Русская линия | Михаил Щеглов | 27.04.2016 |
Мама у меня живёт в деревне недалеко от Казани, и топит избу дровами. Так ещё отец покойный рассудил, ведь газ могут и отключить, если лихие времена вдруг настанут, а дрова — всегда найдутся в наших краях.
И заготовка и колка дров у нас в деревне — своеобразная семейная забава, а не какой-то тяжкий труд.
Вот, колю я как-то дрова. Вечер воскресного дня, конец первой недели Великого поста — Торжество православия. Хорошо так колются — одной левой! Правой рукой ставлю на попа полешко, выпрямлюсь — хрясть! Наклонюсь, поставлю, выпрямлюсь — хрясть опять с левой! Как на конвейере. И, вот, уж выпрямился и замахиваюсь на очередное полено, а оно начни падать — правая инстинктивно попридержать, а замах левой — не успел остановить — ну и тюкнул совсем слегка по кисти колуном ..
В понедельник ещё суета с утра, а во вторник — думаю, пост ведь идёт — надо помолиться на иконы до начала дня. И — на тебе — пальцы на повреждённой руке как положено — не складываются. Так и крестился двоеперстием, как старообрядцы. И только тут стал рефлексировать — почему же так получилось? И точно понял, ведь вторая неделя поста пошла, а я не то что в день Торжества православия в церкви на литургии не был, дровами занялся, а и на чтение покаянного канона Андрея Критского не приходил, и всю первую строгую неделю в суете пустой провёл.
Вот, в следующее воскресение уже пошёл на литургию, в нашу Варваринскую церковь, прихожане знакомые после службы спрашивают — что с рукой, а получив ответ — настаивают на походе в травм-пункт. Послушался, поехал и вышел оттуда — в гипсе, перелом оказался! Вот, скажет кто-то: «Кара Божья!». Но человек, ведь и сам себя часто наказывает или предопределяет собственное наказание, или, ошибаясь, преподносит себе личную науку.
И уж если носишь крест нательный — надо ведь как-то соответствовать, подумал я. Вот и стал я стараться исправиться — по воскресениям каждую неделю на утреннюю службу ходить от начала и до конца и дважды был на чудной «пассии» — особой вечерней воскресной службе по страстям Христовым. Но, крестясь, стукая гипсом по лбу — иногда отвлекался — по старообрядчески приходится. А делать нечего — двоеперстие теперь зафиксировано в гипсе, и никак иначе не перекрестишься.
И вспомнилось первое относительно близкое знакомство с казанскими старообрядцами осенью 2013 на Арском некрополе на уборке могил на знаменитых русских купцов-старообрядцев, почётных горожан-меценатов. Вот, убрали мы гору мусора с могилы Ивана Петровича Оконишникова, чья мельница, построенная им ещё в 1895 г. в с. Печищи на берегу Волги под Казанью — до сих пор мелет муку для нас!
Поставили крест деревянный на месте могилы, настоятель старообрядческой общины Старо-Поморского согласия г. Казани о. Александр (Хрычёв) пропел панихиду. Пел, как у них и полагается, древнерусским знаменным распевом. Только, вот, слышу, практически все слова молитв и песнопений — совпадают и с нашей панихидой. Удивился! Раскололась церковь наша ещё в середине XVII в., а тексты почти не изменились. Единственное, обратил внимание, на панихиде у них дополнительно и довольно основательно поминаются погибшие православные в разных случаях русской истории. Узнал потом, что и Богородицу они почитают как мы, и Троица у них — единосущная и Нераздельная, что Христос — Бог, а не просто «пророк», как у некоторых течений, и ещё много другого совпадающего. И святые у старообрядцев с нами — все общие, но только до 1666 года. Дальше, видимо, эта ветвь старообрядчества считала, что наступит конец света. Три шестёрки, очевидно - давали повод. Позднее о. Александр подарил мне «Краткий древлеправославный молитвослов», изучив который, я и вовсе понял, что разделение русских церквей на современном этапе должна восприниматься как нелепая вещь, искусственная.
Про двоеперстие же — вовсе интересный диалог вышел как-то с моим товарищем по сбору гуманитарной помощи Донбассу Ильясом Султановым. Человек этот, будучи этническим татарином, некогда пришёл в православие, причём к одному из наиболее строгих учений — их самых — старообрядцев Старо-Поморского согласия, у которых со времён раскола и священства — нет, а вера — прежняя. И стал он после крещения Иваном, и по всему видно — человек крепок в своей вере. Вот, спрашиваю я Ивана:
— Скажи, в чём разница. троеперстие — Святая Троица, а прижатый мизинец с безымянным — человеческая и божественная природа Христа. Или двоеперстие — две природы Христа, а три прижатых пальца пятерни — Троица?
— А ты когда крестишься — что это символизируешь?
— Крест, распятие.
— А Кто был распят?
— Иисус Христос.
— Ну, вот видишь, не Троица же была распята на кресте, поэтому и креститься надо не тремя, а двумя перстами, символизируя распятие Богочеловека.
Сложно спорить. Батюшки наши — тоже в основном теряются, если просить логики. «Греха нет большого, если двумя крестишься, но только другим, кто в храме видит тебя - соблазн, сомнение, ведь Церковь учит следовать тому, как Она установила», — так в основном поясняют наши священники.
В любом случае, теперь мне совершенно понятно, что сближение русских церквей состоится, раскол будет преодолён, и это — дело всех нас, русских людей — хоть иерархов, монашествующих, священнослужителей, хоть простых мирян с обеих сторон. Главное — Промысел Божий.
Мне же в начале страстной недели хирург вернул руке прежний вид, сняв искусственную конструкцию и теперь — в память и в науку — останется мне этот гипсовый слепок кисти собственной руки, запечатлевший её как круглосуточно в течение месяца в одном положении. В положении, изготовленном к совершению крестного знамения двумя перстами — по-старообрядчески. Но главное — не это. Главное для православного человека на страстной неделе сподобиться сердечного покаяния, исповеди и причастия. Чтобы во всей полноте подготовиться телом и духом к главному дню в году для православного русского человека — Светлой Христовой Пасхе.
Михаил Щеглов, Председатель Общества Русской культуры Республики Татарстан
http://rusk.ru/st.php?idar=74788
|