Русская линия | Священник Николай Лызлов | 07.05.2016 |
I.
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8).
Святитель Григорий Богослов: «Мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь, и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени»[1].
Преподобный Симеон Новый Богослов: «Любовь есть не имя, но божественная сущность, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская»[2].
Святитель Николай Сербский (Велимирович): «Все существа можно поделить на сотворённые и нетварные. Бог — несотворён, всё остальное сотворено. И любовь — нетварна, нетварна и вечна. Ибо любовь — сущность Божественного бытия. Потому и сказано: «Бог есть любовь»[3].
Святитель Лев I Великий, Папа Римский: «Бог же Всемогущий и Милостивый, природа Которого — доброта, воля Которого — сила, дело Которого — милосердие»[4].
Священномученик Игнатий Богоносец: «Утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа»[5].
Епископ Варнава (Беляев): «Будучи ипостасной, Любовь есть Христос и Бог наш, Который для того сошёл на землю, соделался человеком, восприняв на себя и нашу земную плоть, чтоб сделать нас причастными Своего Божества»[6].
Святитель Иоанн Златоуст: «Никакое слово недостаточно, для того чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать её, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия».
Немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков Майстер Экхарт (†1260): «Сегодня читается Послание, в коем св. Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4,16). Однако я говорю: «Бог-любовь, и кто в любви, тот в Боге, и Он в нём». Говоря «Бог-любовь», я имею в виду одно целое. Ибо подумайте, если говорят «Бог есть любовь», то может возникнуть вопрос, какая любовь, ведь существует не одна любовь, и тем самым можно отвернуться от единого целого. Но дабы сохранить перед собой это целое, я говорю: «Бог-любовь».
Бог улавливает Своей любовью все творения, дабы пробудить в них желание любить Его. Если меня спросят, что есть Бог, то я отвечу: Бог есть благо, как таковое Он преследует Своей любовью все творения, и только для того, чтобы направлять их любовь обратно к Себе; какое же счастье дарует Бог; будучи Сам целью их стремлений"[7].
Митрополит Антоний (Храповицкий): «Веровать во Христа значит веровать в „любовь“, чрез Него получившую своё высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться ею»[8].
II.
Любовь Бога
Евангелие: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16)[9].
Доктор богословия honoris causa, заслуженный профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов: «В истории религиозного сознания мы практически не найдём ни одной религии, где столь бы ярко и столь сильно была выражена идея того, что Бог есть Любовь. Можно было бы сказать даже ещё сильнее — такой идеи вообще не было. Была идея о Боге Милостивом, верно, о Боге, который может осиять любовью человека, верно, о Боге справедливом, который покарает зло и наградит праведного, было всё это, было. Но вы понимаете, какая разница в христианском учении о Боге Любви и даже о том справедливом, любвеобильном, милующем Боге, идея которого действительно была в некоторых дохристианских религиях, которые затем выразились и в пост христианских сознаниях, например, в мусульманстве, где Аллах рассматривается, как справедливый и всемилостивый.
В чём различие? А различие здесь вот в чём. Во-первых, во всех этих религиях Бог стоит над миром, над человеком. Он всемогущий, и Он, если хочет, Он может помиловать. Более того Он, будучи справедливым, может установить правду на земле. Вы слышите? Он стоит над всеми и Он, если хочет, то Он и делает. И Он хочет этого. Христианство же утверждает совершенно другую мысль. Оно говорит о том, что Бог не только, если хочет помилует, а само Его существо, существо Бога, насколько это доступно нашему человеческому восприятию и сознанию, само существо Его есть Любовь. Более того, если хотите, хотя меня осудят за некорректность слов, но я бы сказал даже так: Бог не может не помиловать, не любить человека, именно само Его существо и есть любовь. Это выражено в прекрасных словах Евангельских: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Это выражено с потрясающей силой, какой-нибудь писатель сказал бы, с потрясающим драматизмом. Это выражено в Боговоплощении и в крестной жертве. Это настолько не соответствует человеческому сознанию, что апостол Павел выразил это с полным основанием, когда сказал: «Мы проповедуем Христа распятого, иудеям соблазн, эллинам безумие»[10].
Евангелие: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10,45).
Апостол Павел: «Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5,6−8).
В Богослужение Великой Субботы говорится: «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего Владыко, даже до ада снизшел еси ищай». Русский перевод: «Ты сошел на землю, чтобы спасти Адама, но, не найдя его на земле, сошел в поисках его даже до ада» («Триодь Постная. Великая Суббота. Утреня. Тропари на непорочных»).
Святитель Иоанн Златоуст: «Любовь Божия соединила небо и землю. Любовь Божия посадила человека на царский престол. Любовь Божия явила Бога на земле. Любовь Божия сделала Владыку рабом. Любовь Божия предала Возлюбленного — за врагов, Сына — за ненавистников, Владыку — за рабов, Свободного — за невольников. Но и этим она не ограничилась, а призвала нас к ещё большему, не только освободила от прежнего зла, но и обещала нам даровать гораздо большее благо»[11].
Преподобный Исаак Сирин: «И почему был Он повешен на Кресте ради грешников, предав Своё святое тело за мир? Я говорю, что Бог сделал это ни по какой другой причине, кроме как явить миру любовь, которой Он обладает. Его целью было, чтобы, когда мы осознаем это, любовь наша возросла в нас, и мы были пленены любовью Его, ибо смертью Сына Своего Он способствовал этому явлению великой силы Царства Божия, которое есть ЛЮБОВЬ. Смерть Господа нашего была не для искупления нашего от греха и не для какой-либо иной цели, а единственно для того, чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари»[12].
Игумен Никон (Воробьёв): «Господь создал людей не на муки, а для божественной радости. Всё небо радуется о каждом грешнике кающемся, и через это спасающемся»[13].
Преподобный Феодор Студит: «Не так любит жених невесту свою, не так родители радеют о детищах своих, как любит нас и радеет о нас Владыка всяческих — Бог»[14].
Святой праведный Алексий Московский, Мечев: «Господь так близок ко всем нам, так нас любит, что всегда готов помочь нам. Как мать со всех ног бежит к ребёнку, когда он заплачет, что-нибудь с ним случится, так Господь нас любит и всегда поможет. А о немощных, грешных, слабых Он особенно печётся, как мать слабого ребёнка, больное дитя особенно любит и заботится о нём, так и Господь. Ведь Он пришёл не праведников, а грешников спасти. Он всех зовёт к Себе: „Приидите ко Мне вси“, — ко всем протягивает руки, всех обнимает»[15].
Преподобный Силуан Афонский: «О, как любит Господь Своё создание»[16].
Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Если бы мы увидели, как нас любит Христос и что Он для нас делает, то от безмерной радости помутились бы рассудком. Мы остались бы в Его объятиях, и нам бы уже ни до чего не было дела»[17].
III.
Заповедь Творца вселенной
Евангелие: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя, на сих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки" (Мф. 22,36−40).
Последний раз в Своей земной жизни беседуя на Тайной Вечери со Своими учениками, Спаситель заповедует:
«Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15,17),
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга; как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,12−13).
Апостол Пётр: «…постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пётр. 1,22).
Апостол Павел: «.. любовью служите друг другу
Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя" (Гал. 5,13−14).
Апостол Иоанн Богослов: «…станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3,18).
Апостол Павел: «Всё у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16,14).
Преподобный Максим Исповедник: «Вся цель заповедей Спасителя та, чтобы освободить ум от невоздержания и ненависти, и возвести его В любовь к Нему и ближнему, от которой рождается свет святого деятельного ведения»[18].
IV.
Христианства нет без любви. Роль любви в жизни христиан
Евангелие: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга;
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,34−35).
Апостол Павел: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3,14).
Апостол Иоанн Богослов: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной" (1 Ин. 3,14−15).
Апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я — ничто.
И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13,1−4).
Ещё Ветхий Завет знал, что «…любовь покрывает все грехи» (Прит. 10,12).
Святитель. Иоанн Златоуст: «О, неизмеримая сила любви! Ничего нет ценнее любви — ни на небе, ни на земле»[19].
Преподобный Симеон Новый Богослов: «Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, и добрым и злым, и знаемым и незнаемым, как и Сам Бог всем благотворит…»[20].
Преподобный Максим Исповедник: «Или, сказать кратко, любовь есть свершение всяческих благ „..“ Собственно говоря, только она одна представляет человека сущим по образу Творца..»[21].
Преподобный авва Фелассий: «Одна любовь сочетавает твари с Богом и между собою в единомыслии»[22].
Преподобный Антоний Великий: «Единственный способ к познанию Бога есть доброта»[23].
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Наша жизнь есть любовь, — да, любовь. Итак, с радостию всех питай и услаждай, с радостию всем угождай и надейся во всём на Отца Небесного, Отца щедрот и Бога всякого утешения. Приноси в жертву любви к ближнему всё, что дорого тебе. Приноси своего Исаака, своё сердце многострастное, в жертву Богу, закалай его своим произволением, распинай плоть со страстьми и похотьми»[24].
Преподобный Иоанн Лествичник: «Любовь есть подательница пророчества; любовь — виновница чудотворений; любовь — бездна осияния; любовь — источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние»[25].
Преподобный Исаак Сирин: «Любви достаточно к тому, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот „вино, веселящее сердце человека“ (Пс. 103,15). Блажен, кто испиет вина сего! Испили его невоздержные — и устыдились; испили грешники — и забыли пути преткновений; испили пьяницы — и стали постниками; испили богатые — и возжелали нищеты; испили убогие — и обогатились надеждою; испили больные — и стали сильны; испили невежды — и умудрились»[26].
Священномученик Игнатий Богоносец: «Если вы имеете к Иисусу Христу совершенную веру и любовь, которые суть начало и конец жизни. Вера начало, а любовь конец, обе же в соединение суть дело Божие; всё прочее, относящееся к добродетели от них происходит»[27].
Митрополит Антоний Сурожский: «Любовь — единственная сила, которая может сразиться со смертью, и не быть побеждённой»[28].
Преподобный Исаак Сирин: «.. кто нашёл любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от того безсмертным. Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус»[29].
Епископ Арсений (Жадановский): «Какое это высокое, божественное чувство — любовь! В ней поистине отобразился образ Божий в человеке. Любовь — это возглавие всех добродетелей..»[30].
Преподобный Симеон Новый Богослов: «все труды и подвиги, которые начала и конца своего не имеют в любви с духом сокрушённым, тщетны и безполезны. Ученика Христова нельзя познать ни по какой другой добродетели, кроме как по любви»[31].
Священномученик Ириней Лионский: «..превосходный дар любви, который драгоценнее познания и славнее пророчества, и превосходнее всех других дарований»[32].
Святитель. Иоанн Златоуст: «Начало и конец всех добродетелей в любви»[33].
Митрополит Антоний Сурожский: «И откроется нам на Страшном суде, что единственным смыслом жизни на Земле была любовь».
Святитель. Тихон Задонский: «Любовь — это предвкушение вечной жизни, в которой будет одна только любовь друг к другу, друг о друге радость и утешение»[34].
Архиепископ Иоанн (Шаховской): «Для существа доброго творить добро всем — это радость, а не творить добро — это мучение; смысл всей жизни — в бесконечной, переливающейся через край любви».
V.
Любовь к ближним
Апостол Иоанн Богослов: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2,10−11).
Апостол Пётр: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца. „..“ Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает много грехов» (1 Петр. 1,22; 4,8).
Апостол Павел: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не пожелай чужого и все другие заключаются в сём слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона" (Рим. 13,8−10).
Святитель. Игнатий (Брянчанинов): «Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог (Мф. 10,34,35,36)»[35].
Преподобный Силуан Афонский: «Блаженна душа, любящая брата своего, ибо брат наш есть наша жизнь. Блаженна душа, любящая брата: в ней ощутимо живёт Дух Господень, и даёт ей мир и радость, и она плачет за весь мир»[36].
Преподобный Паисий Святогорец: «Истинно любящие и правильно подвизающиеся, всё переносят с любовью, жертвуют собой, лишают себя всего ради своего ближнего и покоят его, потому что он есть Христос»[37].
Преподобный Ефрем Сирин: «Kаким же путём может человек искать Его и найти? Прежде всего, должен соблюдать любовь к братьям, ибо сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). Поэтому, если кто приобрёл любовь, то приобрёл он Бога; если кто стяжал смиренномудрие, то подобен он Христу; а кто не смиренномудр, тот чужд Христу»[38].
Святитель. Иоанн Златоуст: «Любовь к ближнему лучше дарований, ибо без любви все дарования не приносят никакой пользы тем, кто их имеет».
Преподобный Исаак Сирин: «…Без любви к ближнему ум не может просвещаться божественною беседою и любовию»[39].
Митрополит Антоний Сурожский: «Как Он пришёл в мир, что бы умереть за спасение мира, так и мы избраны для того же; и ценой, может быть, собственной жизни мы должны приносить мир вокруг себя и насаждать Царствие»[40].
Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант): «Лейбниц определял любовь как «чувство радости, происходящее из счастья ближнего»[41].
VI.
Не любовь
Шотландский богослов и натуралист Генри Друммонд (†11.3.1897): «На Страшном Суде ни в чём, кроме недостатка любви нас не будут обвинять»[42].
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами! Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш — Бог любви; Царство Его — Царство любви; из любви к нам Он не пощадил Сына Своего Единородного и на смерть отдал Его за нас (Рим. 8,32). И ты — выражай везде любовь, дома — на домашних (они запечатлены в крещении и миропомазании крестом любви и носят крест, вкушают с тобой в церкви Вечери любви). В церкви — везде символы любви (кресты, крестное знамение, святые угодившие любовию к Богу и ближним) и Самая Воплощённая Любовь. На небе и на земле — везде любовь. Она безпредельна как безпределен Бог. Она покоит и услаждает сердце, как Бог, тогда как вражда убивает душу и тело. Ещё ли ты будешь не любить, когда везде ты слышишь проповедь о любви, когда только человекоубийца диавол не есть любовь, а вражда вечная»[43].
Геронтисса Гавриилия (Папаянни): «Бог, когда нас сотворил, дал нам жизнь и вдохнул Духа Своего. Этот Дух есть Любовь. Когда нас оставляет любовь, тогда мы становимся трупами. Бываем уже мёртвыми»[44].
Преподобный Силуан Афонский: «За что же человек страдает на земле, несёт скорби и терпит беды?
За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живёт Дух Святой, и Он даёт душе свободу, мир, любовь, блаженство.
За то страдаем мы, что не любим брата"[45].
Преподобный Антоний Великий: «Смертные должны заботиться о себе, зная наперёд, что их ожидает смерть. Ибо блаженное безсмертие бывает уделом преподобной души, когда бывает доброю, и смерть вечная сретает её, когда она бывает злою»[46].
Преподобный Ефрем Сирин: «Злополучен и жалок, кто далёк от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. И кто не станет плакать о том человеке, который далёк от Бога, лишён света и живёт во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, тот враг христу. „..“ В ком нет любви, тот ослеплён умом, тот друг диаволу..»[47].
Блаженный Августин «Рассуждения на послание Иоанна к Парфянам»: «..всякий кто нарушает любовь, — что бы ни говорил он своим языком, — жизнью своей отрицает Христа, пришедшего во плоти; и такой человек антихрист, где бы он ни был, куда бы не пошёл»[48].
VII.
Любовь учеников Христа распространяется на всех без исключения
Священномученик Климент, папа Римский: «Итак, будем любить друг друга, чтобы всем войти в Царствие Божье»[49].
Преподобный Силуан Афонский: «Господь же не помянул моих грехов и дал мне любить людей, и желает душа моя, чтобы вся вселенная спаслась и была в Царстве Небесном, и видела славу Господню, и наслаждалась любовью Божиею»[50].
Протоиерей Николай Гурьянов: «Отец Тихон (Шевкунов) спросил его, что самое страшное для нас, чего нужно опасаться более всего, а батюшка ответил: «Нелюбви». — «И в Церкви?» — «И в Церкви». «А что посоветуете?» — «Любвеобильности ко всему»[51].
Святитель Феофан Затворник: «Больше всего упражняйтесь в любви — в делах и чувствах, не исключая никого из тех, кои соприкасаются вам, как бы кто ничтожен ни был»[52].
Преподобный Нил Синайский: «Блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога»[53].
Преподобный Симеон Новый Богослов пишет об истинном христианине: «Очи его станут источниками, скорее источающими потоки слёз, чем делающими способность видеть. Всякого человека, словно ангела, ублажает человек тот. и всякое животное и всякого гада, пресмыкающегося по земле, и всё, имеющее дух жизни ублажит он, говоря: «Как благословенно всё созданное Богом"… Всякую душу сочтёт он единой и почтит как святую перед Господом и, словно нечистый, будет благоговеть перед всеми»[54].
Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский: «Любите всех людей без различия, близких и дальних, какого бы племени они ни были, какой бы веры ни держались, будут ли то иудеи, магометане, язычники! Любите самих врагов ваших!»[55].
Геронтисса Гавриилия: «Не можешь быть христианином и не любить одинаково всех. И православных и инославных. И нашей веры, и иной веры, и иноплеменников. Мы не виноваты за то, где рождаемся»[56].
Иеромонах Дионисий (Игнат) [57]: «Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот ещё невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов.
Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг — Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума"[58].
Святитель Игнатий Брянчанинов: «И слепому, и прокажённому, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви»[59].
Святитель Василий Кинешемский, исповедник: «Заповедь о любви, остаётся всегда обязательной ко всем разномыслящим без исключения, как бы далеко не ушли они от Христовой истины»[60].
Преподобный Антоний Великий: «Забывших добрую и богоугодную жизнь и мудрствующих не по правым и боголюбивым догматам не должно ненавидеть, а более ЖАЛЕТЬ, как оскудевших рассуждением и слепотствующих сердцем и разумом: ибо, принимая зло за добро, они гибнут от неведения»[61].
Авва Лонгин: «Как мертвец не ест, так и смиренный не может осудить человека, хотя бы даже видел его поклоняющимся кумирам»[62].
Священномученик Климент папа Римский: «Будем и мы молиться о тех, кои находятся во грехе»[63].
Настоятель Валаамского монастыря игумен Харитон (Дунаев †27.10.1947): «..часто слова, ум и сердце идут разными дорогами и гармония нарушается.
И эту гармонию нужно прежде всего восстановить в самом себе. В противном случае, защищая даже дело истины, трудно будет хранить миролюбивые чувства к враждующим противникам, а без сего — всё не в прок, и внутренняя гармония нарушается и расстраивается. К ещё большому возмущению приводят душу мысли, что в её расстройстве виновны люди, а не она сама, помрачённая своей, внутренней неурядицей. Ведь люди, даже если они в заблуждении, то достойны сожаления, а не презрения и ненависти. Мысли о виновности других людей какой бунт производят в душевной храмине. И наоборот мысли о сожалении и сострадании к ним, хотя бы и заблудшим, какой мир в душе водворяют. Это, полагаю, испытал всякий блюдущий душу свою"[64].
Святитель. Афанасий (Сахаров), епископ. Ковровский, исповедник: «Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой. Где злоба — там нет Христа, там внушение тёмной силы»[65].
Схиигумен Иоанн (Алексеев †1958): «Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий»[66].
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в своём дневнике: «Даруй мне, Господи, доброе сердце, добромилующее к врагам моим или России; даруй мне сознавать, что самый злой враг мне — это я, я сам. Аминь. 26 июля 1908»[67].
Священномученик Поликарп Смирнский «Послание к Филиппийцам»: «Молитесь так же за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех, а сами вы были совершенны»[68].
Святитель. Василий Кинешемский: «Теперь. религиозная борьба приняла более культурную форму диспутов и богословских споров. Но и теперь ещё демон тщеславия и самолюбия шутит свою злую шутку над защитниками Христовой истины, и эти диспуты, часто кончаются взаимными проклятиями и озлоблением. Расколы и секты не уничтожаются и даже не уменьшаются в числе, но пропасть между различными оттенками христианских вероисповеданий становится всё глубже и непроходимее. Эти споры не приводят ни к каким результатам ещё потому, что всё время вращаются в области теоретических или догматических вопросов, тогда как корни разделения лежат не здесь, но во взаимных антипатиях религиозных обществ, вызываемых различными историческими условиями. Следовательно не теоретические споры, а только взаимная любовь может сблизить людей разных вероисповеданий. Споры же с их желанием победы вызывают только так называемую odium theologieum, то есть богословскую ненависть, несомненно худшую из всех существующих ересей. Религия тогда служит только маской для обмана, „ибо кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?“ (Ин. 4, 20)»[69].
Преподобный Силуан Афонский: «Если ты зло думаешь о людях, то значит, злой дух живёт в тебе, и это он тебе внушает злые мысли на людей»[70].
Святитель. Симеон Фессалоникийский в «Послании христианам, живущим в мусульманском окружении» пишет: «Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая за Христа, и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит Апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9). Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против нас, ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих. «..»
И всякий раз, когда вас они поносят, насмехаясь как могут над нами и всеми кто на земле, больше жалейте их и с дерзновением во Христе отвечайте, что мы больше радуемся о том, и веруем, что мы — рабы Божии, потому что мы гонимы в этом мире, потому что ненавидимы язычниками и страдаем за Христа, — ибо этому Он Сам нас научил, говоря что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13,13)"[71].
Преподобный Антоний Великий: «Кто незлобив, тот совершен и богоподобен. Он исполнен радования и есть покоище Духа Божия. Как огонь сожигает большие леса, когда понебрежешь о нём, так злоба, если допустишь её в сердце погубит душу твою и тело твоё осквернит. Поспешите стяжать незлобие и простосердечие святых, чтоб Господь наш Иисус Христос принял нас к Себе»[72].
VIII.
Любовь к врагам
Евангелие: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будите сынами Отца вашего Небесного.." (Мф. 5,43−45).
Богочеловек Иисус Христос не только требует от Своих последователей любви к врагам, но и Сам являет её.
Евангелие: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники.." (Лк. 23,33−35).
Преподобный авва Исаия обращает внимание на то, что на тайной вечери Господь Иисус Христос «как умыл ноги прочих учеников, так умыл ноги и Иуды, не делая различия»[73].
Схиигумен Иоанн (Алексеев): «После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил таинство святого Причащения, и Иуда был причащён Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа»[74].
Геронтисса Гавриилия: «Бог любит как тебя, так и врагов твоих»[75].
Проигумен афонского монастыря Филофей Ефрем (Mopaитис): «Святые отцы говорят, что в ином мире пищей людей будет любовь — любовь ко Христу и друг к другу. Один человек будет лицезреть другого и от этого ощущать в душе настоящий рай.
Такое же чувство мы можем испытывать и здесь на земле, но, конечно, совсем в малой степени. Когда Благодать Божия распалит сердце, человек духовный испытывает бесконечную любовь к братьям, ему хочется обнять всех: и братьев, и друзей, и врагов, и всю бездушную тварь. Чтобы ему не сделали он не станет смущаться, но будет ко всем относиться с любовью. И тогда ему открывается почему бесконечный Бог терпит, долготерпит грешников со всеми их злодеяниями по своей бесконечной любви"[76].
Святитель Иоанн Златоуст: «Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов, хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем..»[77].
Схиигумен Савва (Остапенко): «Молитва за врагов есть самая большая милостыня, а чрез оказание милости всем людям, в том числе и врагам, ты приблизишься к Богу и сделаешься Его другом и сыном возлюбленным»[78].
Иеромонах Киево-Печерской Лавры Владимир (Мусатов, XIX в): «Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот когда станет пред Ним и прострёт к Нему руки свои, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Бог услышит его, если предмет молитвы угоден Ему»[79].
Преподобный авва Исаия Нитрийский: «Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму: не видение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения»[80].
Преподобный авва Исаия Отшельник: «Как невозможно влить вино в сосуд, который не весь засмолён, или имеет какую-либо трещину; так невозможно нам угодить Богу, имея в себе ненависть и вражду»[81].
Геронтисса Гавриилия: «Как только вложишь в свою душу ненависть к кому-либо, сразу теряется гармония твоя с Богом. Она уже не может жить в тебе»[82].
Священномученик Поликарп Смирнский: «Где разделение и гнев, там Бог не обитает»[83].
Священномученик Игнатий Богоносец: «Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них — не раскаются ли они как-нибудь»[84].
Преподобный Силуан Афонский: «Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святаго.
Дух Святый учит любить врагов так, что будет жалеть их душа как родных детей.
Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому что не научились любви Божией от Духа Святаго, ибо тот, кто научился, будет проливать слёзы за весь мир.
Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?
Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией"[85].
IХ.
Любовь святых
Преподобный Силуан Афонский: «Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5,44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?
Когда Господь шёл в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я пришёл не погубить, но спасти» (Лк. 9,54−56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается, и тогда спасёмся милосердием Божиим"[86].
В Житии преподобного Паисия Великого говорится: «..После того, как святой довольно долгое время, так молился и непрестанно умилостивлял щедроты Божии, его мольбами преклонёно было милосердие Божие; ибо Спаситель не презирает молитв любящих Его. К святому старцу явился Сам Господь, и Знающий всё спросил его:
— О ком ты вопиешь ко Мне день и ночь? не об том ли отвергшемся от Меня и теперь перешедшему ко врагам — окаянном муже, который некогда был иноком, а теперь стал евреем? не об этом ли человеке ты молишься, угодник Мой Паисий?
Старец на это сказал Господу:
— О нём я молю Твою благость, человеколюбивый Владыко. Взирая на Твои щедроты, призывающие всех ко спасению и не хотящие смерти грешного, но ожидающие его обращения, — я ради этих щедрот Твоих, дерзнул молить о нём благоутробие Твоё: призови, добрый Пастырь, заблудшее овча, призови снова в Твою ограду и будь милостив к нему.
На сию молитву Господь сказал ему:
— О, угодник Мой! благочестие твоё велико: ибо ты, подражая Моей любви, заботишься о спасении грешных; посему, не скорби: просимое дастся тебе"[87].
В «Древнем патерике» говорится: «Рассказывали об авве Макарии Великом: однажды, проходя пустынею, нашёл он череп мертвеца, валявшийся на земле. Старец, ударив череп пальмовою палкою, сказал ему: кто ты такой? — отвечай мне. Череп отвечал: я был главным жрецом язычников, живших на этом месте; и когда ты, авва Макарий — духоносец, милосердуя к страждущим в мучениях, помолишься о них, тогда они чувствуют некоторую отраду»[88].
Преподобный Паисий Святогорец: «Вопрос о том, куда поместит меня Бог после моей кончины, меня не занимает. Самого себя я отбросил в сторону. Я делаю добро не для того, чтобы попасть в Рай.
Для меня предпочтительнее, чтобы хоть немного вкусили Рая те несчастные, которые живут вдали от Бога. Ведь мы, по крайней мере, попробовали, что такое райская радость, тогда как они уже в этой жизни живут в адской муке".
Приведя это высказывание Старца, его жизнеописатель пишет: «Старец просил Бога, чтобы Он освободил одну душу, мучавшуюся в адских мучениях, а его самого послал бы на его место. „Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти“ — писал святой апостол Павел (Рим. 9,3). Насколько же близко было расположение Старца Паисия к этим апостольским словам»[89].
Преподобный Силуан Афонский: «Христос молился за распинавших Его: „Отче, не поставь им греха сего; не ведят бо, что творят“. Архидиакон Стефан молился за тех, которые побивали его камнями, что бы Господь не вменил им этого во грех. И мы, если хотим сохранить благодать, должны молиться за врагов. Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живёт в тебе злой дух, и покамест ты жив ещё, старайся покаянием освободиться от него»[90].
Святитель. Игнатий (Брянчанинов): «Лишённые славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий.
Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.
Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: моё дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.
И слепому, и прокажённому, и повреждённому рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви"[91].
В «Литургии галльской и испано-готфской» говорится о любви Божией: «..и так как от Тебя всё произошло, то Ты находишься во всём; ибо Ты так высок, что обладаешь горним, так доступен, что не оставляешь земного, и так любвеобилен, что не лишаешь присутствия Своего и преисподнюю»[92].
Преподобный Исаак Сирин: «И что есть сердце милующее? ..Возгорение сердца у человека о всём творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слёзы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого сострадания умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А по сему и о безсловесных, и о врагах истины, и о наносящих ей ущерб, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а так же и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в его сердце до уподобления в сём Богу»[93].
Преподобный Силуан Афонский: «Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу»[94].
Господин Дроситис Панатиотис, почётный председатель Апелляционного суда, свидетельствует: «Любовь Старца была непревзойдённой. Она распространялась на всех людей, на всё творение, даже на бесов. Я видел, как у себя в каливе он принимал неизвестного ему человека, исповедующего иную религию. Он обнимал его с таким теплом и сердечностью, словно это был его любимый брат. Из собственных уст Старца я слышал, что, когда он со слезами молился о том жалком состоянии, в котором находится диавол, тот явился ему и начал его высмеивать. Я видел как он с нежностью и любовью заботился даже о растениях, о муравьях, о пресмыкающихся и о других представителях животного царства»[95].
Апостол Иоанн Богослов: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём» (1 Ин. 4,16).
[1] Святитель Григорий Богослов «Творения» т.1, М., 2010, с. 286.
[2] Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.3 «Божественные гимны» изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993, с. 220.
[3] Святитель Николай Сербский. «Кассиана (повесть о Христианской любви) Глава 6. Сто слов о Божественной любви» Перевод с сербского монахини Пелагие (Шеремет). Интернет версия книги.
[4] Лев Великий «Слово II на Рождество Христово». Интернет версия.
[5] «Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев 2001, с. 288.
[6] Епископ Варнава (Беляев) «Основы искусства святости» т.1, Нижний Новгород, 1994, с. 173.
[7] Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения» СПб., 2008, с.201
[8] Еп. Антоний (Храповицкий) «Собрание сочинений» т.2, с. 103. Цитата по книге: С.М. Зарин «Аскетизм по православно-христианскому учению» М., 1996, с. 364.
[9] Мартин Лютер (†18.2.1546) называл этот текст Библией в миниатюре. При чтении его на своём предсмертном ложе он сказал: «В этих словах моё единственное утешение и надежда». В одной из своих проповедей он сказал: «От этих слов печальное сердце становится радостным, а духовно мёртвое сердце обретает новую жизнь»
[10] А.И. Осипов. «Бог есть любовь». Интернет версия
[11] «Год со святителем Иоанном Златоустом». Сайт Православие.ру. 9.11.2006
[12] Цитата по книге: Иеромонах Илларион (Алфеев) «Мир Исаака Сирина» М., 1998, с.57
[13] Игумен Никон «Письма к духовным детям» изд. 2-е, ИМКА-ПРЕСС, Париж, 1988, с.147; в книге «Нам оставлено покаяние. Письма» М., 1997, с.388−389
[14] Преподобный Феодор Студит. «Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли» т.5. 92, 310.
[15] «Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексия Мечева» М., 2000, с.27
[16] «Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.332
[17] Старец Порфирий Кавсокаливит «Цветослов советов» Святая Гора, Афон, 2008, с.39
[18] «Добротолюбие» т.3, М., 1998, с. 238.
[19] Святитель. Иоанн Златоуст. т.11, ч.2, «О любви»
[20] Преподобный Симеон Новый Богослов. «Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли» т.5. 76, 32.
[21] «Творения преподобного Максима Исповедника книга I «Богословские и аскетические трактаты» 1993, с. 147.
[22] «Добротолюбие» т.3, М., 1998, с. 313.
[23] «Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с. 51.
[24] Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Мысли христианина» М., 2000, с. 518.
[25] «Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА» Jordаnville, N.Y., 1963, с. 250.
[26] «Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с. 570.
[27] «Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев, 2001, с. 275.
[28] Митрополит Антоний Сурожский «Беседы о вере и Церкви» М., 1991, с. 301.
[29] «Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии. Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.569−570
[30] «Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)» т.1, М., 1996, с.104
[31] Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.2, 1993, с.7−8.
[32] Цитата по книге «Святоотеческая хрестоматия» М., 2001, с. 94.
[33] Цитата по книге: Схиигумен Савва «О главных христианских добродетелях и гордости» без указания года и места издания, с. 107.
[34] Интернет версия книги: Святитель Тихон Задонский «Плоть и дух. XXI»)
[35] Святитель. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т. I, М., 1993, с. 121.
[36] «Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с.335
[37] Старец Паисий Святогорец «Письма» Свято-Троицкая Сргиева Лавра, 2001, с. 99.
[38] «Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина. Евангелие» М., 2008, с. 163. Интернет версия книги.
[39] Преподобный Исаак Сирин. «Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли» т.5. 58, 250.
[40] Антоний митрополит Сурожский «Молитва и жизнь» Рига, 1992, с.27−28.
[41] Епископ Александр Миленант «Любовь — царица добродетелей». Интернет версия книги.
[42] Цитата по книге: Схиигумен Савва. «О главных христианских добродетелях и гордости», Сатисъ, 2009 г., с.112−113.
[43] Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.2, 1859−1860, М., 2003, с.215
[44] Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви — Геронтисса Гавриилия 2.10.1897−28.3.1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.208
[45] «Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с. 381.
[46] «Добротолюбие» т.1, 1963, Jordnyille, N.Y., с.68−69.
[47] Святой Ефрем Сирин «Творения» т.1, М., 1993, с. 7.
[48] Журнал «Альфа и омега» 2003″ № 3(37), с.51−52.
[49] «Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с. 90.
[50] «Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с. 252.
[51] «Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22
[52] Святитель Феофан Затворник «Наставления в духовной жизни» изд. «Апостол веры», 2005, с. 354.
[53] «Добротолюбие» т.2, М., 1998, с.238
[54] Цитата по книге: Игумен Илларион (Алфеев) «Преподобный Симеон Новый богослов и православное предание» СПб., 2001, с. 348.
[55] Митрополит Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви» Книга первая М., 1994, с. 31.
[56] Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви — Геронтисса Гавриилия 2.10.1897−28.3.1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с. 223.
[57] «Старец отошёл в вечность 11.5.2004 в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провёл в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира.
[58] Сайт «Православие.Ru» Публикация «Священники и архиереи должны быть словно солнце. Поучения старца Дионисия (Игната)» 22.08.2012.
[59] Святитель. Игнатий Брянчанинов. «„Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли“» т.5. 38, 127−128.
[60] Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с.321
[61] «Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с. 58.
[62] Цитата по книге: Святитель. Игнатий (Брянчанинов) «Отечник»
[63] «Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с. 77.
[64] Журнал «Альфа и омега» 2009, № 1(54), с. 277.
[65] Газета «Крестовский мост» 2012, № 10, с. 12.
[66] Схиигумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с. 81.
[67] Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Предсмертный дневник. 1908. май — ноябрь» М.-СПб., 2003, с. 36.
[68] «Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с. 156.
[69] Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с. 318.
[70] «Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с. 319.
[71] Журнал «Альфа и омега» 2004, № 3(41), с.122−123.
[72] «Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.43−44.
[73] «Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с. 238.
[74] Схиигумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с. 83.
[75] Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви — Геронтисса Гавриилия 2.10.1897−28.3. 1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.210
[76] Старец Ефрем игумен монастыря Филофей на святой горе Афон «Искусство спасения. Беседы» т.1, М., 2012, с. 18.
[77] Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвении» М., 1992, с. 79.
[78] Схиигумен Савва (Остапенко). «Семена сатаны и любовь Христова. О главных христианских добродетелях и гордости». Интернет версия книги.
[79] «Вопросы келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных» репринт издания 1855 г., М., 1996, с. 67.
[80] «Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с. 236.
[81] «Добротолюбие» т.1, 1963, Нью-Йорк, с. 249.
[82] Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви — Геронтисса Гавриилия 2.10.1897−28.3.1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.151−152.
[83] «Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев, 2001, с. 299.
[84] «Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с. 135.
[85] «Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с. 256.
[86] «Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с. 341.
[87] «Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Июнь». Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1992, с.442−443.
[88] «Древний патерик, изложенный по главам» М., 1991, с.34−35.
[89] Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с. 537.
[90] «Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с. 319.
[91] Святитель. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т. I, М., 1993, с.125−126.
[92] «Собрание древних литургий Восточных и Западных» Выпуск 4 и 5; репринт с 1877 г. изд. Свято-Владимирского Братства, 1999, с. 82.
[93] «Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с. 299.
[94] «Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. — Ново-Казачье — Минск, 1991, с. 340.
[95] Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.530−531.
http://rusk.ru/st.php?idar=74845
Страницы: | 1 | |