Русская линия | 23.09.2008 |
«Одни считают, что „единая Церковь“ должна объединить в себе каноническую УПЦ и две неканонические церковные группы: самопровозглашенные Киевский патриархат и Украинскую автокефальную православную церковь. Другие полагают, что „поместная“ (читай „национальная“) Церковь должна вобрать в себя также Украинскую греко-католическую церковь. Страна переживает период государственного становления. И многим политикам сегодня свойственен конфессиональный романтизм. Идея „единой поместной Церкви“ — это плод именно такого романтического восприятия действительности. Сама по себе эта идея не несет в себе какой-либо негативной коннотации. Единство — это неоспоримая церковная ценность. А понятие „поместности“ указывает на территориальный характер, который всегда был присущ христианской Церкви. Однако, как показала новейшая церковная история, современная политическая элита недостаточно компетентна в религиозных вопросах и не способна выработать модели преодоления раскола, которые были бы приемлемы для Церкви. Сводить вопрос раскола к вопросу статуса Украинской Церкви было бы непозволительным упрощением. Раскол вызван не только желанием части духовенства видеть Украинскую Церковь автокефальной, но и целым рядом причин, среди которых необходимо обратить внимание и на проблему цивилизационного раскола в украинском обществе. Поэтому автокефалия не может рассматриваться сегодня как способ объединения. Необходимо сначала выйти из канонического кризиса, преодолев раскол, а уже потом вернуться к вопросу о каноническом статусе Украинской Церкви», — полагает Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
По его словам, «можно понять политиков, озабоченных разделением украинского общества и видящих в создании единой поместной Церкви инструмент его консолидации». «Но политики, желающие в кратчайшие исторические сроки обрести автокефалию, могут только навредить делу консолидации. Во время визита в Украину Святейших Патриархов Константинопольского Варфоломея и Московского и всея Руси Алексия II в прессе активно обсуждался проект создания двух „параллельных“ юрисдикций — Константинопольской, в состав которой гипотетически могли войти все православные приходы в Западной и Центральной Украине, и Московской, верность которой, по мнению журналистов, сохранят Юг и Восток. Но ведь это, по сути, план разделения Украины. Между Правобережной и Левобережной Украиной и так существуют четкие ментальные, культурные и политические различия. Зачем же усугублять этот раскол? Неужели ценой такой церковной „евроинтеграции“ должен стать духовный раскол страны?», — недоумевает митрополит Владимир.
«Наша Церковь была и остается единственной в Украине Церковью, находящейся в полном общении со вселенским Православием. Кроме того, УПЦ — это наиболее многочисленная конфессия в стране, поскольку в ее состав входит более десяти тысяч приходов. Параллельно с нашей Церковью в Украине существуют еще две неканонические церковных группы — самопровозглашенные УПЦ КП и УАПЦ, общая численность приходов которых достигает около четырех тысяч. Эти церковные группы не имеют апостольского преемства, канонического статуса и не признаются мировым православием. Диалог нашей Церкви с УАПЦ с той или иной степенью активности ведется с 1995 года. Существуют определенные контакты и с представителями Киевского патриархата, однако полноформатный диалог пока не начат, причиной чему является жесткая, не направленная на поиск компромиссных решений позиция лидера УПЦ КП», — отметил глава УПЦ МП.
«Чем объясняется тот факт, что наша Церковь является единственной церковной структурой в Украине, находящейся в полном общении с мировым православием? Во-первых, именно наша Церковь является прямой канонической и исторической наследницей тысячелетней Киевской Митрополии. Во-вторых, согласно древнему каноническому принципу „один город — один епископ“, на одной канонической территории не может существовать несколько Православных Церквей. В-третьих, православный мир не приемлет революционных методов. В Церкви очень важна традиция — верность принятым в церковном мире православному вероучению и каноническом нормам. Когда же церковная структура создается путем самопровозглашения, с грубыми каноническими нарушениями (как это имело место в УАПЦ и УПЦ КП), то ее признание становится невозможным», — подчеркнул митрополит Владимир.
Русская линия