Русская линия
Православие.RuПротоиерей Андрей Ткачев13.06.2016 

Сначала к хозяину

У мощей св. прав. Иоанна Кронштадтского. Фото: imonspb.ru

У мощей св. прав. Иоанна Кронштадтского. Фото: imonspb.ru

Некий инок валаамский по делам монастыря должен был отбыть в Питер. Игумен говорит ему: «Приедешь в Питер, вначале пойди к хозяевам. Потом все дела с Богом сделай и возвращайся, не задерживаясь». А что значит — «пойди к хозяевам?» Это значит, иди к отцу Иоанну на Карповку, иди к блаженной Ксении на Смоленское и к Александру Невскому в Лавру. Всюду помолись, поставь свечи, положи поклоны. Князь Александр, батюшка Иоанн и блаженная Ксения в Петербурге хозяева. Почти хозяев и с их помощью дела решай. А потом отчаливай без задержки, потому что монаху в миру задержаться — это как рыбе на берегу лишний час полежать.

Подобный подход к делу путешествия нужен не только монаху. Он всем нужен. И на отдыхе, и в командировках. Будешь ехать в Крым, помни, что в Крыму хозяин — святитель Лука. Самолётом ли, поездом ли, своим ли транспортом прибудешь в Крым на отдых — иди к архиерею Божиему Луке. Положи поклон, да и не один, перед мощами, приложись. Скажи: «Приехал я, владыко, в твою епархию на отдых. Благослови меня с семьёй и сохрани от зла на воде и на суше». После этого можно ехать и в Симеиз, и в Партенит, купаться, нырять. Только не забывать в ближайший храм приходить на Литургию в воскресенье.

Куда бы ни ехать, надо узнать, кто в этой местности главный, кто хозяин. Едешь в Воронеж по делам — знай, что главный там — святой Митрофан. Мощи его в кафедральном соборе лежат. Едешь мимо Мурома — не поленись заехать к Петру и Февронии. Будешь в Екатеринбурге — потрудись посетить монастырь в Верхотурье, где Симеона мощи. Одним словом, это рабочий принцип. По всей святой Руси рассеяно Христовой рукой множество святынь, связанных с угодниками земель Новгородской, Псковской, Ярославской, Сибирской и так далее. Это не только мощи угодников, но и чудотворные иконы, и целебные источники, и храмы — древние и новые. В общем, сначала к хозяину, потом — всё остальное.

Принцип этот работает и в отношении христианских святынь зарубежья. Тысячи и сотни тысяч наших соотечественников истоптали бутики в Милане и оставили там в совокупности миллионы евро. За шмотки. Иначе как «столица шмоток и распродаж» Милан левым и правым полушариями многих и не воспринимается. А ведь и у этого города есть всемирно известный духовный хозяин. Это святой Амвросий, посреди двух миланских мучеников лежащий под главным алтарём древней базилики. Так она и называется — Сант-Амброджо. Амвросий крестил блаженного Августина. Амвросий сопоставим по влиянию на церковную жизнь с Николаем и Спиридоном. И к нему нужно прийти, раз уж занесло тебя за дешёвыми кружевными трусами на север Италии. А придёшь, так потом смело ходи по магазинам. После сделанного главного второстепенное делается успешнее. В Кёльне будешь — иди к трём волхвам: Мельхиору, Балтазару, Гаспару. В Неаполе будешь — иди к святому Януарию. И в Париже, кроме злачных заведений и жареных каштанов, прорва мест, связанных с церковной историей, питающих душу. Про Грецию, Черногорию, Сербию, Болгарию, Грузию я просто молчу. Потому что плотность святынь на квадратный километр в этих странах чрезвычайно велика. И очень жаль, когда крещёные люди ведут себя среди духовной роскоши, как кошка из английского детского стишка. В переводе Маршака это так звучит:

— Где ты была сегодня, киска?

— У королевы у английской.

— Что ты видала при дворе?

— Видала мышку на ковре.

Оно и правда. Что ещё замечать кошке?! Не на наряды же придворных дам глядеть. Не к разговорам послов и министров прислушиваться. Мышка — всё, что ей надо.

Ну, и последнее на сейчас. Если усталые ноги путешественника и жадные глаза собирателя новых впечатлений приведут вас, к примеру, в Индокитай, то имейте в виду следующее. Вот здесь, наоборот, по капищам, храмам и пагодам ходить нельзя. Если имя христианина для вас что-то значит, если крестик на груди для вас не пустышка, то прикасаться к идолам, зажигать курительные палочки вы не имеете права. Оставлять денежную жертву в культовых языческих местах вы не имеете права. Покупать сувениры с языческой символикой, есть идоложертвенное, участвовать в обрядах, хотя бы и клоунских, ради туристов совершаемых, вы не имеете права. Всё это относится к другим хозяевам — рогатым, зубастым, многоголовым, с выпученными глазами и прочее.

Итак, вернёмся мысленно из языческих стран под небо русской равнины. Узнавайте свою землю и свою историю. И если куда приедете, приплывёте, приползёте, то перво-наперво идите к духовным начальникам этого места — к хозяевам, к христианским святым.

http://www.pravoslavie.ru/94 164.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru