Русская линия
Радонеж Сергей Худиев31.05.2016 

О вселенскости и соборности

В социальных сетях можно видеть, как люди распространяют ссылку на текст с пугающим названием «Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян»

«Переиначивание» состоит в том, что митрополит Иларион параллельно с церковно-славянским текстом Символа Веры дает русский перевод — в частности, передает славянское «соборная» как русское «вселенская». Некоторые бдительные миряне полагают, что это — попытка навязать православным католическое понимание Символа веры и Церкви вообще.

Что же, рассмотрим эту проблему подробнее — вернее, несколько проблем, которые тут возникают. Первая — это проблема минимального духовного образования. К сожалению — и интернет делает это болезненно очевидным — бывают области, в которых люди полагают хотя бы минимальное знакомство с предметом совершенно излишним. Любой пользователь интернета (будь то насмешливый либерал, который нападает на Православие, или напротив, суровый ревнитель, который его энергично защищает) полагает, что он может иметь самые решительные суждения о предмете, не затратив никакого времени и усилий на то, чтобы с ним ознакомиться.

В других областях знания люди обычно признают, что для того, чтобы высказывать экспертные мнения о чем-либо, в этом желательно разбираться. Правда, к сожалению, этот очевидный тезис все более размывается — социальные сети, по любому информационному поводу, расцветают множеством экспертных мнений по всем областям науки и жизни — то люди были специалистами по экономике, то обратились в опытнейших юристов, то сделались превосходными медиками, потом переквалифицировались в политологов, а уж от специалистов по военному делу, которые никогда в жизни не держали в руках ничего смертоноснее гамбургера, в интернете просто не протолкнуться.

Рвение, с которым некоторые из наших мирян обрушились на Владыку Иллариона, выдает ту же проблему — глубокую неосведомленность в предмете.

В среде переводчиков ходит шутка про некоего благочестивого американского протестанта, которому показали новый перевод Библии, и он возмутился «If the King James Bible was good enough for Jesus, it’s good enough for me!» (Если Библия короля Иакова устраивала Иисуса, она устраивает и меня!). Этот добрый человек, видимо, не знал, что Господь Иисус не говорил по-английски — ни на шекспировском языке King James Bible, ни на языке более современных переводов. Нам такая провинциальность покажется смешной, когда речь идет о других языках и странах, но давайте не будем впадать в нее сами.

Отцы Вселенских Соборов, которые составили для нас Символ Веры, не говорили ни по-русски, ни по-церковнославянски. Их языком был греческий. В Символе Веры они употребили слово καθολικόν, что традиционно переводится как «соборная», хотя перевести на русский как «вселенская» вполне сообразно смыслу оригинала, как легко убедиться, просто заглянув в словарь. Более того, ознакомившись с традиционными толкованиями Символа, мы именно это значение и обнаружим. Как, например, говорит святой Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях», «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душею и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях» (Поучение Восемнадцатое, глава 23)

Мнение, что «если православные ставят акцент на соборном характере Церкви, то католики — на ее универсальности, глобальности» просто неверно — Святитель Кирилл говорит именно об универсальности и глобальности Церкви. Потому что Православная Церковь — и это важно помнить — не является неким закрытым провинциальным сообществом, этнографической сектой, как ее видят некоторые. Церковь обращает свою проповедь ко всем народам, именно универсально и глобально, по той очевидной причине, что Бог есть Создатель и Спаситель по отношению ко всему человеческому роду, Христос посылает Апостолов с миссией ко «всем народам», и Христова Церковь просто не может не быть универсальной и глобальной.

Святитель Филарет в своем Катехизисе пишет:

«268. ПОЧЕМУ МЫ ЦЕРКОВЬ НАЗЫВАЕМ СОБОРНОЙ?

Церковь называется Соборной, или, что-то же, Кафолической, или Вселенской (!), потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов. «

«Соборность» же в смысле «демократичности» то есть активного участия мирян в принятии решений, касающихся жизни Церкви, может быть делом и хорошим — но вот только едва ли его проповедует сам по себе Символ Веры, или его традиционные толкователи. Митрополит Макарий в своем фундаментальном труде «Православно-Догматическое Богословие» подробно и со многими цитатами из святых Отцов раскрывая понятие соборности, упоминает о том, что Церковь вверена Епископам.

Да, в русской религиозной философии слово «Соборность» приобретает несколько иное значение, заметно отличное от «вселенскости». Значение, несомненно, глубокое и заслуживающее внимания, но приписывать Отцам Вселенских Соборов, которые составили Символ Веры, взгляды А. С. Хомякова, Н. А. Бердяева, или других наших мыслителей, при всем к ним уважении, было бы ошибкой.

Критика, выдвигаемая против Митрополита Илариона, основана, такими образом, на глубокой неосведомленности относительно истории и учения той самой Церкви, во имя которой критики желают атаковать Епископов.

Но проблема не только в неосведомленности — сама по себе неосведомленность есть болезнь относительно легко излечимая, достаточно человеку проявить некоторую усидчивость и выучить все уроки по Катехизису.

Проблема в недостатке трезвения и рассудительности — если не говорить уже о такой высокой добродетели, как смирение. Не стоит поспешно распространять материалы, которые обвиняют Архиереев в страшных грехах, ересях и всяческих черных изменах.

Потому что ложные обвинения и сеяние смуты и раздора в Церкви — это очень серьезный грех. Которого, к тому же, легко избежать при минимальной рассудительности. В самом деле, что более правдоподобно — Епископ открыто впал в ересь и измену, а все прочие Епископы, во главе с Патриархом, это благодушно игнорируют — то есть тоже впали, Церковь одолена вратами ада, от всей Церкви Христовой осталось несколько человек по всему лицу земли, или, все же, эти несколько человек впали в невежество и гордость? Кому — на человеческом и духовном уровне — нужно разрушать доверие к священноначалию? Говоря просто и грубо — «что вам хотят продать?» Мятеж мирян против Епископов? Кого это порадует и кому послужит? Что «соборного» (в каком бы то ни было значении слова) в болезненной подозрительности по отношению к пастырям? Что православного в возведении тяжких обвинений на Епископов просто на основании личной неосведомленности? Не требует ли здравая вера повиноваться заповедям — в частности, заповеди «не возводи ложного свидетельства на ближнего своего?»

Все мы получим больше пользы, если будем смиренно учиться вере Церкви у ее Епископов — как ныне здравствующих, так перешедших к Господу и оставивших нам свои труды.

http://radonezh.ru/analytics/o-vselenskosti-i-sobornosti-158 457.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru