Православие.Ru | Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) | 13.04.2016 |
Как епископат Русской Православной Церкви оценивает реформу церковного управления, что думают верующие Нижегородской епархии по поводу Всеправославного собора и встречи Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским, как принимаются решения на заседаниях Священного Синода, что может сделать епархиальный архиерей для развития приходской жизни, — на эти и другие вопросы отвечает митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов).
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
— Православная общественность активно обсуждает реформу церковного управления, создание новых епархий и общецерковных учреждений. Высказываются разные, в том числе критические мнения о происходящих изменениях. Однако, как правило, это взгляд тех, кто сам в церковном управлении напрямую не участвует. А как оценивается реформа церковного управления изнутри, на уровне епископата Русской Православной Церкви?
— Да, действительно, темы управления в настоящее время у всех на слуху. И не только в Церкви. Это именно тот вопрос, который всегда имеет большой общественный резонанс. Что касается церковного управления и изменений, которые сейчас проходят, то в первую очередь, необходимо ясно понимать, что Святейший Патриарх Кирилл продолжает дело, начатое его предшественником Патриархом Алексием II по возрождению Русской Православной Церкви и преодолению последствий гонений на веру в ХХ веке. Все реформы, инициированные Патриархом и Синодом и поддержанные Архиерейскими соборами, осуществляются в русле этого созидательного процесса и направлены на достижение совершенно конкретной цели — просвещения людей светом Христовой веры и приобщения их к благодатной жизни в лоне Православной Церкви.
Что касается звучащих разных оценок перемен в церковном управлении, целесообразности создания новых епархий и церковных учреждений, то нужно очень четко понимать и учитывать одно чрезвычайно важное обстоятельство. А именно, что сами по себе изменения внешних сторон жизни Церкви не смогут обеспечить ее качественного и количественного роста. Реформа призвана лишь создать благоприятные условия для проповеди, духовного образования, миссионерской и социальной деятельности, укрепления епархиальной и приходской жизни. Как будут использованы эти новые возможности, зависит от конкретных людей — архиереев, пастырей, монахов, мирян. В годы гонений некоторым решительным и смелым иерархам и священникам вопреки всем препятствиям удавалось строить новые храмы или спасать от закрытия старые, подпольно печатать и распространять духовную литературу, проводить православные лектории для молодежи и многое другое. К сожалению, в нынешнее тучное время некоторые не хотят даже с места сдвинуться, чтобы использовать дарованные Богом благодатные возможности в миссионерском и духовно-просветительском служении.
Мне представляется очень важной сегодня деятельность синодальных учреждений, которая побуждает епархиальные структуры к активизации на местах. Этому способствует проведение регулярных окружных семинаров под эгидой синодальных отделов. К их работе привлекаются специалисты по работе с молодежью и наркозависимыми, по социальному и тюремному служению, катехизации, духовному образованию, миссионерской деятельности, взаимоотношению со светской властью и средствами массовой информации. Все это помогает осмыслить накопленный за эти годы опыт, содействовать его распространению и реализации в епархиях или митрополиях.
— Некоторые околоцерковные и светские публицисты используют термин «церковная вертикаль», имея в виду концентрацию власти на уровне высших органов церковного управления. Насколько применение этой терминологии, на ваш взгляд, уместно? Как тут избежать противопоставления с «соборностью», которая традиционно ассоциируется с устройством Православной Церкви?
— Сравнивать Церковь со светским государством, политической партией или коммерческой организацией, даже на уровне терминологии, когда становятся вполне применимы такие понятия, как «вертикаль власти» или «демократическое устройство», — значит, не понимать ее природы и не обладать живым чувством причастности к ее благодатной жизни. Иерархическое устройство Церкви, утвержденное Самим Христом, органично сочетается с соборными началами ее бытия. В Символе веры мы исповедуем свою веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Это значит, что мы имеем живую уверенность в том, что в ней действует благодать Святого Духа, к которой причастны ее члены. Значит, вертикаль власти в Церкви уходит в небеса. Господь управляет Своей Церковью непостижимым для нас образом. Епископы и священники — лишь орудия этого управления. Людям вне Церкви это совершенно непонятно, они меряют все земными мерками и другим пытаются навязать эту позицию.
— Вы участвовали и участвуете в работе Священного Синода, Архиерейского собора и других высших органов церковного управления. Расскажите, на каких принципах основывается принятие ими решений, что, как известно, происходит в закрытом режиме. Бывают ли несогласия между присутствующими и если да, то как они разрешаются?
— Большинство принимаемых в настоящее время решений на уровне Священного Синода и Архиерейского собора проходят предварительную тщательную и довольно длительную проработку. В комиссиях и на пленуме Межсоборного Присутствия готовятся и обсуждаются проекты документов по самым насущным проблемам жизни Церкви. Многие вопросы выносятся на общецерковную дискуссию. В епархиях на собраниях духовенства, мирян, монашествующих, преподавателей духовных школ проходят обсуждения предложенных для рассмотрения тем. В аппарат Межсоборного Присутствия направляются соответствующие отзывы. Во внимание принимаются мнения различных сторон, их анализируют, обобщают и вырабатывают проект решения для соборного принятия и утверждения высшей церковной властью. Мне самому доводилось возглавлять комиссии Межсоборного присутствия, входить в его президиум: это действительно соборный орган, где вырабатывается и учитывается мнение членов Церкви, которое потом оформляется в решениях Архиерейских соборов, Синода, распоряжениях Святейшего Патриарха.
Святейший Патриарх очень внимательно относится к суждениям иерархов, высказываемым ими на заседаниях Священного Синода или Архиерейского Собора. Все кандидаты в епископы, например, вызываются, но очередное заседание Синода для собеседования с его членами и отрицательного мнения одного из иерархов может оказаться достаточным, чтобы хиротония была отменена. Несогласие епископов по вопросам, рассматриваемым соборно, может привести к тому, что предлагаемое решение будет отправлено на дальнейшую доработку или отложено на определенный срок. И мне странно слышать некоторые высказывания собратьев о том, что кому-то не дали сказать на Архиерейском соборе. Не говоря уже о выражении своего мнения на комиссии или сессии Межсоборного присутствия, а тем паче на Синоде. Мне такие случаи неизвестны, хотя я уже достаточно длительное время участвую именно в соборных органах управления Церковью и считаю, что они все принимают активное и неформальное участие в ее управлении.
— Задают ли верующие вашей епархии вопросы священнослужителям о прошедшей встрече Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским и о грядущем Всеправославном соборе? Какого рода эти вопросы и как вы и ваши сослужители на них отвечают?
— Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским была воспринята церковной общественностью несомненно как событие исторического значения и стала предметом обсуждений и дискуссий среди духовенства и мирян. Большая часть церковных людей с одобрением отнеслась к позиции священноначалия, которую Святейший Патриарх внятно и убедительно разъяснил в своем специальном интервью. Со вниманием были восприняты и публичные высказывания на эту тему авторитетных богословов, священников, официальных представителей Московской Патриархии. Тем не менее, в первую очередь, на некоторых интернет-ресурсах стали появляться критические материалы как о прошедшей встрече Патриарха с папой, так и о предстоящем Всеправославном Соборе. Замечательно, что наш народ неравнодушен к вопросам веры и ревнует о чистоте Православия. Однако, многие из тех, кто осуждает встречу Патриарха с папой и с подозрениям относится к будущему Всеправославному Собору, к сожалению, не самостоятельны в своих суждениях, плохо разбираются в догматических и канонических вопросах. В письмах мирян, поступающих в адрес епархиальных архиереев, копируются тексты, размещенные на сайтах радикально-консервативного направления. В этих текстах есть обвинения, много эмоций, но нет зачастую аргументов и богословского видения. Создается впечатление, что организована целая кампания для смущения умов простых верующих, дискредитации авторитета священноначалия Русской Церкви и поддержания раскольнических настроений. Ревность о вере, свойственная многим православным людям, используется для нагнетания обстановки и подрыва церковного единства. Епископат и духовенство Нижегородской митрополии стараются разъяснить всем испытывающим смущение, что никаких изменений православного вероучения и радикальных реформ церковной жизни не происходит и не планируется.
— Святейший Патриарх неоднократно говорил о необходимости укрепления общинной жизни на приходах. Что может сделать епархиальный архиерей, чтобы приходы были настоящими общинами с живыми связями между составляющими их верующими? Есть ли, на ваш взгляд, тут развитие?
— Возможности епархиального архиерея значительны, но не безграничны. Он в силах создать благоприятные условия для развития общинной приходской жизни, оказывать всемерную поддержку деятельным в этом отношении пастырям, поощрять инициативу активных мирян, призывать, наконец, к тому, чтобы прихожане храмов не были лишь пассивными посетителями богослужений, а пастыри — формальными требоисполнителями. Но успех в этом начинании во многом зависит не только от архиерея, но и от самих священников и мирян. Там, где есть горящий духом батюшка, естественным образом возникает и живая дружная община. В ней зарождается желание проявить свою веру делами во славу Божию. Паломнические поездки, волонтерские движения, центры православной семьи и помощи детям-инвалидам, воскресные школы, социальные и издательские проекты, строительство и восстановление храмов — все это объединяет людей в служении Богу через служение людям. Милостью Божий в нашей митрополии достаточно таких живых духом священников и добрых мирян, поэтому мне, как правящему архиерею, есть кого поддерживать. С благодарностью Богу отмечаю для себя, что живых и сплоченных приходских общин становится больше как в городах, так и в сельских районах. Епископу важно при посещении таких приходов не ограничиваться совершением богослужений, но находить время для неформального общения с прихожанами, проводить с ними духовные беседы, отвечать на волнующие их вопросы.