Русская линия | 03.09.2008 |
По его словам, отношения между Русской и Грузинской Православными Церквами «в полной мере сохраняют дружественный и братский характер, несмотря на все изменения в политической конъюнктуре в межгосударственных отношениях, которые произошли». «И даже в эти очень трудные дни для российско-грузинских отношений контакты по церковной линии сохраняются, и отношения между Предстоятелями наших Церквей Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым остаются сердечными», — считает протоиерей Николай.
«С митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом, главой иностранного отдела Грузинской Патриархии, я беседовал несколько дней назад, как и мои коллеги. Контакты между нами не прекращаются. В частности, сейчас мы вместе способствуем тому, чтобы делегация Всемирного совета церквей, представляющего различные христианские конфессии, посетила Грузию, посетила также Южную Осетию для того, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит и потом доложить своим единоверцам в странах Западной Европы. Мы считает, что это полезная инициатива и со своей стороны готовы оказать всякое содействие, как и Грузинская Православная Церковь. Так что контакты продолжаются. У нас планировался визит делегации Грузинской Православной Церкви в августе этого года, но, к сожалению, эти трагические события, которые произошли, нарушили наши планы. Мы имели в виду, как раз обсудить дальнейшие пути нашего пастырского взаимодействия, в том числе, и в проблемных регионах, к которым относятся Абхазия и Южная Осетия», — сообщил секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП.
Он напомнил, что Русская Православная Церковь после Великой Отечественной войны признала автокефалию Грузинской Православной Церкви. «Признав ее в то время, признала каноническую юрисдикцию, канонические полномочия Грузинской Православной Церкви в границах тогдашней Грузинской Советской Социалистической Республики. С церковной точки зрения в этом отношении ничего не менялось. Неоднократно Святейший Патриарх и Священный Синод нашей Церкви подтверждали, что мы рассматриваем и Абхазию, и Южную Осетию как часть канонической территории Грузинской Православной Церкви. Те изменения, которые происходят в результате политических решений, не обладают прямым действием в решении вопросов церковной юрисдикции. Поэтому, учитывая, конечно, то, что те события, которые в политической жизни происходят, надо будет теперь продолжать наш диалог с Грузинской Православной Церковью о том, каким образом будет осуществляться пастырская, духовная забота о православных жителях этих двух республик», — подчеркнул священник.
«У нас есть какие-то представления о каких-то переходных временных моделях, которые можно было бы предложить, но я бы не считал правильным сейчас доносить наши рекомендации по этому поводу до грузинской стороны через радиопередачу. Все-таки надо дождаться встречи, сесть за один стол с нашими грузинскими братьями и вместе думать, вместе искать решения, что мы будем делать дальше, какое у них видение. Потому что мы понимаем одно, что ни русские, ни грузины не заинтересованы в том, чтобы православное христианство на земле Абхазии, на земле Южной Осетии угасало. Все заинтересованы в том, чтобы оно пускало все более глубокие корни», — отметил отец Николай.
Протоиерей Николай Балашов заявил, что вопрос о духовном окормлении Абхазии и Южной Осетии не должен решаться верующим населением республик. «Их воля, конечно, выразить свое желание, — это у них никто отнять не может, а вот, что касается решение этого вопроса, он, конечно, должен решаться в диалоге между нашими Церквами. Он не может быть решен Русской Церковью в одностороннем порядке, — выразил уверенность священник.
Кроме того, по его словам, сосуществование в США приходов, находящихся в юрисдикции разных Православных Церквей, — это «ненормальное явление с точки зрения канонического права». «В Соединенных Штатах Америке сосуществует десятки православных юрисдикций, не говоря уже о многих десятках, может быть доходящих до сотни тех, кто сами себя считают православными, но не признаны в качестве таковых другими Православными Церквами. Такое положение, которое сложилось в этой стране великого плюрализма, не является нормальным с точки зрения православного канонического права. Оно связано на самом деле с трагедией и крахом России. До 1917 года была одна церковная юрисдикция на территории всей Северной Америки и принадлежала она Святейшему Правительствующему Синоду в Санкт-Петербурге», — напомнил протоиерей Николай.
«Наш святой Патриарх Тихон, который в самое трудное трагическое время начала большевистских гонений возглавил Русскую Православную Церковь, на протяжении многих лет был епископом Северной Америки и возглавлял там все Православие. В составе этой большой епархии были и греческие приходы, и сербские приходы, и арабские приходы. Для арабских приходов был посвящен епископ-араб по происхождению сириец, владыка Рафаил, который эти общины окормлял. Греческие приходы имели грекоязычных священнослужителей», — подчеркнул священник, добавив, что приходы в Северной Америке создавались по языковому, по национальному признаку.
Он напомнил, что будущий Патриарх Тихон еще в 1905 году представил Синоду свой проект будущего американского Православия. «Он тогда не был по достоинству в полной мере оценен, и практических выводов не было сделано. Он предлагал, что в будущем это будет многонациональная, многокультурная Церковь, которая будет едина в церковном отношении. Он предвидел, что она в будущем получит какое-то самоуправление, автономию, а возможно полную независимость, автокефалию. Но это будет единая Церковь, в которой будут сосуществовать разные культуры, языки. Он предлагал, что в этом случае епархии можно разделить не только в территориальном отношении, но и по языковому признаку, чтобы епископ мог иметь прямой контакт со всей своей паствой. Трагедия России воспрепятствовала осуществлению этого плана. И когда поддержка американского Православия из России прекратилась, когда Русская Церковь больше не смогла посылать своих епископов и священников для того, чтобы они осуществляли окормление американской паствы, вот в это время и возникли перекрывающие друг друга церковные юрисдикции в Северной Америке. Это ненормальное явление с точки зрения канонического права. Церковь создана Господом Богом для того чтобы объединять людей, а не для того чтобы разделять их. С самого начала своего существования принцип церковного устройства заключался в том, что в одном городе — один епископ. Церковь строилась с самого начала как территориальная община. Это связано с ее природой, потому что это общность людей, имеющих одну веру во единого Бога и спасителя Иисуса Христа», — заключил протоиерей Николай Балашов.
Русская линия