Русская линия | 05.09.2008 |
Перед открытием конференции в бывшей крестовой церкви митрополита Никодима в здании академии была совершена лития. Затем гости ознакомились с академическим музеем церковной истории, значительная часть экспозиции которого посвящена митрополиту Никодиму. Конференцию открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Затем митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам форума. «Своим служением Владыка Никодим во многом положил начало церковно-государственному и церковно-общественному диалогу в послереволюционной России, который ныне получил развитие во многом благодаря созданной им школе пастырства и православной общественной мысли», — говорится в послании Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Огласив приветствие Святейшего Патриарха, митрополит Ювеналий выступил с докладом, в котором отметил, что благодаря подвижническому труду митрополита Никодима были созданы благоприятные условия для улучшения отношений между государством и Церковью. По его словам, нынешнее и будущее поколение, изучая историю Церкви XX века, не сможет пройти мимо фигуры этого выдающегося архиерея. Проповеди митрополита Никодима, вспоминает владыка Ювеналий, сочетали богословскую глубину и простоту. Митрополит Ювеналий заметил, что советская власть рассматривала священнослужителей только как исполнителей культа, запрещая им осуществлять общественное служение. Именно поэтому митрополит Никодим стремился к тому, чтобы Богослужение носило не только спасительный характер, но выполняло бы просветительскую и миссионерскую функцию. Митрополит Ювеналий полагает, что владыка Никодим обладал высочайшим искусством ведения диалога. В его время священнослужители воспринимались как отсталые, незначительные люди. Митрополиту Никодиму, по мнению владыки Ювеналия, удалось поднять авторитет Церкви не только в глазах простых людей, но и в глазах мира.
Затем с докладом выступил председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Как поборник христианского единства митрополит Никодим духовно и интеллектуально опирался на святоотеческое богословие, величайшее достоинство которого виделось ему в том, что оно „развивалось не отрываясь от Апостольского Предания, основывалось на Божественном Откровении и соответствовало запросам жизни“. Однако порой в маргинальных околоцерковных кругах светлую память владыки Никодима пытаются превратить в предмет пререканий, ставя великому святителю в упрек и экуменизм, и миротворчество, которые в крайне опасных для бытия нашей Церкви исторических обстоятельствах сыграли роль якоря спасения. Не будем говорить об этих злоречивых критиках — они не знают или не понимают ни историю Церкви, о благе которой якобы пекутся, ни историю страны, патриотами которой пытаются себя выказать. Убежден, что эти люди, в отличие от владыки Никодима, не совершили никакого жизненного подвига во благо Церкви и Отечества и ничем ради них не пожертвовали», — полагает митрополит Кирилл.
«Похоже, что единственная вина покойного архипастыря перед теми, кто ныне хулит его имя за гробом, — перед всеми этими усердными не по разуму пленниками абстрактных представлений и голых схем, — состоит в том, что он отверг предлагавшуюся ему роль благочестивого могильщика своей Церкви и встал на путь ее деятельной и изобретательной защиты, преуспев в этом. И если бы не поразительная прозорливость, если бы не великая духовная интуиция, если бы не самоотверженное служение своей Церкви святителя Божия, то очень может быть, что 1000-летие Крещения Руси остатки православных в СССР праздновали бы в самоновейших катакомбах, а чуть позже, во времена горбачевской перестройки и ельцинской вольницы, и вовсе некому было бы противостать на пути нашествия „двунадесяти языков“ иноземных проповедников в бывшую Святую Русь», — считает председатель ОВЦС.
По словам владыки Кирилла, «в невидимой брани митрополита Никодима судьбоносный стратегический успех порой добывался ценой тактических компромиссов, требовал соблюдения не Церковью придуманных правил игры и постоянного упражнения в искусстве возможного. Однако никто и никогда не смог бы бросить Владыке Никодиму обвинение в отступничестве от веры, в забвении интересов Русского Православия, в отказе свидетельствовать об истине перед инославным миром, в безвольном конформизме по отношению к властям».
«Его мечтой было могучее единство всех последователей Христа, воссоединение христианской ойкумены современного мира на основе Писания и Предания древней неразделенной Церкви апостольского века», — сказал митрополит Кирилл, напомнив, что митрополит Никодим в качестве председателя ОВЦС по благословению Священного Синода и Святейшего Патриарха заложил основу двусторонним богословским диалогам с Евангелической церковью Германии (ФРГ), Союзом Евангелических церквей (ГДР), Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, с Англиканскими церквами, с Римско-католической церковью. Он также возглавлял делегации Русской Православной Церкви на III, IV и V Ассамблеях Всемирного совета церквей.
С докладами также выступили: заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте России О.Ю.Васильева «Митрополит Никодим и власть. 1960−1970-е годы»; профессор СПбДА протоиерей Богдан Сойко «Литургическое наследие митрополита Никодима» и профессор Санкт-Петербургского университета С.Л.Фирсов «Митрополит Никодим: православный архиерей в советскую эпоху. Штрихи к социально-психологическому портрету».
В рамках программы конференции также прошла презентация новых изданий: книги профессора СПбДА протоиерея Владимира Сорокина «Митрополит Никодим и всеправославное единство» (материалы Родосских совещаний) и книги, подготовленной Издательским отделом епархии — «Святой праведный Иоанн Русский». Служба этому святому была составлена митрополитом Никодимом.
Протоиерей Владимир Сорокин, презентуя свою книгу, спросил митрополита Кирилла, верил ли митрополит Никодим, что советскую власть можно «воцерковить» и «оправославить». Митрополит Кирилл, отвечая на этот вопрос, заявил, что политические убеждения митрополита Никодима никому не известны. Он вспомнил, что когда-то прочитал статью иностранного журналиста, в которой утверждалось, что митрополит Никодим не тот, за кого себя выдает. Что на самом деле владыка является скрытым монархистом, желающим восстановить прежний порядок. Митрополит Кирилл отметил, что склоняется к тому, что владыка Никодим действительно был человеком монархических убеждений. В доказательство этого он вспомнил, как митрополит Никодим поведал ему о своем сне. Приснилось ему, что идет он по территории Александро-Невской Лавры, и навстречу к нему направляется Император Александр II, который, подойдя к владыке, поклонился и взял у него благословение. Хотя симпатии митрополита Никодима, по мнению владыки Кирилла, были на стороне монархии, тем не менее у него не было монархического проекта. По словам председателя ОВЦС МП, митрополит Никодим был прагматиком, который понимал невозможность восстановления «старой исторической» России. В целом, отметил митрополит Кирилл, у владыки Никодима не было конкретного политического проекта, по крайней мере, он никогда открыто не формулировал свои политические симпатии.
Протоиерей Владимир Сорокин также задал вопрос митрополиту Ювеналию, спросив его, не считает ли он митрополита Никодима «увлекающимся человеком». Отец Владимир рассказал о том, что на днях в «хорошей газете» прочитал статью о «никодимовщине», которую автор статьи сопоставил с «диомидовщиной». Священник спросил архиерея, не переходили ли увлечения митрополита Никодима «за пределы дозволенного». Отвечая на эти вопросы, митрополит Ювеналий сообщил, что также недавно прочитал эту статью в Интернете. Все рассуждения в этой статье, по его словам, сводятся к тому факту, что митрополит Никодим скончался на приеме у папы Римского. Митрополит Ювеналий считает, что этот тезис неубедителен. В доказательство чего он привел обстоятельства кончины митрополита Иоанна (Снычева).
Русская линия