в этом районе не было бунтов) была заменена на каменную в 1837 — декабре 1841 г. В 1859 г. в храме над могилой Иакова и Иоанна была установлена сооружённая на пожертвования медная посеребренная гробница с изображениями перенесения мощей святых младенцев в Менюшу, явления святых охотникам, извлечения гробов из озера и нахождения Иакова убитым. В 1891 г. к Свято-Троицкой церкви был пристроен придел во имя святителя Николая Чудотворца. 28 сентября 1895 г., после окончания работ по ремонту и расширению храма, Новгородский и Старорусский архиеп. Феогност (Лебедев) освятил главный престол храма во имя Иакова и Иоанна. В ходе перестройки пещера над могилой святых была расширена, над могилой устроена мраморная рака с серебряной доской наверху с изображением Иакова и Иоанна.
На месте, где стоял дом родителей Иакова и Иоанна, в XIX в. находилась часовня во имя праведных младенцев, в которую из близлежащих сёл Медведь и Мшага 24 июня совершался крестный ход с образом святителя Николая. Из деревни Менюши крестный ход направлялся на Святое озеро, на берегу которого служился водосвятный молебен, после чего процессия возвращалась в Менюшу. У северной стены посвящённого Иакову и Иоанну храма над колодцем, который наполнялся водой, вытекавшей из пещеры, где покоились святые мощи, совершалось освящение воды, затем в храме служилась литургия. До 1860 г. на берегу Святого озере стоял крест, затем была сооружена часовня и 2 купальни для паломников. Особенно полезным купание в Святом озере считалось для детей. Имеются свидетельства о том, что по молитвам к Иакову и Иоанну в XIX в. совершались многочисленные исцеления, но записи чудес этого времени неизвестны. Крестный ход в память Иакова и Иоанна совершался на Святое озеро также 30 июня — в этот день в кон. 70-х гг. XIX в. по молитвам к святым в Менюше и окрестностях прекратился падёж скота. Традиция этого крестного хода существовала до 30-х гг. XX в.
Во 2-й половине 30-х гг. XX в. церкви в деревне Менюше и в селе Медведь были закрыты, священники репрессированы. Несмотря на то что в менюшском храме в послевоенные годы размещалось овощехранилище, затем мельница, почитание могилы святых младенцев не прекращалось, продолжалось и паломничество к Святому озеру. В период активизации гонений на Церковь в 50−60-х гг. XX в. местные власти безуспешно пытались бороться с почитанием Иакова и Иоанна: заваливали вход в пещеру над могилой святых, препятствовали паломничеству. Завалы разбирали верующие, паломничество не прекращалось. В советские годы устное предание о Менюжских святых было распространено в Новгородской области. Среди бытующих в Менюше рассказов о чудесных исцелениях, совершённых святыми братьями, есть история об исцелении на Святом озере жены городского партийного деятеля («парторга»); женщину привозил туда муж, лишившийся из-за этого работы и «положения в коммунистической партии». А. А. Панченко отмечает существование в конце XX в. в Менюше многочисленных вариантов Сказания об Иакове и Иоанне и несколько вариантов духовных стихов на сюжет Сказания.
Крестный ход в день памяти святых праведных отроков Иоанна и Иакова Менюшских
К 90-х гг. XX в. церковь в деревне Менюше была в аварийном состоянии, храм в селе Медведь разрушен. С 1996 г. в день памяти Иакова и Иоанна в Менюше служится литургия с водосвятным молебном, совершается крестный ход на Святое озеро. Несколько раз праздничные богослужения в Менюше совершал архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий). Мощи Иакова и Иоанна по-прежнему почивают под спудом в посвящённой им церкви в Менюше, у северной стены. Сохранился колодец, который наполняется водой из источника, берущего начало под могилами святых. В 2005 г. на берегу Святого озере была воссоздана посвящённая Иакову и Иоанну часовня.
http://rusk.ru/st.php?idar=75393
|