Православие.Ru | Павел Кузенков | 24.05.2016 |
Почему столица империи переносится на греческий Восток? Какие черты унаследовал Константинополь от древнего Рима, и какие являют его прежде всего христианским городом? Как было организовано его городское пространство, его жизнь? Какие образцы Новый Рим дал другим христианским столицам, русским городам? Рассказывает историк Павел Кузенков.
Константинополь
Константинополь основанный святым равноапостольным императором Константином Великим, стал Новым Римом — новой столицей великой Римской империи.
Это один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точная дата рождения: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) — в этот день прошла официальная церемония так называемого «обновления» (как мы сейчас переводим), или освящения, города, которую возглавлял сам император.
Вспомним историю основания этого города — Второго Рима, или Нового Рима, как его официально именовали, поскольку Москва является своего рода Новым Константинополем, или Третьим Римом, и отношения между нашей столицей и этим городом (ныне именуемым Стамбулом) очень близкие — я имею в виду отношения не формально политические, но прежде всего сакрально-духовные.
Притяжение греческого Востока
Император Константин Великий
Константинополь — город святого Константина — изначально был задуман императором как восточная столица огромной империи, которая простиралась от Атлантического океана до Междуречья, как столица государства, которое было основано ещё во времена Республики и с императора Августа стало империей, монархической державой, объединявшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейся на двух ключевых элементах: греческий Восток и латинский Запад.
Греческий Восток воплощал собой культурное начало, традиции, связанные с Древней Грецией, с эллинистическими государствами — наследниками державы Александра Великого. Запад со времён борьбы Рима и Карфагена воплощал собою военное, юридическое начало, организационное начало, и именно римские императоры, римские правители взяли на себя труд — организовать всё это средиземноморское пространство, взяв его в единый политический обруч римской державы, римских легионов. Но что касается культуры, что касается традиций, связанных с наукой, отчасти даже и с религией (потому что римляне своих богов отождествляли именно с греческими) и в первую очередь, конечно, традиций, связанных с научными и философскими знаниями, то всё это принадлежало именно грекам. И даже была такая римская поговорка: порабощённая Греция захватила Рим.
Действительно, это было именно так: Восток и Запад империи находились в очень органичном симбиозе, где не было однозначного лидера. Конечно, военный лидер был на Западе, это был Рим, но культурное первенство принадлежало именно Востоку империи.
А когда со времён римско-персидских войн III — начала IV века выявилось и фундаментальное военно-политическое значение восточной части империи, то императоры всё чаще и чаще стали находиться именно там — в Малой Азии, вблизи персидской границы, и всё чаще и чаще именно там оказывалась их ставка, их двор.
Но в Римской империи понятие «столица» было отделено от местонахождения императора, потому что столицей считался город, где находится Сенат империи, и поскольку древний Сенат находился именно в Риме, то императорская ставка рассматривалась как временная, военно-полевая столица. Задумка Константина была гораздо более серьёзная, чем получить очередную ставку на Востоке: он хотел создать именно новый Рим, то есть перенести в этот город и Сенат. Именно так он видел свою задачу.
Троя или Византий?
Троянский эпос помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого ареала
Первоначально его взор обратился на берега Эгейского моря — туда, где в древности находилась Троя. Именно там Константин поначалу хотел построить новую столицу. Троя в истории Рима играет особую, уникальную роль. С одной стороны, этот город связан именно с греческой историей, и именно цикл о Троянской войне считается основным историческим эпосом древнегреческого мировоззрения — исторического, историософского, культурного. Но троянцы — соперники эллинов в эпосе, связанном с Троянской войной. Для римлян же троянцы — как раз их прародители, потому что, по преданию, которое воплощено было в «Энеиде» Вергилия, именно из Трои прибыли в Италию предки древних римлян — основателей древнего Рима Ромула и Рема. И впоследствии этот троянский след римской истории всегда подчёркивался. Тем самым Рим находил некую историческую и культурную связь с Востоком, и троянский миф, троянский эпос как раз помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого — троянского — ареала.
Но Троя к тому времени давно уже исчезла, остались только руины, и руины эти находились в неудобном для политического действия месте. Но не только неудобство расположения сыграло здесь роль: по преданию, здесь ещё играла роль мистика. Дело в том, что основание Константинополя в том месте, где он сейчас находится, то есть на мысе древнего полуострова Европа, в честь которого, собственно, и весь континент получил своё название, на мысе Мраморного моря, у Босфора, по преданию, которое зафиксировано было уже в глубокой древности, восходит к вещему сну императора Константина, который увидел некое небесное знамение о том, что город должен быть основан именно здесь, напротив древней и к тому времени уже лежавшей в руинах из-за землетрясения столицы Никомидии, и именно на европейском берегу Босфора.
Карта Константинополя
Границы, очерченные ангелом
Место это, сейчас всем хорошо известное, во многих отношениях очень удобно. С одной стороны, оно находится в стратегически ключевом пункте всей евразийской системы торговых путей, потому что соединяет и сухопутные маршруты из Азии в Европу, и морской маршрут из Черноморского региона в Средиземное море. Он очень хорошо защищён, этот треугольник, на котором располагался древний Византий, в честь которого, собственно, мы и называем империю Византийской.
Конечно, Константинополь стал гораздо больше, чем этот древний маленький городок, но, тем не менее, размера полуострова хватало для новой столицы. С двух сторон город был ограждён естественными морскими препятствиями — Мраморным морем и заливом Золотой Рог, который вытягивается со стороны Босфора. И только с одной стороны требовалось возведение хорошо укреплённых стен. Так что город был ещё и прекрасно укреплён, что впоследствии сослужило ему немалую службу. Фактически Константинополь за всю свою историю был взят только два раза, а именно: в 1204 году крестоносцами и в 1453 году турками, и оба раза это была очень напряжённая осада. И оба эти взятия — и первое, и второе — не обошлись без предательства, так что это не было в прямом смысле военным поражением.
Такое естественное укрепление города помогало ему переживать самые тяжёлые времена в своей истории. Повторюсь: это была одна из самых сильно укреплённых столиц всего европейского континента.
Что касается сакрального значения города, то, по преданию, когда император Константин определял его границы, перед ним шёл некий посланец Небес, ангел, как это записано в некоторых источниках. И когда изумлённые царедворцы удивились, почему такие большие размеры городских стен, не пора ли остановиться, уж слишком огромный получался город, император сказал: «Остановлюсь тогда, когда остановится тот, который идёт впереди меня». Никто не видел этого посланника, это мистическое существо, но император остановился только тогда, когда произошло нечто, что указывало ему свыше размеры будущего города.
Собор Святой Софии
Собор — новый центр городского пространства
Форум и акрополь были полюсами, организовывающими пространство древних городов. В Новом Риме эту функцию выполнял собор
Константинополь ещё интересен и важен для нас тем, что это первый в истории город, который задуман и построен именно как христианский. Центром античного и древнего города являлся по преимуществу форум, или, как это называлось по-гречески, агора — рыночная площадь. И акрополь. У древних городов было два центра: центр гражданский, связанный с торгом, — он обычно находился в низине, чтобы удобно было доставлять товары; это, собственно, в Риме и олицетворяет собой Форум, — и центр военный, куда спасалось население в случае опасности: в Риме это Капитолийский холм, в Афинах — Акрополь. Во всех древних городах форум и акрополь создавали такую систему полюсов, вокруг которых создавался город.
Константинополь в этом отношении совершенно уникален. В нём тоже есть система форумов, есть центральный форум — Форум Константина, есть и акрополь, оставшийся ещё со времён Византия, укреплённый, маленький, что-то типа кремля, на мысе, выдающемся в Босфор. Но всё-таки духовным центром и вообще политическим, культурным центром города стал не форум и не акрополь, а этим центром стал собор — собор Святой Софии, заложенный императором напротив дворца. Дворец и собор и связанный с ними комплекс сооружений, включающих ипподром и другие храмы и выходящих на форум, на центральную улицу города, то есть некая связка политической, экономической и духовной жизни этой новой столицы империи, составляли совершенно уникальное новое соцветие элементов городской инфраструктуры, вокруг которой потом и вырос огромный Константинополь.
Это очень важно, потому что впоследствии христианские города всего мира имели своим центром именно храм, и это мы хорошо знаем по Москве. Мало кто помнит, что и в Санкт-Петербурге изначально центром был Троицкий собор, к сожалению, ныне не существующий, но Пётр именно его мыслил в качестве духовного центра города. Константинополь задаёт такую парадигму, модель для будущих христианских городов, и важно, что это сочетание дворца и собора, впоследствии патриаршего, — а в то время, при Константине, Константинополь, как молодой город, ещё не имел важного церковного значения, но уже его потенциал был понятен, — так вот, это сочетание государственного и церковного центров играло ключевую роль в истории всей уже христианизированной Римской империи, которую мы называем Византийской. Поэтому Константинополь — это архетип христианской столицы.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток»
Что ещё важно: Константин задумал перенести туда и Сенат. Вообще его идея была не просто создать Второй Рим, а перенести туда древний, то есть фактически не вторую, а первую столицу империи создать на новом месте. Эта идея не реализовалась в силу целого ряда причин, в первую очередь оттого, что римская аристократия, которая, собственно, и составляла Сенат, не спешила вслед за Константином принимать христианство. В основном сенаторы, как представители древних родов, оставались приверженцами, как это считалось, «отеческой религии», древней религии, то есть язычества. И несмотря на все усилия Константина, на огромные привилегии, которые обещались переселенцам, — фактически строились уже готовые дворцы, надо было просто переехать, — очень малая часть древнеримской аристократии последовала за Константином на новое место. По сути, древний Рим остался там, где был, и Сенат остался там же. Впоследствии это привело к тому, что там, на Западе, время от времени появлялись императоры Западной империи; правда, жили они в основном в Равенне, не в самом Риме, или в Медиолане, но Запад остался, что называется, Западом.
А Константин, будучи человеком абсолютно западным по происхождению и по воспитанию, тем не менее переехал на Восток и старался укорениться на Востоке: учил греческий язык и завёл очень тесные отношения с иерархами восточных провинций, потому что он каким-то особым чутьём, особой интуицией чувствовал, что именно здесь, на Востоке — будущее христианского Рима, христианской империи. Этому очень много было причин, но одна из них — то, что христианство появляется на Востоке: именно из Палестины, из восточной провинции Рима оно начинает своё победное шествие по Средиземноморью; именно там, в восточном регионе, появляются первые общины, которые создаёт апостол Павел; там в основном и закончили свой земной путь апостолы; там возникают первые Церкви, первые епархии. На западной территории — только один знаменитый апостол — апостол Пётр, вокруг которого и конструируется латинская, именно Западная Церковь. На Востоке всё гораздо богаче, гораздо интенсивнее: огромное количество церковных епархий возникает уже в глубокой древности.
«Миллионник»
Когда Константин в 324 году становится императором, победив Лициния, своего соправителя и бывшего друга, с которым они повздорили как раз на почве отношения к христианству, он уже переехал на Восток — сначала в Никею, потому что Никомидия лежала в руинах. Там, в Никее, Константин почувствовал себя в христианском окружении, и одно из первых его деяний — знаменитый Первый Вселенский Собор 325 года. И в это же время он закладывает новую столицу. Примерно в 327 году, мы считаем, начинается создание города на месте древнего Византия, и уже за три года город построен: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) происходит его освящение. Это необычайно короткий срок для строительства такого грандиозного, можно сказать, мегаполиса, потому что Константинополь по масштабам поздней античности был одним из очень крупных городов. И к концу IV века, в правление императора Феодосия Великого, это был уже гигантский город, почти «миллионник».
Нам трудно представить, как существовали такие гигантские города в древности, где не было тех технических изобретений, которые известны нам: водопровода, канализации, электричества, но, тем не менее, археологические раскопки показывают, что инфраструктура города была очень хорошо разработана, продумана, и те же канализация и водопровод функционировали, но другими техническими методами, в основном связанными с самотоком: город находился на холмах — это один из принципов древнего градостроительства, — и склоны холмов играли роль естественных водонапоров, и можно было так и очищать улицы от всякого рода нечистот, и в то же время двигать воду по разного рода искусственным сооружениям.
Проблема воды решалась с помощью акведуков и множества огромных подземных водохранилищ
При всех своих плюсах Константинополь имел один существенный минус: он не стоял на большой реке. Как мы знаем, основные города всё-таки строятся на реках: река даёт городу постоянный приток воды — питьевой и для всякого иного рода нужд. А в Константинополе эту задачу пришлось решать технически. Поэтому река в Константинополь была приведена рукотворно, через так называемый акведук, который тянулся на многие десятки километров — через горы, ущелья — и снабжал город водою. Но поскольку на случай всякого рода непредвиденных обстоятельств требовались и запасы воды, весь город, весь Константинополь был усеян огромными подземными водохранилищами, так называемыми цистернами, некоторые из них сохранились до наших дней и являют собой совершенно эффектное, исключительное зрелище гигантских подземных водоёмов, которыми пользовались во время осады или во времена засушливых сезонов.
Когда задача снабжения города водою была решена, город стал расти как на дрожжах и достиг огромного масштаба, став самым крупным городом Востока империи, взяв верх над Александрией, Антиохией, Эфесом — древними мегаполисами. Но, тем не менее, конкуренция с этими городами у него оставалась: в течение почти двух веков Константинополь, и особенно это касается его церковного статуса, боролся за право признания.
Константинополь
От апостола Андрея
Город-новичок, город-чужак, он часто воспринимался в штыки, и мы хорошо знаем о борьбе, которая разгорелась в IV и V веках вокруг Константинопольского патриаршего престола.
Местное церковное предание возводило начало Церкви старого Византия к проповеди апостола Андрея
Вообще сам факт того, что епископ Константинополя достоин высшего архиерейского статуса, то есть патриаршего статуса, оспаривался многими в то время. Римом он оспаривался вплоть до времён крестоносцев, и самое интересное, что только захваченный крестоносцами Константинополь Римский папа признал всё-таки патриаршим городом — до этого постоянно возникали на этот счёт сомнения в Риме, поскольку римское понимание церковного центра было основано на апостольском основании местной Церкви. А Константинополь, как город молодой, ещё даже не существовавший в апостольскую эпоху, не мог претендовать на высший церковный статус. В Константинополе было обнародовано своё церковное предание, которое возводило начало местной Церкви к проповеди апостола Андрея. Поскольку мы знаем, что апостол Андрей проповедовал по берегам Чёрного моря и кончил свою земную жизнь в Греции, в Патрах, то мы получаем Константинополь как-то место, где он не мог не проповедовать. И действительно, епископская кафедра древнего Византия считалась основанной апостолом Андреем. Кстати, это потом дало тему для того, чтобы сближать византийскую и древнерусскую церковные традиции, и императоры часто указывали на то, что и Константинопольская, и Русская Церкви основаны одним апостолом, — это тоже была некая духовная скрепа наших цивилизаций.
А это противостояние Петра и Андрея, точнее — некое соперничество их, а они же родные братья, это надо помнить. так вот, это соперничество символическим образом выражалось впоследствии в виде иконы, где апостол Пётр и апостол Андрей символизируют собою два Рима: апостол Пётр — Рим древний, апостол Андрей — Новый Рим.
Константинополь — это первый город в мире, изначально строящийся христианским императором. Это не означает, что в городе вообще не было языческих элементов. Они, конечно, были, потому что основное население империи были язычники. Император по своему статусу оставался pontifix maximus — главой языческой религии, поэтому Константин не спешил навязывать христианство своим подданным — он, скорее, стремился являть своё личное христианство.
Одним из главных соборов, которые он сам строил, является собор Двенадцати апостолов, где он хотел быть похороненным, где он уже уготовал себе могилу в окружении 12 апостолов, за мощами которых отправились во все концы империи специальные комиссии для того, чтобы их обрести и доставить. К сожалению, далеко не все, только мощи двух или трёх апостолов удалось обнаружить и доставить в этот собор, но, тем не менее, сама идея, что император желает покоиться в окружении самых ярких для христиан деятелей, учеников Господа, показывает, что отныне вся империя изменилась, она теперь ориентирована не на поклонение Зевсу и Юпитеру, а на христианское учение, христианское начало, в том числе и на христианское церковное богослужение.
И здесь очень важный момент: император — не часть церковного управления. Константин чётко отмежевался от того, чтобы возглавить Церковь. Но император уже не мыслится вне Церкви, и он как раз соединяет политическое и религиозное начала в своей фигуре. Это не мешало статуе Константина возвышаться на форуме, на колонне, с короной Гелиоса на голове, — это было выражение классического античного представления об императоре как о солнце, но это уже не было обожествлённое изображение, это уже была, как бы сейчас сказали, некая форма памятника — памятника, который символизировал память о великом деянии, великом деятеле, но религиозная составляющая этого компонента римской культуры сходила на нет.
Возле собора и дворца неслучайно располагались лавки с благовониями: здесь должно особо хорошо пахнуть
Поэтому форум в Древнем Риме и форум в Константинополе — это разные всё-таки явления. Константинопольские форумы в основном торговые, их было четыре крупных, множество более мелких. И сама торговая жизнь в новой столице была организована очень разумно, и я бы даже сказал — гениально. В центре города, рядом с императорским дворцом, располагались торговые ряды самых престижных купцов — ювелиров и, как ни странно, парфюмеров, — и это тоже очень важная черта. В древнем городе, как мы знаем, было обилие всякого рода запахов, в том числе и очень неприятных, и когда на центральной площади города располагалось огромное количество лавок парфюмеров, это создавало особую атмосферу: здесь, в эпицентре, там, где стоит собор Святой Софии, там, где стоит императорский дворец, была особая атмосфера благоухания, благовония. Дальше располагались тоже обладающие приятным ароматом лавки хлебопёков, и только далеко, в нескольких километрах от дворца, располагались уже лавки мясоторговцев и торговцев скотом. Вот эта в том числе и эстетическая организация городского пространства тоже играла большую роль.
Константинополь
Реликварий размером с город
Константинополь изначально стал для империи не просто вторым Римом — он стал своего рода Новым Иерусалимом, и это тоже очень важный момент, об этом пишут многие древние авторы. Перенесение сюда, в этот город и мощей апостолов, и многих других христианских реликвий была одной из идей Константина Великого. Как мы знаем, его мать, равноапостольная Елена, несало потрудилась в поисках этих древних христианских святынь. Она обрела в Святой Земле Животворящий Крест Господень, частицы которого были доставлены в Константинополь; она обрела много других реликвий. И эти реликвии были частью городского пространства, потому что и статуя Константина на форуме, о которой я уже упоминал, имела в своём основании гвозди с того самого чудотворного Креста, который обрела царица Елена. Это был некий духовный талисман, духовный хранитель Константинополя, выраженный в виде христианской святыни.
Впоследствии количество этих святынь постоянно росло, и, когда крестоносцы в 1204 году захватили город, они нашли там целые россыпи древних святынь самого разного вида и растащили их по всей Европе — немилосердно, но, с другой стороны, понимая, что это как раз и есть сокровище, гораздо большее, чем золото или какие-то драгоценности. Эти древние реликвии оказались в разных городах мира: в Париже, Майнце, Вене. — и фактически вот с этого момента разграбления древней столицы империи начинается путешествие древних святынь по европейскому миру, многие из них сейчас уже даже и в Америке есть. А Константинополь был собирателем этих святынь.
Но интересно, что Константин не ограничился сбором именно христианских реликвий, ещё он превратил Константинополь в огромный музей — он решил собрать в этот город всё самое интересное, что существовало вообще в империи. Конечно, египетские пирамиды перенести туда он просто технически не смог, хотя у него были такие планы, а вот обелиски из древнего Луксора — а это гораздо дальше, чем пирамиды, это Верхний Нил — перенёс. Нашлись на это средства и технические возможности, и они были доставлены. Правда, один из них уехал в древний Рим, там долгое время валялся, пока его папы не поставили в центре Ватикана — и если кто был в Ватикане, он видел этот древний египетский обелиск, доставленный по приказу Константина.
Второй обелиск прибыл в Константинополь и нашёл своё место на центральной преграде ипподрома. Там же, на этой преграде ипподрома, были установлены древняя греческая так называемая «змеиная колонна», которая напоминала грекам о Марафонской битве, — она создана из персидских щитов и доспехов, которые валялись на поле брани, это символ победы греков над персами в знаменитых греко-персидских войнах, — и много других святынь и реликвий. Большинство из них погибло, остался только обелиск и обрубленная уже в Новое время при неизвестных обстоятельствах «змеиная колонна».
Этих святынь, как мы знаем, было очень много, и фактически весь город был украшен древними антиками или реликвиями, но к ним уже относились именно как к музейным древностям, никто им уже не придавал какого-то сакрального значения, хотя, конечно, язычники были довольны тем, что город украшен в том числе и древними памятниками.
Константинополь был городом диалога культур, но доминирующей была христианская
Этот город был, я бы сказал, городом диалога культур, в котором, конечно, доминировала христианская тема, христианский голос, потому что император был христианин, но в то же время город знаменовал собой преемство и древних традиций. И то, что он был построен на месте древнего Византия, часто подчёркивалось византийскими авторами, которые писали о нём, именно антикизируя его, говоря о том, что мы с вами — жители Византия, мы византийцы, и впоследствии это слово перешло уже в литературу Нового времени, а всю империю стали называть именно так: Византийской империей.
Храм Святой Софии в Киеве
К Риму Третьему
Император Юстиниан
Для нас важно, что этот город в сознании наших предков, русских, был Царьградом, именовался именно так. И хотя в наших источниках есть, конечно, название «Констяньтинь-град», но такое длинное слово, видимо, было неудобно для произношения, и чаще наши предки называли этот город именно Царьград или Цесарь-град, поскольку он знаменовал собой идею именно царства, греческого царства, которое было создано, как считается, Константином Великим. Наши предки прекрасно понимали, что Константин был не просто великий римский император, но император греческий и римский — объединяя в себе эти два начала: греческое и римское. Уже в «Слове о законе и благодати» это отражено. И впоследствии мы в основном ориентировались на греков, а западный мир оказался в поле западной цивилизации, европейской.
Во многих русских городах есть элементы топографии Константинополя
Мы имели дело с греками, и этот греческий Царьград стал символом греческого царства, столицей, на которую равнялись и наши древние города. Во многих наших городах есть элементы топографии Константинополя, например в Киеве есть Золотые ворота, Софийский собор. Когда Ярослав Мудрый строил свой Киев, он в определённой степени ориентировался на Константинополь. И во Владимире тоже есть Золотые ворота, но там уже вместо Софийского собора — Успенский собор, а в Москве уже только Успенский собор. Москва — это уже третья ступень того константинопольского начала. Не остаётся уже прямых параллелей с Константинополем, но зато остаётся сакральное начало: идея храма как центра. И Успенский собор в Москве вообще знаменует собой Москву как таковую. Точно так же, как в Константинополе символом города была Святая София, которая заложена была при Константине, построена при его сыновьях, создана в том виде, в котором сейчас она красуется, при императоре Юстиниане, после очередного пожара.
Иподром
Собор и ипподром
И, действительно, Святая София, или «око вселенной», как её иногда называли, представляет собой главный, стержневой элемент Константинополя как города. И когда подплываешь к городу с моря, с какой бы стороны ты ни приближался к нему, первое, что видишь на горизонте, — это возвышающийся величественный купол Софийского собора, который, как ни парадоксально, по мере приближения к городу как раз уменьшается, — я не знаю, как этот оптический эффект был разработан древними архитекторами, но вот такое чудо: сначала ты видишь только этот собор, потом постепенно он утопает в окрестных постройках, и, уже придя в Константинополь, выйдя на центральную дворцовую площадь, ты вновь видишь всю эту великолепную красоту. И собор, и дворец.
Дворец тоже очень важная часть константинопольского городского пространства, и он связан с ипподромом. Казалось бы, что может быть общего между спортивными играми и церковными обрядами. Тем не менее, как раз византийский церемониал очень тесно связывал эти два начала, потому что ипподром был не просто местом для состязаний — это было место диалога императора и народа. Очень важный элемент древней культуры, перешедший и в византийскую эпоху, — элемент живого контакта правителя и подданных, которые нигде в других местах так напрямую увидеть друг друга и пообщаться не могли. И поэтому здесь, на ипподроме, бушевали страсти не только спортивные, но и политические. Но важным моментом было то, что рядом, по соседству находился собор Святой Софии, и он как бы умиротворял всю эту бушующую политическую стихию и соединял народ и императора в некоем богослужебном единении, напоминал и властям, и подданным о подлинном смысле их земного существования — о пути в Царствие Небесное. И там, в соборе Святой Софии, проходили все важнейшие мероприятия, связанные с политической жизнью страны: коронации, венчания, важнейшие события, связанные с осадами, и т. д.
+ + +
Константинополь, как символ Царя-града, центра христианского мира, передал свою эстафету Москве в ходе достаточно сложного процесса, который проходил в конце XV — начале XVI веков, процесса, который иногда называется процессом становления идеи Москвы как Третьего Рима. И в дальнейшем эта идея подпитывала очень сильно и наших мыслителей и философов, и наших политиков. Идея о том, что этот град царя Константина, попав в руки мусульман, попав в руки турок, остался как земной город у них, но как духовное явление он перенёсся в свободную столицу православного царства, которой с XVI века стала Москва.