Русская линия
Православие.Ru Сергей Худиев28.05.2016 

Святая Русь и пули века сего

В четвертую субботу после Пасхи (в этом году — 28 мая) Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников Бутовских.

В XX веке Церковь Христова столкнулась не просто с испытанием, а с наиболее ожесточенной за всю историю попыткой ее уничтожить — физически. Стереть с лица земли. Да, «единственное верное научное марксистско-ленинское учение» провозглашало, что религия неизбежно отомрет по мере исчезновения порождающих ее социально-экономических условий. Но марксисты не собирались этого дожидаться: многие тысячи православных людей — мирян и священников — приняли мученическую кончину за свою веру. «Пальнем-ка пулей в Святую Русь!» — как говорил один из персонажей поэмы «Двенадцать».

Греческое слово «мученик» — «мартирос» — буквально означает «свидетель»: он тот, кто свидетельствует о Воскресении и жизни вечной среди мира, который поглощен чем-то другим — властью, деньгами, идеологиями, политическими интригами. Мученик умирает, чтобы утвердить свое свидетельство: есть нечто бесконечно более важное, чем всё, о чем люди препираются и из-за чего дерутся здесь, на земле. То, ради чего действительно стоит жить — и стоит умереть.

Бутовский полигон — свидетельство враждебности мира к Церкви. Большевистский натиск до сих пор остается самым страшным в истории. Но большевики не уникальны — они часть того мира, который, по слову Спасителя, будет ненавидеть и преследовать Его учеников. Большевистский эксперимент провалился. Слова персонажа советского фильма: «Там, за дымом да за пожарами, жизнь светлая-светлая» — оправдались только на половину: в части дыма и пожаров. Но мир, в котором мы живем, не пережил какой-то радикальной трансформации — это всё тот же падший мир, противящийся Богу и воюющий на Его Церковь.

Собор Новомучеников Бутовских

Собор Новомучеников Бутовских

Сегодня мы переживаем острый политический конфликт, старые друзья вычеркивают друг друга из социальных сетей, люди исполняются ненависти и считают ее чем-то праведным, радуются смерти и аплодируют убийствам. Злоба обрушивается и на Церковь — за то, что она стоит на последовательно евангельских, миротворческих позициях, отказываясь поддерживать людей в их деле — которое они, конечно же, считают безоговорочно правым.

Но это — далеко не первая и очень далеко не самая сильная волна, которая накатывается на Церковь. Русская Православная Церковь помнит много таких волн — начиная с княжеских усобиц в глубоком средневековье. И среди всего этого Церковь была, есть и навсегда останется тихим прибежищем, которое воздвиг Бог.

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19), — говорит святой апостол Павел, обращая наши взоры к тому Небесному Граду, где все святые Божии и в их числе святые Руси — святые Киевские и святые Московские — вместе предстоят пред Богом, единодушно молясь о наших странах и народах.

Эта небесная реальность, хотя и закрытая для глаз мира сего, неизмеримо важнее, подлиннее и могущественнее всего остального. Мир сей прейдет, его государства и империи исчезнут под песками времен, а Святая Русь пребудет вечно — как вечно пребудет Небесный Град, собирающий святых из всех народов, частью которого она является.

Бутовские новомученики

Бутовские новомученики

Святая Русь остается реальностью несмотря ни на что — более того, это та духовная скала, о которую обречены разбиться и обессилеть все волны ненависти и насилия, воздвигаемые миром сим.

Церковь являет собой эту небесную реальность на земле, реальность, по сравнению с которой все политики и все политические смуты — трава, которая завтра увянет и исчезнет.

На Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г.

На Бутовском полигоне. 10 мая 2014 г.

Завтра энтузиасты обнаружат, как жестоко их обманули; те, кто впадал в ярость и гнев, — ужаснутся тому, что они наговорили и — хуже того — наделали, и люди — как и много раз до этого в истории — увидят, что возложили свои надежды на что-то пустое и ложное.

Есть одна надежда, которая не посрамит, одна твердыня, которая не падет, одно Царство вечное, которое не разрушится. И чтобы принадлежать этому Царству, нужно принадлежать Церкви. Искушение, которое многие из нас переживают сейчас, далеко не так велико, как-то, что претерпели предыдущие поколения православных — и сохранили верность.

http://www.pravoslavie.ru/70 727.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru