Русская линия
Русская линияСвященник Николай Лызлов03.06.2016 

О необходимости миссии, проповеди и свидетельства для христиан
Подборка цитат

Евангелие: «…пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1,14−15).

«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать осуждён будет» (Мк. 16,15−16).

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28,19−20).

«Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10,27).

Апостол Павел: «Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся.

Но как призвать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?" (Рим. 10,11−14).

Апостол Петр: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3,15[1].

Апостол Павел: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4,6).

Апостол Павел: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефес. 4,29).

Апостол Павел: «увещавайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5,11).

Преподобный Авва Дорофей: «Каждый да служит телу по силе своей, и старайтесь постоянно помогать друг другу: или учением, влагая слово Божие в сердце брату, или утешением во время скорби, или подаянием помощи в деле служения»[2].

Апостол Иаков: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5,19−20).

Протоиерей Георгий Флоровский: «…не следует забывать о миссионерской задаче Нового Завета. „Апостольская проповедь“, воплощенная и увековеченная в нём, имела две цели: наставить верующих и обратить мир»[3].

+ + +

Каждый раз, когда мы читаем 50 псалом, мы обещаем Богу: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» (Пс. 50,15).

А ведь сие обещание не возможно исполнить без научения их истинам веры.

+ + +

Архангел Рафаил: «Блюсти царскую тайну хорошо, а открывать и проповедовать дела Божии славно» (Тов. 12,7).

Преподобный Макарий Великий: «Не должно ни у кого спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и по возможности»[4].

Преподобный Антоний Великий: «Человекотворцем должно назвать того, кто успевает умягчить нрав необразованных и заставить их полюбить науки и образование. Равным образом и тех, кои людей невоздержанной жизни приводят к жизни добродетельной и богоугодной, тоже должно считать человекотворцами потому что они будто возсозидают людей»[5].

Преподобный Максим Исповедник: «Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но ещё более преподанием слова Божия и телесным служением»[6].

Святой мученик Иустин Философ в трактате «О Единовластительстве» пишет: «Долг человеколюбивого или лучше — боголюбивого просвещать тех, которые забыли самое важное познание»[7]

Святой праведный Алексей Московский, Мечев: «Где бы мы ни были, мы должны светить другим: исповедовать Господа и этим приводить к Нему других»[8].

Авва Евагрий: «Замалчивать истину значит, золото зарывать в землю»[9].

Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Когда мы находим какую-нибудь вещь или сокровище, то не желаем нигде говорить об этом. Но христианин, когда обретет Христа, когда познает Его, когда Христос войдет в его душу и он ощутит Его, желает говорить и кричать об этом повсюду. Он желает говорить о Христе, о том, что такое Христос. Возлюбите Христа и ничто не предпочтите Его любви. Христос — это всё, это источник жизни, предел желаний, это — всё. Во Христе есть всё, всё самое прекрасное»[10].

Апостол Павел: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4,1−2).

Преподобный Ефрем Сирин: «Святые мученики, даже бичуемые, подвергаемые разным мучениям и пыткам, страдая, говорили и делали всё к обращению язычников, исполняя слово Владыки: „Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас“ (Мф. 5,44) и став незлопамятными во всём и милосердными уподобляйтесь в том Отцу Моему Небесному»[11].

+ + +

В Месопотамской «Литургии св. апостолов Фаддея и Мария» содержится моление: «Господи Боже наш, даруй нам тишину и мир Твой, во все дни века сего, чтобы все жители земли познали Тебя, что Ты — Бог Отец, единый истинный…»[12].

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Дивна дела! У иного в душе вмещается бездна знаний, а иной едва-едва что-либо знает; иной — свет, а другой — тьма. Отсюда обязанность для обладающих познаниями — учить и просвещать незнающих, тёмных»[13].

Архимандрит Киприан (Керн), профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже по кафедрам патрологии, литургики и пастырского богословия: «Нельзя забывать, что в общей системе церковного строительства и управления просвещение и богословская, да и всякая вообще наука, необходимы, полезны и благословенны. Наука — такой же подвиг, просвещение — такое же служение; это — общее дело, что выражаясь по-гречески означает „литургия“. Служители и строители церковной культуры ничем не меньше аскеты, подвижники и мученики, чем рядовые священники, служащие Богу и людям, и монахи, занимающиеся для своего спасения молитвою и физическим трудом»[14].

Святой равноапостольный Николай Японский: «Что лучше, возвышеннее, благороднее служения миссионерского!»[15].

Святитель Иннокентий Московский пишет, что миссионерское служение «есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберёт Господь и поставит на такое служение!»[16].

О высоте делания благовестия свидетельствует апостол Павел, когда пишет о «данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим. 15,15−16).

+ + +

В соборном документе Русской Православной Церкви сказано: «Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, „мы соработники у Бога“ (1 Кор. 3,9)»[17].

Прошедший с 3 по 8 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви опубликовал «Послание клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви», которое завершается призывом: «Освященный Архиерейский Собор призывает народ Божий к укреплению единства, умножению миссионерских трудов и святости жизни».

В «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» сказано: «Православное понимание миссии предполагает, что вселенская миссия является эсхатологическим событием, когда Евангелие будет проповедано «до скончания века» (Мф. 28,20). Именно эта эсхатологическая перспектива определяет правильное взаимоотношение между миссией и национальной культурой, ведь целью миссии всегда остается преображение всего космоса — человечества и природы, по слову апостола Павла, «да будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15,28).

Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8,21−23)".

На открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Задачи ясны: нужно, чтобы вера, которая часто присутствует в сердце даже невоцерковленных людей, становилась очень сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, их мировоззрение. Ведь очень часто бывает так, что люди, по убеждениям верующие, живут так, будто никакой веры не существует, и становятся легкой добычей разрушительных языческих соблазнов, которые сегодня обрушиваются не только на наш народ, но и на весь род человеческий. Вера должна в первую очередь вооружить человека критерием определения добра и зла, способностью отличать правду Божию от бесовской лжи; вера должна реально помогать человеку находить свое место в общественном пространстве, выбирать жизненные приоритеты, строить свою жизнь».

+ + +

Протоиерей Максим Козлов, профессор МДА, Первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ: «… Итак, если обобщить схему православного понимания социально-культурной миссии Церкви и её метода, то сделать это можно в следующих словах: не клерикально-государственное навязывание извне христианской идеологии и дисциплины, а внутреннее, органическое, эволюционное преобразование общенациональной жизни и творчества. Но эта грандиозная перспектива останется мечтой, пока православные миряне в массе своей не осознают себя миссионерами Христовой веры в океане окружающего нас неоязычества, не вдохновятся значительностью и ответственностью мирянского апостольства. Это и будет реализацией православной „соборности“, о которой мы декларируем, но осуществить которую в каждодневной церковной жизни ещё только предстоит»[18].

Выступая 15 декабря 2004 года с докладом на Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Современное общество все чаще называют постхристианским. Это означает, что перед нами — необъятное поле для миссионерских трудов. Вновь, как в евангельские времена, мы видим, сколь велика жатва и сколь малы сил у труждающихся, но мы убеждены, что Господь вышлет «делателей на жатву свою» (Лк.10,2).

Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей. Нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом следует иметь в виду, что миссионерство на некогда православных территориях, «вторичная христианизация», требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса.

Каждый христианин, являясь последователем Христа, должен стремится к исполнению заповедей Спасителя, в том числе и заповеди о проповеди Благой Вести, в соответствии со словами Господа: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк.16,15). Эти слова ещё в большей мере относятся к деятельности пастыря, который призван к тому, чтобы вся его деятельность была единой проповедью о Христе Воскресшем"[19].

Схиигумен Савва (Остапенко): «Самая высокая милостыня для ближнего — это утолить духовную жажду познания вечной Истины, насытить духовно алчущего»[20].

Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский: «Возвещение истины — условие сохранения истины в нас самих. Истина и в нас угасает, если мы скрываем её горение в человечестве»[21].

Митрополит Антоний Сурожский: «Мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу»[22].

Святой праведный Алексей Московский, Мечев: «Каждый христианин должен спасать себя и приводить к спасению других путём веры, страданий, терпения, покорности воли Божией»[23].

+ + +

Апостол Павел: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13,7).

Апостол Павел: «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал.6,6).

Апостол Павел: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1 Фес. 5,12−13).

Апостол Варнава: «Всякого, говорящего тебе Слово Господне, люби как зеницу ока: вспоминай о нём днём и ночью» [24].

+ + +

В одном из древнейших христианских памятников — конец I-начало II веков — «Учение двенадцати Апостолов (Дидахе)» говорится: «Чадо мое! поминай ночью и днём того, кто возвещает тебе слово Божие и почитай его как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь»[25].

Святитель Амвросий Медиоланский: «Где Тело Христово, там и орлы, которые имеют обыкновение летать, оставив земное и стремясь к небесному. Почему я это говорю? Потому что и люди, благовествующие Христа, тоже ангелы, и, кажется, намерены занять место ангелов»[26].

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Если б мальчик, хорошо известный, преподавал нам истину Божию, и тогда мы должны были бы слушать его со смирением, со вниманием и с глубоким уважением. Все люди, вещающие истину не более как герольды Божии»[27].

+ + +

Святитель Иоанн Златоуст: «Будем пещись о спасении братий. Это — не ниже мученичества, т. е., чтобы не отрицаться ни от каких страданий для спасения многих; ничто так не благоугодно Богу. …Скорее солнце не будет ни греть, ни светить, нежели христианин — не просвещать; скорее свет сделается тьмою, нежели будет это»[28].

Евангелие: «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал, Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй царствие божие» (Лк. 9,59−60).


Примечания:

[1] В статье «Богословие в контексте культуры» доктор филологических наук, академик РАН Сергей Сергеевич Аверинцев (†21.2. 2004) пишет об этих словах апостола: «Кротость — это весьма важно, между прочим, как закон для христианского богословствования; но я о другом: очень интересны эти слова — «отчет» и «ответ». Отчет — по-гречески употреблено слово «апология» (Цитата по Интернет версии статьи).

[2] Преподобный авва Дорофей. Интернет версия книги «Душеполезные поучения и послания».

[3] Г. Флоровский «Откровение и Истолкование». Интернет версия стать.

[4] Цитата по: «Даниловский благовестник» 2000, № 11, с.32

[5] «Добротолюбие» т.1, 1963, Нью-Йорк, с.49

[6] «Добротолюбие» т.3, М., 1995, с. 182. Н.В.Гоголь пишет сестре: «Истинно христианская помощь не в одном денежном подаянии, это ещё небольшая помощь. Избавить от нужды, холода, болезни и смерти человека, конечно, есть доброе дело, но избавить от болезни и смерти его душу есть в несколько раз большее. Обратить преступного и грешника ко Господу — вот настоящая милостыня, за которую несомненно можно надеяться получения небесного блаженства. Ибо ты сама уже вероятно узнала из Евангелия, что на небесах больше радуются обратившемуся грешнику, чем самому праведнику. А для этого-то подвиги тебе предстоят на всяком шагу, обратись только вокруг себя». Цитата по книге: В.А. Воропаев «Гоголь над страницами духовных книг» М., 2002, с. 197.

[7] «Сочинения святого Иустина Философа и мученика» М., 1863, с. 95.

[8] «Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева» М., 2000, с.29

[9] «Добротолюбие» т.1, 1963, Нью-Йорк, с. 445.

[10] Старец Порфирий Кавсокаливит «Цветослов советов» Святая Гора, Афон, 2008, с.24

[11] «Оптина пустынь в годы гонений. Жития новомучеников и исповедников» изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2007, с.5−6

[12] «Собрание древних литургий Восточных и Западных» Выпуск 4 и 5; репринт с 1877 г. изд. Свято-Владимирского Братства, 1999, с. 23.

[13] Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.2, 1859−1860», М., 2003, с.135

[14] Архимандрит Киприан (Керн) «Антропология св. Григория Паламы» М., 1996, с. XVII.

[15] Святитель Николай Японский «Краткое жизнеописание. Дневники 1870−1911» СПб., 2007, с.311

[16] Свт. Иннокентий Московский «Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру».

[17] «Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

[18] «Богословская конференция Русской Православной Церкви „Православное богословие на пороге третьего тысячелетия“ Москва, 7−9.02. 2000 г. Материалы» М., 2000, с. 408.

[19] «Церковный Вестник» 2005, № 1−2(302−303), с. 13.

Иные аспекты, свидетельствующие об актуальности миссионерского делания:

«Крупнейший деятель протестантизма, руководитель Всемирной ассоциации христианских студентов (WCCF) и Христианской Ассоциации Молодых Людей (YMCA), лауреат Нобелевской премии мира 1946г» Джон Рэлей Мотт (31.1.1955): «Мы обязаны проповедовать по всему миру, потому что Евангелие делает нас должниками всего человечества. Знание о Христе скрыто от двух третей населения земли — это настоящее преступление против человечества! Наш долг нести Евангелие всему миру, потому что таково повеление Христа» (Mott 1944).

Доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), директор Института развития дошкольного образования РАО Виктор Слободчиков в статье «Антропологический кризис в современной европейской культуре» пишет: «Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нём появляется слишком много людей с патологическим поведением, но когда в общественном сознании исчезает, падает до некоторого критического уровня понятие «нормы», «должного и ценного».

«…» Таким образом, масштаб и характер двух рассмотренных тенденций выхода из мировоззренческой катастрофы позволяют обозначить нашу эпоху — как неоязычество новейшего времени, которое требует нового благовествования, новой проповеди, нового миссионерства. И очевидно, что единственной силой, способной исцелить и реабилитировать как индивидуальное, так и общественное сознание в современной России является только православная вера, только Православная Церковь!" (Сайт «Православие Ru» 7.2.2005).

Размышляя о путях и методах православной миссии, нельзя не учитывать и ситуацию в других религиях:

Д-р исторических н-к, Н.А. Нарочницкая пишет: «Ислам, как подметил один из столпов современной этнополитологии Э. Гэллнер, „полон как внешнего, так и внутреннего миссионерского рвения и представляет собой нечто вроде перманентной Реформации“. Становление государственных и социальных структур исламского мира позволило имманентно присущему ему „внутреннему джихаду“ воспользоваться современной административной, военной и производственной технологией и превратиться в серьёзный политический фактор современного развития мира» (Сайт «Православие Ru» 19 /03/ 03).

В работе: «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси» А.С. Хомяков пишет: «Иное дело в области веры или Церкви. Как откровение Божественной истины на земле, будучи предназначена по самому существу своему сделаться общим отечеством для всех людей, Церковь ни одному из чад своих не разрешает молчания перед клеветою, против нее направленною и клонящеюся к извращению ее догматов или ее начал. Область государства — земля и вещество; его оружие — меч вещественный. Единственная область Церкви — душа; единственный меч, которым она может пользоваться, который и врагами ее может быть с некоторым успехом против нее обращаем, есть слово. Поэтому каждый из членов Церкви не только может по праву, но несет обязанность отвечать на клеветы, которым она подвергается. Молчание было бы преступлением не только по отношению к тем, которые пользуются счастием принадлежать к Церкви, но также, и в еще большей степени, по отношению к тем, которые могли бы им обладать, если бы ложные представления неотклоняли их от истины. Всякий христианин, когда до него доходят нападки против веры, им исповедуемой, ОБЯЗАН в меру своих познаний оборонять ее, не выжидая особого на то уполномочия: ибо у Церкви нет официальных адвокатов» (А.С. Хомяков. «Сочинения в 2-х тт. Т. 2. Работы по богословию» — М., журнал «Вопросы философии» 1994. с.25−71).

Практически наш современник прп. Паисий Святогорец: «В прежние времена те, у кого была власть, имели веру в Бога, а теперь многие из властвующих вообще в него не верят. В наши дни много тех, кто хочет разложить и молодое поколение и семью, и Церковь. Сейчас защищать интересы народа — исповедничество, потому что государство борется с законами Божиими, издаваемые им законы против Божественных установлений. Но МЫ ОТВЕЧАЕМ за то чтобы не дать врагам Церкви всё разорить… Сейчас идёт настоящая война, война духовная и я ОБЯЗАН быть на переднем краю» («Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления» М., 2011, с.50).

«Сейчас везде стоит теплохладный дух, мужества нет ни в ком! Мы стали ни на что не годными! И почему Господь нас ещё терпит? Нынешнее поколение — это поколение равнодушных. НЕ БОЙЦЫ, разве что для парадов годятся.

Богохульники, атеисты выступают по телевизору, а Церковь молчит «…» Люди молчат от равнодушия. Плохо то, что даже те, кто имели в душе живые чувства, начали охладевать и оправдывать себя: «Ну как я могу повлиять на ситуацию»? Мы должны дерзновенно исповедовать свою веру, если мы будем молчать, ТО ОТВЕТИМ ЗА ЭТО. В это тяжёлое время мы должны делать всё, что в наших силах, а то, что мы не можем изменить — предоставим воли Божией, ТОГДА наша совесть будет чиста. Если же мы не воспротивимся злу, то восстанут из могил наши предки. Они столько страдали за Родину, а чем мы для неё пожертвовали? Исли христиане не будут исповедниками, не будут противостоять злу, то разорители совсем распояшутся" («Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления» М., 2011, с.51−52).

[20] Схиигумен Савва (Остапенко) «Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости» Интернет версия книги.

[21] Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) «Избранное» Петрозаводск, 1992, с.89.

[22] Антоний митрополит Сурожский «Воскресные проповеди» изд. Минского кафедрального Свято-Духова собора, 1996, с.97−98.

[23] «Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева» М., 2000, с.29−30.

[24] «Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним протоиерея П. Преображенского» Киев, 2001, с.51

[25] «Антология. Раннехристианские Отцы Церкви» Брюссель, 1978, с.18

[26] Цитата по журналу «Альфа и омега» 2004, № 2(40), с.127

[27] Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.2, 1859−1860», М., 2003, с.92−93

[28] «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского избранные творения. Собрание поучений» т.2, изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993, с. 493,494.

http://rusk.ru/st.php?idar=75102

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru